Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Особенности туризма как объекта управленияСтр 1 из 24Следующая ⇒
Труд в управлении туризмом специфичен и отличается от деятельностиработников других отраслей, хотя на первый взгляд можно предположить, что менеджмент турист-ского региона и туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент лю-бого предприятия системы «человек-человек». Задача менеджмента в туризме состоит не только в том, чтобы выявить общие тенден-ции и закономерности его развития, но и в том, чтобы найти его специфические особен-ности, так как т уризм имеет ряд присущих только ему особенностей. Первая особенность туризма заключается в большой глубине его проникновения в жи-знь общества людей и сложность взаимосвязей между его составными элементами. Вторую особенность туризма как объекта управления можно представить в виде не-ясных и трудноизмеримых целей. Увы, но туристская организация не имеет измеримых целей, нельзя объективно оценить ее производительность и успех. Процессы происходящие в туристской индустрии вероятностны. Туристская организация с большим трудом получает признание свое деятельности в в люском сообществе, так как понятие «достижение успехов» трудноприменимо в этой сфере. Третья особенность менеджмента туризма – в его ограниченном влиянии на регион. Менеджмент в туризме незначительно влияет на экономику региона. Только благодаря коммуникации туристская организация может косвенным образом воздействовать на от-дельные предприятия. Четвертая особенность туризма заключается в сильном влиянием со стороны заин-тересованной клиентуры. Туристские предприятия не могут ожидать от своих партнеров того, что все они будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами, например. Туристская организация может быстрее уравновешивать интересы между раз-личными, задействованными в процесс обслуживания, группами, если в своей деятельнос- ти она руководствуется определенными нормами, приоритетами и представлениями о цен-ностях и имеет перед собой широкомасштабные цели по дальнейшему развитию региона. Пятой особенностью туризма как объекта управления является специфика туристс-кого продукта, его неотделимость от источника формирования. Если, например, потре-битель туристского продукта в апреле заказал тур на июнь, а в мае туристская фирма пре-кратила свое существование, то эта услуга потребителю оказана не будет в силу отсутст-вия ее источника. Так как туристский продукт проявляется в виде услуги, то его необхо-димым признаками являются присутствие клиента и невозможность складирования этой услуги, т.е. речь идет о том, что туристскую услугу нельзя выслать по почте. Шестая особенность заключается в том, что внешние эффекты туристского продук-та также можно представить как специфику туристской индустрии. Планирование и формирование туризма должно происходить при условии привлечения общественности. Участие в этом процессе всех заинтересованных групп (экономистов, экологов и т.д.) яв-ляется первейшей необходимостью. Седьмая особенность – специфика туристского спроса. Спрос на туристские услуги не однороден в силу трех основных причин: - неосязаемость и несохраняемость туристского продукта. Туристскую услугу не- возможно увидеть при заключении договора, попробовать как товар на вкус. Хранить туристский продукт невозможно, потому что если клиент отказался от путешествия в последний момент, то заменить его кем-то уже практически невозможно; - разнообразие потребителей туристских услуг – еще одна причина неоднородности спроса на них. Различные категории туристов отличаются целью поездки, своими требованиями к туристским услугам, а также ценой, которую они готовы и в состоя- нии оплатить. На туристский спрос очень сильно влияют такие факторы, как доход, структура семьи, возраст ее членов, их образование и профессия, значимость об- - 4 - щественных факторов: - доход – путешествовать может только тот человек, у которого хватает для этого средств; - структура семьи также влияет на объем и вид туристского спроса. Результаты исследований доказали, что частота путешествий среди лиц, имеющих неболь- шую семью (один-два человека), наиболее высока. В обществе, члены которого в большинстве своем имеют небольшие семьи (одинокие, семьи без детей, пожилые супружеские пары, чьи дети уже стали самостоятельными), спрос на туристские услуги увеличивается, так как семейный бюджет распределяется на меньшее ко- личество персон или получают доход все члены семьи; - возраст –влияющий на спрос туристских услуг. Пожилые люди и маленькие дети редко путешествуют из-за различных трудностей, сопровождающих человека в пути и непригодности некоторых мест для данных категорий населения; - образование и профессия. Частота путешествий зависит от того, насколько чело- век привязан к своей профессиональной деятельности. Владельцы мелких пред- приятий и их семьи путешествуют сравнительно реже, чем служащие или чинов- ники, которые каждый год используют свой отпуск. Образование и профессия влияют не только на количество совершаемых ими путешествий, но и на вид ту- ристских услуг. - высокая значимость общественных факторов – экономическая ситуация в стране, экология и социальные факторы: - экономическая ситуация в стране – чем лучше общее состояние экономи- ки, тем выше спрос на туристские услуги; - экология туристского региона. Экология региона, на которую ориентиру- ются при выборе места для отдыха важный критерий, одновременно сам ту- ризм представляет большую опасность для окружающей среды этого регио- на. - социальные факторы. Наряду со структурой семей для туризма представля- ют важность еще три социальных параметра: условия жизни и труда, уровень образования, а также наличие свободного времени: - условия жизни и труда. Демократическое общество с социально ориен- тированной экономикой положительно влияет на развитие туризма; - уровень образования. Чем больше людей имеют квалифицированное об- разование, тем сильнее спрашиваются услуги, имеющие компонент поз- нания и изучения; - свободное время. Наличие свободного времени – важный фактор для тех, кто хочет отправиться в путешествие. Восьмая особенность туризма как объекта управления выражается в комплексности туристских услуг. Туристская услуга складывается для туриста из целого комплекса услуг (как материальных, так и нематериальных), которые являются специфическим туристским продуктом. Эти услуги являются дополняющими. Девятая особенность туризма – его сезонность, т.е. зависимость объема туристских услуг, прежде всего от природно-климатических условий. Особенности туристской отрасли как объекта управления указывают на то, что менед-жеры туристского бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли и, поэтому механически перенести наработки или модели управле-ния из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. Выделим черты, характерные для управления любым туристским предприятием: - во-первых, при планировании туристской деятельности во главу угла должны ста- виться нужды, потребности и желания конечных потребителей; - во-вторых, не первичность туристской услуги. Туристский продукт не стал еще това- - 5 - ром первой необходимости и вряд ли станет таковым в ближайшее время; - в-третьих, в туристской отрасли гораздо большее значение имеет маркетинг; - в-четвертых, туристская услуга уникальна (повторить ее во всех аспектах не пред- ставляется возможным).
- 6-
|