Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение ширины колес.
Ширину зубчатых колес выбирают в соответствии с установленными эмпирическими соотношениями. Коэффициент ширины Ψ вa = b/ аw, тогда , где b – ширина венца зубчатого колеса, мм; Ψ вa – коэффициент ширины венца зубчатого колеса; аw — межосевое расстояние, мм. Шестерня изготавливается на 5…10 мм шире, чем колесо для компенсации неточностей, возникающих при изготовлении и сборке. Тогда , ¨ Определение модуля. В качестве основного параметра зубчатого зацепления принят модуль зубьев m – величина пропорциональная шагу р по делительному цилиндру, т.е. цилиндру, на котором шаг зубчатого колеса равен шагу исходного контура, т.е. шагу производящей рейки, m = p/π. Модуль должен быть минимальным, т.к. с его увеличением растут наружные диаметры заготовок и их масса, трудоемкость обработки, потери на трение. С другой стороны, для силовых передач значение модуля не рекомендуется принимать меньше 1, 5 мм из-за возможности значительного понижения несущей способности в результате износа, повышенного влияния неоднородности материала, опасности разрушений при перегрузках. Обычно для передач редукторов общего назначения модули выбирают при улучшенных зубчатых колесах в пределах (0, 01…0, 02) аw, а при закаленных колесах – (0, 016…0, 0315) аw. В нашем случае принимаем mn= (0.01…0.02)180=1.8…2 мм. Из полученного интервала принимаем минимальное стандартное значение модуля по ГОСТ 9563-75. Стандартные значения mn (мм): 1-й предпочтительный ряд: 1; 1, 25; 1, 5; 2; 2, 5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12. 2-й ряд: 1, 125; 1, 375; 1, 75; 2, 25; 2, 75; 3, 5; 4, 5; 5, 5; 7; 9; 11; 14. Для косозубых цилиндрических колес стандартными назначают нормальные модули: mn= mt cos β. Следовательно, принимаем mn= 2 мм. ¨ Определение числа зубьев и угла наклона.
Угол наклона зубьев зубчатых колес принимают в пределах от 8º до 16º (для шевронных колес до 25º). Предварительно зададимся углом β = 10º (cos 10º ~ 0, 9848). Суммарное число зубьев определим по формуле: Округляем полученное значение до целого числа: ZΣ = 177 зубьев. Разобьем суммарное число зубьев на число зубьев на шестерне и колесе. Минимальное число зубьев шестерен обычно ограничивается условием неподрезания зубьев у основания. Для некоррегированных передач Zmin = 17, для корригированных Zmin = 12…14 и меньше. Число зубьев на шестерне: Число зубьев на колесе: Уточним фактическое передаточное число: Значение U' не должно отличаться от стандартного более чем на 2, 5% при U ≤ 4, 5 и 4% при U > 4, 5. В нашем случае: , что допустимо. Уточним фактическую частоту вращения тихоходной ступени: Уточним угол β: ¨ Определение диаметров колес. Диаметры делительных окружностей определяют по формуле: В нашем случае: Проверка: Параметры исходного контура цилиндрических зубчатых колес стандартизованы (ГОСТ 13755-81); угол профиля α = 20º; высота головки зуба hа = mn; высота ножки зуба hf = 1.25 mn; высота зуба h = hа + hf = 2, 25 mn. Диаметры вершин зубчатых колес определим по формулам: Диаметры впадин зубчатых колес найдем по формулам: ¨ Выбор степени точности зубчатых колес. Степень точности зубчатой передачи назначают в зависимости от окружной скорости. Окружная скорость колес по делительным окружностям находится по формуле: , где – угловая скорость зубчатого колеса - уточненное число оборотов на колесе. Итак, Степени точности зубчатых передач приведены в таблице 6.4. Таблица 6.4.
Назначаем 8-ю степень точности зубчатого зацепления. Основные геометрические параметры приведены в таблице 6.5.
Таблица 6.5.
¨ Определение числовых значений сил, действующих в зацеплении. В зацеплении действуют окружная сила Ft, радиальная сила Fr, и осевая сила Fа.
(для стандартного угла α = 20º tg α = 0, 364)
|