Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Особенности туризма как объекта управления






Труд в управлении туризмом специфичен и отличается от деятельностиработников других отраслей, хотя на первый взгляд можно предположить, что менеджмент турист-ского региона и туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент лю-бого предприятия системы «человек-человек».

Задача менеджмента в туризме состоит не только в том, чтобы выявить общие тенден-ции и закономерности его развития, но и в том, чтобы найти его специфические особен-ности, так как т уризм имеет ряд присущих только ему особенностей.

Первая особенность туризма заключается в большой глубине его проникновения в жи-знь общества людей и сложность взаимосвязей между его составными элементами.

Вторую особенность туризма как объекта управления можно представить в виде не-ясных и трудноизмеримых целей. Увы, но туристская организация не имеет измеримых целей, нельзя объективно оценить ее производительность и успех. Процессы происходящие в туристской индустрии вероятностны. Туристская организация с большим трудом получает признание свое деятельности в в люском сообществе, так как понятие «достижение успехов» трудноприменимо в этой сфере.

Третья особенность менеджмента туризма – в его ограниченном влиянии на регион. Менеджмент в туризме незначительно влияет на экономику региона. Только благодаря коммуникации туристская организация может косвенным образом воздействовать на от-дельные предприятия.

Четвертая особенность туризма заключается в сильном влиянием со стороны заин-тересованной клиентуры. Туристские предприятия не могут ожидать от своих партнеров того, что все они будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами, например. Туристская организация может быстрее уравновешивать интересы между раз-личными, задействованными в процесс обслуживания, группами, если в своей деятельнос-

ти она руководствуется определенными нормами, приоритетами и представлениями о цен-ностях и имеет перед собой широкомасштабные цели по дальнейшему развитию региона.

Пятой особенностью туризма как объекта управления является специфика туристс-кого продукта, его неотделимость от источника формирования. Если, например, потре-битель туристского продукта в апреле заказал тур на июнь, а в мае туристская фирма пре-кратила свое существование, то эта услуга потребителю оказана не будет в силу отсутст-вия ее источника. Так как туристский продукт проявляется в виде услуги, то его необхо-димым признаками являются присутствие клиента и невозможность складирования этой услуги, т.е. речь идет о том, что туристскую услугу нельзя выслать по почте.

Шестая особенность заключается в том, что внешние эффекты туристского продук-та также можно представить как специфику туристской индустрии. Планирование и формирование туризма должно происходить при условии привлечения общественности. Участие в этом процессе всех заинтересованных групп (экономистов, экологов и т.д.) яв-ляется первейшей необходимостью.

Седьмая особенность – специфика туристского спроса. Спрос на туристские услуги не однороден в силу трех основных причин:

- неосязаемость и несохраняемость туристского продукта. Туристскую услугу не-

возможно увидеть при заключении договора, попробовать как товар на вкус. Хранить

туристский продукт невозможно, потому что если клиент отказался от путешествия в

последний момент, то заменить его кем-то уже практически невозможно;

- разнообразие потребителей туристских услуг – еще одна причина неоднородности

спроса на них. Различные категории туристов отличаются целью поездки, своими

требованиями к туристским услугам, а также ценой, которую они готовы и в состоя-

нии оплатить. На туристский спрос очень сильно влияют такие факторы, как доход,

структура семьи, возраст ее членов, их образование и профессия, значимость об-

- 4 -

щественных факторов:

- доход – путешествовать может только тот человек, у которого хватает для этого

средств;

- структура семьи также влияет на объем и вид туристского спроса. Результаты

исследований доказали, что частота путешествий среди лиц, имеющих неболь-

шую семью (один-два человека), наиболее высока. В обществе, члены которого в

большинстве своем имеют небольшие семьи (одинокие, семьи без детей, пожилые

супружеские пары, чьи дети уже стали самостоятельными), спрос на туристские

услуги увеличивается, так как семейный бюджет распределяется на меньшее ко-

личество персон или получают доход все члены семьи;

- возраст –влияющий на спрос туристских услуг. Пожилые люди и маленькие дети

редко путешествуют из-за различных трудностей, сопровождающих человека в

пути и непригодности некоторых мест для данных категорий населения;

- образование и профессия. Частота путешествий зависит от того, насколько чело-

век привязан к своей профессиональной деятельности. Владельцы мелких пред-

приятий и их семьи путешествуют сравнительно реже, чем служащие или чинов-

ники, которые каждый год используют свой отпуск. Образование и профессия

влияют не только на количество совершаемых ими путешествий, но и на вид ту-

ристских услуг.

- высокая значимость общественных факторов – экономическая ситуация в

стране, экология и социальные факторы:

- экономическая ситуация в стране – чем лучше общее состояние экономи-

ки, тем выше спрос на туристские услуги;

- экология туристского региона. Экология региона, на которую ориентиру-

ются при выборе места для отдыха важный критерий, одновременно сам ту-

ризм представляет большую опасность для окружающей среды этого регио-

на.

- социальные факторы. Наряду со структурой семей для туризма представля-

ют важность еще три социальных параметра: условия жизни и труда, уровень

образования, а также наличие свободного времени:

- условия жизни и труда. Демократическое общество с социально ориен-

тированной экономикой положительно влияет на развитие туризма;

- уровень образования. Чем больше людей имеют квалифицированное об-

разование, тем сильнее спрашиваются услуги, имеющие компонент поз-

нания и изучения;

- свободное время. Наличие свободного времени – важный фактор для тех,

кто хочет отправиться в путешествие.

Восьмая особенность туризма как объекта управления выражается в комплексности туристских услуг. Туристская услуга складывается для туриста из целого комплекса услуг (как материальных, так и нематериальных), которые являются специфическим туристским продуктом. Эти услуги являются дополняющими.

Девятая особенность туризма – его сезонность, т.е. зависимость объема туристских услуг, прежде всего от природно-климатических условий.

Особенности туристской отрасли как объекта управления указывают на то, что менед-жеры туристского бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли и, поэтому механически перенести наработки или модели управле-ния из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно.

Выделим черты, характерные для управления любым туристским предприятием:

- во-первых, при планировании туристской деятельности во главу угла должны ста-

виться нужды, потребности и желания конечных потребителей;

- во-вторых, не первичность туристской услуги. Туристский продукт не стал еще това-

- 5 -

ром первой необходимости и вряд ли станет таковым в ближайшее время;

- в-третьих, в туристской отрасли гораздо большее значение имеет маркетинг;

- в-четвертых, туристская услуга уникальна (повторить ее во всех аспектах не пред-

ставляется возможным).

 

- 6-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал