Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Европейские тенденции в культурных ландшафтах Китая.
Сады, парки и другие объекты городского озеленения Китая в настоящее время остро ощущают влияние европейской культуры. Примером этому служат аллейные посадки платанов во французском квартале Шанхая, обширные газонные пространства не только в современных, но и в исторических парках Китая. На систему городского озеленения и планировку крупных городских парков созданных в 50-е – начале 70-х годов прошлого века большое влияние оказали технологии и методы, разработанные в СССР. В Пекине и других крупных городах появились типовые кварталы «пятиэтажек» с типовым внутри дворовым озелененным пространством, новые городские парки разрабатывались с зонированием, применяемым в СССР. Формовка растений в китайских садах и парках применялась традиционно. Однако, строгих геометрических форм, ленточных изгородей и бордюров не было, поскольку это не согласовывалось с основной теорией подражания природе. В современном озеленении Китая таких элементов появилось множество. Тем не менее, заимствованные из Европы живые изгороди испытали на себе определенное китайское влияние – их протяженность иногда исчисляется десятками километров. Так, например, на протяжении 60-километровой трассы от международного аэропорта Пекина до цента города можно видеть хорошо ухоженные и богато декорированные растительные модули, отгороженные от трассы стриженной живой изгородью. Этот же прием многократно используется в городских посадках, в том числе под скоростными дорогами, поднятыми на значительную высоту. Еще одним европейским приобретением можно считать прием декорирования стен зданий вьющимися растениями. Традиционно красиво цветущие лианы, например глициния (Wisteria sinensis Sweet) в Китае применялись лишь на перголах, редко в качестве почвопокровных в садах применялись лианы, не имеющие крупных ярких соцветий (Parthenocissus thomsonii Planch., P. tricuspidata Planch.). Кроме традиционных малых архитектурных форм в садах и парках Китая, в последнее десятилетие особенно популярной в местах отдыха горожан, на пешеходных улицах и в городских скверах стала установка бронзовых скульптур в человеческий рост, появилась абстрактная и гротескная скульптура. В настоящее время ни один крупный парк в мире, и в том числе современные китайские, не обходятся без парадной демонстрации воды. В китайских парках фонтаны часто дополняются другими европейскими архитектурными элементами, как, например колоннада с греко-римскими мотивами в парке Юньтай в Гуанчжоу. Цветочные растения в китайских садах имели всегда ограниченное использование. Особым вниманием пользовались пионы, хризантемы, иногда – орхидеи. Ковровые цветники до последнего времени не были характерны для Китая, поскольку в традиционном китайском саду экологической ниши для цветущих многолетников, и тем более для однолетних декоративных растений, требующих хорошей освещенности, никогда не было. Появление ковровых цветников геометрических форм так же как и появление газона, свидетельствует о принципиальных изменениях в планировке современных садов и парков Китая и активном внедрении в практику садово-паркового строительства новых европейских технологий. Современные жилые комплексы крупных городов Китая построены по тому же принципу, что и в других городах мира и представляют собой территории ограниченного пользования с несколькими жилыми высотными 18-25 этажными зданиями, подземными паркингами и огороженной благоустроенной территорией. Дизайн подобных дворовых территорий бывает самым различным, но достаточно часто встречаются элементы оформления с европейскими мотивами, как, например, в жилом комплексе Губэй в Шанхае. Здесь можно увидеть фигуру Зевса, лежащего внутри фигурно выстриженных боскетов из кизильника, фонтан «Рождение Афродиты» в коричневых подтеках от железистой воды, а также римских волчиц, венчающий каждый из столбов ограждения жилого комплекса. Именно такой пример как нельзя лучше демонстрирует негативное проявление глобализации при создании объектов ландшафтной архитектуры, поскольку данный вариант приобщения к мировым культурным ценностям происходит через прямое пренебрежение к истории и искусству других народов.
|