Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет. Псалом 21 - наизусть 2 и 19 ст.







В коне́ ц, о заступле́ нии у́ треннем, псало́ м Дави́ ду, 21.

2 Б о́ же, Бо́ же мо́ й, вонми́ ми́, вску́ ю оста́ вил мя́ еси́ ́ Дале́ че от спасе́ ния моего́ словеса́ грехопаде́ ний мои́ х. 3Бо́ же мо́ й, воззову́ во дни́, и не услы́ шиши, и в нощи́, и не в безу́ мие мне́. 4Ты́ же во святе́ м живе́ ши, хвало́ Изра́ илева. 5На Тя́ упова́ ша отцы́ на́ ши, упова́ ша и изба́ вил еси́ я́. 6К Тебе́ воззва́ ша, и спасо́ шася, на Тя́ упова́ ша, и не постыде́ шася. 7А́ з же е́ смь че́ рвь, а не челове́ к, поноше́ ние челове́ ков и уничиже́ ние люде́ й. 8Вси́ ви́ дящии мя́ поруга́ ша ми́ ся́, глаго́ лаша устна́ ми, покива́ ша главо́ ю: 9упова́ на Го́ спода, да изба́ вит eго́, да спасе́ т eго́, я́ ко хо́ щет eго́. 10Я́ ко Ты́ еси́ исто́ ргий мя́ из чре́ ва, упова́ ние мое́ от сосцу́ ма́ тере моея́. 11К Тебе́ приве́ ржен е́ смь от ложе́ сн, от чре́ ва ма́ тере моея́ Бо́ г мо́ й еси́ Ты́. 12Да не отступи́ ши от мене́, я́ ко ско́ рбь бли́ з, я́ ко не́ сть помога́ яй ми́. 13Обыдо́ ша мя́ тельцы́ мно́ зи, юнцы́ ту́ чнии одержа́ ша мя́. 14Отверзо́ ша на мя́ уста́ своя́, я́ ко ле́ в восхища́ яй и рыка́ яй. 15Я́ ко вода́ излия́ хся, и разсы́ пашася вся́ ко́ сти моя́, бы́ сть се́ рдце мое́ я́ ко во́ ск, та́ яй посреде́ чре́ ва моего́. 16И́ зсше я́ ко скуде́ ль кре́ пость моя́, и язы́ к мо́ й прильпе́ горта́ ни моему́, и в пе́ рсть сме́ рти све́ л мя́ еси́. 17Я́ ко обыдо́ ша мя́ пси́ мно́ зи, со́ нм лука́ вых одержа́ ша мя́, ископа́ ша ру́ це мои́ и но́ зе мои́. 18Исчето́ ша вся́ ко́ сти моя́, ти́ и же смотри́ ша и презре́ ша мя́. 19Раздели́ ша ри́ зы моя́ себе́, и о оде́ жди мое́ й мета́ ша жре́ бий.20Ты́ же, Го́ споди, не удали́ по́ мощь Твою́ от мене́, на заступле́ ние мое́ вонми́.21Изба́ ви от ору́ жия ду́ шу мою́, и из руки́ пе́ сии единоро́ дную мою́. 22Спаси́ мя́ от у́ ст льво́ вых и от ро́ г единоро́ жь смире́ ние мое́. 23Пове́ м и́ мя Твое́ бра́ тии мое́ й, посреде́ це́ ркве воспою́ Тя́. 24Боя́ щиися Го́ спода, восхвали́ те Его́, все́ се́ мя Иа́ ковле, просла́ вите Его́, да убои́ тся же от Него́ все́ се́ мя Изра́ илево. 25Я́ ко не уничижи́, ниже́ негодова́ моли́ твы ни́ щаго, ниже́ отврати́ лице́ Свое́ от мене́, и егда́ воззва́ х к Нему́, услы́ ша мя́. 26От Тебе́ похвала́ моя́, в це́ ркви вели́ цей испове́ мся Тебе́, моли́ твы моя́ возда́ м пре́ д боя́ щимися Его́. 27Ядя́ т убо́ зии и насы́ тятся, и восхва́ лят Го́ спода взыска́ ющии Его́, жива́ бу́ дут сердца́ и́ х в ве́ к ве́ ка. 28Помяну́ тся и обратя́ тся ко Госпо́ ду вси́ концы́ земли́, и покло́ нятся пре́ д Ни́ м вся́ оте́ чествия язы́ к. 29Я́ ко Госпо́ дне е́ сть ца́ рствие, и То́ й облада́ ет язы́ ки.30Ядо́ ша и поклони́ шася вси́ ту́ чнии земли́, пре́ д Ни́ м припаду́ т вси́ низходя́ щии в зе́ млю, и душа́ моя́ Тому́ живе́ т. 31И се́ мя мое́ порабо́ тает Ему́, возвести́ т Го́ сподеви ро́ д гряду́ щий. 32И возвестя́ т пра́ вду Его́ лю́ дем ро́ ждшымся*, я́ же сотвори́ Госпо́ дь.

Псалом можно разделить на части следующим образом: 1. Вопль к Богу в оставленности: 2-3; 2. Господь - Владыка отцов: 4-6; 3. Плач о поношениях: 7-9; 4. Господь - податель жизни: 10-12; 5. Гонения и преследования врагов: 13-19; 6. Моление об избавлении: 20-22; 7. Обещания похвалы 23-26; 8. Обращение к Богу всего мира: 27-30; 9. Похвала Богу от последующих поколений: 31-32.

Изображение в этом псалме страданий праведных до того сходно с рассказом евангелистов о страданиях и смерти Господа (ср. стих 19 с Мф. 27, 32 и Ин. 19, 23-24; стих 8 с Мф. 27, 39; стих 3 с Мф. 27, 43; стих 2 с Мф. 27, 46), что кажется, будто Давид писал свой псалом, стоя у подножия креста; поэтому-то большинство богослужебных песнопений Великой Пятницы, когда вспоминаются страдания Господа, составлены из слов 21 псалма, и псалом этот читается в день не единожды. Святой апостол Павел в Послании к Евреям прямо относит к Иисусу Христу (2, 12) изображенное в конце 21 псалма искупительное значение страданий праведника.

С 23-го стиха содержание псалма изменяется; ранее оно было скорбно-просительным, теперь же становится благодарственно-хвалебным. Все испытанное Давидом в мыслях и чувствах и изложенное в первой части псалма, нашло полное выражение в страданиях Мессии-Христа, а потому эта часть должна быть названа прообразовательно-пророческой, также как и вторая часть псалма, где Давид рисует картину всеобщего обращения к Богу всех народов. Это последнее сделалось возможным только со времен мессианских, когда проповедь учения Иисуса Христа распространилась среди всех стран и народов.

Толкование 21 псалма. Надписание: " В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду" толковники объясняет различно. В обычном смысле, по мнению толковников, " заступление утреннее" - это рассвет дня, раннее утро. Но Отцы видят здесь указание на пришествие Спасителя. " Псалом сей, - говорит блаженный Феодорит, - предвозвещает страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычников и спасение вселенной; потому что заступление утреннее есть пришествие нашего Спасителя, наподобие утра воссиявшего сидящим во тьме". " В предлагаемом псалме, - говорит святитель Афанасий Александрийский, - поется о заступлении утреннем, т.е. о том, что Единородное Слово Божие, по написанному " Восток свыше" (Лк. 1, 78), воссияв, освободило нас от нощи и темноты диавольской; или заступлением утренним именует и время воскресения Спасителева, ибо Христос восстал " зело рано" (Лк. 24, 1). Ст. 2: " Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси? Далече от спасения моего словеса грехопадений моих". За исключением слов " вонми ми", которых нет в еврейском тексте, и, как можно думать, внесены в перевод 70-ти в виде пояснения, в этом стихе приведены слова, которые Господь Иисус Христос произнес на кресте. " Или! Или! Лама савахфани? " - " Боже Мой, Боже Мой! Почто Ты Меня оставил? " (Мф. 27, 46). " Говорит это Спаситель от лица человечества, - замечает Афанасий Александрийский, - т.е. почто оставил Мою человеческую природу без помощи, или почто предал её на страдания? " " Оставлением, - говорит блаженный Феодорит, - называет не отлучение соединенного Божества, как полагали некоторые, но попущение совершиться страданию... Изрекает сие Владыка Христос как человек". Дальнейшие слова: " Далече от спасения моего словеса грехопадений моих" ещё в древние времена смущали толкователей. Но позднейшие толкователи считают, что эти слова могли быть произнесены Христом Спасителем. Иисус Христос, по объяснению блаженного Феодорита, " будучи источником правды, воспринял на Себя наш грех и, будучи морем благословения, принял на Себя возложенную на нас клятву" и крест претерпе, о срамоте нерадив" (Евр. 12, 2): так за нас и произнес сии слова... Не взирай, говорит, на прегрешения естества, но даруй спасение за Мои страдания". Итак, смысл приведенных слов таков: грехи людей, которые Я взял на Себя добровольно и соделал как бы Своими, удаляют Меня от спасения, препятствуют освободиться от страданий, которые Я решился понести за эти грехи. Ст. 3: " Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне" (в неразумие мне). Господь молился об избавлении Его от чаши страданий, но как бы не был услышан. Значит ли это, что молитва Его была бесплодной? " Спаситель, - говорит святитель Афанасий, - показывает нам, что плод молитвы не бесполезен, ибо сказано: " не в безумие мне". Блаженный Феодорит поясняет эти слова: " День и ночь взывал Я непрестанно и не мог умолчать, а Ты не услышал, но предал страданию. Впрочем знаю тайну сего домостроительства. Ибо сие выражают слова: " И не в безумие мне". Уразумел Я, что не напрасно отлагал Ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании нечто великое и спасительное". Ст. 4: " Ты же во Святом живеши, хвало Израилева". " Во Святем живеши", - т.е. в святом теле, как поясняет блаженный Феодорит. Здесь пророк Давид приводит уже свои слова, обращенные к соединенному с Отцом по Существу Богу-Слову, Который был соединен лично с воспринятым Им человечеством. " Всего же необычайнее то, - продолжает тот же толкователь от лица Давида, - что совершается страдание тогда, как Ты обитаешь во святом теле Сам. Хвалою же Израилевою именует Его пророк, как восхваляемого и песнословимого собственными служителями: Свят, Свят, Свят, указывая этим на Божество Спасителя". Ст. 5: " На Тя уповаша отцы наши, уповаша и избавил еси я" - это продолжение слов пророка. Ст. 6: " К Тебе воззваша, и спасошася, на Тя уповаша, и не постыдешася" - это тоже говорится от лица Давида. Ст. 7: " Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей", т.е. я уничижен, как червь. Толкователи относят это к Спасителю. " Подобно червю, казался Я малозначительным и соделался предметом посмеяния", - поясняет блаженный Феодорит. Святитель Афанасий усматривает здесь поношение и уничижение Иисуса Христа во время распятия Его на кресте. Ст. 8. " Вси видящии мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою". Ст. 9. " Упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его". Все это исполнилось на Иисусе Христе при распятии и засвидетельствовано Евангелистами (см. Мф. 27, 39-47; Лк. 23, 35). " Удивительно чрезмерное неразумие иудеев, - говорит один из толкователей, - как они, читал эти слова, произносимые против них от лица Христова, не поняли, видя Христа распятого на кресте, и этого пророчества, столь согласно с событиями представляющего их дерзости" Ст. 10. " Яко Ты еси исторгий мя из чрева, упование мое от сосцу матере Моея". Здесь говорится о чудесном рождении Иисуса Христа. Он родился не по закону естества, а Сам Бог извел Его. Блаженный Феодорит так излагает этот стих: " Ты создал Меня в утробе, и потом извлек из нее, и питаясь еще млеком, припадая к матерним сосцам, надежды Мои возвергал Я на Твою попечительность", потому что, как говорит другой толкователь (Е. Зигабен), " с этого времени Я познал надежду Мою, был вразумлен соединившимся со Мною в одно лицо Божеством, как и евангелист Лука сказал: " Отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости; и благодать Божия бе на Нем" (Лк. 2, 40). Ст. 11: " К Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог мой еси Ты". Ст. 12: " Да не отступиши от мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй ми". Слова 11 и 12 стихов относятся также к человеческой природе Иисуса Христа. О скорби и оставленности Иисуса Христа говорят Евангелисты (Мф. 26, 37, 56 и Мк. 14, 33). Ст. 13: " Обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя". " Тельцами, - говорит блаженный Феодорит, - называет пророков, священников и книжников..., а юнцами - подчиненных им". Святитель Афанасий разумеет вообще правителей еврейского народа. Ст. 14: " Отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй". Жестокость и свирепость иудеев уподобляется ярости голодного льва. Соответствующее по немилосердию место встречаем в Евангелии (Ин. 19, 15), когда иудеи взывали: " возьми, возьми, распни Его". Ст. 15: " Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя, бысть сердце мое яко воск, таяй посреде чрева моего". Ст. 16: " Изсше яко скудель крепость моя, и язык мой прильпе гортани моему, и в персть смерти свел мя еси". Сказанное в стихах 15 и 16 выражает страшные страдания Спасителя, от которых пречистое тело Его уподобилось воде, т.е. потеряло твердость, рассыпались кости Егс, сердце потеряло свою крепость и, как воск от огня, растаяло " посреде чрева", т.е. в душе. Блаженный Феодорит в наименовании костей усматривает святых Апостолов. Церковь - тело, крепость тела - кости, а крепость Церкви - святые Апостолы, которые во время страданий Спасителя рассеялись и, подобно воде, разлитой на равнине, бежали от Него. Ст. 17: " Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои". " Пси мнози" - по святителю Афанасию, - народные иудейские правители; по блаженному Феодориту - язычники как нечистые по закону и бесстыдные, как пси. И Господь Иисус Христос употребил слово " псы" в ответе Хананеянке как язычнице: " несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом" (Мф. 15, 26). Впрочем, бывшие прежде псами, по вере вступили в чин сынов и пользовавшиеся древле попечительностию, как сыны (т.е. евреи), приняли наименование псов, потому что, подобно псам, возъярились на Владыку. " Ископаша руце мои и нозе мои" - с евр. " пронзили руки мои и ноги мои". Ст.13. " Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя". Блаженный Феодорит так излагает этот стих: " Пригвождавшие так напрягли тело Мое, что, если бы кто пожелал, не трудно было бы ему узнать число костей". " Тии же смотриши и презреша мя", т.е. смотрели на Мои страдания и смеялись надо Мною. Здесь имеются ввиду насмешки над Иисусом Христом во время предкрестных и крестных страданий. Ст. 19: " Разделиша ризы моя себе, и о одежде моей меташа жребий". Святой Иоанн Богослов приводит эти слова как пророчество и показывает, что оно исполнилось по распятии Господа, когда воины взяли одежды Его и разделили на 4 части, а о тканном хитоне метали жребий (Ин. 19, 23). Ст. 20: " Ты же, Господи, не удали помощь Твою от мене, на заступление мое вонми" (т.е. помоги мне). Ст. 21: " Избави от оружия душу мою, и из руки песии единородную мою". " Оружием, - говорит Афанасий Александрийский, - рукою песиею, устами львовыми и рогами единорожими (см. ст. 22) изображает злобу и безумие иудеев. Оружием можно назвать и диавола, который всегда старается уязвить. " И из руки песии единородную мою", т.е. спаси мою одинокую, всеми оставленную душу от врагов, кои, как злые псы, напали на меня. " Душу же свою, - говорит тот же толкователь, - называет единородную, потому что она оставлена, отлучена от прочих душ (ибо все души познали грех, а она не познала греха), а еще и потому, что она одна вместе с плотию имеет ипостасное единение с Богом-Словом". Ст. 22: " Спаси мя от уст львовых, и от рог единорожь смирение мое". Под львом и единорогом разумеются распинатели, враги Христовы, жестокие, как эти звери. " Смирение" - уничижением спаси Меня уничиженного, страждущего. Ст. 23: " Повем имя Твое братии моей, посреде Церкви воспою Тя". С 23-го стиха начинается другая часть псалма. Ранее речь была о страданиях Спасителя, теперь - о славе Его и воскресении, о призвании язычников. Поведать имя Божие значит прославить Его, Его божественные свойства: благость, премудрость, всемогущество и др. Эти свойства с особенною силою выразились в воскресении и по воскресении Спасителя. Когда Я воскресну, - говорит Господь, - тогда Я возвещу, прославлю имя Твое в церкви братиям Моим, т.е. святым апостолам, ученикам и последователям Моим (Они называются братьями Христовыми, Ин. 20, 17; Рим. 8, 29). Ст. 24: " Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его, да убоится же от Него все семя Израилево". " Поелику Церковь состоит из иудеев и язычников, - говорят святые Афанасий и Феодорит, - то тех и других возбуждает к песнословию, называя Иаковом и Израилем - одних по прародителю, а других (язычников) - по добродетели, которая способна также украсить, как и род". Ст. 25: " Яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, ниже отврати лице Свое от мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя". Блаженный Феодорит так передает смысл этого стиха, как бы словами Господа. " Воспойте, - говорит он, - соделавшегося для вас Виновником спасения, Который не восхотел презреть уничиженнейшего естества вашего, и Моим воскресением соделал ваше спасение". Ст. 26 " От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе; молитвы моя воздам пред боящимися Его". " Как Я делаю Тебя ведомым для человека, так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне ту же честь... Церковию великою назвал Церковь, простирающуюся до пределов земли" (блаженный Феодорит). " Молитвы моя воздам пред боящимися Его". " Молитвы" здесь - обеты. Так и в еврейском тексте. Какие обеты Спасителя? Святитель Афанасий разумеет исполнение обета или обещания, данного Сыном Божиим Богу Отцу спасти род человеческий. По смыслу толкования блаженного Феодорита: " Я обещал вознести Тебе хвалу чрез верующих и священнодействующих в Церкви Моей, и это исполню". Далее - об обращении язычников. Ст. 27: " Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века". " Этим, - говорит Афанасий Александрийский, - выражается провозглашение о призвании язычников", т.е. насытятся от трапезы Христовой язычники, которые были убоги, когда были порабощены убожеству неведения и издревле не имели богатства благочестия. " И восхвалят Господа взыскающии Его". Насытятся не все, но алчущие и жаждущие правды, которые, сказано, насытятся Христовой снеди - учения, божественной вечери, благодати и т.п. " Жива будут сердца их в век века", т.е. души верующих, до обращения своего бывшие мертвыми, по уверовании, питаясь небесною пищею, будут жить истинною жизнью и получат вечную жизнь. Господь в Евангелии говорит: " Аз есмь хлеб животный" и " аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки" (Ин. 6, 48, 51). Ст. 23 " Помянутся и обратятся ко Господу вся концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык". Народы земли, забывшие Бога, воспомянутся Им, призовутся ко спасению через Евангелие, тогда они и обратятся ко Господу, войдут в Церковь. С еврейского " воспомнят и обратятся ко Господу все концы земли". Значит, все народы земли уверуют, познают и обратятся к Нему. Ст. 29: " Яко Господне есть царствие, и Той обладает языки". Причина, почему не одни иудеи, а все народы земли войдут в Церковь Христову и поклонятся Богу истинному - та, что Бог есть Бог не только иудеев, но и всех народов, Творец человеческого естества, следовательно, обо всех заботится, всем одинаково желает спасения (Рим. 3, 29). Ст. 30: " Ядоша и поклонишася вси тучнии земли, пред Ним припадут вся низводящии в землю, и душа моя тому живет". Здесь прошедшее время употреблено вместо будущего. Будут вкушать от божественной трапезы, насытятся благ, которые уготовал Господь верующем во имя Его и поклонятся Ему " вси тучнии земли", - т.е. богатые, обогатившиеся благочестием и добродетелями. " Вси низходящии в землю" - т.е. все смертные; по блаженному Феодориту - умершие, которые по воскресении своем, одни добровольно, а другие невольно, из страха, поклонятся Богу (Фил. 2, 10, 11). " Душа моя тому живет", - т.е. Богу Отцу, для Него живет, Ему повинуется. Ст. 31: " И семя мое поработает Ему, возвестит Господеви род грядущий". " Семя мое" - верующие. " Возвестит Господеви род грядущий" - Господь Иисус Христос возвестит или сделает известными, угодными Богу верующих, имеющих родиться от Святого Духа. Ст. 32: " И возвестят правду Его людям рождшымся (родиться имущим), яже сотвори Господь". Это святые Апостолы, пастыри Церкви, возвестят правду Божию (оправдание чрез веру во Христа) людям, имеющим родиться свыше чрез Таинство святого Крещения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал