Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Песнь Песней Глава 5






 

И дальше Господь говорит: «Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!» (Песн. П. 5, 1). Так, Господь откликнулся на призыв и пришел. Он говорит: «Сад Мой, и мирра Моя, и ароматы Мои, и соты Мои, и мед, и вино – Мои, и молоко Мое, все, что ты Мне даешь, – Мое, Я в Тебе сделал, чтобы ты не думал, что ты своими силами добился этого». Но здесь еще более важно, что Господь приходит в Свой сад, берет вино, молоко и мед и говорит: «Пейте и насыщайтесь, возлюбленные!» А еще лучше сказано в греческом тексте: «Пейте и упейтесь, возлюбленные!» Что же это за вино, которым нам предлагается упиться? – Кровь Господня, Святое Причастие, которое действительно является Вином вечной радости, Кровью Виноградной Лозы, как говорит Св. Писание, – это Вино, которое действительно делает человека пьяным. Святые Отцы говорят, что есть пьянство греховное, злое. Почему такая сильная страсть – пьянство? Человеку бывает наплевать и на семью, и на детей, и на мнение окружающих – из-за пьянства. Почему? Потому что оно паразитирует, оно является искажением, извращением доброго желания человека – желания жить в бесконечной радости. Пьянство, как любая сильная страсть, – это извращение, искажение доброго качества. Бог создает человека не для алкогольного пьянства, не для того, чтобы человек спивался, деградировал, а для того, чтобы человек добыл мир в экстазе радости, охваченный радостью от Святого Причастия, от Крови Господней, которая похищает его от этого мира. Он забывает обо всем, потому что Бог охватил его.

И дальше, когда человек находится в этом состоянии, он говорит, как невеста говорит: «Я сплю, а сердце мое бодрствует…» (Песн. П. 5, 2). Это очень важно. Дело в том, что есть очень много людей, которые живут молитвой, дышат молитвой, постепенно молитва у них становится самодвижной, то есть человек доходит до такого состояния, когда молитва в нем непрерывно начинает действовать сама. Человек начинает дышать молитвой, молитва продолжает действовать даже во время сна. Именно об этом говорит апостол Павел: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). Он не говорил: непрерывно пребывайте в молитвенном настроении, как многие неверно пытаются сейчас истолковать эти слова. Он говорил: «Непрестанно молитесь» – то есть непрерывно молите Бога. Это очень важно на самом деле, но многие эти слова неверно понимают. Об этом говорит и книга «Песни песней»: «Я сплю, – даже физически сплю, – а сердце мое бодрствует», – оно стоит перед лицом Бога. Это происходит тогда, когда человек живет Святым Причастием, живет молитвой.

Дальше: и вот, когда он доходит до такого состояния, что он слышит? Он слышит: «...вот, голос моего возлюбленного, который стучится: " отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои — ночною влагою"» (Песн. П. 5, 2). Вот он слышит голос, который стучится в сердце: «Открой». Помните, Христос говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Голова Его покрыта росою Духа Святого, потому что Дух Святой приходит как роса на изможденную землю.

 

«…кудри мои — ночною влагою"». Ночною – потому что для Бога даже свет мира сего – еще ночь. Слишком слабенький свет этого мира, даже в полдень солнце – лучиночка. Так же, как для нас лучинка – не свет солнца, так и для Бога свет солнца является ночью. Сейчас еще время ночи, когда еще брезжит только рассвет нового вечного дня. Многие люди боятся наступления Страшного Суда. И, может быть, оправданно боятся, если сердце не очищено. Вообще-то для христианина день Страшного Суда – это день рассвета, день, когда Солнце взойдет во славе Своей.

И вот, Господь приходит еще в ночи к человеку, в ночи этого мира, и стучится: «Открой мне». А Невеста отвечает: «Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их?» (Песн. П. 5, 3). То есть, как же мне открыть Тебе? Я не хочу спускаться к той жизни, которую отбросила. И поэтому я не хочу никого видеть.

Здесь ошибка. Есть такое распространенное заблуждение, которое выражается в таких словах: «Что ни делаю, то грешу». Знаете? Это бесовская мысль. Большая часть дел, которые мы делаем, – они не греховны, они угодны Богу. Думать – угодно Богу, есть – угодно Богу, пить – угодно Богу, любить ближних – тоже угодно Богу. Богу не угодно только то, что уменьшает, уничтожает жизнь. А такой подход: «что ни делаю, то грешу» – означает на самом деле то, что человек не верит, что Бог – Творец человека. Если вдуматься, так получается. Получается с этой точки зрения, что Бог дал совершенно невыполнимую заповедь. Это не так. Заповеди выполнимы. Это очень важно помнить, потому что такой подход, он на самом деле, если постоянный, очень опасный – он человека расхолаживает, лишает его сил души.

И вот: «Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него» (Песн. П. 5, 4). То есть, Господь протягивает руку к сердцу человека, и внутренность начинает волноваться, гореть в человеке. У апостолов Луки и Клеопы, когда они шли со Христом, сердце горело небесным Огнем, когда Он объяснял им Писание. Человек действительно знает, знает, причастный к Тайнам, ходивший в храм на Пасху, он знает, даже многие чувствовали на Пасху этот огонь Вечности, который начинает гореть даже в самых слабых людях, вроде как и ничем ничего не заслуживших; но очень многие люди чувствуют на Пасху, как этот небесный Огонь касается их сердца. А если человек живет в Боге, этот Огонь начинает в нем просто полыхать, так что начинает озарять все и даже проявляется внешне, так что человек начинает сам светиться, на лицо его смотреть невозможно из-за отблеска духовного пламени.

«…и внутренность моя взволновалась от него». Заметьте, очень важно отличать истинную встречу с Богом от фальшивой. Очень многие люди путают встречу с Богом с фальшивкой. Они думают, что встреча с Богом должна сопровождаться какими-то кровяными движениями, эмоциями, чувствами. Это не так. При встрече с Богом это волнение внутренности в человеке – оно бесстрастно. Оно не связано ни с каким кипением крови, повышенным сердцебиением и т.п.. Иначе мы впадем в страшнейшую прелесть, как римо-католики. Они доводят себя до такого, что у них стигматы на руках открываются, кровь начинает течь. Это как раз признак фальшивой духовности. И вот «…внутренность моя взволновалась от него» – то есть Господь опять поманил человека. Он-то думал, что все – достиг совершенства, покоя. Как же я буду возвращаться, как же я буду действовать, ведь все уже достигнуто?

«Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, – то есть впустить в сердце, – и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка. Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел» (Песн. П. 5, 6). То есть, человеческая душа понимает, что Бога руками не ухватишь, Бог не ручной, Бога нельзя удержать. Человек часто думает, что Бога можно держать, как свою личную собственность. Многие думают, и даже есть такое неверное сравнение: Бог, мол, не гневается, все равно как не гневается электрический провод, если человек коснулся его оголенной рукой. Это ошибка. Бог – Личность, и лучше сказать, что Он гневается, чем сравнивать Его с электрическим проводом. Потому что Бог – Он живой Бог, Он действительно абсолютно недостижим и непостижим человеком, если Он Сам не придет к человеку.

И часто у нас возникает иллюзия, даже на высоких ступенях духовности у человека возникают иллюзии, что у него с Богом все нормально, все с Ним договорено, все – радость пришла и никогда не уйдет, все – в наших руках Бог. И вдруг Бог отворачивается и уходит. И человек что начинает делать? Глупые люди начинают говорить: «Все, я не буду больше с Ним общаться, я на Него обиделся». А умные люди что делают? Делают то же, что душа: «Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне» (Песн. П. 5, 6). Опять то же самое: Бог каждый раз так делает – приходит и уходит, Он манит душу. Наше общение со Христом – это не общение с автоматом по выдаче каких-то благ, а общение между Женихом и Невестой. Действительно, это очень точное сравнение, очищенное, конечно же, от всяких плотских вещей, которые связывают нас скорее с животным, чем с человеком, но все-таки ближе к этому, чем к отношению механическому. И душа начинает искать Бога. Опять и опять, на новом уровне. Она вроде уже думала, что достигла совершенства, что она уже святая, что все замечательно, уже рай внутри, не то, что там просто начала, а уже достигла того, чего можно желать. Как Петр: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (шалаша): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). А Бог отворотился и уходит. И начинает человек искать Его везде, потому что души не стало. Действительно, как говорил святой Силуан Афонский: «Человек, который ощутил присутствие Божие, а потом Бог его покинул, он чувствует такие страдания, которые не сравнимы ни с чем на земле». Бог знает, зачем они нужны, чтобы человек помнил, что Бог – Личность, единственный, Кто вправе сказать «Я».

И дальше: «…звала его, и он не отзывался мне. Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены» (Песн. П. 5, 6-7). Встретили ее ангелы, она среди ангелов ищет Бога – вдруг Он среди ангелов? Но они ее избили. В каком это смысле? То есть, сказали: что ты пыталась Его удержать своими руками, думала, что Он твой, личный, что твой теперь навеки, что держать ничем не надо, – вот и получила, теперь смиряйся. Таким образом они ее смирили. И, наконец, сняли покрывало. В Писании сказано, что Бог, когда вернется, снимет покрывало, лежащее на лицах всех людей, – это покрывало неведения Бога. И вот ангелы снимают с нее покрывало, говоря, что Бог неудержим не только человеком, но даже ангелы не могут удержать Бога, потому что Он абсолютно недостижим и непостижим человеку Сам по Себе.

И душа обращается к ангелам, которые показали, а не просто теоретически объяснили, – теоретически мы все всегда знаем, а вот на практике мы этого часто не ощущаем в сердце. И тогда душа кричит, обращаясь к дщерям Иерусалимским, то есть ангелам, говорит: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви» (Песн. П. 5, 8). Скажите, что я изнемогаю от любви, которую Он сам во мне зажег, пусть Он мне откроется.

А ангелы спрашивают душу: «" Чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных, прекраснейшая из женщин? Чем возлюбленный твой лучше других, что ты так заклинаешь нас? "» (Песн. П. 5, 9). Вот, посмотри теперь, почему ты любишь Христа. Это очень важно. Почему они так спрашивают? Чтобы посмотреть, любит ли она Христа ради Христа или ради той радости, которую Он дает, любит ли она Христа ради тех даров, которые Он дает. Это ошибка часто бывает у человека, когда он смешивает Христа с Его дарами, когда человек ищет Бога для того, чтобы получить от Него какую-нибудь мелочь. Как говорил святитель Николай Сербский, люди просят у Бога мелких вещей: здоровья, жизни, просят у Него счастья в семье, – и Бог со скорбью дает им такую мелочь. А искать нужно большего, искать Самого Бога ради Него. И вот ангелы спрашивают: «Смотри, чего ты ищешь: ищешь что-то от Бога или ты ищешь Самого Бога? Чем Он прекрасней других? Ответь нам».

И вот отвечает Невеста: «Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других» (Песн. П. 5, 10). Почему как-то странно – бел и румян сразу? Бело-красный – как это так? Он бел, потому что Он Бог, а румян, потому что покрыт Кровью, как Человек. Понимаете? Он и бел, и покрыт Кровью как Человек. Божество – бесстрастно, а кровавые раны на руках и на ногах – следы пламенной Его любви. Кровавые раны – знак любви к нам.

И Он «…лучше десяти тысяч других». Он лучше всех сыновей человеческих, прекраснее всех.

«голова его — чистое золото» (Песн. П. 5, 11). А голова Христа Кто? Если всякой жене голова муж, мужу голова – Христос, а Христу голова – Бог Отец. Бог Отец, Его Глава – чистое золото, то есть Он абсолютно нетленный. Его Отец – не так, как у других тленные отцы, Отец у Него нетленен и драгоценен, как золото.

«…кудри его волнистые, черные, как ворон» (Песн. П. 5, 11), то есть мысли Его непостижимы для нас: черные, как ворон, – мы не знаем Его мыслей, это величайшая тайна, которую мы не сможем никогда понять. Мысли Христа абсолютно непостижимы, таинственны. Чернота бывает двух видов – бывает чернота от грязи, а бывает чернота от избытка света. Мысли Бога – они действительно черны от сверхсияния, мы не можем понять Его мысли.

«глаза его — как голуби при потоках вод» (Песн. П. 5, 12). Глаза Господа – семь даров Святого Духа. Об этом говорит пророк Захария: «…семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю» (Зах. 4, 10). Так вот, Его «глаза – как голуби при потоках вод». Его глаза – Дух Святой, Который Он послал на землю, и Он как голубь при потоках вод, в которых Он рождает новых людей Себе при потоках Святого крещения.

«...купающиеся в молоке, сидящие в довольстве» (Песн. П. 5, 12). То есть, эти голуби купаются в молоке, потому что и начатки учения дает нам, начатки христианской жизни дает Дух Святой. И, «сидящие в довольстве», они приводят человека к вечному счастью, потому что вечная жизнь в руках у Христа, Вечная Жизнь – это сила Господа Животворящего Духа.

«щеки его — цветник ароматный, гряды благовонных растений» (Песн. П. 5, 13). Его щеки, то есть то, что окружает Его уста, то что окружает слово, – это гряды благовонных растений, это возделанные райские сады добродетелей, которые обрамляют Его слово.

«…губы его — лилии, источают текучую мирру» (Песн. П. 5, 13). Губы Его чисты как лилия и источают текучую мирру. Действительно, человек, который услышал слова Иисусовы, он умирает для этого мира. Мирра, благовонная масть, – она похищает человека отсюда.

«руки его — золотые кругляки, усаженные топазами» (Песн. П. 5, 14), то есть Его руки, которыми Он обнимает человека, они драгоценнее золота, они прозрачны, золотой прозрачный камень топаз, светящийся изнутри. В них скрыта глубина. Когда Бог действует, действия Его сначала бывают понятны, но потом видишь в них такую глубину, которая совершенно непостижима. То есть, Бог одновременно и понятен и непонятен. Именно так и описывается.

«…живот его — как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами» (Песн. П. 5, 14). То есть, живот – это то, в чем содержится пища. Помните: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 34). Его живот поэтому ровен, и он красив, как из слоновой кости, и обложен сапфирами. То есть, Он берет людей, которые соединяются со Христом Его высшей милостью. Он людей делает местом Божиим. Вот когда Моисей видел Бога на горе, он видел под Его ногами нечто, подобное обработанному кирпичу из сапфира. Это было место Божие. Вот это место Божие – это человеческая душа, преображенная Богом, она становится сапфиром, прекраснейшим и драгоценнейшим из камней.

«голени его — мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях» (Песн. П. 5, 15). Нечто подобное видел Иоанн Богослов в видении, когда видел Христа, стоящего во славе Его: «…и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи» (Откр. 1, 15). И здесь: даже человеческая природа Его подобна мраморным столпам на золотых подножиях, украшена золотом нетления. Безгрешная человеческая природа Христа, она стала после Воскресения нетленною, не подверженной смерти, неподверженной распаду; и человек, который соединяется с ней, он сам становится золотым, тоже нетленным.

«…вид его подобен Ливану, величествен, как кедры» (Песн. П. 5, 15). Ливанская Гора – облик Его, как кедры, из которых построен храм. То есть, Сам Он подобен храму. Его тело – это храм, и наши в нем очищаются согрешения. Он – очистилище для людей. Он – единственное средство для очищения их сердец.

«уста его — сладость» (Песн. П. 5, 16), то есть, когда Он говорит, это действительно что-то прекрасное, сладкое.

«...и весь он — любезность» (Песн. П. 5, 16). Действительно, очень интересно. Бог – он любезный Бог. Это не Бог какой-то топорный, который с человеком по-топорному разговаривает: «баш на баш: ты – мне, я – тебе». Как с идолами чукчи делают: идола кормят, и, если удачная охота, они его еще покормят, а если плохая – они его побьют. Нет, Бог – Он любезный Бог, Он очень деликатный, Он никогда не взламывает человека изнутри, поэтому, действительно, сам Он – любезность. «Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские!» – говорит Невеста (Песн. П. 5, 16).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал