Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Псалом 2






Вску́ ю шата́ шася язы́ цы, и лю́ дие поучи́ шася тще́ тным́ 2Предста́ ша ца́ рие зе́ мстии и кня́ зи собра́ шася вку́ пе на Го́ спода и на Христа́ Его́. 3Расто́ ргнем у́ зы и́ х и отве́ ржем от на́ с и́ го и́ х. 4Живы́ й на небесе́ х посмее́ тся и́ м, и Госпо́ дь поруга́ ется и́ м. 5Тогда́ возглаго́ лет к ни́ м гне́ вом Свои́ м и я́ ростию Свое́ ю смяте́ т я́. 6А́ з же поста́ влен е́ смь Ца́ рь от Него́ над Сио́ ном, горо́ ю свято́ ю Его́, 7возвеща́ яй повеле́ ние Госпо́ дне. Госпо́ дь рече́ ко Мне́: Сы́ н Мо́ й еси́ Ты́, А́ з дне́ сь роди́ х Тя́. 8Проси́ от Мене́, и да́ м Ти́ язы́ ки достоя́ ние Твое́ и одержа́ ние Твое́ концы́ земли́. 9Упасе́ ши я́ жезло́ м желе́ зным, я́ ко сосу́ ды скуде́ льничи сокруши́ ши я́. 10И ны́ не, ца́ рие, разуме́ йте, накажи́ теся вси́ судя́ щии земли́.11Рабо́ тайте Го́ сподеви со стра́ хом и ра́ дуйтеся Ему́ с тре́ петом. 12Приими́ те наказа́ ние, да не когда́ прогне́ вается Госпо́ дь, и поги́ бнете от пути́ пра́ ведного, егда́ возгори́ тся вско́ ре я́ рость Его́. Блаже́ ни вси́, наде́ ющиися На́ нь.

(Пророчество о восстании язычников и иудеев на Иисуса Христа; о предвечном рождении Его от Отца и о всемирном Его Царстве).

Второй псалом не имеет надписания в еврейской и греческой Библиях. Имеющееся надписание именем Давида в русской Библии основывается на свидетельстве апостола Петра, который, цитируя слова 1-го и 2-го стихов 2-го псалма, указывает, что они произнесены Давидом (Деян. 4, 25). Псалом можно разделить на следующие части: 1. Восстание царей и народов против Господа и Помазанника, 1-3; 2. Ответ Небесного Владыки: 4-6; 3. Посаждение на троне Помазанника: 7-9. 4. Призыв к вразумлению неразумных: 10-12. В содержании псалма предсказывается неудача нападения врагов на царя Давида - помазанника Божия (ст. 1-4) и о том, что власть его распространится по всему миру (ст. 5-9), а царствование над Сионом (ст. 6) будет непоколебимым. Залогом этому служит непреложность обетования Божия Давиду, а видимым знаком - присутствие на горе Сион Кивота Завета, что свидетельствовало о пребывании здесь Бога. В царствование Давида, изобиловавшее войнами, самым сильным восстанием на него было восстание сирийцев и аммонитян. Об этом объединенном восстании и говорится в данном псалме. Но Живущий на Небесах посмеется над ними и приведет их в смятение (ст. 4-6), - предсказывает псалмопевец, ибо Давиду дано обетование о будущей власти его над всем миром. Раскрытию этого обетования и посвящено содержание псалма.

Из содержания псалма можно предположить, что он написан по поводу данного Давиду обетования после перенесения Кивота Завета на Сион из Кариаф-Аарама. Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени. 1. В 1 и 2 стихах изображается восстание на Помазанника всех народов земли, какого против Давида не было;

2. Рождение Богом " днесь" (7 ст.) может относиться только ко Христу Спасителю; 3. В 9-10 стихах предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нем не исполнилось. 4. Невозможность обращения врагов к Богу, предсказываемая Давидом, не имела места в его время: восставшие на него не были поголовно уничтожены, а потому, как для оставшихся в живых, так и для потомства последних всегда была возможность исправления и примирения с Богом. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя полностью соотнести с историческими рамками времени и личности Давида. Черты изображенного здесь Царя вполне приложимы только к Иисусу Христу. Его предали иудеи Пилату (Мф. 27, 12; ср. 1-3 ст.). Он, будучи человеком, есть в то же время истинный Сын Божий (Ин. 1, 14), вечный (Ин. 1, 1 ср. ст. 4-7), Которому, как Царю, дана власть на небе и на земле (Мф. 28, 18; ср. ст. 6-9). Как пророчестве об этом прославлении Христа Царя, слова 2-го псалма приводятся в Деян. 4, 25-28; 13, 32-33 и в Евр. 1, 4-5).

Толкование 2-го псалма. Ст. 1: " Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? " 1. При изъяснении текста Псалтири автор брал материал в основном из " Толковой Псалтири" Е. Зигабена. Предвидя пророческим взором злобу людей против Христа Спасителя, Давид грустно вопрошает: зачем они с таким безумием мятутся, подняли возмущение и волнение? " Поучишася тщетным" -потому что замышляли несбыточное, предпринимали невозможное, хотели погубить Спасителя мира. Под язычниками (" языцы") разумеются здесь римские воины вместе с Пилатом, а под народом (" людие") - народ иудейский с Анной и Каиафою. Ст. 2 " Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его". Под именем царей и верховных правителей (" князи") разумеются Ирод и Пилат, из которых первый был царем, а второй правителем. Смысл этих слов объяснили сами святые Апостолы. Предвидя 1 и 2 стихи 2-го псалма, они продолжают, " поистине собрались в городе сем (Иерусалиме) на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским" (Деян. 4, 27). Множественное число -" царие" и " князи" объясняется свойством еврейского языка, а также видят в этом и таинственный смысл, именное с именем царя Ирода соединяют диавола - царя греха, вооружившегося против Христа, а с князем Пилатом - многих князей, т.е. начала и власти темных сил, духов злобы поднебесных. Так как во Христе две природы, невидимая (божественная) и видимая (человеческая), то Ему надлежало вести борьбу с невидимыми и видимыми врагами. " На Господа и на Христа Его" - возмутились и восстали против Отца и Сына, Которого Отец поставил Царем над всеми языками, дав Ему их в наследие, как Помазаннику Своему. Вражда против Сына коснулась и Отца. Ст. 3: " Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их". Святитель Афанасий толкует, что это сказано от лица тех, которые, возмутившись и словом и делом, распяли Иисуса Христа на кресте, свергли с себя иго повиновения Сыну, порвали узы всякого подчинения Отцу и отвергли законную связь с Богом. Блаженный Феодорит полагает, что эти слова сказаны от Лица Духа Снятого, заповедующего верующим потомкам отказаться от идолопоклонства язычников и от нечестия иудеев, " расторгнув узы" ослепленных язычников и " отвергнув от себя иго" потерявших веру иудеев, воспринять на себя благое иго Христово. Ст. 4: " Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им". Здесь - предостережение богохульствующим врагам Христа, состоящее в том, что живущий на небесах Отец и Сын, Господь всяческих по Своему Божеству представляется столь сильным, что Он может только как бы посмеиваться над врагами Своими. Речь принимает иносказательную форму и усиленный тон для того, чтобы показать врагам Господа, как они безрассудно покушались на тщетное и невозможное, думая умертвить самого Господа, Источника и Начало жизни. Ст. 5: " Тогда возглаголет к ним гневом Своим..." Здесь разумеется, что Господь воспылал гневом Своим, когда Он явно изобличал иудеев в их неправдах и возвестил им грядущие бедствия, повторяя при перечислении неправд Своих врагов. " Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры" и пр. (Мф. 23), а в заключении сказал: " Сего ради отимется от вас Царствие Божие" (Мф. 21, 43).

"...и яростию Своею смятет я". Господь проявил гнев Свой (ярость - высшая мера гнева), когда по Его попущению римское войско, напав на иудеев, опустошило Иерусалим, сожгло храм, большую часть уцелевших жителей предало смерти, а остальных подвергло рабству. Ст. 6 " Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою Святою Его..." Здесь речь от Лица Иисуса Христа, таково свойство пророчеств, что в них предметы и лица меняются, как это часто можно видеть в книгах пророческих. Иисус Христос предвозвещает царство, которое дано Ему Отцом, как Человеку, о чем и засвидетельствовал Он по воскресении Своем, сказав: " Дадеся Ми всяка власть за небеси и на земли" (Мф. 28, 18). Под Сионом разумеется вся вселенская Церковь. Ст. 7: " Возвещаяй повеление Господне". Это - продолжение мысли предшествующего стиха. " Я поставлен как Царь возвещать заповеди евангельские на горе Сионе", откуда взяла свое начало Церковь Христова. " Повелением" Господним он называет сами эти заповеди, показывая при этом единство воли Своей с волей Отца. " Не могу Аз о Себе творити ничесоже", - говорил Он, проповедуя учение евангельское. " Якоже слышу, сужду; и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца". " Яко Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю". " Аз и Отец едино есма" (Ин. 5, 30; 12, 49; 10, 30). (Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя". Под этими словами разумеется и предвечное рождение Бога-Сына от Бога-Отца и рождение Его по человечеству во времени. Словом " днесь" выражается как бы грань между вечностью и временем, когда предвечный Сын Божий соделался Богочеловеком. Блаженный Феодорит утверждает, что слова " Аз днесь родих Тя" относятся к человеческому естеству Спасителя. Поэтому следующий стих святые отцы рассматривают как пророчество о Царстве Иисуса Христа по человечеству. Ст. 8: " Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли". Когда иудеи не приняли Иисуса Христа, Он обратился к народам языческим. Мы видим из ст. 8, что воля Отца состояла в том, чтобы Христос Спаситель избрал Себе в наследие язычников. И Господь, будучи царем, как Бог, приемлет владычество, как человек, над всеми народами, не только настоящими, но и прошедшими и будущими. " И одержание Твое концы земли" - власть наследия Твоего распространится до пределов земли. Так и сбылось, ибо слово евангельское пронеслось по всей земле во все концы вселенной (Пс. 18, 5; Мф. 24, 14; 10, 18). Сам Бог Отец предлагает Сыну, чтобы Он просил этого наследия в знак Своего благоволения и желания восстановить падшее человечество. И Бог Сын в Тайне Существа Св. Троицы ходатайствует об этом пред Богом Отцом. Ради нашего спасения Он сошел с небес, вочеловечился и соделался Посредником между Богом и человечеством.

Ст. 9: " Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я". Под " жезлом железным" святитель Афанасий понимает святой крест. Пророк имеет в виду здесь так же и иудеев, как бы говоря: тех, которые не приняли Твоей проповеди, сокрушил Ты жезлом железным, как сосуды горшечника. Так обозначены последующие бедствия иудеев от римлян и других народов. Иногда же предполагают, что здесь говорится о спасении язычников, истолковывая так: упасет язычников жезлом железным. " Своим крепким несокрушимым царством сокрушит (вразумит) их, как сосуды скудельника, разрушит мудрования язычников Святым благочестием и затем купелью возрождения обновит их, сообщит им благодатную крепость огнем Духа" (блаженный Феодорит). Ст. 10: " И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли". Слово - " ныне" имеет значение заключения сказанного. Смысл всего стиха таков: " Итак, вы, могущественные цари всех народов, и вы, судьи всей земли, судящие живущих на земле людей, ведая, что Бог избрал вас в наследие, образумьтесь к покаянию, умудритесь во спасение, руководствуясь опытом и Божественными Писаниями". А в лице царей и судей пророк разумеет и народы, им подчиненные, и их призывает к такому же научению. Ст. 11: " Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом". Это дальнейшее обращение, к народам: " так как вы уже знаете, что вы - наследие Божие, то нужно работать Ему, выполняя Его правду", т.е. уничтожая в себе все греховное. Указывается страх, так как где страх Божий, там и выполнение Его заповедей. " И радуйтеся Ему с трепетом". Служа, радуйтесь Ему как Спасителю и Ходатаю. Так и Апостол говорит: " Радуйтеся о Господе; и паки реку: радуйтеся" (Фил. 4, 4). Но радость эта пусть будет с трепетом. Радуйтесь с упованием и вместе трепещите за грехи, ибо Господь праведен и нелицеприятен. Трепещите пред возможностью оскорбить Бога своею греховностью. Ст. 12: " Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от руки праведного, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань". " Приимите наказание" - этими словами пророк усиливает сказанное в ст. 10: образумьтесь, умудритесь совершенно и окончательно. По святителю Афанасию - приимите евангельское Христово учение. " Да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного", т.е. если вы не исправитесь, то вы будете вдали от пути праведного, не будете на пути спасаемых; по святителю Афанасию - будете вдали от Пути, т.е. от Христа Спасителя. " Егда возгорится вскоре ярость Его", т.е. когда настанет суд Божий, то это будет неотложно, " вскоре" и вы погибнете.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал