Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет. Автор и время написания книги Псалтырь. Надписание псалмов. Богослужебное употребление книги. Псалтырь в Ветхом и Новом Заветах.
Название книги и её разделение на псалмы Псалтирью называется сборник церковнобогослужебных песней. В еврейской Библии Псалтирь носит название " тегиллим" или " сефер тегиллим", что значит - " хваления", или песни хвалы", а в греческой - " Псалтирион", по названию струнного музыкального инструмента, которым в древности у евреев сопровождалось пение псалмов. Псалом представляет собой духовную песнь, входящую в состав богослужения. Источником и вдохновителем автора этих песней является Бог, а предметом их содержания - Его многообразные свойства и дела, проявляемые Им во внешней природе и в жизни людей. Еврейское название книги указывает на основной, внутренний характер содержания псалмов как хвалебных песней Богу, а греческое наименование - на внешний способ их исполнения под звуки музыкальных инструментов. Вся книга Псалтири состоит из 151 псалма, из которых первые 150 - канонического достоинства, а последний - 151 - неканонического (недавние открытия у Мертвого моря позволили восстановить еврейский оригинал 151 псалма). Расположение псалмов в еврейской Библии несколько не соответствует греческой. Начиная с 9 псалма (с 22 стиха), в еврейской Библии счет псалмов будет на единицу вперед до 113 псалма. 113-й псалом (с 10 стиха) в еврейской Библии опять разделяется на два, образуя 114 и 115 псалмы греческой Библии. 116-й псалом еврейской Библии вмещает в себе 115-й греческой Библии и так счет на единицу вперед остается до 146-го псалма. Этот 146-й псалом, который у евреев считается 147-м, вмещает в себя 147-й псалом греческой Библии, и таким образом счет псалмов во всех Библиях оканчивается одинаково. Авторы и время написания псалмов. Существовало мнение, что Псалтирь принадлежит одному Давиду. Но оно не было всеобщим и в древности. Многие держались такого взгляда, что эта священная книга принадлежит нескольким писателям. Это мнение среди ученых в настоящее время является преобладающим. Общеустановившийся обычай называть Псалтирь книгою Давида объясняется следующим. Большинство псалмов в Псалтири принадлежит Давиду, и кроме того, так как его поэтический талант был силен и разнообразь, то последующие писатели подражали ему как в содержании своих псалмов, так и во внешней форме изложения. Известны имена следующих писателей псалмов: Моисей, Давид, Соломон, Асаф, Еман, Ефам (он же Идифум) и сыновья Кореевы. По времени, обстоятельствам происхождения и по количеству написанных псалмов последние распределяются между означенными лицами следующим образом. Моисею принадлежит один 89 псалом, написанный им при окончании 40-летнего странствования по пустыне вблизи обетованной земли, в которую могло войти новое поколение людей; родившихся в пустыне, а из вышедших из Египта - только те, которые при выходе не имели 20 лет. Гибель всех остальных объяснялась неверностью и оскорблением ими Бога во время этого странствования. Псалом выражает благодарность Богу за дарование евреям земли, скорбь за человека, поведением своим оскорбляющего Бога, и молитву к Нему о снисхождении и заступничестве. Эти три мотива - благодарственный, скорбный и молитвенный являются преобладающими во всем содержании Псалтири, выражаясь то в своем чистом виде, то в сочетании с другими. Давиду, по надписаниям еврейской Библии, принадлежит 73 псалма, а по греко-славянской - 87. Но в настоящее время считают, что Давиду принадлежат 78 псалмов. Это 73 псалма из надписанных его именем в еврейской Библии: 3-31, 33-40, 50-64, 67-70, 65, 100, 102, 107-109, 123, 130, 132, 138-144 и 5 псалмов, ненадписанных в еврейской Библии, но бесспорно ему принадлежащие: 1, 2, 32, 103, 137. Все псалмы Давида представляют поэтическое изложение событий его жизни, начиная с помазания от Самуила и кончая последними годами его царствования. На каждое событие, сколько-нибудь важное, Давид отзывался своими песнями, а так как жизнь его была богата такими событиями, то и псалмы его многочисленны и разнообразны. В них изображаются думы и чувства этого пророка, являющиеся, по заключенной в них благодатной силе, близкими и понятными созданию каждого религиозно настроенного читателя. Внешняя сторона жизни Давида общеизвестна. Из простого пастуха в семействе Иессея, из колена Иудина, он Промыслом Божиим, благодаря своим талантам и подвигам, сделался народным героем, достиг титула еврейского царя и приобрел популярность и любовь своих подданных, так что его имя и дела составляют самую светлую страницу еврейской истории. Давид представляет собою натуру, богато одаренную физическими и духовными качествами. Наиболее выдающимся и характерным в Давиде является сильный молитвенный дар и неиссякаемый поэтический талант. Этим объясняется обилие его гимнов и их выразительность. Его поэзия выражает внутренние переживания и отличается многообразием своих видов. Здесь есть элегии (произведения, выражающие настроения печали), к каковым могут быть отнесены покаянные псалмы; есть хвалебные творения, приближающиеся к нашим одам, есть мессианско-пророческие и др. Следует отметить ту особенность псалмов Давида, что в них он всегда остается верен своему телеологическому взгляду на все существующее в мире, как в жизни людей и природы, так и в области отношений между Богом и человеком. Весь мир во всех своих явлениях, начиная с восхода и захода солнца, смены дня и ночи, времен года, во всем устройстве видимого и невидимого, живого и неживого, полон разумности и красоты. Бог, оказывая милости человеку в настоящем, подготовляет его к великим благам будущего чрез пришествие Мессии. Человек же, питая постоянную и твердую веру в Бога, проявляя Ему свое послушание и воспитывая в себе смирение и сокрушение о грехах, включает себя тем самым в область Его великих обетований. Авторству Соломона принадлежит три псалма: 71, 126 и 131. Псалмы эти написаны: 71 - при восшествии на престол после молитвы гаваонской, 126 - по окончании постройки храма и 131 -по случаю перенесения Кивота Завета из скинии в храм. Соломон представлял собой почти полную противоположность Давиду по складу своего характера и мысли. В нем была заложена натура более философского характера. Он был наделен тонкой способностью наблюдения и сильно развитой логикой построения мыслей. В его псалмах доминирует рассудочный тон изложения в построении и развитии мыслей. Имя Асафа встречается в надписании над 12 псалмами: 49, 72-82. Под именем Асафа-псалмопевца известен левит времени Давида. Вместе со своими четырьмя сыновьями он начальствовал над 4-мя чредами певцов давидовых, был главным распорядителем священной музыки и пения пред скинией на Сионе. Этот современник Давида владел поэтическим талантом и был творцом некоторых псалмов, которые наравне с гимнами Давида вошли в церковно-общественное употребление. Его творения ценились так же, как и произведения царя Давида, и его потомки, благоговея перед именем и гением своего предка, скрыли свои имена под составленными ими псалмами под именем своего родоначальника. Асаф был чрезвычайно предан Давиду и свою судьбу связал с его жизнью; поэтому главный материал для своих псалмов он брал из истории и жизни Давида. Собственно ему принадлежат пять псалмов: 49, 72, 77, 80 и 81. Остальные семь псалмов 73, 74, 75, 76, 78, 79 и 92 принадлежат потомкам Асафа. Все псалмы с именем Асафа выражают настойчивое увещание, обращенное к людям для их вразумления. Еману принадлежит 87-й псалом. Ефаму, иначе Идифуму - 83. Оба эти лица были современниками Давида и певцами при вновь устроенной им скинии. Они были левитами и стояли, как и Асаф, во главе певцов Давидовых. Эти лица были такими же певцами-писателями, как и Давид и Асаф. Оба псалма очень сходны по содержанию. Они были написаны во время Давида, когда он получил откровение о продлении своего потомства навеки и когда испытывал поругание от врагов. Такие обстоятельства относятся ко времени гонения от Авессалома. Содержание этих псалмов проникнуто чувством страданий. Сынам Кореевым принадлежат псалмы 41-48, 83, 84, 86, т.е. 11 псалмов. Они были потомками Корея, возмутившегося при Моисее. Как при Моисее их предки охраняли вход в стан Господень, так и при Давиде они были хранителями врат скинии и певцами при ней. В царствование Соломона они своими песнопениями участвовали в освящения храма. При Иосафате сыны Кореевы своими песнопениями ободряли народ к войне с Аммонитянами и Моавитянами. Во времена Ездры и Неемии они опять упоминаются как хранители врат храма. Согласно содержанию псалмов, можно думать, что при Давиде написаны 41, 42, 43, 48 и 83. Их содержание соответствует историческим обстоятельствам царя Давида. К эпохе Соломона относят происхождение 44 псалма. Ко времени Иосафата - 45-47 псалмы, 86-й воспет при Езекии; 84-й относится к эпохе по возвращении из плена. В псалмах сынов Кореевых, служителей скинии и храма, воспевается любовь к храму и богослужению, предпочитаемая псалмопевцами всем благам жизни. Кроме надписанных псалмов, в Псалтири так же имеется много и ненаписанных. Это псалмы 65, 66, 90-99, 101, 104-106, 110-120, 122, 124, 125, 127-129, 133-136, 145-151. Авторы-писатели этих псалмов неизвестны. Происхождение их, судя по сходству содержания их со сказаниями исторических и других священных книг, может быть отнесено к следующим событиям и эпохам жизни еврейского народа: 65, 66, 90 и 91 - ко времени возвращения Манассии из плена, или ко времени Иосии, при восстановлении им богослужения, 101 псалом относится ко времени разрушения Иерусалима халдеями, 104 и 105 написаны в утешение находящимся в плену евреям; 106 написан по возвращении из плена и представляет благодарственную песнь; 112-116 - являются такими же благодарственными песнями, 110, 111 и 118 должны быть также отнесены ко времени возвращения из плена, 117 - ко времени построения второго храма; 119, 120, 122, 124, 127 и 128 - тоже ко времени возвращения из плена, 129 - ко времени Ездры; 133 - ко времени окончания второго храма; 134 и 135 - написаны, вероятно, по случаю освящения этого храма, 136 - ко времени плена; 125 - к первому времени возвращения из плена; 145-150 ко времени Ездры и Неемии. Неканонический 151 псалом написан, вероятно, вскоре после составления канона неизвестным, но благочестивым мужем.
|