Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История создания теории игр






 

Все начинается с того, что к середине ХХ века существующие фундаментальные принципы экономической теории показали свою несостоятельность, а кое-где их не было вовсе. Самым критичным было отсутствие актуальной методологии принятия решений участниками рынка. Существовавшая на тот момент экономическая теория не давала внятного ответа на главный вопрос: на основании чего участник рынка принимает решения в ходе своей деятельности? Два видных математика-экономиста своего времени, Оскар Моргенштерн и Джон фон Нейман, задались целью найти ответ.

Оказалось, что все существующие модели принятия решений в экономических системах рассматривали сферического участника в вакууме, который озабочен только увеличением собственной прибыли и при принятии решений не принимал во внимание деятельность других участников своей экономической системы (!). Это противоречило реалиям рыночной экономики, т.к. не учитывался один из главных факторов, влияющих на поведение участников рынка — конкуренция.

Рассматривая различные экономические модели, исследователи пришли к выводу, что больше всего деятельность участника в рамках экономической модели похожа на… игру против других игроков. Так им в голову и пришла идея принять экономическую модель — как частный случай игры, а её участников — как соревнующихся между собой игроков.

В 1944 году за авторством Моргенштерна и фон Неймана была опубликована книга «Теория игр и экономическое поведение», в которой:

Сформулировано определение “игры”, как деятельность двух и более участников (игроков) имеющая условия некоего “выигрыша” и “проигрыша”, в рамках которой все участники могут распоряжаться какими-то ресурсами и взаимодействуют между собой, преследуя цель “выиграть” и принимая решения, основанные на поведении других игроков;

Математически описан способ поиска оптимальных стратегий в такой игре (ведущих к “выигрышу” с какой-то определенной вероятностью).

Моргенштерном и фон Нейманом при помощи математических методов было научно обосновано поведение игроков в любых играх, подразумевающих соперничество между игроками (некооперативные игры).

Спустя 5 лет, в 1949 году, Джон Нэш в своей диссертации значительно расширил теорию игр, допустив ситуации, когда игроки не конкурируют между собой, а кооперируются для достижения общей цели (кооперативные игры). Более того, Нэш также ввёл понятие «игр с ненулевой суммой», в которых выигрыш был не константой (игры с нулевой суммой), а мог изменяться от действий игроков. Для своего времени это был настоящий прорыв в изучении игрового взаимодействия, наглядно показавший всю ветхость «классического» понятия о конкуренции (когда каждый сам за себя). За эту диссертацию Джон Нэш даже получил нобелевскую премию (единственный из этих троих ученых).


 

Со временем, теория игр стала Граалем для мирового научного сообщества, ибо она прекрасно описывала не только поведение игроков во время игры, но и поведение любого мыслящего существа. В последующие годы выходит множество основанных на теории игр научных работ в самых разных областях:

политология;

психология;

конфликтология;

юриспруденция;

биология (теория эволюции);

кибернетика (создание искуственного интеллекта) и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал