Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Функции и принципы менеджмента в туризме
2.1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента 2.2. Характеристика основных функций менеджмента 2.3. Принципы менеджмента
Сущность и взаимосвязь функций менеджмента Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, кото-рый осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствую-щая организация работы. Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осу-ществляться самостоятельно. Они могут быть неразрывно связаны, так и не связаны меж-ду собой. Более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Если менеджер желает обеспечить будущее своему предприятию, он должен постоянно реализовывать все управленческие функции, начиная с планирования. Хорошо запланиро-ванная работа должна быть организована, а работники подготовлены для ее выполне-ния. Качество труда работников в большой степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. И, наконец, чтобы определить точность реализации планов, нужно проконтролировать процесс труда и его результаты. Как видим, все эти четыре функции связаны и взаимообусловлены. . Принято считать, что в процессе управления выполняются четыре основные функции – планирование, организация, мотивация и контроль (таблица 2.1.). Характеристика основных функций менеджмента Функция планирования Под планированием деятельности туристского предприятия мы понимаем систе-матический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количествен-ного и временного определения будущих целей, средств и методов формирования, уп-равления и развития предприятия. План – это сложная социально-экономическую модель будущего состояния организа-ции. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкрет-ных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация форми-рует единый план для управления своей общей деятельностью, но в ее рамках отдельные менеджеры для достижения конкретных целей и задач предприятия применяют различные методы. Таким образом, составляется «дорожная карта» пути, по которому должно пройти предприятие за конкретный период времени. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации: - стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка смоделировать буду- щее предприятия в долгосрочной перспективе, оценить появление возможных тен- денций в ее окружении, определить вероятные последствия поведения конкурентов, т.е. определить на основе построенной модели, как предприятие будет вести себя в своей рыночной нише; - тактическое планирование проводится на среднем уровне управления. В нем опре- деляют промежуточные этапы (цели) достижения разработанных стратегических це- лей и задач. Тактическое планирование по своей сути схоже со стратегическим: толь- ко это уровень, как правило, подразделений компании формирующих и координиру- ющих свои цели и задачи в рамках стратегического плана и между собой; - оперативное планирование – осуществляется на нижнем уровне предприятия. Это основа текущей деятельности предприятия, содержащая конкретные задания, описа- ние работ и цифры, «снесенные», из тактического и стратегического планов. На этом цепочка планирования не заканчивается: каждый менеджер на основе оператив-ного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику, чтобы обеспечить дви-жение к стратегическим целям через решение тактических и оперативных задач. - 7- Все три типа планов составляют общую систему, которая называется генеральным или бизнес-планом функционирования предприятия. Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, как полноценно использованы следующие принципы планирования: - полнота планирования – при планировании должны учитываться все события и ситу- ации, которые могут иметь значение для развития организации; - точность планирования – при составлении планов используются такие современные методы, средства, тактика и процедуры, которые обеспечивают точность прогнозов; - ясность планирования – цель и способы планирования должны иметь простые и лег- кие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам предприятия; - непрерывность планирования – это не одноразовый акт, а непрерывный процесс; - экономичность планирования – расходы на планирование должны соизмеряться с вы- игрышем, получаемым от его проведения. Виды планирования постоянно варьируются: от таких традиционных методов, как бюд-жетные, до более сложных – моделирование, разработка планов и отдельных его разделов с использованием математических методов. С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопре-деленности на предприятии.
|