Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сбывающиеся пророчества






 

То, что в специальной литературе называют сбывающимися пророчествами, представляет собой систему, при помощи которой люди программируют свою " судьбу". Вот пример: ваше сознание говорит вам о том, что вы ни­чуть не хуже мужчины, но глубоко внутри сидит сомнение в правильности этого утверждения. Вы считаете, что нужно радоваться синице в руках, и не хотите признать, что вполне могли бы забраться на крышу и поймать

своего журавля, — потому что для этого вам нужно забраться наверх и выи пустить синицу. Вы боитесь, что эти два препятствия непреодолимы. Вы говорите себе: а что, если я не поймаю журавля и упаду вниз? Хотя точно так же вы могли бы сказать: а если я получу удовольствие и от самого пути, и от обладания журавлем?

Многие милые женщины гораздо охотнее держатся за восприятие себя в свете " я-это-не-могу", чем пытаются выйти за собственные границы и на­сладиться своими успехами.

Люди, имеющие негативное представление о себе, сами создают пророче­ства и способствуют тому, чтобы они сбывались. Часто женщины бывают недовольны тем, что их ожидания от жизни и от профессии не сбываются. Однако здесь бесполезно причитать о тяжелом детстве или упущенных шансах. Единственное, что имеет смысл, — осознание собственных нега­тивных программ и замена их на позитивные.

О том, насколько велика сила собственного мнения, показывает один из экспериментов*. В нем испьяуемым предлагается одной рукой держать шнур, к которому прикреплен небольшой груз. При этом дается задание: во-первых, стараться не двигать рукой, во-вторых, мысленно представить себе определенное движение этого груза. Через некоторое время груз на­чинает двигаться именно так, как представляет испытуемый.

Другие опыты показали, что спортсмены при помощи позитивных ожида­ний ощутимо улучшают свои достижения, школьники благодаря позитив­ным ожиданиям со стороны учителя начинают лучше учиться.

Таким образом, вера не только вдохновляет человека, но влияет на его на­строения, достижения и многое другое. Многие знают: если во что-то ве-рить, скорее всего, так и будет.

Например, Петра убедилась, что своими ожиданиями она может влиять на поведение людей. Если она верит, что новый сотрудник — вежливый чело­век, он таким становится. Она обращается с ним как с вежливым и любез­ным, и это делает его таковым.

Если студент на экзамене уверен в том, что преподаватель мечтает стереть его в порошок, он, скорее всего, встретит его недружелюбно, что, в свою очередь, заставит преподавателя реагировать недовольством и придирками.

Конечно, одна только ваша установка не заставит другого человека быть плохим или хорошим, но она влияет на то, как он проявит себя в общении с вами.

Например, некто верит, что сегодня он встал не с той ноги. Выбирает из шкафа ту одежду, которую носит в плохом настроении, " надевает" недо-

 

*ludvig, Peter H.: Sich selbst erfiillende Prophezeiungen im Alltagsleben, Stuttgart, 1991.

 

вольное лицо, опаздывает на автобус и приходит на работу в дурном на­строении. В результате начальник сердится из-за опоздания и все стано­вится еще хуже.

В таких ситуациях каждый бывал не раз. Однако сбывающееся пророчество может сработать и там, где его трудно распознать. Оно скрыто в замаскиро­ванных ожиданиях. Иногда бывает трудно понять, в каком месте эти скры­тые негативные ожидания направляют судьбу не в ту сторону.

Более того, если люди считают, что некие события произошли без их учас­тия, совершенно независимо от их воли, на самом деле часто это и есть сбывающиеся пророчества (SFP — self-fulfilling prophecy. — Примеч. пе-рев.) в действии. Никогда нельзя с точностью сказать, сработало здесь SFP или обошлось без него. Чтобы попробовать это выяснить, нужно в каждой ситуации хорошенько осознать свои ожидания и внутренние представле­ния, которые возникают в голове. Кроме того, нужно соотносить собствен­ные ожидания с тем, что произошло, то есть после совершения события. Это помогает развивать наблюдательность — в данном случае способность наблюдать за собой.

Такая система хорошо работает в профессиональной жизни, особенно когда сами женщины оценивают себя как глупых. Они не доверяют себе и хотят перестать поступать глупо. Однако если кто-то не слишком высокого мне­ния о своем интеллекте и опыте, он не будет уделять делу достаточно вни­мания, потому и достижения невелики. Если же женщина считает, что она достаточно компетентна, то приложит все усилия к тому, чтобы держать ситуацию под контролем и влиять на события.

Сабина решила добиться повышения оклада. Она была уверена, что ее ра­бота заслуживает того. С одним из друзей Сабина потренировалась — вы­сказала все свои аргументы, которые должны были убедить шефа в ее пра­воте. В итоге она оказалась столь убедительна, что шеф, помимо повыше­ния оклада, предложил ей руководить отделом.

Ирис была назначена общественным агентом по переписи населения. Од­нако она хотела освободиться от этой работы, потому что была занята в офисе, а кроме того, имела двоих детей. Она была столь убеждена в своем праве, что в процессе подготовки к разговору с начальством это убежде­ние лишь росло. Шеф без колебаний написал бумагу о ее незаменимости в Фирме, несмотря на то, что никто другой на предприятии не смог получить такого документа.

Конечно, не всегда успехи позитивных убеждений столь отчетливы. И Сабина, и Ирис не раз переживали ситуации, в которых была ярко выражена пРивычная беспомощность. Но они знали: ее можно преодолеть, это един­ственное " приданое" из детства, от которого необходимо избавиться. Если

что-то идет наперекосяк, это временное явление. В другое время, в другом месте все может произойти совсем иначе.

Насколько ожидание успеха приводит к успеху, настолько же негативный настрой может привести к поражению. Простое предупреждение " Будь ос­торожен", высказываемое безо всякого злого умысла, неизбежно тянет за собой " Я не доверяю тебе, ты этого не можешь! ".

Есть одна детская история, которая поясняет это*. Юный король Ролло очень хотел забраться на высокое дерево. Все стали говорить ему: " Ты упа­дешь, тебе будет больно, ты испачкаешься, порвешь одежду". Однако ко­роль был упрям и все равно полез на самую верхушку. В конце концов он действительно свалился и, объективно говоря, окружающие были правы. : Но мальчик развлекся и получил удовольствие от того, что сделал так, как хотел.

Не кажутся ли вам знакомыми следующие предупреждения:

• " Осторожно, не упади в воду"

• " Разве ты хорошо подготовила доклад? "

• " Только не опозорься! "

• " В твои-то годы впервые вставать на лыжи? "

Если вспомнить все предостережения, которые слышали женщины в дет- I ские и отроческие годы, и все примеры, преподносимые как модели пове­дения, становится ясно, какие ожидания воплощают женщины во взрослом возрасте. И даже те, кто осознает, какое " приданое" они получили в дет- ' стве, не застрахованы от попадания в капкан сбывающихся пророчеств. J Они продолжают считать, что действуют самостоятельно и их поведение зависит от случая и обстоятельств. А свои поражения они приписывают своеобразию женской натуры. Подчас любительница сомневаться, критик, беспокойная подруга толкают в осиное гнездо, полное негативных ожида­ний. Семена неуверенности, зароняемые извне, попадают на благодатную почву " тайных" сомнений и скрытых негативных ожиданий.

Рената, архитектор, хотела взяться за проектирование большого строитель­ного объекта. Ее шеф раздумывал, можно ли доверить ей такое сложное за­дание. Уже одной его неуверенности было достаточно, чтобы вселить нерешительность и в Ренату. И хотя Рената все же получила эту работу, изо дня в день она нервировала своих коллег вопросами, ответы на которые знала сама. В итоге шеф разозлился, раскритиковал ее манеру работать и назначил одного из коллег руководить ею.

*МсКее, David: Konig Rollo aufdem Байт, Miinchen, o.J.

 

Четырнадцатилетняя Ванесса похожа на свою тетю, которую всегда считали совершенно неспособной в математике. Ванесса решила, что она похо­жа на нее и в этом. Свои попытки сосредоточиться она называет бесполез­ными и даже не пытается учиться. Она доказывает самой себе, что ничего не смыслит в подсчетах. Никто из домашних не замечает, что когда Ванес­са отпускает свой математический стоп-кран и забывает про тетю, она приносит хорошие отметки. Кривая ее оценок такова: 'б, 3, 5, 3, 5, 2. (В школах Германии худшая оценка — б, лучшая — 1. — Примеч. перев.) Та­ким образом вся семья невольно участвует в осуществлении этакого фа­мильного пророчества.

Сбывающиеся пророчества, которые проникают друг в друга, могут серьез­но расшатывать семью. Шульц фон Тун* описывает ссору одной семейной пары. Супруга придирается к тому, что ее муж время от времени становит­ся замкнутым и молчаливым. В ответ на ее недовольство он еще больше замыкается в себе. Через некоторое время он " выходит на поверхность" для того, чтобы возразить на ее упреки. Она же, предвидя это, готовит от­ветные недовольные высказывания. И получается, что каждый находит подтверждение собственным ожиданиям в поступках другого.

И даже если кто-то считает, что изо всех сил старается отказаться от нега­тивных ожиданий, он вполне может раздувать тот огонь, который хочет потушить. Например, одна учительница, которую описывает Петер Людвиг, однажды пришла к выводу, что ученики неправильно выговаривают одно из английских слов. Опережая эту ошибку, она рассказывала детям, как НЕ надо произносить это слово. И что же произошло? Ученики запомнили именно неправильный вариант, потому что он был преподнесен им с уси­лением. И вот уже несколько учеников не могут правильно произносить злополучное слово...

Одним из выходов из этого порочного круга является установка оптимис­тов: даже в случае неудачи всегда получаешь что-то хорошее. Учитель знает о хорошем образовании родителей и ждет успехов от их ребенка. Ре­бенок, в свою очередь, чувствуя положительную установку, с большей охо­той учится. Он ощущает, что его принимают, уверены в его силах, а потому °н внимателен на уроках и достигает действительно хороших результатов.

Таким же образом " работают" представления людей о себе как о мудрецах, счастливчиках, неудачниках, жертвах или посредственностях. Маятник ожиданий и успехов-неудач с каждым новым поступком " раскачивается" все выше.

А женщины, еще в детстве уяснившие себе, что имеют меньшую ценность, Чем другие, развивают о себе соответствующие представления и во взрос­ли жизни.

*Schulz von Thun, Prof. Fur Kommunikation, zit nach Ludvig.

 

Надо сказать, что представления о себе имеют свойство стабилизироваться поскольку люди помнят себя очень избирательно. То, что подтверждает их, ожидания и позицию, принимается на веру гораздо легче и отчетливее. А то, что противоречит собственным представлениям, быстрее выбрасывает­ся из памяти.

Фриц Мюллер — человек плохого настроения. Каждое утро он брюзжит на работе, и это бросается в глаза. А тот единственный случай, когда он при­шел в контору в хорошем настроении, никто не запомнил и не заметил.

Люди видят то, что привыкли видеть, и отмечают лишь то, что ожидают!

Если же противоречие ожиданиям невозможно не увидеть, то обычно гово­рят об исключении из правила.

Привычная беспомощность

Сбывающиеся предсказания не возникают из ничего. И оптимисты, и пес­симисты в свое время научились определенным образом интерпретировать окружающий мир и предсказывать ход событий. От нашего жизненного опыта зависит вера или неверие в возможность что-то изменить. Если че­ловек считает, что не имеет никакого влияния на исход ситуации, он гово­рит себе: " Нужно принимать жизнь такой, какова она есть". Это восприя­тие жизни как природной катастрофы свойственно тем, кто научился быть беспомощным.

Почти каждый человек хотел бы знать, что принесет ему следующий день, год, десятилетие. Некоторые раскидывают карты, ходят к предсказателям или как-то иначе пытаются заглянуть в будущее. Им кажется, что, зная его, они будут чувствовать себя увереннее. Однако это чувство обманчиво. Ведь если предсказания не сбываются, человек чувствует себя обманутым судьбой. Парадоксально, но человек испытывает негативные переживания даже тогда, когда не сбываются плохие предсказания и ожидания. Одно то, что сделана ошибка в прогнозах, вселяет неуверенность. Эта потеря конт­роля, убеждение, что нет никакой возможности повлиять на исход дела, — причина примирения многих женщин с плохими условиями жизни. Они решают не ждать большего от судьбы. Самым неожиданным образом жен­щины чувствуют себя в этой ситуации уверенно, им кажется, что они хоро­шо ориентируются именно в такой, " теневой" стороне жизни. Переход же на " солнечную" сторону успеха, власти, влияния и наполненной радостью жизни несет в себе опасность провала и потери лица. На неизведанной территории женщины прогнозируют себе поражение. Они могут оставать­ся зависимыми, но при этом твердо знать, что с ними происходит. Им ка­жется, что со скверной ситуацией они сумеют справиться, потому что это пространство ими освоено и изучено. Однако они заблуждаются. Сохра-

 

пять стабильность — не выход из ситуации. Это так же плохо, как ничем не подкрепленные угрозы. Боязнь любого изменения, даже в лучшую сто­рону, опасения не справиться с непрогнозируемой ситуацией тормозят женщин и оставляют их проблемы нерешенными.

Рыться в воспоминаниях

Пути, которые заводят нас в тупик, можно обнаружить при помощи различ­ных приемов. Например, можно " рыться в воспоминаниях".

Вспомните, что Вам часто велели делать, когда вы были ребенком! По­говорите с друзьями, сестрами и братьями, тетушками и дядюшками, роди­телями, дедушкой, бабушкой о том, как вы росли. Какая информация с того времени до сих пор осталась среди ваших жизненных правил?

Затем нужно распознать, как работает эта информация в вашей жизни. Это можно сделать, если быть внимательной к повторяющимся ситуациям и тому, как вы реагируете на них. Нужно найти в этих ситуациях некие об­щие черты и проанализировать возможность изменения привычного пове­дения.

Но осознать что-то еще не значит захотеть повлиять на это. Только на тре­тьем этапе надо окончательно решить, хотите ли Вы что-то менять. Только когда вам станет совершенно ясна ваша личная манера поведения, вы пой­мете, есть ли необходимость в переменах.

Выясните, какие ожидания (вольные или невольные) определяют ваше по­ведение!

Ожидания влияют на жизнь независимо от того, осознает их человек или нет, осуществляет намеренно или спонтанно.

Выясните также, чего вы ожидаете от других людей и какие ожидания других вы, возможно, осуществляете!

Чем лучше знаешь " приданое" своего детства, тем легче распознать скры­тые ожидания — свои или чужие. Это относится также и к тем ожиданиям, которые появляются из собственного опыта. При этом часто можно наблю­дать, что одно высказывание, которое ведет ожидания в определенном на­правлении, становится сбывающимся пророчеством. Например, симпатичная женщина кажется симпатичной лишь потому, что похожа на лучшую подругу школьных лет. Соответственно, от нее ожидают дружелюбия и сразу же открывают в ней лишь привлекательные стороны личности.

Подобно этому часто внешние признаки провоцируют совершенно определенные ожидания. Так, людей в очках принимают за интеллигентных, при­сных и лишенных чувства юмора; блондинкам приписывается повышен-

ная сексуальность; за симпатичными признается толковость и сообрази­тельность. Людям, схожим с известными личностями, приписывают черты характера последних. Причем в большинстве случаев однажды сформиро­ванное мнение плохо поддается корректировке и сохраняется надолго.

Я должна

оставаться такой, какая есть

Каждый человек имеет сложившееся представление о себе, своих способ­ностях и своей привлекательности для окружающих. Эта Я-концепция фор­мируется на основе детского опыта и утверждается с течением жизни. Во взрослой жизни люди ведут себя соответственно своей Я-концепции, ос­тавляя в памяти лишь те события, которые укладываются в рамки имею­щихся представлений. Таким образом, SFP-концепция усиливает сама себя. Например, убежденность женщины в том, что она недостаточно отважна для того, чтобы ездить в отпуск одной, ведет к тому, что она не решается даже попытаться путешествовать в одиночку.

Если говорить себе, что обладаешь плохим пространственным воображени­ем, не сумеешь получать удовольствие от изучения архитектуры и дизайна интерьеров. Если считать себя неловким и неуклюжим, попытка научиться катанию на лыжах умирает, не родившись. Вера в свою боязливость и не­решительность подавляет любое озорство. А представление о себе как о неинтересном собеседнике отнимает шанс начать беседу с кем-либо. Если человек не ожидает от себя никаких достижений, он не замечает того, что другие вполне принимают и одобряют его. Или это принятие интер­претируется соответственно собственному негативному " Я-образу".

Можете ли вы решиться на воскресную вылазку или более даль­нюю поездку в одиночку? Решитесь ли вы прийти в школу баль­ных танцев одна?

Хелена — продавец в модной лавке. В одну из рабочих суббот она стояла за прилавком, одна во всем магазине. Начальница похвалила ее за работу, однако Хелена прокомментировала это так: " Было ясно, что она вовсе не считает меня хорошим работником. Эта похвала была чрезмерной, а пото­му неискренней".

Тот, кто не считает себя способным на успех, скорее всего, будет приписы­вать свои достижения внешним обстоятельствам. Ингеборг нарисовала то, какой она хотела бы видеть свою кухню. Архитектор в студии по монтажу кухонь был восхищен. Ингеборг ответила: " В этом нет ничего особенного, в каждом каталоге есть образцы, а немного рисовать я научилась у отца".

 

Те, кто приписывает свои успехи внешним факторам, а в провалах обвиня­ет лишь себя, создает негативную Я-картину. Для любого события будет подбираться причина до тех пор, пока не подтвердятся собственные отри­цательные ожидания. В этом, конечно, есть некое преимущество. Человек говорит себе: я не могу ничего изменить, мои усилия стать лучше беспо­лезны. Ошибки, принятые как неизбежные, защищают от разочарований. Но даже если пришедший успех не подтверждает негативную Я-концеп-цию, ожидания сохраняются. Это называется консервированием ожиданий, которые, как и предрассудки, очень устойчивы и обладают способностью сопротивляться изменениям. Того, кто однажды поверил в свою никчем­ность, с огромным трудом можно убедить в обратном.

Подобное сопротивление приносит женщинам много вреда. Уже в раннем детстве они приобретают убежденность в том, что беспомощны. И это чувство отсутствия контроля над событиями, которые тебя касаются, вку­пе с верой в невозможность что-то изменить, приводят женщин к соци­альной зависимости. Им нужен кто-то, кто говорит: " Это правильно! Ты хорошо сделала! Ты хорошая! " И даже слыша это, женщины не начинают верить в себя.

Женщины редко ищут в себе самих причину своих жизненных неурядиц, поэтому редко бывают готовы принять на себя ответственность за свою жизнь и будущее. Слишком многое объясняется судьбой и некоей предоп­ределенностью событий. Где-то в глубине души они убеждены, что совер­шенно беспомощны, даже если действуют решительно и добиваются успе­хов. В лучшем случае женщины считают, что у них получается блефовать, лишь прикидываться сильными.

Однако есть стратегии, позволяющие учиться преодолевать стереотипы. Нужно найти новые объяснения своих успехов и провалов. Убедить себя в том, что решение всегда есть и необходимо лишь найти его, что хочется наконец нарушить правила и " перепрыгнуть" существующие нормы жиз­ни. Это и есть путь к самоутверждению.

Рецепт преодоления беспомощности прост: как можно раньше приобретать опыт контролирования ситуации. Контроль в нашем случае (и в теории Эрленте Хилфлосигкейт) означает влияние на результат. Например, если я решаюсь забраться на дерево, я могу сорвать вишни. Если я зубрю, то луч­ше сдам экзамен. Если я поздно ложусь спать, буду уставшей. Если я буду требовать, окружающие поймут, чего я хочу.

Конечно, никто не может корректировать свое детство, но мы в состоянии влиять на будущее. Нужно отказаться от восприятия своей жизни как чего-то застывшего и не поддающегося изменениям.

 

В конце концов, если мы в свое время учимся быть беспомощными, значит, можем и разучиться. Для этого существует программа, которая шаг за шагом выстраивает логические связи: определенные поступки ведут к опре­деленным изменениям личности.

Женщина, боящаяся выйти из дома, поскольку считает, что с ней произой­дет что-то плохое, должна попытаться сделать хотя бы несколько шагов и убедиться, что с ней ничего не происходит. Она повторяет этот опыт снова и снова, сначала в воображении, затем в сопровождении подруги, а затем и одна.

Заставить себя действовать — это самая трудная работа, поскольку беспо­мощные люди научились вести себя пассивно. Кстати, улыбка часто выяв­ляет эту пассивность. Когда улыбка смущенная, неуверенная, растерянная, часто за ней прячется чувство собственной незначительности. Такие люди надеются, что чаша сия их минует, если они будут улыбаться и оставаться тихими и скромными. Пассивность является отчасти облегчением жизни.

Одна из женщин, участвующих в нашем тренинге, уже два года добивается, чтобы ее взяли на ставку делопроизводителя. Она описывает свою ситуа­цию так: " Я не хочу размышлять, хорошо ли я работаю, не хуже ли я своих коллег. Я ничего не хочу делать, кроме как сесть за свой письменный стол и сортировать письма".

Последствия подобного пассивного мышления очевидны. В одном из экс­периментов* испытуемые должны были выполнять корректуру текста. При этом они подвергались сильному шумовому воздействию. Те, кому было сказано, что они не могут прекратить или уменьшить шум, показали худ­шие результаты, чем те, кому было сообщено, что они могут убрать шум (им просто рекомендовали не делать этого). Несмотря на то, что обе груп­пы находились в совершенно одинаковых условиях, даже видимость конт­роля над ситуацией помогла второй группе сделать работу лучше.

Дальнейшие исследования показали следующее: люди, пережившие опыт, когда ситуацию невозможно было контролировать, переносят этот опыт на свою дальнейшую жизнь. Они заранее отказываются от влияния на что-либо и ведут себя пассивно.

На эту тему проводились, в частности, такие эксперименты**: в одной се­рии испытуемым предъявлялись две карты, одна из которых (например, черная) всегда подразумевала вознаграждение. Во второй серии вознаг­раждение могло появляться как в случае черной, так и в случае белой карты, без всякой системы. Во время предъявления карт появлялись не-

*Glass und Singer, zit. nach Seligman, Martin E.P.: Erlernte Hilflosigkeit, Weinheim 1992. **Hiroto und Seligman, zit. nach Seligman, Martin E.P.: Erlernte Hilflosigkeit, Weinheim 1992.

 

приятные, раздражающие шумы, которые, оказывается, испытуемые могли выключить. Выяснилось, что те, кто получал вознаграждение, догадыва­лись выключить шум раньше, чем остальные. Этот эксперимент свидетель­ствует о том, что самостоятельное поведение формируется под влиянием регулярных позитивных результатов, в то время как нерегулярные — даже позитивные — результаты не позволяют человеку стать уверенным и независимым.

Женщины, получившие в детстве установку быть пассивными, во взрослом возрасте ведут себя беспомощно. В играх девочек всегда было нужно что-то сделать сообща, наладить мир и при этом не выделиться. Радоваться по­беде было не принято. Однако мы теперь знаем, что скромность — это шкатулка, которая держит взаперти стремление к успеху.

Одиннадцатилетняя Сабина ликует, потому что она написала работу лучше всех. Учитель говорит ей о том, что не нужно радоваться так громко, иначе другим будет обидно. Если бы в этой ситуации оказался мальчишка, вряд ли учитель увещевал бы его вести себя потише. Очевидно, для девочки быть лучше других — плохо. Но получать плохие оценки — тоже плохо. Сабина оказалась в ловушке.

Поскольку люди склонны обобщать свой опыт, то есть переносить частные случаи на более широкие области жизни, опыт беспомощности проявляет­ся в самых разных сферах деятельности. Такое обобщение, конечно, упро­щает жизнь, потому что позволяет не анализировать каждую ситуацию вновь, а действовать по имеющимся шаблонам. К сожалению, именно таким образом закрепляются негативные программы поведения.

Позднее влияние единичных успехов оказывается недостаточным, потому что опыт беспомощности перекрывает любые возможности иного реагиро­вания*.

Экспериментально доказаны следующие последствия выученной беспо­мощности**:

• Тормозится мотивация активных действий.

• Теряется способность отмечать и признавать собственные успехи.

• Возрастает тенденция к эмоциональным реакциям.

Все это вполне соответствует принятым стереотипам в отношении женщин: они покорны, пассивны, не честолюбивы, легко ранимы, эмоциональ­ны, у них нет интереса к естественным наукам и математике***.

'Seligman, a.a.O., S. 38. " Seligman, a.a.O., S. 41. **Scheu, Ursula: Wir werden nicht als Madchen geboren, Frankfurt 1991, S. 108.

Но исходя из того, что беспомощному поведению можно как научиться, так и разучиться, возникает вопрос, как сделать последний процесс эффектив­ным. Цель — закрепить новый опыт реагирования: " Я могу влиять на все в моей жизни". Поскольку беспомощные люди чрезвычайно пассивны, глав­ное препятствие здесь состоит в том, чтобы вообще привести их в движе­ние. Они должны прежде всего начать действовать, часто даже принуждая себя. Они должны вновь учиться действовать. Несмотря на твердое убеж­дение, что все это, в принципе, не имеет смысла, они должны поступать вопреки своим убеждениям. Опасность ошибок существует, тем более что, ошибаясь, пассивные люди подтверждают собственные ожидания. К счастью, позитивный опыт так же устойчив к изменениям. В того, кто од­нажды поверил в свою способность повлиять на события, трудно вселить неуверенность. С другой стороны, большинство из нас знает, что можно быть уверенным, находясь в безопасном окружении и совершенно неуве­ренным и беспомощным в противоположном случае.

И все же в большинстве случаев достаточно одного лишь ожидания того, что события нельзя контролировать, чтобы возникло чувство беспомощно­сти. И наоборот, уверенности в контроле достаточно для того, чтобы чело­век действовал успешнее.

Так, школьники не могут выполнить вполне доступные задания после того, как учитель предлагал им неразрешимые задачи. Однако у другого учителя они справляются с этими же заданиями без затруднений.

Кроме того, беспомощность позволяет переносить негативный опыт с бо­лее важных событий на менее важные. Тот, кто после интенсивной подго­товки заваливает выпускной экзамен, легче верит в то, что он не справит­ся и с небольшой работой, хотя один неудачный экзамен редко влечет за собой плохой аттестат.

Депрессия как реакция на беспомощность

Депрессия чаще всего является следствием бездействия, отсутствия моти­вов и неспособности к деятельности. Важным симптомом, кроме того, явля­ется и наша привычная беспомощность. Люди, склонные к депрессии, час­то поддаются внешним обстоятельствам, равнодушны, усталы, незаинтере­сованны. Они охотнее всего остаются в одиночестве, их движения вялы, они не могут принимать решений, чувствуя себя опустошенными и без­вольными.

Если быть резкими, то можно сказать, что эти признаки — сильно преуве­личенные черты женственности. Можно даже признать, что это характер­ные особенности доведенной до абсурда сдержанности, приспособляемости, неуверенности в себе. Женщины должны быть очаровательными и в то же время беспомощными. Они должны быть зависимыми и позволять мужу обеспечивать себя хлебом насущным. Уверенно себя чувствовать женщины могут только в компании хорошо знакомых людей, преимуще­ственно возле семейного очага и рядом с Ним.

Именно такие требования к женственности ставят женщин на путь беспо­мощности — и депрессии. Именно поэтому депрессиями чаще страдают женщины, чем мужчины. К перечисленным выше симптомам добавляются затрудненность социальных навыков. Кроме того, препятствием являются и вынужденные длительные перерывы в профессиональной деятельности. Уже после года или двух подобного перерыва женщины говорят, что боль­ше не могут выражать свои мысли так, как хочется, не считают себя спо­собными выстраивать отношения с незнакомыми людьми, боятся контак­тов. Охотнее всего они остаются дома.

Люди с депрессиями считают себя гораздо менее способными, чем они есть на самом деле. Такую самооценку женщины " выращивают", даже не будучи депрессивными. Они не ждут от себя ни привлекательности, ни ума, не считают себя способными на самостоятельные поступки и не верят в ус­пех. Депрессивные мужчины и женщины объясняют свои успехи и неуда­чи одинаково.

Недепрессивные люди приписывают свои удачи себе, своим умениям и на­выкам, в отличие от тех, кто убежден, что не может решать задачи, требую­щие мастерства...

Но позитивные случайности, неожиданный опыт собственных успехов, собственное поведение, повлекшее за собой полезные последствия, ведут от беспомощности к контролю.

Каждый радуется, если чувствует, что его поведение на что-то влияет. Это начинается с младенчества, когда ребенок испытывает восторг от того, что он является причиной звука погремушки. Когда малышу дают самостоя­тельно держать бутылочку, он учится без посторонней помощи удовлетво­рять свои потребности, делая при этом первые шаги к независимости. Ро­дители, которые дают своим детям возможность осознать зависимость меж­ду поведением и последствиями, предотвращают проблему беспомощности в будущем. Если же в детстве взрослые стараются уберечь свое чадо от трудностей, у ребенка пропадает мотивация к самостоятельному решению проблем и в обучении — а значит, беспомощность всячески развивается. И особенно подвержены этому девочки. Например, в математике или техни­ческой и естественно-научной областях многие из них слишком быстро и охотно начинают верить в свою неспособность. Кристина, которая раньше часто подавала голос на уроках математики, перестала это делать, потому что поняла: учитель не ждет особых успехов от девочек. Однако беспомощность можно преодолеть только тогда, когда неудачи объясняются конкретными причинами.

Появляется ли у Вас впечатление, что Ваши ошибки объясня­ются изъяном Вашей личности? Если да, попробуйте подсу­нуть Черного Петера* внешним обстоятельствам, неудачному дню или кому-то другому.

Послушные девочки научились всегда брать вину на себя. А плохие — подсовывать Черного Петера другим. Не важно, что они иногда необосно­ванно сваливают ответственность на других, важно то, что они признают наличие другого образца объяснения ошибок — и сознают, что завтра все может быть иначе.

Люди должны как можно раньше учиться преодолевать страх, боль и труд­ности собственными силами. К сожалению, девочек в нашем обществе час­то слишком опекают, и поэтому у них едва ли есть возможность учиться самостоятельно справляться с проблемами.

Ранний опыт самостоятельных действий подобен прививке против беспо­мощности во взрослые годы — и как раз в этом девочкам чаще всего отка­зывают. Но во взрослом возрасте нужно уже не только делать " прививки", а вначале исцелить саму болезнь. Необходимо заново выстраивать опыт, говорящий " я могу преодолевать препятствия, устранять трудности и идти вперед". Воля к самостоятельным поступкам и решениям восстанавливает­ся очень медленно, преодолевая привычную беспомощность.

Если взрослый человек сам находит опыт, доказывающий возможность влиять на ситуацию, сам извлекает из памяти те эпизоды жизни, в которых он что-то контролировал, — он лишает беспомощность почвы. А значит, изменяются привычные способы реагирования. Не так трудно заметить ус­пехи и ошибки, гораздо сложнее разгадать и изменить тонкую структуру нашей деятельности, оттенки жестов, мимики, речи.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал