Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Песнь Песней Глава 4






 

В прошлый раз говорили, что Невеста как бы впервые искала Бога и нашла Его на ощупь. И видит возлюбленного Жениха в венце, которым увенчала Его синагога еврейская и нашла Его прекрасным, в тот день, когда она встретила его распятым.

Сейчас Жених начинает оценивать Свою Невесту. Вначале Жених сравнивал Свою Невесту с кобылицей в колеснице у фараона. Если вначале будущая Божия Невеста была рабыней у врага рода человеческого, на ней гарцевали демоны (как говорит Макарий Великий: «Демоны гарцуют на нечестивой душе, которая творит зло и не раскаивается в нем»), то сейчас человеческая душа, уже исцеленная, встретившись с Богом, уже по-другому оценивается своим Создателем.

 

Бог говорит, вечный Жених людей говорит так: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои — как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои — как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока — ланиты твои под кудрями твоими; шея твоя — как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем — все щиты сильных; два сосца твои — как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама» (Песн. П. 4, 1-6).

Итак, посмотрим, как Бог оценивает Свою Невесту. Мы помним, что Невестой Бога является и Вселенская Церковь во всей ее полноте, и каждая человеческая душа как член Вселенской Церкви. Итак, когда человеческая душа становится прекрасной? По природе ли она прекрасна или нет? Конечно, нечто прекрасное есть в человеческой душе и по природе, потому что она сотворена по образу Божию, и действительно, можно утонуть в огромной бездне человеческого сердца, в безмерной бездне. Люди-безбожники не знают тех бездн, которые скрыты в сердце человека, они воспринимают человека как животное. На самом деле даже в сердце падшего человека скрыты огромные бездны, но они ничтожны перед огромнейшей бездной глубин, сокрытой в сердце христианина, потому что через сердце христианина происходит встреча двух бездн. Великий псалом царя Давида 41-й, там сказано: «Бездна бездну призывает в гласе хлябий своих». То есть, бездна сердца человека призывает бездну Бога, то есть эти две бездны огромные встречаются между собой в глубинах сердца, и, таким образом, человек становится больше вселенной, больше неба и земли становится сам человек. Недаром говорил святой Григорий Богослов, что человек – это большой мир в маленьком. Не маленький в большом, а большой в маленьком. То есть, вся вселенная – она игрушечная, домашняя по сравнению с огромным человеком, который соединился с безмерным Богом.

И поэтому действительно такой человек становится прекрасным, потому что он украшен красотою Бога. Поэтому и говорит Жених: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!» То есть, ты стала прекрасной потому, что ты стала возлюбленной Мне. Именно потому, что Моя любовь охватила тебя, ты стала прекрасной. Красота – она одела тебя и пронизала тебя, потому что Я – существенная Красота и Я есть в тебе. Как говорил Бог: «…вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6, 16).

 

И дальше Господь описывает совершенства Своей Невесты – Невесты-Церкви и Невесты-души: «…глаза твои голубиные под кудрями твоими» (Песн. П. 4, 1). То есть, глаза, они «голубиные». Глаза Церкви – это пророки. Почему они голубиные? Потому что силою Духа Святого они зрят будущее. Но и у человека-христианина глаза становятся тоже голубиными, то есть человек сам приобретает новое зрение, он обретает возможность увидеть Бога. А увидеть Бога можно только Богом. Бога нельзя увидеть при помощи, к примеру, компьютерной томографии или при помощи магнитно-ядерного резонанса, и при помощи ускорителя Бога не увидишь. Пространство-время не взломаешь искусственно. К Богу не прорваться самому. Для того, чтобы увидеть Бога, нужно быть охваченным Богом. Бог познается только Богом. Как и человека нельзя взломать искусственно. Поэтому когда глаза у человека голубиные, это говорит о том, что человек приобретает новое зрение. Об этом поет Церковь во время праздника Святого Богоявления. Об этом поется так: «Огнем очистившись тайного зрения». Пророк восклицает, увидев переделывание (новодейство) людей. То есть, у пророков и вообще святых, у них возникает новое зрение. Часто спрашивают: «Почему некрещеные Царство Божие не наследуют?» Ответ очень простой – у них нет органов чувств, чтобы его увидеть. У них нет глаз, чтобы увидеть Царство Бога; у них нет ушей, чтобы его услышать; у них нет ноздрей, чтобы обонять его благоухание; у них нет гортани, чтобы ощутить сладость Царства Божия; они не имеют рук, чтобы осязать его. В крещении все это дается, но этими глазами нужно научиться пользоваться. Эти глаза должны раскрыться. У нас, к сожалению, они раскрываются с некоторым прищуром. Часто на Царство Божие с прищуром смотрят: прищурились, посмотрели на Царство Божие – вот как здорово, нам так понравилось, какая радость, как здорово, как это хорошо, замечательно, но лучше я своим займусь, глазки закрою, не дай Бог, Бог меня заметит. А есть удивительный текст, прекраснейший текст первого века, раннехристианский – «Оды царя Соломона» называется, песни ранних христиан, которые они пели друг другу. И в одной из песней говорится так... Там христианская душа обращается к Христу и говорит: «Я вижу себя в Твоих зрачках». По-настоящему я себя увижу, только заглянув в Твои зрачки. Люди себя не знают, потому что смотрят не в то зеркало. Они смотрят в зеркало стеклянное, которое не способно отразить человека. Они смотрят в зеркало чужих глаз, как они перед другими глазами выглядят, но и они не способны отразить человека. А ведь есть зеркало, которое способно нас отразить. Это – глаза Христа, в свете которых мы можем узнать и самих себя. Этот огонь тайного зрения раскрывается в нас, и наши глаза встречаются с глазами Христовыми. Почему? Потому что глаза у нас становятся голубиные, силой Святого Духа озаренные.

И дальше говорит Господь: «…волосы твои — как стадо коз, сходящих с горы Галаадской». Волосы всегда являются символом мыслей человека, так как они растут из головы. Во время Крещения, когда человека крестят, ему выстригают волосы крестовидно в знак того, что теперь его разум принадлежит Богу. Так вот, волосы у Невесты подобны стаду коз, которые сходят с горы Галаадской. То есть, наши волосы, наши мысли ушли, уходят от этого мира, с гор, где кланяются истуканам, злым духам, уходят они от языческих представлений и непрерывно двигаются в глубины смирения, сходят в долины смирения, где человеческий разум встречается с Богом. Поэтому и волосы уподобляются козам, сходящим с гор Галаадских.

«…зубы твои — как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними» (Песн. П. 4, 2). На самом деле, если вы воспринимаете это просто как обычное эротическое описание, как часто пытаются сделать безбожники, то это полная глупость. Зачем так странно описывать Невесту? Почему надо подробно описывать овец – что у них двойня у каждой, бесплодной нет между ними, – зачем? Никакого смысла такое описание не имеет. Но с духовной точки зрения смысл очевиден. Что является в нашем духовном смысле зубами? Что делают зубами? Разжевывают пищу. Так вот, когда к нам поступает информация, ее необходимо «разжевать», проанализировать.

 

Наша распознавательная способность, способность нашего духа, является этакими зубами духовными. Так вот, у Церкви «зубы», которыми она «разжевывает», – это церковные Соборы, которые порождают двойню – благо для учения и для жизни. Каждый Собор подкрепляет и веру христиан, и жизнь христиан. Поэтому у них порождаются двойни, «и бесплодной нет между ними». Ведь церковные Соборы всегда порождают благие плоды, они исцеляют раздирания церквей. Но и касательно души человеческой – у настоящего христианина, христианки, способность к размышлению, анализу изменилась. У человека-безбожника «зубы» – с тяжелой формой кариеса, поэтому люди часто не любят анализировать события. Почему? Например, если у вас гнилые зубы, то жевать больно, неприятно. Точно так же человек с больным разумом, больной способностью к рассуждению тоже пользоваться ими не хочет. Все воняет, все заражается гнилью, и человек «проглатывает» куски непрожеванной информации. Чему в наших школах учат? Совершенно не учат анализировать информацию, учат просто зазубривать. Почему? То же самое в институтах, университетах. Эта система явно порочная, жутко оккультная система изначально.

А Бог, Он чему учит? Во-первых, Он исцеляет духовные зубы, то есть способность к размышлению, познанию, распознаванию добра и зла, и делает так, чтобы эти зубы были похожи на стадо выстриженных овец, выходящих из купальни. Почему овец? Овцы стоят по правую руку от Христа, то есть мы пропускаем в наш разум только мысли, подобные овцам, ведущие нас на правую сторону от Христа, те, которые оправдывают нас.

Почему «выходящих из купальни», как вы думаете? – Купель Крещения. То есть, только те мысли мы принимаем, в которых действие Святого Крещения, согласно с той верой, которую мы исповедуем при Крещении.

«…у каждой пара ягнят…». Каких? Христиане спасаются, поднимаются к Богу на двух крыльях. Некоторые люди пытаются подняться к Богу на одном крыле – и падают. Какие два крыла? Деяния и разум. То есть, деятельные добродетели и добродетели созерцания. Что такое деятельная добродетель? Это дела милосердия, кротости, воздержания, то есть внешние проявления добрых дел. Многие люди думают, что если делать какие-то внешние добрые дела, то этого достаточно. Эти люди подобны птице, которая пытается взлететь на одном крыле, а она непременно свалится. Второе крыло – это созерцание, это добродетели, которые переделывают внутренность сердца человеческого: это сердечная молитва, внутреннее спокойствие, внутренняя тишина, постоянная память Божия и еще более высокие добродетели, о которых я даже не упоминаю сейчас. Нужно на обоих крыльях взлететь. Если пытаться одним созерцанием жить, такой человек тоже не взлетит, нужно подниматься на двух крыльях. Нужно, чтобы каждый наш «зуб духовный» порождал двойню, и бесплодных не было между ними, чтобы мы не пропускали в наше сердце бесплодных мыслей. Какие это мысли? Апостол Павел говорит: «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5, 11). Настоящее бесплодие – это то состояние, когда человек не порождает добрых дел, то есть, когда он весь внутренне загнивший. Никаких таких злых бесплодных дел в наш разум не должно поступать.

«Как лента алая губы твои, и уста твои любезны» (Песн. П. 4, 3). Если мы возьмем подлинник, то там увидим: «Как веревка красная твои губы». Почему такое странное сравнение? Дело в том, что мы знаем, что в Священном Писании есть такой эпизод, когда евреи брали Иерихон. Тогда Бог дал такой знак, что Раав – блудница, которая приняла соглядатаев, она осталась жива, потому что спустила красную веревку из своего окна, и те, кто были с ней в этом доме, те остались в живых, а все остальные были уничтожены как враги Божии. Эта красная веревка – знак спасительной Крови Христа, которая нас спасает от вечного мучения. А почему губы у христианина красные? Они пронизаны Святым Причастием. На самом деле есть такая самая замечательная примета. Почему нельзя матюгаться? Как можно матюгаться тем языком, которым мы принимаем Кровь Бога? Как это возможно? Как можно ругаться тем языком, которым мы прославляли Создателя? Поэтому память о Крови Господней, которая на наших губах, она лучшее лекарство от всех злодейств, которые сходят с нашего языка.

 

Наша распознавательная способность, способность нашего духа, является этакими зубами духовными. Так вот, у Церкви «зубы», которыми она «разжевывает», – это церковные Соборы, которые порождают двойню – благо для учения и для жизни. Каждый Собор подкрепляет и веру христиан, и жизнь христиан. Поэтому у них порождаются двойни, «и бесплодной нет между ними». Ведь церковные Соборы всегда порождают благие плоды, они исцеляют раздирания церквей. Но и касательно души человеческой – у настоящего христианина, христианки, способность к размышлению, анализу изменилась. У человека-безбожника «зубы» – с тяжелой формой кариеса, поэтому люди часто не любят анализировать события. Почему? Например, если у вас гнилые зубы, то жевать больно, неприятно. Точно так же человек с больным разумом, больной способностью к рассуждению тоже пользоваться ими не хочет. Все воняет, все заражается гнилью, и человек «проглатывает» куски непрожеванной информации. Чему в наших школах учат? Совершенно не учат анализировать информацию, учат просто зазубривать. Почему? То же самое в институтах, университетах. Эта система явно порочная, жутко оккультная система изначально.

А Бог, Он чему учит? Во-первых, Он исцеляет духовные зубы, то есть способность к размышлению, познанию, распознаванию добра и зла, и делает так, чтобы эти зубы были похожи на стадо выстриженных овец, выходящих из купальни. Почему овец? Овцы стоят по правую руку от Христа, то есть мы пропускаем в наш разум только мысли, подобные овцам, ведущие нас на правую сторону от Христа, те, которые оправдывают нас.

Почему «выходящих из купальни», как вы думаете? – Купель Крещения. То есть, только те мысли мы принимаем, в которых действие Святого Крещения, согласно с той верой, которую мы исповедуем при Крещении.

«…у каждой пара ягнят…». Каких? Христиане спасаются, поднимаются к Богу на двух крыльях. Некоторые люди пытаются подняться к Богу на одном крыле – и падают. Какие два крыла? Деяния и разум. То есть, деятельные добродетели и добродетели созерцания. Что такое деятельная добродетель? Это дела милосердия, кротости, воздержания, то есть внешние проявления добрых дел. Многие люди думают, что если делать какие-то внешние добрые дела, то этого достаточно. Эти люди подобны птице, которая пытается взлететь на одном крыле, а она непременно свалится. Второе крыло – это созерцание, это добродетели, которые переделывают внутренность сердца человеческого: это сердечная молитва, внутреннее спокойствие, внутренняя тишина, постоянная память Божия и еще более высокие добродетели, о которых я даже не упоминаю сейчас. Нужно на обоих крыльях взлететь. Если пытаться одним созерцанием жить, такой человек тоже не взлетит, нужно подниматься на двух крыльях. Нужно, чтобы каждый наш «зуб духовный» порождал двойню, и бесплодных не было между ними, чтобы мы не пропускали в наше сердце бесплодных мыслей. Какие это мысли? Апостол Павел говорит: «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5, 11). Настоящее бесплодие – это то состояние, когда человек не порождает добрых дел, то есть, когда он весь внутренне загнивший. Никаких таких злых бесплодных дел в наш разум не должно поступать.

«Как лента алая губы твои, и уста твои любезны» (Песн. П. 4, 3). Если мы возьмем подлинник, то там увидим: «Как веревка красная твои губы». Почему такое странное сравнение? Дело в том, что мы знаем, что в Священном Писании есть такой эпизод, когда евреи брали Иерихон. Тогда Бог дал такой знак, что Раав – блудница, которая приняла соглядатаев, она осталась жива, потому что спустила красную веревку из своего окна, и те, кто были с ней в этом доме, те остались в живых, а все остальные были уничтожены как враги Божии. Эта красная веревка – знак спасительной Крови Христа, которая нас спасает от вечного мучения. А почему губы у христианина красные? Они пронизаны Святым Причастием. На самом деле есть такая самая замечательная примета. Почему нельзя матюгаться? Как можно матюгаться тем языком, которым мы принимаем Кровь Бога? Как это возможно? Как можно ругаться тем языком, которым мы прославляли Создателя? Поэтому память о Крови Господней, которая на наших губах, она лучшее лекарство от всех злодейств, которые сходят с нашего языка.

 

Дальше: «шея твоя — как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем — все щиты сильных» (Песн. П. 4, 4).

Итак, шея Церкви – это святые Апостолы, которые окружены тысячей щитов, то есть добродетелей, ангельских сил, которые близки к ним. А шея наша – это то, благодаря чему мы говорим, там голосовой аппарат находится. А почему она сравнивается с крепкой башней? У царя Соломона есть Книга Притчей, и там он говорит: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен» (Прит. 18, 11). У человека имя Божие должно пронизать его шею. В буквальном смысле человек должен как бы дышать именем Божьим. На самом деле Священное Писание, Святоотеческое Православие не предполагают какой-то особой духовности человека, человек захватывается Богом весь – и душа, и тело. Он весь пронизывается силой Создателя. И вот имя Божие обитает у человека во рту. Святые Отцы бесцеремонно сравнивают имя Божие с жвачкой, которую жуют коровы. То есть, как коровы жуют непрерывно жвачку, так же человек должен непрерывно «жевать» имя Божие, пока оно сладость свою не откроет. И когда Имя Божие поселится в сердце у человека, когда он будет дышать им, тогда его шея будет подобна столпу, вокруг которого тысяча щитов сильных. То есть, Имя Божие привлечет к человеку такую силу Божию и ангельскую помощь, что человек станет абсолютно непобедимым.

И дальше: «два сосца твои — как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями» (Песн. П. 4, 5).

У Церкви есть два сосца – это Ветхий и Новый Завет, которые как двойня молодой серны, потому что они – Откровение от единого Бога. Ведут они к одной цели, так как и Ветхий и Новый Завет говорят об одной единственной цели – о Господе Иисусе Христе, потому что Он – центр и Ветхого, и Нового Завета. Поэтому и сравниваются с двойней молодой серны, пасущейся между лилиями. Оба эти Завета двойня одной серны – Христа, и они пасутся между лилиями, потому что ведут человека к благоуханной чистоте. Человек, живущий Ветхим и Новым Заветом, живет в этой чистоте.

Но лично для каждого человека два сосца – это двуединая заповедь. Одна единая заповедь, двуедино проявляющаяся, – это любовь к Богу и любовь к ближнему. Они тоже ведут человека к евангельской чистоте, так что человек становится как лилия – чистым и благоуханным.

 

И дальше Жених говорит: «Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама» (Песн. П. 4, 6). Он говорит Невесте: «День еще дышит, дуновение дня только идет, день еще не наступил, еще прохладное время. Дыхание Духа Святого уже сейчас в мире дышит, но тени еще убегают. То есть, мир теней пока еще с нами, поэтому сейчас, в это время я пойду на гору мирровую и на холм фимиама, и ты иди за мной». Господь – Жених говорит Невесте: «Иди за мной. Я пойду на гору мирровую». Какую гору? Гору Голгофу. Мирра – это ароматы, которыми покойников намащивают.

«И на холм фимиама» – то есть Я пойду на гору мирровую и в то же время на холм фимиама, холм Воскресения. «Я иду, – говорит Господь, – на Голгофу. Я иду к смерти, которая приводит к Воскресению. И ты иди за мною». Потому что человек не распятый никогда не воскреснет. В раю нет не распятых, в раю лишь те, кто любили Бога, забывая о себе. И вот поэтому Господь говорит: «Иди за мною туда».

И дальше Он говорит: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песн. П. 4, 7) К Церкви это относится, конечно же, напрямую, потому что Церковь действительно свята и непорочна, как говорит Священное Писание. А душа человеческая становится прекрасной, и пятна нет на ней, когда она с Богом, а как только она от Бога отходит, на ней возникает много-много разных грязных пятен, которые нужно немедленно очищать.

И вот дальше Господь говорит Невесте: «Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона, от логовищ львиных, от гор барсовых!» (Песн. П. 4, 8). Душа, идем, тебе уже пора с земли. Телом ты будешь жить на земле, а душою ты должна уже жить в небесах. Уходи отсюда, уходи даже с вершины человеческой мысли, не держись за свои высочайшие достижения – ни за достижения добродетели, ни за достижения интеллекта. Уходи отсюда, наше жилище гораздо выше, мы идем выше и дальше, мы идем за пределы пространства – времени, наш путь уходит туда. А если ты останешься здесь, на этих горах, на этих высочайших достижениях, которыми ты будешь гордиться, эти горы станут для тебя логовищами львиными и горами барсовыми. Тогда лев поймает тебя, на самых вершинах лев может тебя поймать, если ты не идешь со мной. Ведь любой, даже самый великий праведник может упасть, если он понадеется на свою праведность. И самый великий грешник может встать, если он перестанет надеяться на себя и будет надеяться на Создателя. Поэтому Господь говорит: «Иди со мною. Ты должна непрерывно идти со мною, уходить отсюда. Уходи отсюда за пределы вселенной, и ты найдешь там радость».

И дальше Господь говорит: «Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов! Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана!» (Песн. П. 4, 9-11) Господь говорит: «Я люблю тебя, пленила ты сердце Мое, Я отдал тебе Свое сердце» – то есть Божье сердце отдано нам во владение. И отдано нам почему? Когда?

«Пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих» – то есть стоит человеку один взгляд очей к Богу обернуть, и он почувствует любовь Бога, к себе обращенную, он почувствует силу Божию, которая зовет его дальше.

И «…одним ожерельем на шее твоей». Мы говорили в прошлый раз: ожерелье, которое на нашей шее, – это ожерелье добродетелей, связанных между собой в совершенное, прекрасное украшение золотое, драгоценное, которое у нас на шее висит. Итак, Господь как раз-то и идет к тому, кто старается идти к Нему, кто любит Его. Кто старается шею украшать не золотыми блямбочками, а лучшим, прекраснейшим украшением из восьми звеньев: чистоты, целомудрия, нестяжательности, кротости, молитвы, смиренномудрия, воздержания и любви, сорадования вместо зависти. Восемью добродетелями, которые мы противопоставляем смертным грехам, мы должны украшать свою шею.

«Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана!» – говорит Господь. Сотовый мед, который «каплет из уст твоих» – это слово Божие, которое слаще меда и сота, как об этом говорит царь Давид: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» (Пс. 108, 103). И это опять-таки не иносказание. Кто любит молиться, кто вчитывается, вживается в слово Божие, тот прекрасно знает, о чем я говорю. Действительно, любящий молитву ощутит необычайную сладость духовную, которая ни с чем не сравнится. Молиться вкуснее, чем есть торты, это правда, в буквальном смысле этого слова. Попробуйте – увидите. Действительно, скажете, как Жених: «Молитва как мед каплет из уст твоих, а под языком – молоко и мед». Молоко и мед – знак земли обетованной. То есть, твоя молитва приводит тебя в землю обетованную, в Царство Небесное. Царство Небесное начинается в тебе, в твоем сердце тогда, когда твое сердце соединено с Создателем, только тогда. До Царства Небесного не доберешься ни на самолете, ни на ракете, не заберешься по лестнице, и башни Вавилонской не построишь. Царство Небесное начинается из глубин сердца, и только оттуда можно дойти до Создателя.

И дальше Господь говорит: «О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!» Ласки, то есть в буквальном переводе с еврейского здесь идет речь о любви. «Любовь твоя, проявляющаяся в молитве и в добрых делах, она для Бога лучше всех жертвенных возлияний». В Ветхом Завете на жертву возливалось вино. «Для Меня вино жертв не так важно, как твоя любовь, твое сердце». Об этом Бог говорил через пророка: «…милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6, 6).

«... и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!» Что это за масти, которые лучше всех ароматов? Что это за масти, которые лучше всех ароматов земли? Откуда у человека такой аромат? От Духа Святого через святое миропомазание, которое благовонно в буквальном смысле. Помните, какой удивительный аромат у святого елея? И это только символ истинного духовного аромата, который мы реально тоже ощущаем, реально, не как символ. Действительно, аромат Святого Духа – он лучше всех ароматов земли. Кто попробовал, тот знает. И они становятся своими для Невесты, то есть Дух Святой становится своим для Невесты, которая живет Им, Духом Святым. И Бог радуется тому, что Он действует в человеке.

Настоящая молитва – очень интересная вещь. Это когда Бог молится Богу в человеке. Истинная молитва – это когда Дух Святой молится Богу в человеке, и тогда благоухание ароматов, в человеке действующее, оно действительно кажется своим для человека. Бог в нас молится, дает нам настоящую молитву, дает нам делать настоящие добрые дела, а потом и говорит: «Это ты сделал». Бог, конечно, в этом поступает несправедливо. Бог в нас делает добрые дела, при наших усилиях, конечно, но эти усилия малы по сравнению с тем, что мы делаем в результате, но потом Бог говорит: «Это ты сделал». Как бы забывает всеведущий Бог, что Он Сам творил в нас добрые дела, как об этом говорит святой Макарий Великий.

И дальше Господь говорит: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами; садовый источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана» (Песн. П. 4, 12-15).

Итак, сестра – Невеста становится чем-то похожа... Вам ничего не напоминает это описание: сад запечатанный, закрытый, в который нельзя войти, из которого река течет? – Рай, конечно же. Душа человека становится раем, действительно, запечатанным садом, в котором растет дерево жизни. А дерево жизни – это Кто? – Господь Иисус Христос, как об этом сам царь Соломон и говорит: «Она (премудрость) — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!» (Прит. 3, 18) Действительно, наше сердце превращается в рай, когда оно богоуподобляется. Действительно, и Церковь Православная есть запечатанный сад, заключенный источник. Почему «запечатанный»? Потому что она ничего не убавляет и не прибавляет к Откровению, полученному от Небес. Она получила Откровение и во всей полноте его сохраняет. У нас в Церкви не могут возникнуть новые догматы, у нас не могут исчезнуть старые догматы. Мы верим так, как мы получили, мы содержим ту жизнь, которая нам предана. Мы живем той жизнью, которую получили вначале. Но, конечно же, в первую очередь эти слова относятся к Пречистой Приснодеве Марии, Которая является запечатанным садом, потому что Она – Приснодева – всегда Дева, была Девой до Рождества, в Рождестве и после Рождества пребывает всегда Девой. Поэтому действительно: Заключенный Сад, Запечатанный Источник, в Который никакой враг не войдет. Но и человеческая душа, живущая Богом, становится таким запечатанным садом, запертым Богом, в который может войти только Бог, у Которого ключ царя Давида находится в руках Его.

И «рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками…», то есть с добродетелями, которые скрыты внутри человека, в тебе, внутри, растут добродетели тайные, которые неясны, невидны для других людей. Кстати говоря, это делает тебя и священником. Помните, у священников, у них висели золотые гранатовые яблоки на подоле верхней ризы. Это знак того, что человек непрерывно ходит перед лицом Бога. Так вот, человек – у него в душе растут гранатовые яблоки, то есть память о том, что Бог везде с ним. Как говорит царь Давид: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15, 8). И эта память Божия, она как раз сохраняет добродетели внутри человека, потому что нам не нужно возмездие от людей. Часто люди говорят: «Почему же со мной так поступили несправедливо? Я сделал добро, а мне за него отплатили злом». А надо сказать бы: «Благодарю тебя, Господи, что не дал Ты мне здесь награды, значит, Ты готовишь мне лучшую награду». Это – все равно что просить, чтобы нам выдали пять копеек сейчас вместо 10 миллиардов долларов завтра. Это на самом деле глупый подход. Если нас хвалят сейчас за наши добрые дела, значит, мы от Него ничего не получим. Господь поэтому и говорил, что, если мы ищем похвалы здесь, мы ее получим, а потом – ничего. Вот поэтому наши добродетели должны быть гранатовыми яблоками, растущими в запечатанном саду.

И с превосходными плодами добродетели растут в запечатанном саду. И растут там «…киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами…», то есть ты содержишь все виды благоуханий, которые только есть на земле. На самом деле творить добродетели – это не что-то занудное. Люди думают: «Добрые дела делать – как это скучно, занудно». Вот, например, не блудить – какая ужасная тоска. «Как же в ночной час не блудить, в полуночное-то время, скольких себя радостей лишать», – так люди часто говорят. А на самом деле целомудрие – это не просто не блуд, понимаете? Это не «не», а особое состояние – то, что раньше древние люди, более мудрые, чем сейчас, изображали лилией, сверкающими белыми одеждами и т.д., голубым небом. То есть, целомудрие – это то, что делает нас небесными людьми, это проявление сверхсилы, это совершенно особое состояние, которое не сводимо к простому отрицанию. Целомудрие можно сравнить, как и предлагают сравнивать Святые Отцы, с нардом – очень острый, особый, неповторимый аромат.

Есть также еще другие добродетели, благоухающие как шафран или аир, корица, – то есть самые родные ароматы добродетелей, которые есть в человеке. Действительно, человек внутренне такой благовонный становится, но все это чем заключается? – «…мирра и алой со всякими лучшими ароматами». Заключается теми ароматами, которые говорят о смерти, то есть человек должен быть мертвым для мира этого. Как человек мертвый – ему все равно, что о нем подумают. Можно провести научный эксперимент – пойти ругать человека на его могилу. Толку никакого не будет – умершему все равно. И похвалить – то же самое. Так и христианин – он мертвый для мира, он умер в Крещении, ему абсолютно все равно, что о нем люди подумают. Абсолютно все равно: и что о нем плохо подумают – все равно, и что хорошо. Он мертв, он живет Богом, поэтому он покрыт алоэ и миром, ароматами, какими покрывают мертвецов, которыми и Христа покрыли. То есть, мертвенность Христа действует в нем для того, чтобы в нем забила ключом, прекраснейшей рекой Жизнь воскресшего Иисуса, внутри сердца его закипела.

И вот, садовый источник (внутри сада скрыт садовый источник) – это самое главное в саду. Можно ходить по саду, любоваться деревьями, но это не самое главное. Самое главное, что в саду есть источник – «колодезь живых вод и потоки с Ливана». Что это за «колодезь живых вод»? Господь сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 38-39). Дух Святой, Пресвятая Троица поселяется в человеке, и он становится действительно колодцем. Около Оптиной пустыни есть замечательный такой колодец, рассказывают – Серафима Саровского. Он очень интересной формы – квадратный такой колодец, в нем идеально спокойная, зеркальная вода. Но иногда внезапно там начинается бурление и резкий подъем воды. Потом все стихает, вода становится чистая, ледяная, очень вкусная. Кто был в Оптиной, тот знает. Это очень точный образ того, что происходит и у нас. В душе человека есть такой колодец, у христианина это – миропомазание. На дне его Дух Святой находится, незаметно для каждого человека. Дух Святой действует, но когда человек начинает помогать Святому Духу разводить сад в своем сердце, когда он начинает сердце превращать в рай добродетелями, колодец незаметно для человека, абсолютно незаметно начинает наполняться, переполняться, наполняет человека до краев. Заполняет сначала глубины сердца, потом заполняет разум, заполняет волю, заполняет чувства, заполняет все тело человека, от него даже физически начинает аромат идти, в буквальном смысле этого слова. Потом заполняет все вокруг, так, что этот человек одно слово скажет – и у другого исцеляется уныние, тоска, страсть изгоняется, он начинает изгонять бесов. Источник все наполняется, наполняется, начинает благоухать природа вокруг него. Посмотрите, какая природа вокруг монастырей прекрасная. А колодец бьет, и действительно он готов заполнить все творение. Когда произойдет Великий Собор всей Вселенской Церкви, когда Господь позовет всех своих, колодец Духа Святого, бьющий в сердцах их, зальет всю вселенную этой живой водой, вымоет из нее всю смерть, вымоет из нее всю нечистоту и грязь, и вся вселенная станет новой – новое небо и новая земля, в которой будут царить святые богоподобные существа.

 

И дальше говорит Жених: «Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, — и польются ароматы его!» (Песн. П. 4, 16) И буквально: «Двигнись, ветер с севера и принесись с юга, уйди ветер с севера, улети отсюда ветер искушений и зла, и принеси с юга, ветер, ароматы Духа Святого – и польются ароматы Его». То есть, ароматы сада Христова начинают возникать, когда «дует» Дух Святой. Без Духа Святого ни один человек не сможет сделать ни одной добродетели. Доброе дело может сделать, а добродетели – нет. А когда Дух Святой дует, человек расцветает как сад. Доброе дело – это одно, а добродетель – это доброе дело, вошедшее в привычку. Многие люди думают, и Андрей Кураев говорит, что, мол, сейчас у многих людей все не имеет цены: пост, например, у живущих в семинарии не имеет цены, потому что вошел в привычку, там нет никакого элемента подвига. На самом деле подвиг нужен в начале, для того чтобы сдвинуться и идти дальше. Когда человек идет, там никакого подвига нет, вошел в ритм – и идет. Так и мы должны – войти в ритм и идти. Наша задача – не все время ломать себя, как многие думают и живут так, на вывернутом сердце, можно сказать, – когда человек все время себя ломает, ломает, ломает и думает, что это христианство. Нет, христиан недаром Св. Писание сравнивает с садом. Ведь если мы будем ломать, ломать сад, то не вырастет ничего. Обломанные ветви не растут – убираем, сорняки выдергиваем, но сад мы не ломаем. Понимаете? Человек должен ломать только злые дела. Без Христа человек сломанный, усталый, изогнутый человек, во Христе он начинает выпрямляться, как ветка.

Некоторые добрые дела тоже питаются некоей водой, но эта вода не Духа Святого. Это – вода тщеславия, гордыни часто бывает. Эти дела не добрые вообще. Мне не известны примеры, когда человек стяжал бы смирением......…......., я не встречал такого. Все в этом мире делится по одному-единственному критерию: как относиться к Христу – с Христом ты или против Христа. Единственный критерий всех вещей. Если это добро, а не фальшивка. Есть добровидные дела. Например, банкир жертвует деньги на сиротский приют для того, чтобы сделать себе рекламу. На вид добро, детям хорошо, но банкиру нехорошо – он не сделал доброе дело. Добро судится по намерению, а не просто по внешнему виду. Это – фарисейство самое настоящее, стопроцентное.

И дальше невеста говорит: «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его» (Песн. П. 4, 16). И тогда, когда у человека душа расцветет, тогда он должен звать Христа к себе: «Приходи ко мне и вкушай сладкие плоды, которые я вырастила для тебя».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал