![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы исследования рыка
Для сбора информации маркетологи пользуются определенными методами. Первичные исследования – сбор данных – осуществляется по мере их возникновения с помощью следующих методов. 1. Наблюдение – это способ получения информации через воспринимаемые органами чувств обстоятельства без какого-либо воздействия на объект наблюдения. Наблюдение может проходить в лабораторных, полевых условиях при личном участии наблюдателя или без него. По степени стандартизации выделяют стандартизированное наблюдение и свободное. Преимуществами данного метода являются: 1. возможность получения необходимой информации независимо от желания объекта сотрудничать; 2. обеспечение более высокой объективности; 3. возможность наблюдения неосознанного поведения; 4. учет окружающей действительности. Недостатками данного метода будут высокие расходы, субъективность наблюдающего, эффект наблюдения (т. е. при открытом наблюдении поведение объекта может отличаться от естественного). 2. Опрос – это способ получения информации через выяснение мнений людей. Это самая распространенная форма сбора информации в маркетинге, и приблизительно 90 % маркетологов используют этот метод. Опрос может быть как в устной, так и письменной форме. Интервью подразделяют: 1. по кругу опрашиваемых лиц (учащиеся, служащие и т. д.); 2. по количеству одновременно опрашиваемых (бывает групповое или единичное); 3. по количеству входящих в опрос тем (одна или несколько); 4. по уровню стандартизации (бывает свободное или стандартизированное); 5. по частоте (одноразовый или многоразовый). 3. Эксперимент – это такой метод исследования, при котором в контролируемых условиях изменяют один или несколько факторов и отслеживают, как это влияет на зависимую переменную. Достоинствами данного метода являются видение причины, следствия и структуры, а также эксперимент носит систематизированный характер. 4. Панель – это метод, который при помощи ЭВМ воссоздает использование различных маркетинговых факторов на бумаге, а не в реальных условиях. Данный метод заключается в том, что создается модель контролируемых и неконтролируемых факторов, с который ми сталкивается фирма. Затем их возможные варианты сочетания закладывают в компьютер с целью определения влияния на общую стратегию маркетинга. Выбор того или иного вида панельного метода определяется поставленными задачами и объемом выделенных средств.
23. Исследование потребителей: направления и методы. Развитие любого бизнеса основано на поиске постоянных преимуществ над конкурентами, конкурентоспособность предполагает исследования потребителей. Изучение потребителей – один из наиболее востребованных видов исследований, ведь именно потребители, покупая товары компании, приносят ей прибыль. Основная задача в изучении потребителя – выявить факторы, влияющие на поведение потребителя. Но этого недостаточно. Чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо своевременно предвидеть изменения в предпочтениях потребителей, чтобы вовремя внести изменения в сам продукт, оптимизировать каналы продвижения и рекламную стратегию, то есть скорректировать все компоненты комплекса маркетинга. Для этого следует выяснить: кто, как, когда, где, что и почему покупает, степень важности различных критериев товара на различных этапах процесса принятия решения о покупке, а также намерения потребителей. Информация о поведении различных категорий потребителей в процессе и после совершения покупки полезна для правильной интерпретации данных о продажах и оценки результатов позиционирования товара. Направления изучения потребителей: 1. С оставление развернутого портрета потребителя: изучение потребителей продукции/услуг заказчика; определение социально-демографических, психографических, поведенческих характеристик и медиапредпочтений потребителей, клиентов; оценка объемов и частоты покупок; предпочтения в отношении места покупки, традиционные места совершения покупок; особенности поведения потребителей в зависимости от времени и места покупок. 2. Выявление предпочтений потребителей, их отношения к определенным продуктам/маркам, степени информированности о них: исследование уровня известности различных марок; определение степени лояльности потребителей к маркам, выявление требований, предъявляемых потребителями к товару/услуге; выявление основных конкурентов марки и их позиционирования по уровню знаний и потребления, соотношению воспринимаемого качества и цены, потребительским свойствам, имиджевым характеристикам. 3. Сегментирование рынка: изучение рынка, выделение и описание наиболее привлекательных сегментов потребителей, клиентов для продвижения продукции; оценка удовлетворенности потребителей, клиентов товаром/услугой заказчика; поиск возможностей для привлечения новых потребителей. 4. Анализ моделей покупательского поведения: изучение процесса и мотивов принятия решения о покупке; выявление факторов оказывающих влияние на потребителей при выборе товаров; набор стимулов, под влиянием которых принимается решение о покупке. 5. Анализ ценовых ожиданий потребителей: определение ценовых диапазонов, приемлемых для покупателя, клиента; анализ эластичности спроса от цены Основные методы сбора данных при изучении потребителей – опросы в местах продаж, опросы по месту жительства, глубинные интервью, фокус-группы. 24. Изучение товаров: направления и методы. Товар — это все то, что имеет материальное воплощение, может удовлетворить потребность и предлагается на рынке с целью приобретения. Основные направления исследований товара: -Технические характеристики; -Уровень качества; -Потребительские свойства; -Нормативные характеристики; -Товары-аналоги; -Товары-конкуренты; -Товары-заменители; -Конкурентоспособность; -Этапы ЖЦТ; -Анализ спроса- предложения; -Реакция на новые товары; -Упаковка; Ассортимент; Методы исследования выпускаемых марок товаров: 1) измерение отношения потребителей к определенной марке товара Следует изучить степень известности марки товара. Информацию обычно получают путем опросов потребителей. Информация об известности марок может использоваться для: -определения доли потенциальных покупателей, называющих определенную марку товара в качестве первой марки; -определения на основе первых названных марок товара главных товаров конкурентов; -определения уровня запоминаемости марок и названий фирм; -равнения соотношения между показателем известности и долей рынка для каждой марки со средними соотношениями для данного рынка; -измерения расстояния между отдельными марками на шкале известности, если она носит интервальный характер; -выявления рынков с наименьшей известностью марки. 2) изучение мнений потребителей о товарах Получение следующей информации: -о потребностях, которые удовлетворяет изучаемый товар; -о требованиях пользователей к продукции и уровню сервиса, отражаемых в составлении рейтингов показателей качества услуг; -о мотивациях, которые следует реализовать при покупке товара; -об источниках информации, определяющей выбор покупки (ярмарки, реклама, советы отдельных лиц и др.) -оценка марок отдельных товаров по их характеристикам. 3) определение, какие группы (сегменты) потребителей и как часто покупают исследуемые товары (определение степени лояльности к определенному товару) Здесь изучается влияние степени удовлетворенности товаром на лояльность к его марке. Методы изучения нового товара: -проведение опросов; -постановку специальных экспериментов; -анализ объема продаж (путем изучения жцт аналогичных продуктов); -анализ ситуации в области конкурентной борьбы. Маркетинговые исследования на отдельных этапах разработки нового товара: -генерация идей (проводят опросы среди сотрудников предприятия; изучение жалоб, рекламаций, типичных причин отказов и ремонтов; сбор вторичной информации) -разработка концепции нового продукта (исследование, в какой конкретный продукт материализуется отобранная идея, с какими другими продуктами он будет конкурировать) -разработка маркетинговой стратегии(приводятся рекомендации по выбору стратегий в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга) -анализ перспектив бизнеса (оценка для нового продукта предполагаемого объема продаж, издержек, прибыли на предмет их соответствия целям организации) -пробный маркетинг (проверка продукта и маркетинговой программы в реальных рыночных условиях. Образцы продукции передаются на ограниченное время на испытание потенциальным клиентам)
|