Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 5. 1) Критические мнения нового времени о заключении канона Ветхого Завета.В новое время многие учёные оставили мнение о заключении ветхозаветного канона в эпоху






1) Критические мнения нового времени о заключении канона Ветхого Завета. В новое время многие учёные оставили мнение о заключении ветхозаветного канона в эпоху Ездры, Неемии и пророка Малахии.

Ещё в XVII в. Барух Спиноза в своём Богословско-политическом трактате высказал предположение, что в ветхозаветный канон вошли книги, написанные в маккавейский период, т.е. во II веке до Р.Х. Некоторые считают, что все Св. Писание в настоящей его форме принесено из Вавилонского плена и издано не позднее времени Птоломея Филадельфа, при котором был начат греческий перевод 70‑ ти толковников. Из того же, что в ветхозаветных книгах упоминается о событиях, бывших после Ездры, некоторые учёные сделали вывод, что заключение ветхозаветного канона, законченное в эпоху Маккавеев, дело позднейших Ездры благочестивых мужей.

Со времени еврейского учёного Гретца и издания им Песни Песней и Екклесиаста (1871) появилась новая гипотеза о заключении канона В.3. после Р.Х. Знаток еврейской литературы, Гретц нашёл в талмудическом трактате Ядаим свидетельство о споре раввинов на собрании в Иамнии (ок. 90 г.), относительно достоинства некоторых священных книг и приписал этому собранию последнее заключение канона. Прежде чем перейти к разбору изложенного мнения, приведём само свидетельство Талмуда об Иамнийском собрании (Ядаим, 3, § 4-5): " Верхняя часть пергамина священного свитка (не записанная) и нижняя оскверняют руки в начале и в конце книги: рабби Иуда сказал: в конце оскверняет только тогда, когда к ней приделана колонка. Все агиографы оскверняют руки, и Песнь Песней и Екклесиаст оскверняют руки. Рабби Иуда сказал: Песнь Песней действительно оскверняет руки, но Екклесиаст служит предметом споров. Рабби Иосе сказал: Екклесиаст вовсе не оскверняет рук, а Песнь Песней служит предметов споров. Рабби Симон сказал: Екклесиаст служит предметом споров, а Песнь Песней оскверняет руки. Рабби Симон-бен-Азаи сказал: я принял из уст 72 старцев, что Песнь Песней и Екклесиаст оскверняют руки. Рабби Акиба сказал: Песнь Песней есть святое святых и всё стояние мира не стоит того дня, в который дана эта книга. И на том закончили". Нетрудно заметить, что в приведённом талмудическом свидетельстве совсем не говорится о канонизации всех ветхозаветных священных книг, а излагается спор раввинов о достоинстве только двух книг: Екклесиаста и Песни Песней. Некоторые раввины на основании содержания указанных книг сомневались в их каноническом достоинстве, недоумевали, почему они приняты в канон и, возможно, старались о том, чтобы исключить их из богослужебного канона и общественного употребления. Но мнение знаменитого раввина Акибы о высоком достоинстве этих книг восторжествовало и положило конец спорам.

Некоторые учёные обращают внимание на трёхчастный состав ветхозаветного еврейского канона — Закон, Пророки и Писания — и в таком делении его стараются найти следы постепенного собирания и канонизации. Первая часть Библии — закон собрана и канонизирована при Ездре и Неемии, вторая — пророкидо Сираха, третья — писанияна Иамнийском собрании. Однако, трёхчастный состав еврейского канона не даёт основания для признания в нём строгой хронологической системы, за исключением Пятикнижия. Так, во втором отделе (небиим) находятся книги послепленных пророков, написанные и собранные после плена, а в третьем отделе (Кетубим) есть писания Соломона и древние псалмы (особенно Давидовы и Асафовы), написанные и включенные в канон задолго до плена. (Неем. 12, 43‑ 44).

Учёные, защищающие мнение о поздней канонизации отдела " Писаний "; указывают ещё на то, что из него почти не берутся синагогальные чтения. Однако, это не совсем верно. " Пять свитков" — хамеш Мегиллот (Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь) постоянно читаются в синагогах в еврейские праздники: Песнь Песней — в Пасху; Руфь — в Пятидесятницу; Плач Иеремии — в день воспоминания разрушения храма; Екклесиаст — в праздник Кущей; Есфирь — в праздник Пурим. Точно так же и Псалтирь, занимающая первое место в отделе агиографов, постоянно употреблялась в еврейском богослужении. Что же касается всех прочих книг отдела агиографов, то причина изъятия их из богослужебного употребления неизвестна, но факт вряд ли можно использовать как доказательство их поздней канонизации, так как в таком случае этот принцип можно было бы применить и к тем книгам из отдела Пророков, из которых не берутся синагогальные чтения.

Итак, традиционное мнение об участии Ездры и Неемии не только в составлении, но и в заключении ветхозаветного канона подтверждается многими, хотя и косвенными, свидетельствами. Можно считать несомненным, что еврейский канон Ветхого Завета был окончательно завершен до Иисуса Христа. Но споры о каноническом достоинстве отдельных ветхозаветных книг продолжались и после завершения канона, о чём свидетельствует его история.

Канон палестинских и александрийских иудеев. В период македонского владычества началось, подобно вавилонскому плену, усиленное, а часто и насильственное расселение евреев по разным языческим странам и преимущественно в Александрию. Здесь, в центре греческой науки и образованности, многие иудеи при неизбежных столкновениях с учёным языческо-философским миром и эллинской языческой культурой испытывали на себе влияние языческого мира. Некоторые из них, увлекаясь наружным блеском греческой философской мудрости, старались сблизить и примирить с нею свою древнюю священно-библейскую мудрость (Филон). Такой либерализм некоторых александрийских иудеев возбуждал у более консервативных иудеев опасения и нерасположение ко всему иноземному и ревность к ненарушимому соблюдению, до крайней скрупулезности, древних отеческих верований и духовного строя жизни, основанного на Библии. Кодекс священных книг был центром, вокруг которого вращались ум и жизнь евреев этого времени. Несомненно, что александрийские иудеи не уступали своим палестинским собратьям в ревностном изучении священных ветхозаветных книг, как это видно из факта раннего появления в Александрии греческого перевода 70‑ ти, происхождение которого объясняется не только желанием Птоломея II Филадельфа иметь этот перевод в своей библиотеке, но и потребностью в этом переводе самих ближайших читателей его — александрийских иудеев. Здесь, в Александрии, были написаны некоторые из неканонических книг, например, Премудрость Соломона, 3‑ я Маккавейская книга.

Несомненно, что ветхозаветные канонические книги александрийские иудеи признавали боговдохновенными. Писатель книги Премудрости Соломона замечает, что Божественная Премудрость " приготовляет" пророков и друзей Божиих (7, 27). Писатель 3‑ й Маккавейской книги также признает ветхозаветные книги святыми, божественными (2, 1‑ 15; 6, 2‑ 14). Филон признает канонические книги боговдохновенными, писателей их называет пророками, друзьями Моисея, боговдохновенными мужами. Ветхозаветные книги он называет святым писанием, святыми книгами, словом Божиим (О творении мира. 1, 18. О смешении языков 1, 430. О жизни Моисея 1, 8...).

Но в каком объёме александрийские иудеи признавали ветхозаветный канон священным и боговдохновенным? На этот вопрос ответить нелегко в связи с тем, что в существующих теперь и известных с древнего времени кодексах перевода 70‑ ти толковников кроме 39 канонических находится много неканонических книг, написанных после времени Ездры и отсутствующих в еврейском палестинском каноне. Эти книги: Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова, кн. Товита, Иудифь, 1, 2, 3 Маккавейские книги, Послание Иеремии и кн. Варуха. Некоторые предполагали, что александрийские иудеи признавали боговдохновенными и эти книги, и что их канон, следовательно, был шире, чем у палестинских иудеев. Однако, это мнение не выдерживает критики, так как оно не подтверждается ни одним историческим документом. В неканонических книгах александрийского происхождения, например, в книге Премудрости Соломона, 3‑ й Маккавейской книге, нет цитат из неканонических книг. Филон в своих сочинениях приводит множество цитат из канонических книг, ни разу не цитирует неканонических книг, нигде не приводит из них доказательств своих воззрений и даже совершенно умалчивает об их авторитете, а тем более о божественности их происхождения. Иосиф Флавий, также пользовавшийся переводом 70‑ ти, считает каноническими и боговдохновенными только 22 книги еврейского канона. Неканонические книги (напр. Маккавейские, Товит, Иудифь) он знал, но не вносил в состав священного кодекса, к которому прибавление книг после Артаксеркса Лонгимана, по его свидетельству, было строго воспрещено.

Таким образом, есть основание считать, что не только палестинские и вавилонские, но и александрийские иудеи считали каноническими только 22 книги (39 по заглавиям). Существует мнение, что неканонические книги стали соединяться с каноническими лишь в кодексах, принадлежащих христианам и появившихся не ранее III‑ го века по Р.Х. Кумранские открытия подтверждают это мнение, так как свящ. книги, найденные в районе Мёртвого моря, в том числе из I‑ го и II‑ го вв. по Р.Х., представлены в виде отдельных свитков, а не кодексов.

Выяснение истории и состава иудейского канона очень важно для православного богослова. Как мы увидим далее, у христианских древних писателей иногда высказывались неточные сведения об иудейском каноне, отчего эта неточность переходила и на древний христианский состав канона.

2) Канонизация текста Вульгаты. Важнейшие издания. Тридентский собор 1546 г. провозгласил каноничность Вульгаты, обязательность употребления её в публичных чтениях, диспутах, проповедях, экспозициях и комментариях, и анафему на всех, кто будет сомневаться в её достоинстве. Но, сознавая общепризнанные недостатки в существующем её тексте, собор вместе с тем постановил исправить её текст окончательно и авторизовать в её исправленном виде. Но это желание осуществилось очень не скоро.

Папой Сикстом V было подготовлено официальное издание Вульгаты, которое было напечатано в 1590 г. уже после смерти папы, и известно под названием " Сикстинского", которое затем переиздавалось в 1592, 1593, 1598 гг.

С 1641 года Вульгата стала издаваться с именем папы Климента VIII. Оба эти издания были далеко не безупречны в смысле исправности текста.

В настоящее время папская комиссия по Вульгате осуществляет капитальное критическое издание текста Вульгаты с использованием богатого рукописного материала. Уже вышли в счет 10 томов этого издания (Бытия — Псалтирь).

В 1945 г. папа Пий XII ввёл в употребление новый латинский перевод Псалтири, в котором, наряду с Вульгатой, критически использованы другие древние переводы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал