Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава о том, что Аллах – велик Он и свят! – не познается иначе, как через Него Самого






 

1 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع م ر ا ن ا ل د ق ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ي ع ق و ب ا ل ك ل ي ن ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن إ س م ا ع ي ل ، ع ن ا ل ف ض ل ب ن ش ا ذ ا ن ، ع ن ص ف و ا ن ب ن ي ح ي ى ، ع ن م ن ص و ر ب ن ح ا ز م ، ق ا ل: ق ل ت ل أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: إ ن ي ن ا ظ ر ت ق و م ك ف ق ل ت ل ه م ، إ ن ا ل ل ه أ ج ل و أ ك ر م م ن أ ن ي ع ر ف ب خ ل ق ه ، ب ل ا ل ع ب ا د ي ع ر ف و ن ب ا ل ل ه ف ق ا ل: ر ح م ك ا ل ل ه

 

1. (327) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Йакуб Кулайни, что передал Мухаммад ибн Исмаил от Фазля ибн Шазана от Сафвана ибн Йахьи от Мансура ибн Хазима, что он сказал:

Я сказал Имаму Садыку (А): «Я спорил с некоторыми людьми и сказал им: “Аллах выше и достойнее того, чтобы быть познанным Его творением, но это Его рабы познаются Им”».

Он сказал: «Да помилует тебя Аллах».

 

 

2 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ب ن أ ح م د ب ن ا ل و ل ي د ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ل ص ف ا ر ، ع ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن خ ا ل د ، ع ن ب ع ض أ ص ح ا ب ن ا ، ع ن ع ل ي ب ن ع ق ب ة ب ن ق ي س ا ب ن س م ع ا ن ب ن أ ب ي ر ب ي ح ة م و ل ى ر س و ل ا ل ل ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه ر ف ع ه ، ق ا ل: س ئ ل أ م ي ر ا ل م ؤ م ن ي ن ع ل ي ه ا ل س ل ا م ب م ع ر ف ت ر ب ك ؟ ف ق ا ل: ب م ا ع ر ف ن ي ن ف س ه ، ق ي ل: و ك ي ف ع ر ف ك ن ف س ه ؟ ف ق ا ل:

ل ا ت ش ب ه ه ص و ر ة ، و ل ا ي ح س ب ا ل ح و ا س ، و ل ا ي ق ا س ب ا ل ن ا س ، ق ر ي ب ف ي ب ع د ه ، ب ع ي د ف ي ق ر ب ه ، ف و ق ك ل ش ئ و ل ا ي ق ا ل: ش ئ ف و ق ه ، أ م ا م ك ل ش ئ و ل ا ي ق ا ل: ل ه أ م ا م ، د ا خ ل ف ي ا ل أ ش ي ا ء ل ا ك ش ئ ف ي ش ئ د ا خ ل ، و خ ا ر ج م ن ا ل أ ش ي ا ء ل ا ك ش ئ م ن ش ئ خ ا ر ج ، س ب ح ا ن م ن ه و ه ك ذ ا و ل ا ه ك ذ ا غ ي ر ه ، و ل ك ل ش ئ و م ب ت د ء.

 

2. (328) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Ахмада ибн Мухаммада ибн Халида от некоторых людей от Али ибн Укбы ибн Кайса ибн Самана ибн Аби Рабиха, что он сказал:

 

Повелителя верующих Али (А) спросили: «Как ты познал своего Господа?» Он сказал: «Так, как Он дал мне познать Себя». Спросили у него: «А как Он дал тебе познать Себя?» Он сказал: «Не подобен Ему никакой образ, и Он не ощущается чувствами, и не сравним с человеком. Он близок в Своей отдаленности и далек в Своей близости. Он выше всех вещей, и нельзя сказать: “что-то выше Его”; перед всеми вещами, и нельзя сказать: “что-то перед Ним”; внутри вещей, но не так, как одна вещь внутри другой вещи; и вне вещей, но не так, как одна вещь вне другой вещи. Пречист же Тот, Кто таков, и никто не таков, как Он, и Он – начало всех вещей!»

 

 

3 - ح د ث ن ي أ ب ي ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا س ع د ب ن ع ب د ا ل ل ه ، ع ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع ي س ى ، ع ن م ح م د ب ن أ ب ي ع م ي ر ، ع ن م ح م د ب ن ح م ر ا ن ع ن ا ل ف ض ل ب ن ا ل س ك ن ، ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ق ا ل: ق ا ل أ م ي ر ا ل م ؤ م ن ي ن ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ا ع ر ف و ا ا ل ل ه ب ا ل ل ه و ا ل ر س و ل ب ا ل ر س ا ل ة و أ و ل ي ا ل أ م ر ب ا ل م ع ر و ف و ا ل ع د ل و ا ل ا ح س ا ن

 

3. (329) Передал нам наш отец, что передал Саад ибн Абдуллах от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от Мухаммада ибн Аби Умейры от Мухаммада ибн Хумрана от Фазля ибн Сакана от Имама Садыка (А):

Сказал повелитель верующих Али (А): «Познавайте Аллаха через Аллаха, и Посланника – через Посланника, а обладателей власти – через их знания, справедливость и добро».

 

 

4 - ح د ث ن ا أ ب و ا ل ح س ي ن م ح م د ب ن إ ب ر ا ه ي م ب ن إ س ح ا ق ا ل ف ا ر س ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا أ ح م د ب ن م ح م د أ ب و س ع ي د ا ل ن س و ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا أ ب و ن ص ر أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع ب د ا ل ل ه ا ل ص غ د ي ب م ر و ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ي ع ق و ب ب ن ا ل ح ك م ا ل ع س ك ر ي و أ خ و ه م ع ا ذ ب ن ي ع ق و ب ق ا ل ا: ح د ث ن ا م ح م د ب ن س ن ا ن ا ل ح ن ظ ل ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ب د ا ل ل ه ب ن ع ا ص م ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ب د ا ل ر ح م ن ب ن ق ي س ، ع ن أ ب ي ه ا ش م ا ل ر م ا ن ي ، ع ن ز ا ذ ا ن ، ع ن س ل م ا ن ا ل ف ا ر س ي ف ي ح د ي ث ط و ي ل ي ذ ك ر ف ي ه ق د و م ا ل ج ا ث ل ي ق ا ل م د ي ن ة م ع م ا ئ ة م ن ا ل ن ص ا ر ى و م ا س أ ل ع ن ه أ ب ا ب ك ر ف ل م ي ج ب ه ث م أ ر ش د إ ل ى أ م ي ر ا ل م ؤ م ن ي ن ع ل ي ب ن أ ب ي ط ا ل ب ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف س أ ل ه ع ن م س ا ئ ل ف أ ج ا ب ه ع ن ه ا ، و ك ا ن ف ي م ا س أ ل ه أ ن ق ا ل ل ه: أ خ ب ر ن ي ع ر ف ت ا ل ل ه ب م ح م د أ م ع ر ف ت م ح م د ا ب ا ل ل ه ع ز و ج ل ؟ ف ق ا ل ع ل ي ب ن أ ب ي ط ا ل ب ع ل ي ه ا ل س ل ا م: م ا ع ر ف ت ا ل ل ه ب م ح م د ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه ، و ل ك ن ع ر ف ت م ح م د ا ب ا ل ل ه ع ز و ج ل ح ي ن خ ل ق ه و أ ح د ث ف ي ه ا ل ح د و د م ن ط و ل ، و ع ر ض ، ف ع ر ف ت أ ن ه م د ب ر م ص ن و ع ب ا س ت د ل ا ل و إ ل ه ا م م ن ه و إ ر ا د ة ك م ا أ ل ه م ا ل م ل ا ئ ك ة ط ا ع ت ه و ع ر ف ه م ن ف س ه ب ل ا ش ب ه و ل ا ك ي ف

 

4. (330) Передал нам Абу Хусейн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Исхак Фарси, что передал Ахмад ибн Мухаммад Абу Саид Насави, что передал Абу Наср Ахмад ибн Мухаммад ибн Абдуллах Сугади, что передали Мухаммад ибн Йакуб ибн Хакам Аскари и его брат Муазу ибн Йакуб, что передал Мухаммад ибн Синан Ханзали, что передал Абдуллах ибн Асим, что передал Абдуррахман ибн Кейс от Абу Хашима Руммани от Зазана:

От Салмана Фарси в длинном хадисе, где упоминается, как один епископ пришел в Медину с сопровождении сотни христиан и стал задавать вопросы Абу Бакру, но тот не смог ответить, после чего был направлен к повелителю верующих Али ибн Аби Талибу (А), и стал спрашивать его, и получил ответы. И среди того, что он спросил, было: «Сообщи мне, ты познал Аллаха через Мухаммада или Мухаммада через Аллаха?» Али (А) сказал: «Я не познал Аллаха через Мухаммада (С), но я познал Мухаммада (С) через Аллаха, велик Он и свят. Он сотворил его и поставил для него пределы в длине и ширине. И я при помощи доказательств, внушения и воли Его понял, что он (Мухаммад) – созданный, подчиненный, так же как Он внушил ангелам подчинение Себе и дал им познать Себя без уподобления и без “как”»[203].

 

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Этот хадис длинный, мы привели из него только то, что необходимо. Полностью мы передали его в книге «Пророчество» (нубувват).

 

5 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع م ر ا ن ا ل د ق ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: س م ع ت م ح م د ب ن ي ع ق و ب ي ق و ل: م ع ن ى ق و ل ه (ا ع ر ف و ا ا ل ل ه ب ا ل ل ه) ي ع ن ي: أ ن ا ل ل ه ع ز و ج ل خ ل ق ا ل أ ش خ ا ص و ا ل أ ل و ا ن و ا ل ج و ا ه ر ، ف ا ل أ ع ي ا ن ا ل أ ب د ا ن ، و ا ل ج و ا ه ر ا ل أ ر و ا ح ، و ه و ع ز و ج ل ل ا ي ش ب ه ج س م ا و ل ا ر و ح ا ، و ل ي س ل أ ح د ف ي خ ل ق ا ل ر و ح ا ل ح س ا س ا ل د ر ا ك أ ث ر و ل ا س ب ب ، ه و ا ل م ت ف ر د ب خ ل ق ا ل أ ر و ا ح و ا ل أ ج س ا م ، ف م ن ن ف ي ع ن ه ا ل ش ب ه ي ن: ش ب ه ا ل أ ب د ا ن و ش ب ه ا ل أ ر و ا ح ف ق د ع ر ف ا ل ل ه ب ا ل ل ه ، و م ن ش ب ه ه ب ا ل ر و ح أ و ا ل ب د ن أ و ا ل ن و ر ف ل م ي ع ر ف ا ل ل ه ب ا ل ل ه

 

5. (331) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Дакка, что он слышал от Мухаммада ибн Йакуба:

 

Смысл его слов: «Познавайте Аллаха через Аллаха», в том, что Аллах – велик Он и свят! – создал людей, цвета и сущности, и превосходны их тела, и их духи – драгоценности. Но Сам Он не подобен ни телу, ни духу. И в творении духа никто не был причиной и не оказывал влияния: Он единственен в сотворении духов и тел. И тот, кто отверг в отношении Него два уподобления – уподобление телу и уподобление духу, - тот познал Аллаха через Аллаха. Тот же, кто уподобил Аллаха духу, телу или свету – тот не познал Аллаха через Аллаха.

 

 

6 - ح د ث ن ا أ ح م د ب ن ز ي ا د ب ن ج ع ف ر ا ل ه م د ا ن ي ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن إ ب ر ا ه ي م ب ن ه ا ش م ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن م ح م د ب ن س ن ا ن ، ع ن ز ي ا د ب ن ا ل م ن ذ ر ، ع ن أ ب ي ج ع ف ر م ح م د ب ن ع ل ي ا ل ب ا ق ر ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن ج د ه ع ل ي ه م ا ل س ل ا م أ ن ه ق ا ل: إ ن ر ج ل ا ق ا م إ ل ى أ م ي ر ا ل م ؤ م ن ي ن ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ق ا ل: ي ا أ م ي ر ا ل م ؤ م ن ي ن ب م ا ذ ا ع ر ف ت ر ب ك ؟ ق ا ل: ب ف س خ ا ل ع ز م و ن ق ض ا ل ه م ، ل م ا ه م م ت ف ح ي ل ب ي ن ي و ب ي ن ه م ي ، و ع ز م ت ف خ ا ل ف ا ل ق ض ا ء ع ز م ي ع ل م ت أ ن ا ل م د ب ر غ ي ر ي ، ق ا ل: ف ب م ا ذ ا ش ك ر ت ن ع م ا ء ه ؟ ق ا ل: ن ظ ر ت إ ل ى ب ل ا ء ق د ص ر ف ه ع ن ي و أ ب ل ى ب ه غ ي ر ي ف ع ل م ت أ ن ه ق د أ ن ع م ع ل ي ف ش ك ر ت ه ، ق ا ل: ف ل م ا ذ ا أ ح ب ب ت ل ق ا ء ه ، ق ا ل:

ل م ا ر أ ي ت ه ق د أ خ ت ا ر ل ي د ي ن م ل ا ئ ك ت ه و ر س ل ه و أ ن ب ي ا ئ ه ع ل م ت أ ن ا ل ذ ي أ ك ر م ن ي ب ه ذ ا ل ي س ي ن س ا ن ي ف أ ح ب ب ت ل ق ا ء ه.

 

6. (332) Передал нам Ахмад ибн Зийад ибн Джафар Хамдани, что передал Али ибн Ибрахим ибн Хашим от его отца от Мухаммада ибн Синана от Зийада ибн Мунзира от Мухаммада ибн Али Бакира от его отца от его деда, мир им всем, что он сказал:

Один человек подошел к повелителю верующих Али (А) и сказал: «О, повелитель верующих! Через что ты познал Своего Господа?»

Он ответил: «Через отмену решений и разрушение устремлений. Когда я устремился к чему-то, и встал разрыв между мною и моим устремлением, и решился на что-то, но предопределенное отменило мое решение, тогда я понял, что есть Управляющий помимо меня».

Тот спросил: «Почему ты благодаришь Его за милости?»

Али (А) ответил: «Я взглянул на бедствия, которые Он устранил от меня и наслал их на других, и понял, что Он наделил меня милостями, и воздал Ему благодарность».

Тот спросил: «Почему ты любишь встречу с Ним?»

Али (А) ответил: «Когда я увидел, что Он избрал для меня религию, ангелов, посланников и пророков, – тогда я понял, что Тот, Кто наделил меня через это, не забудет меня, и возлюбил встречу с Ним».

 

 

7 - ح د ث ن ا أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع ب د ا ل ر ح م ن ا ل م ر و ز ي ا ل م ق ر ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا أ ب و ع م ر و م ح م د ب ن ج ع ف ر ا ل م ق ر ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ل م و ص ل ي ب ب غ د ا د ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ع ا ص م ا ل ط ر ي ف ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ي ا ش ب ن ي ز ي د ب ن ا ل ح س ن ب ن ع ل ي ا ل ك ح ا ل م و ل ى ز ي د ب ن ع ل ي ق ا ل: ح د ث ن ي أ ب ي ، ق ا ل: ح د ث ن ي م و س ى ب ن ج ع ف ر ع ل ي ه م ا ا ل س ل ا م ، ق ا ل: ق ا ل ق و م ل ل ص ا د ق ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ن د ع و ف ل ا ي س ت ج ا ب ل ن ا ، ق ا ل: ل أ ن ك م ت د ع و ن م ن ل ا ت ع ر ف و ن ه

 

7. (333) Передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Абдуррахман Марвази Мукри, что передал Абу Амру Мухаммад ибн Джафар Мукри, что передал Мухаммад ибн Хасан Маусили, что передал Мухаммад ибн Асим Тарифей, что передал Аббас ибн Йазид ибн Хасан ибн Али Каххаль, что передал его отец, что Муса ибн Джафар (Имам Казым, мир ему) сказал:

Люди сказали Имаму Садыку (А): «Мы просим (Аллаха), и не видим ответа». Он сказал: «Потому что вы просите того, кого не знаете».

 

 

8 - ح د ث ن ا ا ل ح س ي ن ب ن أ ح م د ب ن إ د ر ي س ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا أ ب ي ق ا ل: ح د ث ن ا إ ب ر ا ه ي م ب ن ه ا ش م ، ع ن م ح م د ب ن أ ب ي ع م ي ر ، ع ن ه ش ا م ب ن س ا ل م ، ق ا ل: س ئ ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ق ي ل ل ه: ب م ا ع ر ف ت ر ب ك ؟ ق ا ل: ب ف س خ ا ل ع ز م و ن ق ض ا ل ه م ع ز م ت ف ف س خ ع ز م ي ، و ه م م ت ف ن ق ض ه م ي

 

8. (334) Передал нам Хусейн ибн Ахмад ибн Идрис, что передал его отец, что передал Ибрахим ибн Хашим от Мухаммада ибн Аби Умейры от Хишама ибн Салима, что он сказал:

У Имама Садыка (А) спросили: «Через что ты познал своего Господа?» Он сказал: «Через отмену решений и разрушение устремлений. Я решился на что-то, и было отменено мое решение, и устремился, но было разрушено мое устремление».

 

 

9 - ح د ث ن ا ا ل ح س ي ن ب ن إ ب ر ا ه ي م ب ن أ ح م د ب ن ه ش ا م ا ل م ؤ د ب ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ا ل ك و ف ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن إ س م ا ع ي ل ا ل ب ر م ك ي ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ع ب د ا ل ر ح م ن ا ل خ ز ا ز ا ل ك و ف ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا س ل ي م ا ن ب ن ج ع ف ر ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن ا ل ح ك م ، ق ا ل: ح د ث ن ا ه ش ا م ب ن س ا ل م ، ق ا ل: ح ض ر ت م ح م د ب ن ا ل ن ع م ا ن ا ل أ ح و ل ف ق ا م إ ل ي ه ر ج ل ف ق ا ل ل ه: ب م ع ر ف ت ر ب ك ؟ ق ا ل ب ت و ف ي ق ه و إ ر ش ا د ه و ت ع ر ي ف ه و ه د ا ي ت ه ، ق ا ل: ف خ ر ج ت م ن ع ن د ه ، ف ل ق ي ت ه ش ا م ب ن ا ل ح ك م ف ق ل ت ل ه: م ا أ ق و ل ل م ن ي س أ ل ن ي ف ي ق و ل ل ي ب م ع ر ف ت ر ب ك ؟ ف ق ا ل: إ ن س أ ل س ا ئ ل ف ق ا ل: ب م ع ر ف ت ر ب ك ؟ ق ل ت: ع ر ف ت ا ل ل ه ج ل ج ل ا ل ه ب ن ف س ي ل أ ن ه ا أ ق ر ب ا ل أ ش ي ا ء إ ل ي ، و ذ ل ك أ ن ي أ ج د ه ا أ ب ع ا ض ا م ج ت م ع ة و أ ج ز ا ء م ؤ ت ل ف ة ، ظ ا ه ر ة ا ل ت ر ك ي ب ، م ت ب ي ن ة ا ل ص ن ع ة ، م ب ي ن ة ع ل ى ض ر و ب م ن ا ل ت خ ط ي ط و ا ل ت ص و ي ر ، ز ا ئ د ة م ن ب ع د ن ق ص ا ن ، و ن ا ق ص ة م ن ب ع د ز ي ا د ة ، ق د أ ن ش أ ل ه ا ح و ا س م خ ت ل ف ة ، و ج و ا ر ح م ت ب ا ي ن ة - م ن ب ص ر و س م ع و ش ا م و ذ ا ئ ق و ل ا م س - م ج ب و ل ة ع ل ى ا ل ض ع ف و ا ل ن ق ص و ا ل م ه ا ن ة ، ل ا ت د ر ك و ا ح د ة م ن ه ا م د ر ك ص ا ح ب ت ه ا و ل ا ت ق و ى ع ل ى ذ ل ك ، ع ا ج ز ة ع ن د ا ج ت ل ا ب ا ل م ن ا ف ع إ ل ي ه ا ، و د ف ع ا ل م ض ا ر ع ن ه ا ، و ا س ت ح ا ل ف ي ا ل ع ق و ل و ج و د ت أ ل ي ف ل ا م ؤ ل ف ل ه ، و ث ب ا ت ص و ر ة ل ا م ص و ر ل ه ا ، ف ع ل م ت أ ن ل ه ا خ ا ل ق ا خ ل ق ه ا ، و م ص و ر ا ص و ر ه ا ، م خ ا ل ف ا ل ه ا ع ل ى ج م ي ع ج ه ا ت ه ا ق ا ل ا ل ل ه ع ز و ج ل (و ف ي أ ن ف س ك م أ ف ل ا ت ب ص ر و ن)

 

9. (335) Передал нам Хусейн ибн Ибрахим ибн Ахмад ибн Хишам Муаддиб, что передал Мухаммад ибн Аби Абдиллях Куфи, что передал Мухаммад ибн Исмаил Бармаки, что передал Мухаммад ибн Абдуррахман Хаззаз Куфи, что передал Сулейман ибн Джафар, что передал Али ибн Хакам, что передал Хишам ибн Салим, который сказал:

 

Я был у Мухаммада ибн Нуамана Ахвала, и пришел к нему человек, который сказал: «Через что ты познал своего Господа?» Он ответил: «Через успех от Него, и Его наставление, и через то познание, которое Он дал мне, и через Его руководство».

Я вышел от него и встретил Хишама ибн Хакама, у которого спросил: «Если мне задают вопрос: “Через что ты познал своего Господа? ”, то как мне ответить?» Он сказал: «Я скажу, что познал Господа через самого себя (бинафси), потому что я ближе к себе самому, чем кто-либо еще. И я нашел себя составленным, многообразным, из частей различных, в явном строении и составлении; нет в этом ни излишества, ни недостатка. Мне даны различные чувства в определенных частях тела: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Ни одно из них не постигает то, что постигают другие. И с точки зрения разума невозможно существование чего-то составленного без составителя или образа без образовавшего его. Так я понял, что для всего этого есть Создатель, создавший это, и Образователь, образовавший это, Который со всех сторон противоположен (мухалиф) тому, что создал и образовал. И сказал Аллах, велик Он и свят: “... И в вас самих (знамения). Разве вы не видите? ” (51: 21)».

 

 

10 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع م ر ا ن ا ل د ق ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ج ع ف ر أ ب و ا ل ح س ي ن ا ل أ س د ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا ا ل ح س ي ن ب ن ا ل م أ م و ن ا ل ق ر ش ي ع ن ع م ر ب ن ع ب د ا ل ع ز ي ز ، ع ن ه ش ا م ب ن ا ل ح ك م ، ق ا ل: ق ا ل ل ي أ ب و ش ا ك ر ا ل د ي ص ا ن ي:

إ ن ل ي م س أ ل ة ت س ت أ ذ ن ل ي ع ل ى ص ا ح ب ك ، ف إ ن ي ق د س أ ل ت ع ن ه ا ج م ا ع ة م ن ا ل ع ل م ا ء ف م ا أ ج ا ب و ن ي ب ج و ا ب م ش ب ع ، ف ق ل ت: ه ل ل ك أ ن ت خ ب ر ن ي ب ه ا ف ل ع ل ع ن د ي ج و ا ب ا ت ر ت ض ي ه ف ق ا ل: إ ن ي أ ح ب أ ن أ ل ق ى ب ه ا أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ف ا س ت أ ذ ن ت ل ه ف د خ ل ف ق ا ل ل ه: أ ت أ ذ ن ل ي ف ي ا ل س ؤ ا ل ؟ ف ق ا ل ل ه: س ل ع م ا ب د ا ل ك ، ف ق ا ل ل ه: م ا ا ل د ل ي ل ع ل ى أ ن ل ك ص ا ن ع ا ؟

ف ق ا ل: و ج د ت ن ف س ي ل ا ت خ ل و م ن إ ح د ى ج ه ت ي ن: إ م ا أ ن أ ك و ن ص ن ع ت ه ا أ ن ا أ و ص ن ع ه ا غ ي ر ي ، ف إ ن ك ن ت ص ن ع ت ه ا أ ن ا ف ل ا أ خ ل و م ن أ ح د م ع ن ي ي ن: إ م ا أ ن أ ك و ن ص ن ع ت ه ا و ك ا ن ت م و ج و د ة ، أ و ص ن ع ت ه ا و ك ا ن ت م ع د و م ة ، ف إ ن ك ن ت ص ن ع ت ه ا و ك ا ن ت م و ج و د ة ف ق د ا س ت غ ن ت ب و ج و د ه ا ع ن ص ن ع ت ه ا ، و إ ن ك ا ن ت م ع د و م ة ف إ ن ك ت ع ل م أ ن ا ل م ع د و م ل ا ي ح د ث ش ي ئ ا ف ق د ث ب ت ا ل م ع ن ى ا ل ث ا ل ث أ ن ل ي ص ا ن ع ا و ه و ا ل ل ه ر ب ا ل ع ا ل م ي ن ف ق ا م و م ا أ ح ا ر ج و ا ب ا.

 

 

10. (336) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Джафар Абу Хусейн Асади, что передал Хусейн ибн Мамун Кураши от Умара ибн Абдульазиза от Хишама ибн Хакама, что он сказал:

 

Сказал мне Абу Шакир Дайсани: «У меня есть вопрос: возьми разрешение от твоего учителя, чтобы я спросил у него. Я задавал его всем ученым, и они не дали мне удовлетворительный ответ».

Я сказал: «Не изложишь ли его мне, быть может, у меня есть ответ, которым ты будешь доволен?»

Он сказал: «Нет, я хочу задать его самому Имаму Садыку (А)».

И я взял разрешение, чтобы он пришел и задал вопрос. Он вошел и сказал: «Позволишь ли спросить?»

Имам (А) сказал: «Все, что желаешь, спрашивай».

Он спросил: «Каково доказательство, что есть Тот, Кто создал тебя?»

Имам (А) сказал: «Вопрос не выходит за пределы двух возможностей: или я создал себя сам, или меня создал кто-то помимо меня. И если я создал себя сам, то это также может иметь два смысла: или я создал себя при том, что раньше я уже был, или же я создал себя при том, что раньше меня не было. Если же я создал себя при том, что раньше я уже был, то ведь тогда я и не нуждался в этом создании. Если же я создал себя при том, что раньше меня не было, то ведь ты сам знаешь: то, что было ничем, не может создать из себя что-то. Из этого следует третья возможность, а именно: у меня есть Создатель, и Он – Аллах, Господь миров».

Этот человек поднялся и ушел, довольный ответом.

 

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Разумно говорить в данном отношении, что мы познали Аллаха через Аллаха, велик Он и свят. Ибо если мы скажем, что познали Его через наш разум, то ведь Он Тот, Кто даровал его нам. И если мы познали Его через Его Пророков, Посланников и Доводы (мир им), то ведь Он послал их, отправил и установил, велик Он и свят. И если мы познали Его через самих себя, то ведь Он сотворил нас. И вот, мы познали Его через Него Самого. Сказал Имам Садык (А): «Если бы не Аллах, то мы (Ахль уль-Бейт) не были бы познаны, а если бы не мы, то Аллах не был бы познан». И значение этого: если бы не Доводы (худжадж)[204], Аллах не был бы познан истинным познанием, а если бы не Аллах, не были бы познаны Доводы. И я слышал, как говорят некоторые теологи: если представить себе, что некий человек рожден в пустыне и не видел никого из людей, так что некому наставить его, то все равно когда он вырастет и станет разумным, взглянет на небо и землю и убедится, что у них есть Создатель и Творец. И я сказал им: это - нечто такое, чего никогда не бывало, и вы говорите о том, чего не было, что если бы оно было, то каким бы оно было. И если бы было действительно так, то такой человек являлся бы не кем иным, как Доводом Аллаха (худжату ллах) для самого себя, подобно некоторым Пророкам (А), которые были посланы к самим себе, и имелись среди них такие, кто были отправлены к своим семьям и детям, или к своей местности, или к своей стране, или ко всему человечеству. Что же касается слов Ибрахима (А), когда он увидел звезду, луну и солнце, что они закатились, и сказал: «О, народ мой! Воистину, я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь наряду с Аллахом» (6: 78), то он был Пророком отправленным, посланным с откровением, и любое его слово было по внушению Аллаха, велик Он и свят, и таково слово Аллаха: «Это - Наш довод, который Мы даровали Ибрахиму против его народа» (6: 83). А не так, чтобы всякий человек был как Ибрахим (А). И если бы человеку для познания единобожия (таухид) было достаточно размышления без научения со стороны Аллаха, велик Он и свят, то Аллах не ниспослал бы то, что Он ниспослал, из Своих слов: «И знай, что нет бога, кроме Аллаха» (47: 19), и из слов: «Скажи: Он – Аллах Единый» до конца суры, и из слов: «Создатель небес и земли! Как будет у Него ребенок, если не было у Него жены и когда создал Он всякую вещь и обо всякой вещи Он сведущ! Таков для вас - Аллах, ваш Господь, - нет божества, помимо Него, - творец всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему! Поистине, Он - поручитель над каждой вещью! Не постигают Его взоры, но Он постигает взоры; Он - Проницательный, Сведующий!» (6: 101-103), и последние аяты суры «Собрание», как и другие аяты единобожия (таухид).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал