Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверочный расчет зубчатого зацепления






¨ Проверочный расчет зубьев на выносливость по контактным напряжениям.

Действительные контактные напряжения определяем по формуле:

где σ НР – допустимые контактные напряжения;

Zε – коэффициент, учитывающий степень перекрытия,

Для прямозубых колес:

Для косозубых колес:

,

где - коэффициент перекрытия (торцовый), где знак «+» относят к внешнему зацеплению, знак «-» - к внутреннему зацеплению.

КНα – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;

КНα = 1 для прямозубых колес

Значение КНα для косозубых и шевронных передач определим из таблицы 6.6.

Таблица 6.6.

Окружная скорость V, м/с Степень точности по нормам плавности (ГОСТ 1643-81)
         
2, 5 1, 00 1, 01 1, 03 1, 05 1, 13
  1, 00 1, 02 1, 05 1, 09 1, 16
  1, 01 1, 03 1, 07 1, 13
  1, 01 1, 04 1, 09
  1, 02 1, 05 1, 12
  1, 02 1, 06

 

КНβ – коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца зубчатого колеса берут из таблицы 6.7:

Таблица 6.7.

Расположение зубчатых колес относительно опор Твердость НВ поверхностей зубьев
≤ 350 > 350
Симметричное 1, 0…1, 15 1, 05…1, 25
Несимметричное 1, 10…1, 25 1, 15…1, 35
Консоль 1, 20…1, 35 1, 25…1, 45

 

КНV – динамический коэффициент определяют в зависимости от степени точности передачи, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей.

Значения коэффициента КНV определяют из таблицы 6.8:

Таблица 6.8.

Степень точности по ГОСТ 1643-81 Твердость на поверхности зубьев колеса Значения КНV при V, м/с
         
  > 350 НВ 1, 02/1, 01 1, 06/1, 03 1, 10/1, 04 1, 16/1, 06 1, 20/1, 08
≤ 350 НВ 1, 03/1, 01 1, 09/1, 03 1, 16/1, 06 1, 25/1, 09 1, 32/1, 13
  > 350 НВ 1, 02/1, 01 1, 06/1, 03 1, 12/1, 05 1, 19/1, 08 1, 25/1, 10
≤ 350 НВ 1, 04/1, 02 1, 12/1, 06 1, 20/1, 08 1, 32/1, 13 1, 40/1, 16
  > 350 НВ 1, 03/1, 01 1, 09/1, 03 1, 15/1, 06 1, 24/1, 09 1, 30/1, 12
≤ 350 НВ 1, 05/1, 02 1, 15/1, 06 1, 24/1, 10 1, 38/1, 15 1, 48/1, 19
  > 350 НВ 1, 03/1, 01 1, 09/1, 03 1, 17/1, 07 1, 28/1, 11 1, 35/1, 14
≤ 350 НВ 1, 06/1, 02 1, 12/1, 06 1, 28/1, 11 1, 45/1, 18 1, 56/1, 22

Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе – для косозубых зубчатых колес.

В нашем случае:

,

тогда

;

Из соответствующих таблиц согласно нашим условиям определим значения коэффициентов:

КНα = 1, 09 КНβ = 1, 05, КНV = 1, 10.

Подставив значения в формулу, получим:

Отклонение величины действительного контактного напряжения от допускаемого определим по формуле:

По принятым в общем машиностроении нормам для σ Н допускается отклонение ± 5%. Если отклонения выходят за указанные пределы, то размеры и другие параметры передачи необходимо откорректировать. При больших отклонения порядка ± 10…15% можно рекомендовать:

— в небольших пределах изменить ширину колеса b (при перегрузках – увеличить, при недогрузках – уменьшить);

— изменить степень точности изготовления колес;

— в тех случаях, когда нежелательно изменять ширину колеса или степень точности, можно выбрать другой режим термической обработки поверхностей зубьев и соответственно изменить твердость поверхностей зубьев, что приводит к увеличению или уменьшению σ НР.

— при больших отклонениях σ Н от допускаемого значения расчет проводят заново после изменения межосевого расстояния.

 

¨ Проверка на контактную прочность по кратковременным перегрузкам.

Расчетное максимальное контактное напряжение при перегрузке найдем по формуле:

,

где σ НРМ – максимальные допустимые контактные напряжения;

σ Н – действительные контактные напряжения;

- коэффициент перегрузки,

где берется из каталога электродвигателей;

Рдв – стандартная мощность выбранного электродвигателя;

Рпотр. – потребная мощность электродвигателя.

Допускаемое максимальное напряжение для улучшенных и объемно-закаленных зубьев σ НРМ = 2, 8 σ т, для цементованных зубьев σ НРМ = 40 НRC, для азотированных зубьев σ НРМ = 30 НRC.

В нашем случае:

,

где σ т – предел текучести материала зубчатого колеса.

Так как σ НМ = 558, 58 Мпа < σ НРМ = 784 Мпа, то прочность по кратковременным перегрузкам обеспечена.

¨ Проверочный расчет зубьев на выносливость по напряжениям изгиба.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал