Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет. Псалом 8 - наизусть.






В коне́ ц, о точи́ лех, псало́ м Дави́ ду, 8.

2 Г о́ споди, Госпо́ дь на́ ш, я́ ко чу́ дно и́ мя Твое́ по все́ й земли́, я́ ко взя́ тся великоле́ пие Твое́ превы́ ше небе́ с. 3Из у́ ст младе́ нец и ссу́ щих соверши́ л еси́ хвалу́, вра́ г Твои́ х ра́ ди, е́ же разруши́ ти врага́ и ме́ стника. 4Я́ ко узрю́ небеса́, дел́ а пе́ рст Твои́ х, луну́ и зве́ зды, я́ же Ты́ основа́ л еси́. 5Что́ е́ сть челове́ к, я́ ко по́ мниши eго́ ́ Или́ сы́ н челове́ чь, я́ ко посеща́ еши eго́ ́ 6Ума́ лил еси́ eго́ ма́ лым чи́ м от а́ нгел, сла́ вою и че́ стию венча́ л еси́ eго́. 7И поста́ вил еси́ eго́ над де́ лы руку́ Твое́ ю, вся́ покори́ л еси́ под но́ зе eго́. 8О́ вцы и волы́ вся́, еще́ же и скоты́ польски́ я, 9пти́ цы небе́ сныя, и ры́ бы морски́ я, преходя́ щыя стези́ морски́ я.10Го́ споди, Госпо́ дь на́ ш, я́ ко чу́ дно и́ мя Твое́ по все́ й земли́.

(Пророчество о прославлении Иисуса Христа как истинного Сына Человеческого, а чрез Него и всех верующих в Него)

Надписание псалма. " В конец, о точилех", в русском переводе: " На гефском орудии" - указывает или на способ исполнения его на музыкальном инструменте, или на время его употребления при выжимке винограда. " Гофское орудие" - инструмент, заимствованный евреями из филистимского города Гефы. Можно предположить, что надписание псалма указывает на то, что он исполнялся на гефском инструменте при уборке винограда. Содержание псалма представляет хвалебную песнь Богу за Его блага, дарованные человеку. Главный предмет содержания псалма - изображение величия Божия в природе, продолжительному созерцанию которой Давид мог отдаваться в доме своего отца, будучи пастухом. Следовательно, написание 8-го псалма нужно отнести ко времени до выступления Давида на общественное служение, после первого помазания его Самуилом.

Псалом можно разделить на части следующим образом. 1. Слова Господа во всей вселенной: 1-3; 2. Созданный Богом человек - венец Его творения. 4-9; 3. Прославление имени Бога 10. Под младенцами в псалме разумеются грудные дети. В книге Премудрости Соломона (10, 21) говорится, что по переходе евреев через Чермное море даже уста " немых и язык младенцев сделались ясными". Указанный книгой Премудрости факт прославления Бога детьми близок по своему внутреннему значению с повествованием Евангелиста Матфея (21, 15-16), где говорится о еврейских грудных детях (" ссущих"), воспевших в лице Христа сына Давидова, Которого фарисеи не хотели признать за обетованного Потомка. Этим указывается, что не всегда опытность житейская и возраст человека обеспечивают безошибочность его суждений и поступков, что я обнаружилось в истории земной жизни Иисуса Христа, воспеваемого детьми, как Сына Божия, в то время как отцы этих детей, отрицая Его божественное достоинство, строили планы Его гибели. Таким образом, указанный факт прославления Спасителя детьми является прообразом, где в историческом явлении указаны черты будущего события из земной жизни Иисуса Христа, почему этот стих псалма, как предуказание, приводится у евангелиста Матфея. Всё сказанное в 8 псалме о высоком достоинстве человека апостол Павел объясняет как предсказание о прославлении Иисуса Христа в Его воскресении и вознесении (ср. Еф. 1, 17-23).

Толкование 8 псалма. Ст. 2: " Господи, Господь наш, яко (как) чудно имя Твое по (на) всей земли". Иисус Христос есть Господь не одних верующих, но и неверущих; только Господом неверующих Он может быть назван единственно как их Творец. Для верующих же Он Господь вдвойне: и как Творец их, и как Искупитель, поэтому имя Господне в приведенном выше месте повторено два раза. Это восклицают Церкви верующих. Имя Господне чудно и дивно по тем сверхъестественным действиям, которыми сопровождается Его призывание. Слова " чудно имя Твое по всей земли" относятся ко временам христианским. Чудно имя Господне, потому что, как говорит святой Иоанн Златоуст, " этим именем разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух". " Яко взятся великолепие Твое превыше небес". Пророк, желая показать нам беспредельное могущество божественной природы, говорит: " Вознеслось великолепие Твое превыше небес, так как земля не могла вместить этого великолепия. " Не люди только, но и Ангелы воспевают совершенное Тобою", - говорит святитель Иоанн Златоуст. Ст. 3: " Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу". Сам Господь Иисус Христос отнес это место к еврейским детям, восклицавшим: " осанна Сыну Давидову! " (Мф. 21, 15-16). " Чтобы кто под младенцами, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - не разумел людей незлобивых и простых, Давид прибавил: " и ссущих, т.е. грудных детей, не могущих принимать твердой пищи, но еще сосущих молоко матерей". Таким образом, пророк предсказывает здесь хвалебную песнь детей, воспетую некогда ими в честь Господа. Из всех чудес и знамений, которые совершил Иисус Христос на земле, он указывает только на изумление детей при виде воплотившегося Бога, выразившееся в хвалебной песне, указывает на это как на особенно поразительное чудо. Действительно, и до Христа были чудеса, но хор грудных детей, внятно и громко воспевающих славу Божию, впервые раздался в то время на земле. Притом поющие были не просто дети, но, как говорит пророк, дети, сосущие еще молоко, т.е. грудные, а это явление - необычайное. " Враг Твоих ради, еже разрушити (чтобы уничтожить) врага и местника (отмстителя)". Пророк объясняет самую причину этого чуда. Это было сделано, - говорит он, - ради врагов Твоих, т.е. иудеев, которые не верили Тебе, подозревали в обмане. В воспетой же песне младенцев, которые были детьми Его врагов, подобное подозрение не могло несомненно иметь места. Врагом назван весь народ иудейский, как враждующий против Сына Божия; отмстителем же (местником) назван он по мнимой ревности его о Законе, так как народ иудейский прикрывал свои злобные действия именем Бога-Отца, " гнал Спасителя под тем предлогом, что мстил за Отца Небесного" (блаженный Феодорит, святители Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст). Под врагом и отмстителем можно разуметь здесь также и диавола, который, как говорит блаженный Феодорит, - " обольщая людей, ещё... подвергает их наказанию за обольщение, наказывает людей, мстит им за их заблуждения". Ст. 4: " Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже (которые) Ты основал еси". Давид продолжает показывать, в чем Господь проявил ещё Свою силу. Кроме поражения врагов, Он проявил её в творении вселенной. Он не говорит: " вижу небеса", " а узрю", - как бы от лица будущего верующего народа, который уже после узнал, что Господь Иисус Христос есть Творец вселенной. Он не сказал: " увижу дела рук, а перст Твоих", чтобы показать, - как говорит святитель Иоанн Златоуст, - что все видимое есть легкое дело силы Его". Ст. 5: " Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? " Эти слова также относятся к вочеловечению Господа. Что такое есть человек, - как бы говорит пророк, - что Ты взыскиваешь его, Боже, Своим милосердием. Слово " посещение" здесь имеет прямой смысл, потому что не ходатай, не ангел, но Сам Господь пришел, чтобы спасти нас. И это тем более удивительно, что когда пали ангелы, то Бог ничего подобного не сделал для них, но ради падшего человека. Он принимает его природу и спасает его. " Сын человечь" - то же, что человек. Ст. 6: " Умалил еси его малым чим от ангел". Пророк вспоминает о древних благодеяниях Божиих, которые дарованы были Богом первому человеку на земле при Его творении. Вышедший на свет из рук Творца первый человек обладал такими совершенствами природы, что только незначительно был умален пред ангелами Божиими, именно - дарованием ему тела, и с ним всего того, что относится к телу. " Славою и честию венчал еси его". Ты увенчал, - говорит пророк, - славою человека, сотворил его по Своему образу и подобию; увенчал его честью, даровав ему власть над всеми животными. Ст. 7 " И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его". Святой Афанасий говорит: " Разумной природе, как богоподобной, Бог даровал господство над всем. И человек, приняв силу в образе Божием, также поставлен владыкою всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих". " Раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею", - сказал Господь нашим прародителям (Быт. 1, 23). Все мысли псалма, относящиеся к человеку, толкователи относят и к человеческой природе Христа Спасителя. Господство, потерянное падением Адама, во всей силе возвращено человечеству Спасителя, так как Отец Небесный " вся покорил под нозе Его" (Евр. 2, 8; 1 Кор. 15, 27), люди же получают это господство от Бога по мере веры, что доказывается чудесами, совершаемыми святыми - именем Господа Иисуса. Еще более проявится власть святых над природою в будущем веке, где они будут сонаследниками и соучастниками Спасителя во власти и славе в царстве Отца Небесного. Таким образом, слова псалмопевца в своей полноте относятся к Спасителю мира, как об этом говорит Апостол (Евр. 2), а частично - к истинно верующим. Ст. 8-9. " Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, преходящия стези морския". Эти слова такие, как и предшествующие, заимствованы из книги Бытия. " И обладайте рыбами морскими, - говорится там, - и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею" (Быт. 1, 28). Относя псалом к человечеству Христа Спасителя, слово " овцы" следует понимать как наименование уверовавших во Христа язычников, которых добрый пастырь Христос собирает во двор Свой. " Волы" - это иудеи, несшие на себе тяжелое иго закона Моисеева. А скоты - те, которые, не приняв закона Моисеева, ни закона благодати, но служа идолам, блуждают без пастыря, не могут подняться на высоту духовной жизни. " Птицы небесные" - ангелы. " Рыбы морские" - демоны. Ст. 10: " Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли". Слава имени Христа Спасителя наполнила небо и землю, и человек, восстановленный благодатию Божией, в лице Спасителя соединился с Божеством, сподобился великой чести и славы. Давид, провидев все это пророческим духом, снова в изумлении восклицает: " Господи, Господа наш! Яко чудно имя Твое по всей земле! "


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал