Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие об учительных книгах Ветхого Завета






Билет. Понятие об учительных книгах Ветхого Завета и их число. Особенности учительных книг по их содержанию и форма изложения.

Понятие об учительных книгах Ветхого Завета

Учительные книги Ветхого Завета содержат учение Ветхозаветной Церкви о предметах веры и благочестия. Они написаны богодухновенными мужами Ветхого Завета. Всего учительных книг Ветхого Завета в составе Библии перевода 70-ти имеется семь. Из них 5 книг канонических: Иова, Псалтирь, Притчей, Екклезиаста и Песнь Песней; и две: Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова - неканонические. Особенность учительных книг Ветхого Завета по содержанию и по форме изложения состоит в том, что предметом их учения являются преимущественно истины нравоучительные, определяющие религиозно-нравственное поведение ветхозаветного человека, и редко - чисто догматическое. Если же в них излагается догматическое учение, то оно опять-таки имеет уклон практический, т.е. преследует нравственную цель. Сама мудрость или знание (богословское ведение), согласно учительным книгам Ветхого Завета, может быть обретена в подвигах святой богоугодной жизни. " Се благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла, есть ведение", - говорится в книге Иова (28, 28). Основным его началом богословского ведения является внутреннее, духовное чувство, страх Господень: " Начало премудрости - страх Господень" (Притч, 1, 7). Таким образом благоговейный страх является основным началом в богословствовании ветхозаветных писателей. Особенность учительных книг Ветхого Завета по форме литературного выражения содержащегося в них учения состоит в том, что учение в них излагается в поэтических действиях и образах стихотворным языком. Существенное отличие поэтических произведений Ветхого Завета от поэтических произведений светской литературы состоит в том, что содержание первых есть плод не только творческого ума и таланта писателей, но прежде всего - результат Божественного откровения (вдохновления). Таким образом, учительная письменность Ветхого Завета является произведением творческого действия Святого Духа и всегда носит религиозный характер.

По своему языку эти книги являются лучшими памятниками поэтического творческого гения еврейского народа. Большая часть учительных книг Ветхого Завета (Иов, большая часть Псалтири, книга Притчей, Екклезиаст и Песнь Песней) своим происхождением обязана эпохе Давида и Соломона. Время жизни этих ветхозаветных царей в истории священной еврейской литературы по справедливости может быть названо золотым веком как по количеству литературных памятников, так и по силе поэтического проникновения в глубину человеческой души. Творческий генийписателей того времени был настолько сильным и оригинальным, что он оставил глубокий след на все последующие времена и явился образцом для подражания.

Поэтические священные произведения Ветхого Завета разделяются на два главных вида: на песнь и на притчу (евр. машал). Песнью называется такой вид поэтических произведений, в котором образно выражены религиозные чувства священного писателя, вызванные созерцанием явлений природы и событий нравственного характера. Форма таких гимнов - краткое стихотворение, предназначенное для церковно-богослужебного употребления. Их пение сопровождалось аккомпанементом музыкального инструмента (например, Псалмы). Этот вид священной поэзии можно назвать священной лирикой.

Притчей же называется такой вид священных поэтических произведений, в которых нравоучительная мысль выражается в форме пословиц, поговорок, загадок, аллегорий (напр., Пс. 29, 9-17 о винограднике Божием, или Еккл. 12, 1-7). Форма притчи-пословицы особенно развита и обработана в книгах Притчей Соломона, Екклезиаста, Иисуса сына Сирахова. Подобный вид священных литературных произведений можно назвать священной дидактической поэзией. Оба эти общеупотребительные вида священной поэзии особенно достигли своего совершенства в двух великих произведениях Ветхого Завета: притчи с историческим сюжетом явились основой для высокоторжественной исторической поэмы книги " Иова", а песни с пророческим характером - для книги " Песнь Песней". Главным содержанием законоположительных книг Ветхого Завета является изложение того закона, который был дан еврейскому народу Богом для устройства им своей жизни согласно общим и частным предписаниям. Изложение этого закона со всеми его многочисленными правилами устройства религиозно-нравственной, общественной, семейной и политической жизни составляет главный предмет содержания этих книг. Главным действующим лицом в них является Бог и Его Закон.

Исторические книги Ветхого Завета заключают в себе внешнюю историю жизни еврейского народа со времени выхода его из Египта. Они посвящают свое содержание изложению фактов политической, гражданской, семейной и общественной жизни евреев. Главным действующим лицом здесь является весь народ, его типичные представители. Исторические книги дополняются пророческими. В исторических книгах жизнь еврейского народа изображается с внешней стороны, в пророческих же - с внутренней, со стороны высоты и чистоты его религиозно-нравственных воззрений. В тех и других книгах жизнь еврейского народа рассматривается со стороны соответствия ее тому закону, который был дан Богом. Учительные книги значительно отличаются от законоположительных, исторических и пророческих. Тот же самый Божественный Закон, который лежит в основании содержания законоположительных, исторических и пророческих книг, находится и в содержании учительных книг. Но там он даётся от Бога как непреложная истина для уяснения и выполнения её людьми, здесь же истина является как бы плодом человеческих колебаний, рассуждений человеческого ума и духа. Та же истина в первых книгах является аксиомой, априорным положением, а здесь - как искомое, как вывод, основанный на многообразных наблюдениях над жизнью и природой (напр., книга Иова и Екклезиаста).

Учительные книги очень подробно знакомят читателя с внутренним миром мыслей, чувств и желаний их писателей; авторское начало имеет здесь более яркое и полное выражение сравнительно с предыдущими. Учительные книги Ветхого Завета отличаются также от других ветхозаветных книг своим общечеловеческим характером: они одинаково понятны всем людям, а не одним лишь евреям. Их содержание наполнено общим ходом и развитием духовной жизни, совершаемым по одним и тем же основным законам, общим всем людям, и то, о чем повествует писатель учительной книги, доступно в одинаковой мере всякому читателю, к какой бы нации он ни принадлежал. Содержанием учительных книг Ветхого Завета являются общие положения веро- и нравоучения, они одинаково интересны и занимают внимание всякого мыслящего человека.

Общее содержание учительных книг

Книга Иова изложена в форме диалога между Иовом и его друзьями и между Богом и Иовом. Поводом к написанию книги были чрезвычайно тяжелые испытания - страдания Иова. Иову было непонятно, зачем рождается и живет человек, поскольку его могут постигнуть такие незаслуженные наказания (III гл.). По воззрениям Иова жизнь человека на земле есть испытание его духовных сил, и чем оно лучше выдерживается, тем, по закону справедливости, должна быть выше и награда (VII г.). По отношению к себе Иов видит непонятное и полное нарушение этого закона. Он не знает за собой никакого сознательного греха, а страдает (7, 20; 9, 21). Перед ним стоит вопрос: как понять и объяснить свои незаслуженные страдания? Друзья Иова, исходя из того положения, что Бог правосуден и незаслуженно никого не наказывает, объясняют страдания Иова его грехами, что счастье и несчастье человека на земле находится в полном соответствии с его благочестием и нечестием. Иов принуждает друзей молчаливо согласиться с тем, что их утверждение о соответствии между нравственным достоинством и внешним положением человека на земле не соответствует действительности (9, 24). Если это так, то как же тогда объяснить все это с понятием о Боге как благом Промыслителе мира и праведном Судии? Ответ на него дается в речи Бога к Иову. Господь указывает на многочисленные явления и предметы физического и животного мира и на их внутреннюю целесообразность и господство в мире Промысла Божия. Из этой речи становится ясным, что судьба человека в руках Промысла Божия, и отрицание его ведёт к пагубным последствиям в духовном совершенствовании. Последующая жизнь Иова стала наглядным примером, что верность человека Богу и следование Его заповедям награждаются и здесь, на земле. Итак, особенности содержания книги Иова: 1) предмет её - господство Промысла Божия в мире;

2) постижение его - путем рассудочным, на основании данных опыта; 3) решение вопроса ведет человека к сознательному подчинению своей воли водительству Божию.

Содержание Псалтири чрезвычайно разнообразно. Здесь встречаются песни благодарственные, просительные, покаянные, учительные, пророческие и др. Посредством такого разнообразия в Псалтири дается, с одной стороны, изображение Бога как Существа Всемогущего, Творца мира и человека, Законодателя, Судии и Промыслителя; с другой, мы видим человека, существо ограниченное и слабое, склонное к постоянным падениям. Жизнь его вне Бога - жалкое существование, а жизнь в Боге и с Богом - условие душевного мира и благополучия. Все содержание Псалтири изложено в форме лирических гимнов. Теплота и искренность чувства писателя - отличительная черта всей Псалтири. Книга Притчей главным содержанием имеет выяснение превосходства премудрости Божией над человеческой. Божественная мудрость указывает человеку истинный путь жизни, направляет его и приближает к Богу, человеческие же мудрования через проповедь удовлетворения земных влечений отдаляют его от Бога. Кроме того, в книге имеется много советов для земной жизни, согласных с заповедями Премудрости. Под Премудростью разумеется Бог и Его закон, данный через Моисея. Книга Екклезиаста путем рассудочного анализа и критики теории земного благополучия доказывает ошибочность такого пути. Ошибочность и несостоятельность состоит в ограниченности человеческого ума, стремящегося к удовольствиям временной земной жизни, ценность которой преувеличивается. Удовольствия же должны иметь цену не сами по себе, но как средство для подкрепления сил человека в его стремлении для достижения жизни вечной. Книга Песнь Песней повествует о взаимоотношениях двух действующих жениха и невесты, причем под женихом разумеется Бог, а под невестой - Церковь или душа человека. В поэтических картинах книги изображается стремление к соединению с Богом. Средством приближения к Богу является верность и преданность Ему. Книга Премудрости Соломона вся посвящена выяснению превосходства Премудрости Божией пред человеком. Этой цели автор достигает двумя путями: во-первых, указанием на ценность предлагаемого от Бога учения; во-вторых, указанием на факты из истории чудесного водительства Премудростью богоизбранного народа. Усвоение Премудрости есть самое главное и необходимое условие человеческого благополучия. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова раскрывает учение о значении и свойствах Премудрости Божией. Автор предлагает множество частных советов и предписании житейского характера. Следование им он считает необходимым условием для всех людей. Книга предназначена в руководство и наставление всему народу земли.

2 билет. Книга Иова: название, время написания, автор. Время и место жизни Иова.

Свое название книги Иова получила от её главного действующего лица, история страданий которого послужила темой для книги. Это историческая священная поэма. В ней автор излагает в художественном повествовании быт и нравы ветхозаветного праведника, а также в форме разговоров действующих лиц выясняет вопрос об отношении земных благ к нравственному достоинству человека. Книга Иова рассказывает о необычной картине страданий благочестивого мужа древности. Все исследователи единодушно признают, что книга Иова является выдающимся литературным произведением. По словам Ф. Вигуру, " это совершеннейшая поэма по своему плану, величественная по своему исполнению. Она представляет одно из величайших поэтических произведений мира".

Существовало три мнения о характере книги Иова: 1) она представляет собой чистый вымысел; 2) смесь вымысла и истины;

3) имеет вполне исторический характер.

Иудейское и христианское предание не давало точных указаний о писателе. Одни считали автором Моисея, другие - Соломона. Наши отечественные библеисты во главе с авторитетным богословом Московским митрополитом Филаретом считают, что первоначальным писателем книги Иова был сам праведный идумеянин по имени Иов. Указание на авторство Иова можно увидеть в самой книге. Во время страданий Иов высказывал желание записать все то, что с ним произошло. " О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, - на вечное время на камне вырезаны были! " (19, 23-24).

После выздоровления праведный Иов записал историю своих страданий и верований. Эта мысль подтверждается тем, что речи Иова и его друзей изложены в книге очень подробно. Вышеприведенные свидетельства являются доказательством исторического характера книги, ибо в согласии с ними находится и содержание книги, и видеть в писателе книги главное действующее лицо у нас есть основания. Что Иов был исторической личностью, об этом мы находим свидетельство в Священном Писании, например, у пророка Иезекииля (14, 14-20). Пророк упоминает об Иове наряду с несомненно историческими лицами - Ноем и Даниилом, не допуская ни малейшего колебания мысля против историчности личности Иова. Апостол Иаков (5, 11), утешая христиан в постигшем их бедствии, обращает их внимание на страдания праведного Иова как на величайший образец терпения, и призывает их к подражанию этому величайшему ветхозаветному праведнику. Историю страданий Иова Апостол называет общеизвестной. Православная Церковь установила день празднования памяти праведному многострадальному Иову 6 мая. Какие еще нужны доказательства? Патриарх Иов жил позднее Авраама и Исава, потому что два его друга - Елифаз и Вилдад происходили от Авраама. Сам же Иов относится к древнейшим потомкам Исава, царям идумейским (Иов. 42, неканоническое прибавление). Продолжительность его жизни 248 лет. Полагают, что праведный Иов сделал первоначальную запись на арабском языке, которая позднее была переведена на еврейский язык. Можно думать, что переводчик придал оригиналу более изящную форму, т.е. обработал его в высокохудожественное священное произведение и приблизил к библейским ветхозаветным воззрениям. Таким образом, при участии Божественного вдохновения писатель составил каноническую книгу Иова. Есть мнение, что книга Иова вошла в Библию во времена Давида или Соломона, который возможно и является богодухновенным редактором книги. По своему содержанию и некоторым выражениям книга Иова во многом сходна с книгой Притчей Соломоновых (сравн., например, изображение Премудрости в книге Иова гл. 28, ст. 12-20 и Притчей гл. 8) и Екклезиаста (сходство по вопросу о земном счастье).

Время написания книги Иова относится к патриархальному периоду. Это можно подтвердить теми фактами, которые изложены в книге: 1) По обычаю патриархального времени Иов, как глава семейства, изображается жрецом в своей семье, он приносит жертвы за детей (Иов, 1, 5). 2) Иов изображается судьей как над своими домочадцами, так и над всеми соплеменниками (Иов. 29, 7-17).

3) Иов - князь и военачальник не в своем только роде, но, можно думать, и во всем племени (Иов. 29, 20-25). Отсюда видно, что в лице Иова совместились три служения - первосвященника, судьи и военачальника. Указанная черта (совмещение трех служений в одном лице) составляет характерную особенность патриархальной эпохи (сравн. ветхозаветных патриархов Авраама, Исаака и Иакова, Быт. 14, 15, 16, 21, 22, 25. Здесь, как и у Иова, в руках Авраама, Исаака и Иакова сосредоточивается вся власть управления и главенства над своим родом). 4) В книге Иова говорится о самом древнем виде идолопоклонства - служении солнцу и луне с обрядом целования своей руки (31, 26-27). 5) Когда Иов выздоровел, пришедшие к нему родные и близкие принесли в дар каждый по кесите (Иов. 42, 11). " Кесита" - монета, употреблявшаяся только во времена патриархальные (Быт. 33, 19). Все это подтверждает мысль о том, что Иов жил в эпоху ветхозаветных патриархов. По свидетельству самой книги, Иов жил в земле Уц (1, 1). Где именно находилась данная местность, мнения экзегетов расходятся. Одни полагают, что земля Уц находилась в Сирии, другие - в Месопотамии, третьи - в Идумее. В самой же книге Иова (в греческом, славянском и русском (1956, 1968 гг.) изданиях, в неканоническом прибавлении (42), есть указание, что страна Уц находилась на границе Идумеи и Аравии. Блаженный Иероним и большинство новейших исследователей пришли к выводу, что земля Уц была расположена в северной части Аравии. Её занял, очевидно, потомок Сима по имени Уц (Быт. 10, 23). Содержание же самой книги изображает нам картины, свойственные скорее жителям оазисов и пустынь, а не Палестины. Учитывая также значительное отличие языка книги по своей арабской окраске от других библейских писаний, с уверенностью можно утверждать, что писатель книги Иова не принадлежал к евреям.

Спрашивается, допустимо ли в Библии произведение иностранного происхождения? Да, потому что Бог не есть Бог одних иудеев, но Бог всего человечества. Авраам был избран, чтобы в нем благословились " все племена земные" (Быт. 12, 3). Храня в избранном роде семя истины для спасения людей, Господь не оставлял Своим Промыслом и другие племена на их пути духовного усовершенствования. Тем более не оставлял Господь отдельных высокодуховных людей, светочами поднимавшихся среди язычников. Таковыми были Мелхиседек в Ханаане, Валаам в Месопотамии. Иов и его друзья, живя в языческой Аравии, имели понятие о едином истинном Боге. Это было отголоском древнего монотеизма, бывшего до определенного времени всеобщей религией. Чистая вера и благочестие Иова делали возможным для него таинственное, душевное общение с Богом и получение от Него непосредственных откровений. В греческой Библии перевода 70-ти и, следовательно, в славянской, имеется добавление в конце книги (42, 17), считающееся неканоническим, где говорится, что Иов происходил от Исава, в пятом поколении от Авраама. Он был царем Идумеи, и есть тот самый Иов, о котором говорится в книге Бытия (34, 33), что он жил в земле Авситидийской, расположенной в пределах Идумеи и Аравии. Это добавление заимствовано из " Сирской книги". Поскольку это добавление заимствовано из какого-то малоизвестного источника, то оно не имеет авторитета духновенности, но по своей несомненной древности (относится ко второму христианскому веку) имеет значение древнего предания о времени жизни Иова.

Основная идея книги и цель её написания

Книга Иова касается важной, широко затрагивающей жизни человека проблемы: как согласовать страдание праведника с Божественной правдой? С одной стороны, весь закон есть свидетельство и явление правды Божией, и исполнителю этого закона обещается благословение в жизни; с другой - в жизни человека бывает и такое, когда он, будучи праведным, неукоснительно исполнял волю Божию со всем усердием и верой, вместо благословения терпит бедствия. Иными словами, в книге исследуется вопрос об отношении земных благ к нравственному достоинству человека. Где тайна такого Божественного мироправления? Евангелие ясно разрешило этот вопрос, указав, что терпение во имя Бога наградится в будущей жизни (например, загробная судьба Лазаря и богача). Но дли человека ветхозаветного, оставленного в разрешении этого вопроса самому себе, он не мог быть достаточно ясен. Представлялось так: или нет в мире правды Божией, или нет истинного человеческого благочестия. Цель книги Иова - разрешить проблему зла в мире и показать Божественный Промысл в жизни каждого человека. На примере страданий Иова книга раскрывает их причину, указывает цель и способ, которым страдалец переносит их. В книге показывается, что несоответствие распределения счастья и несчастья на земле с нравственным достоинством человека зависит от козней сатаны и злых желаний и действий людей, исполнителей его воли, и что этим явлением не разрушается и не колеблется действие благого Промысла Божия о спасении праведных. Наоборот, страдания, попускаемые Богом на праведных, ведут их самих к совершенству и блаженству, а через них являют правду и славу Божию в мире. Кроме того, нравоучительная цель книги заключается в том, чтобы праведных страдальцев на земле научить примером Иова терпению и упованию на милость Божию (см. Иак. 5, 11), а всех вообще - на примере друзей Иова предостеречь от несправедливого и жестокого осуждения несчастных страдальцев, якобы грешников (Ин. 9, 2-3) и научить состраданию к ним.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал