Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава о создании мира






 

1 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ب ن أ ح م د ب ن ا ل و ل ي د ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ل ص ف ا ر ، ع ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع ي س ى ، ع ن ا ل ح س ي ن ب ن س ع ي د ، ق ا ل: ح د ث ن ي ع ل ي ب ن م ن ص و ر ، ق ا ل: س م ع ت ه ش ا م ب ن ا ل ح ك م ي ق و ل: د خ ل أ ب و ش ا ك ر ا ل د ي ص ا ن ي ع ل ى أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ق ا ل ل ه: إ ن ك أ ح د ا ل ن ج و م ا ل ز و ا ه ر ، و ك ا ن آ ب ا ؤ ك ب د و ر ا ب و ا ه ر ، و أ م ه ا ت ك ع ق ي ل ا ت ع ب ا ه ر ، و ع ن ص ر ك م ن أ ك ر م ا ل ع ن ا ص ر ، و إ ذ ا ذ ك ر ا ل ع ل م ا ء ف ب ك ت ث ن ى ا ل خ ن ا ص ر ف خ ب ر ن ي أ ي ه ا ا ل ب ح ر ا ل خ ض م ا ل ز ا خ ر م ا ا ل د ل ي ل ع ل ى ح د و ث ا ل ع ا ل م ؟ ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ن س ت د ل ع ل ي ه ب أ ق ر ب ا ل أ ش ي ا ء ق ا ل: و م ا ه و ؟ ق ا ل: ف د ع ا أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ب ب ي ض ة ف و ض ع ه ا ع ل ى ر ا ح ت ه ، ف ق ا ل: ه ذ ا ح ص ن م ل م و م د ا خ ل ه غ ر ق ئ ر ق ي ق ل ط ي ف ب ه ف ض ة س ا ئ ل ة و ذ ه ب ة م ا ئ ع ة ث م ت ن ف ل ق ، ع ن م ث ل ا ل ط ا و و س ، أ د خ ل ه ا ش ئ ؟ ف ق ا ل: ل ا ، ق ا ل: ف ه ذ ا ا ل د ل ي ل ع ل ى ح د و ث ا ل ع ا ل م ، ق ا ل: أ خ ب ر ت ف أ و ج ز ت ، و ق ل ت ف أ ح س ن ت ، و ق د ع ل م ت أ ن ا ل ا ن ق ب ل إ ل ا م ا أ د ر ك ن ا ه ب أ ب ص ا ر ن ا ، أ و س م ع ن ا ه ب آ ذ ا ن ن ا ، أ و ش م م ن ا ه ب م ن ا خ ر ن ا أ و ذ ق ن ا ه ب أ ف و ا ه ن ا أ و ل م س ن ا ه ب أ ك ف ن ا أ و ت ص و ر ف ي ا ل ق ل و ب ب ي ا ن ا أ و ا س ت ن ب ط ه ا ل ر و ي ا ت إ ي ق ا ن ا ، ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه: ذ ك ر ت ا ل ح و ا س ا ل خ م س و ه ي ل ا ت ن ف ع ش ي ئ ا ب غ ي ر د ل ي ل ك م ا ل ا ي ق ط ع ا ل ظ ل م ة ب غ ي ر م ص ب ا ح

 

1. (337) Передал нам Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от Хусейна ибн Саида, что передал Али ибн Мансур от Хишама ибн Хакама, что он сказал:

Абу Шакир Дайсани пришел к Имаму Садыку (А) и сказал: «Ты – одна из звезд сияющих, и были твои отцы лунами сверкающими, и матери твои госпожами разумными, и твое происхождение – из благороднейшего корня, и не стоят твоего мизинца все знающие и ученые. Расскажи же мне, о полноводное море, каково доказательство создания мира?»

Имам (А) сказал: «Это доказывается через простейшие вещи».

Он спросил: «Каковы же они?»

Тогда Имам Садык (А) попросил принести себе яйцо, положил его напротив себя и сказал: «Это – твердая оболочка, внутри нее тонкий зародыш, жидкий белок и текучий желток. Когда оно откроется, из него выйдет наружу подобие павлина. Разве что-то заходило внутрь этого яйца? [205]»

Он сказал: «Нет».

Имам (А) сказал: «Это и есть доказательство создания мира».

Он сказал: «Ты сообщил, и сообщил коротко, и сказал, и сказал наилучшим образом. Но ты знаешь, что человек не принимает ничего, кроме того, что он видел глазами, или слышал ушами, или обонял носом, или чувствовал вкус этого своим ртом, или трогал это своими руками, или же представил в сердце своем посредством объяснения, или того, в чем убедился».

Имам Садык (А) сказал: «Ты упомянул пять чувств, но они не приносят пользы без доказательств, так же как мрак не рассеивается без светильника[206]».

 

 

2 - ح د ث ن ا أ ح م د ب ن ز ي ا د ب ن ج ع ف ر ا ل ه م د ا ن ي ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا ع ل ي ب ن إ ب ر ا ه ي م ب ن ه ا ش م ، ع ن أ ب ي ه ، ع ن ا ل ع ب ا س ب ن ع م ر و ا ل ف ق ي م ي ، ع ن ه ش ا م ب ن ا ل ح ك م أ ن ا ب ن أ ب ي ا ل ع و ج ا ء د خ ل ع ل ى ا ل ص ا د ق ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ق ا ل ل ه: ي ا ا ب ن أ ب ي ا ل ع و ج ا ء أ م ص ن و ع أ ن ت أ م غ ي ر م ص ن و ع ؟! ف ق ا ل: ل ا ، ل س ت ب م ص ن و ع ، ف ق ا ل ل ه ا ل ص ا د ق ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ف ل و ك ن ت م ص ن و ع ا ك ي ف ك ن ت ت ك و ن ف ل م ي ح ر ا ب ن أ ب ي ا ل ع و ج ا ء ج و ا ب ا ، و ق ا م و خ ر ج.

 

2. (338) Передал нам Ахмад ибн Зийад ибн Джафар Хамдани, что передал Али ибн Ибрахим ибн Хашим от его отца от Аббаса ибн Амру Фукайми от Хишама ибн Хакама:

Ибн Аби Ауджа[207] вошел к Имаму Садыку (А), и Имам (А) сказал ему: «О, Ибн Аби Ауджа, ты соворен или не сотворен?» Он сказал: «Нет, я не сотворен». Имам Садык (А) сказал: «Если бы ты был сотворен, то каким бы ты был?»[208] Тот не нашел ответа, встал и вышел.

 

 

3 - ح د ث ن ا أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ي ح ي ى ا ل ع ط ا ر (ر ه) ق ا ل: ح د ث ن ا س ع د ب ن ع ب د ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا إ ب ر ا ه ي م ب ن ه ا ش م ، ع ن ع ل ي ب ن م ع ب د ، ع ن ا ل ح س ي ن ب ن خ ا ل د ، ع ن أ ب ي ا ل ح س ن ع ل ي ب ن م و س ى ا ل ر ض ا ع ل ي ه م ا ا ل س ل ا م ، أ ن ه د خ ل ع ل ي ه ر ج ل ف ق ا ل ل ه: ي ا ا ب ن ر س و ل ا ل ل ه م ا ا ل د ل ي ل ع ل ى ح د ث ا ل ع ا ل م ؟ ق ا ل: أ ن ت ل م ت ك ن ث م ك ن ت ، و ق د ع ل م ت أ ن ك ل م ت ك و ن ن ف س ك و ل ا ك و ن ك م ن ه و م ث ل م

 

3. (339) Передал нам Ахмад ибн Мухаммад ибн Йахья Аттар, что передал Саад ибн Абдуллах, что передал Ибрахим ибн Хашим от Али ибн Маабада от Хусейна ибн Халида Абу Хасана Али ибн Мусы Резы (А):

Однажды к нему пришел человек и сказал ему: «О, сын Посланника Аллаха! Каково доказательство того, что мир сотворен?»

Имам Реза (А) ответил: «Тебя не было, а потом ты возник. И ты знаешь, что это не ты сам создал себя и не кто-то подобный тебе».

 

 

4 - ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ب ن أ ح م د ب ن ا ل و ل ي د ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ا ل ح س ن ا ل ص ف ا ر ، ع ن إ ب ر ا ه ي م ب ن ه ا ش م ، ع ن م ح م د ب ن ح م ا د ، ع ن ا ل ح س ن ب ن إ ب ر ا ه ي م ع ن ي و ن س ب ن ع ب د ا ل ر ح م ن ، ع ن ي و ن س ب ن ي ع ق و ب ، ق ا ل: ق ا ل ل ي ع ل ي ب ن م ن ص و ر:

ق ا ل ل ي ه ش ا م ب ن ا ل ح ك م: ك ا ن ز ن د ي ق ب م ص ر ي ب ل غ ه ع ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ع ل م ف خ ر ج

إ ل ى ا ل م د ي ن ة ل ي ن ا ظ ر ه ف ل م ي ص ا د ف ه ب ه ا ، ف ق ي ل ل ه: ه و ب م ك ة ف خ ر ج ا ل ز ن د ي ق إ ل ى م ك ة ، و ن ح ن م ع أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ف ق ا ر ب ن ا ا ل ز ن د ي ق و ن ح ن م ع أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ي ا ل ط و ا ف ف ض ر ب ك ت ف ه ك ت ف أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ، ف ق ا ل ل ه أ ب و ع ب د ا ل ل ه ج ع ف ر ع ل ي ه ا ل س ل ا م: م ا ا س م ك ؟ ق ا ل: ا س م ي ع ب د ا ل م ل ك ، ق ا ل: ف م ا ك ن ي ت ك ؟ ق ا ل: أ ب و ع ب د ا ل ل ه ، ق ا ل: ف م ن ا ل م ل ك ا ل ذ ي أ ن ت ل ه ع ب د ، أ م ن م ل و ك ا ل س م ا ء أ م م ن م ل و ك ا ل أ ر ض ؟! و أ خ ب ر ن ي ع ن ا ب ن ك أ ع ب د إ ل ه ا ل س م ا ء ؟ أ م ع ب د إ ل ه ا ل أ ر ض ؟! ف س ك ت ، ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م:

ق ل م ا ش ئ ت ت خ ص م ، ق ا ل ه ش ا م ب ن ا ل ح ك م: ق ل ت ل ل ز ن د ي ق: أ م ا ت ر د ع ل ي ه ؟! ف ق ب ح ق و ل ي ، ف ق ا ل ل ه أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: إ ذ ا ف ر غ ت م ن ا ل ط و ا ف ف أ ت ن ا ، ف ل م ا ف ر غ أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م أ ت ا ه ا ل ز ن د ي ق ، ف ق ع د ب ي ن ي د ي ه ، و ن ح ن م ج ت م ع و ن ع ن د ه ، ف ق ا ل ل ل ز ن د ي ق: أ ت ع ل م أ ن ل ل أ ر ض ت ح ت ا و ف و ق ا ؟! ق ا ل: ن ع م ، ق ا ل: ف د خ ل ت ت ح ت ه ا ؟! ق ا ل: ل ا ، ق ا ل: ف م ا ي د ر ي ك ب م ا ت ح ت ه ا ؟! ق ا ل: ل ا أ د ر ي إ ل ا أ ن ي أ ظ ن أ ن ل ي س ت ح ت ه ا ش ئ ، ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م:

ف ا ل ظ ن ع ج ز م ا ل م ت س ت ي ق ن ، ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ف ص ع د ت ا ل س م ا ء ؟! ق ا ل: ل ا ، ق ا ل:

ف ت د ر ي م ا ف ي ه ا ؟! ق ا ل: ل ا ، ق ا ل: ف أ ت ي ت ا ل م ش ر ق و ا ل م غ ر ب ف ن ظ ر ت م ا خ ل ف ه م ا ؟! ق ا ل:

ل ا ، ق ا ل: ف ع ج ب ا ل ك ، ل م ت ب ل غ ا ل م ش ر ق و ل م ت ب ل غ ا ل م غ ر ب و ل م ت ن ز ل ت ح ت ا ل أ ر ض و ل م ت ص ع د ا ل س م ا ء و ل م ت خ ب ر ه ن ا ل ك ف ت ع ر ف م ا خ ل ف ه ن و أ ن ت ج ا ح د م ا ف ي ه ن ، و ه ل ي ج ح د ا ل ع ا ق ل م ا ل ا ي ع ر ف ؟! ف ق ا ل ا ل ز ن د ي ق: م ا ك ل م ن ي ب ه ذ ا أ ح د غ ي ر ك ، ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ف أ ن ت ف ي ش ك م ن ذ ل ك ، ف ل ع ل ه و أ و ل ع ل ل ي س ه و ، ق ا ل ا ل ز ن د ي ق:

و ل ع ل ذ ا ك ، ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: أ ي ه ا ا ل ر ج ل ل ي س ل م ن ل ا ي ع ل م ح ج ة ع ل ى م ن ي ع ل م ، ف ل ا ح ج ة ل ل ج ا ه ل ع ل ى ا ل ع ا ل م ، ي ا أ خ ا أ ه ل م ص ر ت ف ه م ع ن ي ، ف إ ن ا ل ا ن ش ك ف ي

ا ل ل ه أ ب د ا ، أ م ا ت ر ى ا ل ش م س و ا ل ق م ر و ا ل ل ي ل و ا ل ن ه ا ر ي ل ج ا ن و ل ا ي ش ت ب ه ا ن ، ي ذ ه ب ا ن و ي ر ج ع ا ن ، ق د ا ض ط ر ا ، ل ي س ل ه م ا م ك ا ن إ ل ا م ك ا ن ه ا ، ف إ ن ك ا ن ا ي ق د ر ا ن ع ل ى أ ن ي ذ ه ب ا ف ل ا ي ر ج ع ا ن ف ل م ي ر ج ع ا ن ؟! و إ ن ل م ي ك و ن ا م ض ط ر ي ن ف ل م ل ا ي ص ي ر ا ل ل ي ل ن ه ا ر ا و ا ل ن ه ا ر ل ي ل ا ، ا ض ط ر ا و ا ل ل ه ي ا أ خ ا أ ه ل م ص ر إ ل ى د و ا م ه م ا ، و ا ل ذ ي ا ض ط ر ه م ا أ ح ك م م ن ه م ا و أ ك ب ر م ن ه م ا ، ق ا ل ا ل ز ن د ي ق: ص د ق ت.

ث م ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ي ا أ خ ا أ ه ل م ص ر! ا ل ذ ي ت ذ ه ب و ن إ ل ي ه و ت ظ ن و ن ه ب ا ل و ه م ف إ ن ك ا ن ا ل د ه ر ي ذ ه ب ب ه م ل م ل ا ي ر د ه م ، و إ ن ك ا ن ي ر د ه م ل م ل ا ي ذ ه ب ب ه م ، ا ل ق و م م ض ط ر و ن ، ي ا أ خ ا أ ه ل م ص ر ا ل س م ا ء م ر ف و ع ة و ا ل أ ر ض م و ض و ع ة ، ل م ل ا ت س ق ط ا ل س م ا ء ع ل ى ا ل أ ر ض ، و ل م ل ا ت ن ح د ر ا ل أ ر ض ف و ق ط ا ق ت ه ا ؟ ف ل ا ي ت م ا س ك ا ن و ل ا ي ت م ا س ك م ن ع ل ي ه م ا ، ف ق ا ل ا ل ز ن د ي ق: أ م س ك ه م ا و ا ل ل ه ر ب ه م ا و س ي د ه م ا ف آ م ن ا ل ز ن د ي ق ع ل ى ي د ي أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ق ا ل ل ه ح م ر ا ن ب ن أ ع ي ن: ج ع ل ت ف د ا ك إ ن آ م ن ت ا ل ز ن ا د ق ة ع ل ى ي د ي ك ف ق د آ م ن ت ا ل ك ف ا ر ع ل ى ي د ي أ ب ي ك ، ف ق ا ل ا ل م ؤ م ن ا ل ذ ي آ م ن ع ل ى ي د ي أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ا ج ع ل ن ي م ن ت ل ا م ذ ت ك ، ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ل ه ش ا م ب ن ا ل ح ك م: خ ذ ه إ ل ي ك ف ع ل م ه ، ف ع ل م ه ه ش ا م ، ف ك ا ن م ع ل م أ ه ل م ص ر و أ ه ل ا ل ش ا م ، و ح س ن ت ط ه ا ر ت ه ح ت ى ر ض ي ب ه ا أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م

 

 

4. (340) Передал нам Ахмад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передал Мухаммад ибн Хасан Саффар от Ибрахима ибн Хашима от Мухаммада ибн Хаммада от Хасана ибн Ибрахима от Йунуса ибн Абдуррахмана от Йунуса ибн Йакуба, что ему сказал Али ибн Мансур, что ему сказал Хишам ибн Хакам:

Одному безбожнику из Египта сообщили о знаниях Имама Садыка (А). И он отправился в Медину, чтобы поспорить с ним. Но не успел достигнуть Медины, как ему сказали: «Он в Мекке». Тот человек отправился в Мекку, и мы были вместе с Имамом (А), и он пришел к нам, когда мы делали таваф (обход вокруг Каабы), и было его имя Абд уль-Малик (раб Царя), а прозвище – Абу Абдиллях (отец раба Божьего). Во время тавафа он ударился своим плечом о плечо Имама Садыка (А). И спросил его Имам (А): «Как твое имя?» Сказал: «Абд уль-Малик (раб Царя)». Тот спросил: «Как твое прозвище?» Сказал: «Абу абдиЛлях (отец раба Божьего)».

И сказал ему Имам (А): «Кто тот Царь из царей земли или царей небес, у которого ты раб? И расскажи мне о своем сыне – рабе Бога небес или Бога земли. Какой ответ ни дашь, проиграешь».

Говорит Хишам ибн Хакам: «И я спросил у этого неверующего – “почему не отвечаешь? ”»

Он сказал: «Мне стали отвратительны мои слова».

Имам Садык (А) сказал: «Когда выйдем из тавафа, посети нас».

Безбожник пришел после того, как окончился таваф и сел рядом с Имамом, и мы тоже присутствовали рядом.

Сказал ему Имам (А): «Согласен ли ты, что земля имеет низ и верх?»

Ответил: «Да».

Сказал Имам (А): «И ты был внизу ее?»

Сказал: «Нет».

Сказал Имам (А): «Тогда кто рассказал тебе, что внизу ее?»

Ответил: «Не знаю, но думаю, что внизу ее нет ничего».

Сказал Имам (А): «Сомнение есть бессилие по отношению к тому, в чем не можешь быть уверен». И потом спросил: «Поднимался ли ты на небеса?»

Он ответил: «Нет».

Спросил Имам (А): «Знаешь ли ты, что там?»

Он ответил: «Нет».

Сказал Имам (А): «Удивляюсь тебе! Ты не достиг на Запада, ни Востока, и не был внизу земли, и не поднимался на небеса, и не знаешь, что под небесами, и при всем этом отрицаешь то, что там есть! Разве разумный отрицает то, чего он не знает?»

Сказал безбожник: «До сих пор никто не говорил со мной так, как ты!»

Сказал Имам (А): «И ты потому в сомнении, может быть, это есть, а может быть, этого нет».

Сказал безбожник: «Может быть, и есть».

Сказал ему Имам (А): «О, человек! Нет у того, кто не знает, оправдания и аргумента перед тем, кто знает, и нет оправдания у невежды. О, брат из Египта! Узнай от нас – мы не сомневаемся в Боге совершенно. Разве не видел ты солнце, и луну, и день, и ночь, как они сменяют друг друга, и нет в их движении путаницы, и возвращаются они по принуждению, и нет у них места, кроме своего места? И если бы была им свойственна сила движения, идущая от них самих, то почему они возвращаются? И если они не принуждены, то почему ночь не заменяет день, а день не заменяет ночь? О, брат из Египта! Клянусь Аллахом, они принуждены к возобновлению своего пути, и Тот, Кто принудил их, - сильнее их, и у Него больше власти и мудрости».

И сказал неверующий: «Ты говоришь правду».

И сказал Имам Садык (А): «О, брат из Египта! Если, как они говорят, управляет всем рок (дахр), и если рок уводит людей, то почему не возвращает их, а если возвращает, то почему не уводит? О, брат из Египта! Почему небеса вознесены, а земля распростерта? Почему небеса не падают на землю? Почему земля не поднимается выше небес и не сливается с небесами, а также те, кто на ней?»

И уверовал тот человек от слов Имама Садыка (А), и сказал: «Аллах, их Господь и Владыка, сделал это».

И сказал Имаму (А) Хамран, который был там: «Да буду я твой жертвой! Вот уверовал безбожник от твоих слов, как неверные становились верующими от слов твоего отца!»

И сказал тот, который стал верующим: «Возьми меня в свои ученики».

Имам Садык (А) сказал: «О, Хишам ибн Хакам! Возьми его к себе и обучи его».

И обучил его Хишам, который был учителем для выходцев из Сирии и Египта, пока тот не достиг чистого вероубеждения, которым был доволен Имам Садык (А).

 

 

5 - ح د ث ن ا أ ب ي و م ح م د ب ن ا ل ح س ن ب ن أ ح م د ب ن ا ل و ل ي د ر ح م ه م ا ا ل ل ه ، ق ا ل ا: ح د ث ن ا أ ح م د ب ن إ د ر ي س ، و م ح م د ب ن ي ح ي ى ا ل ع ط ا ر ، ع ن م ح م د ب ن أ ح م د ، ع ن س ه ل ب ن ز ي ا د ، ع ن م ح م د ب ن ا ل ح س ي ن ، ع ن ع ل ي ب ن ي ع ق و ب ا ل ه ا ش م ي ، ع ن م ر و ا ن ب ن م س ل م ، ق ا ل: د خ ل ا ب ن أ ب ي ا ل ع و ج ا ء ع ل ى أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ف ق ا ل: أ ل ي س ت ز ع م أ ن ا ل ل ه خ ا ل ق ك ل ش ئ ؟

ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ب ل ى ، ف ق ا ل: أ ن ا أ خ ل ق ، ف ق ا ل ع ل ي ه ا ل س ل ا م ل ه: ك ي ف ت خ ل ق ؟!

ف ق ا ل: أ ح د ث ف ي ا ل م و ض ع ث م أ ل ب ث ع ن ه ف ي ص ي ر د و ا ب ، ف أ ك و ن أ ن ا ا ل ذ ي خ ل ق ت ه ا ، ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: أ ل ي س خ ا ل ق ا ل ش ئ ي ع ر ف ك م خ ل ق ه ؟ ق ا ل: ب ل ى ، ق ا ل: ف ت ع ر ف ا ل ذ ك ر م ن ه ا م ن ا ل أ ن ث ى ، و ت ع ر ف ك م ع م ر ه ا ؟! ف س ك ت

 

5. (341) Передали нам наш отец и Мухаммад ибн Хасан ибн Ахмад ибн Валид, что передали Ахмад ибн Идрис и Мухаммад ибн Йахья Аттар от Мухаммада ибн Ахмада от Сахля ибн Зийада от Мухаммада ибн Хусейна от Али ибн йакуба Хашими от Марвана ибн Муслима, что он сказал:

 

Ибн Аби Ауджа[209] пришел к Имаму Садыку (А) и сказал: «Разве ты не думаешь, что Аллах – Творец всех вещей?»

Имам Садык (А) сказал: «Да».

Он сказал: «Я тоже творю».

Имам Садык (А) спросил: «Как ты творишь?»

Он сказал: «Испражняюсь в каком-то месте, а потом там рождаются насекомые. И я тогда получаюсь тем, кто сотворил их».

Имам Садык (А) сказал: «Разве творец вещей не знает, сколько их он сотворил?»

Он сказал: «Да».

Имам (А) сказал: «Значит, ты знаешь, кто из них женского, кто мужского пола, и знаешь, какого возраста каждый?»

И замолчал тот.

 

 

6 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع م ر ا ن ا ل د ق ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن ي ع ق و ب ا ل ك ل ي ن ي ب إ س ن ا د ه ر ف ع ا ل ح د ي ث أ ن ا ب ن أ ب ي ا ل ع و ج ا ء ح ي ن ك ل م ه أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ع ا د إ ل ي ه ف ي ا ل ي و م ا ل ث ا ن ي ف ج ل س و ه و س ا ك ت ل ا ي ن ط ق ، ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م:

ك أ ن ك ج ئ ت ت ع ي د ب ع ض م ا ك ن ا ف ي ه ، ف ق ا ل: أ ر د ت ذ ا ك ي ا ا ب ن ر س و ل ا ل ل ه ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: م ا أ ع ج ب ه ذ ا ، ت ن ك ر ا ل ل ه و ت ش ه د أ ن ي ا ب ن ر س و ل ا ل ل ه ، ف ق ا ل: ا ل ع ا د ة ت ح م ل ن ي ع ل ى ذ ل ك ، ف ق ا ل ل ه ا ل ع ا ل م ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ف م ا ي م ن ع ك م ن ا ل ك ل ا م ؟ ق ا ل: إ ج ل ا ل ا ل ك و م ه ا ب ة م ا ي ن ط ل ق ل س ا ن ي ب ي ن ي د ي ك ف إ ن ي ش ا ه د ت ا ل ع ل م ا ء و ن ا ظ ر ت ا ل م ت ك ل م ي ن ف م ا ت د ا خ ل ن ي ه ي ب ة ق ط م ث ل م ا ت د ا خ ل ن ي م ن ه ي ب ت ك ، ق ا ل: ي ك و ن ذ ل ك ، و ل ك ن أ ف ت ح ع ل ي ك ب س ؤ ا ل و أ ق ب ل ع ل ي ه ، ف ق ا ل ل ه: أ م ص ن و ع أ ن ت أ م غ ي ر م ص ن و ع ؟! ف ق ا ل ع ب د ا ل ك ر ي م ب ن أ ب ي ا ل ع و ج ا ء أ ن ا غ ي ر م ص ن و ع ، ف ق ا ل ل ه ا ل ع ا ل م ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ف ص ف ل ي ل و ك ن ت م ص ن و ع ا ك ي ف ك ن ت ت ك و ن ف ب ق ي ع ب د ا ل ك ر ي م م ل ي ا ل ا ي ح ي ر ج و ا ب ا ، و و ل ع ب خ ش ب ة ك ا ن ت ب ي ن ي د ي ه و ه و ي ق و ل:

ط و ي ل ع ر ي ض ع م ي ق ق ص ي ر م ت ح ر ك س ا ك ن ، ك ل ذ ل ك ص ف ة خ ل ق ه ف ق ا ل ل ه ا ل ع ا ل م ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ف إ ن ك ن ت ل م ت ع ل م ص ف ة ا ل ص ن ع ة غ ي ر ه ا ف ا ج ع ل ن ف س ك م ص ن و ع ا ل م ا ت ج د ف ي ن ف س ك

م م ا ي ح د ث م ن ه ذ ه ا ل أ م و ر ، ف ق ا ل ل ه ع ب د ا ل ك ر ي م: س أ ل ت ن ي ع ن م س أ ل ة ل م ي س أ ل ن ي أ ح د ع ن ه ا ق ب ل ك و ل ا ي س أ ل ن ي أ ح د ب ع د ك ع ن م ث ل ه ا ، ف ق ا ل ل ه أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ه ب ك ع ل م ت أ ن ك ل م ت س أ ل ف ي م ا م ض ى ف م ا ع ل م ك أ ن ك ل ا ت س أ ل ف ي م ا ب ع د ، ع ل ى أ ن ك ي ا ع ب د ا ل ك ر ي م ن ق ض ت ق و ل ك ل أ ن ك ت ز ع م أ ن ا ل أ ش ي ا ء م ن ا ل أ و ل س و ا ء ف ك ي ف ق د م ت و أ خ ر ت.

ث م ق ا ل: ي ا ع ب د ا ل ك ر ي م أ ز ي د ك و ض و ح ا أ ر أ ي ت ل و ك ا ن م ع ك ك ي س ف ي ه ج و ا ه ر ف ق ا ل ل ك ق ا ئ ل: ه ل ف ي ا ل ك ي س د ي ن ا ر ؟ ف ن ف ي ت ك و ن ا ل د ي ن ا ر ف ي ا ل ك ي س ، ف ق ا ل ل ك ق ا ئ ل: ص ف ل ي ا ل د ي ن ا ر و ك ن ت غ ي ر ع ا ل م ب ص ف ت ه ، ه ل ك ا ن ل ك أ ن ت ن ف ي ك و ن ا ل د ي ن ا ر ف ي ا ل ك ي س و أ ن ت ل ا ت ع ل م ؟ ق ا ل: ل ا ، ف ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ف ا ل ع ا ل م أ ك ب ر و أ ط و ل و أ ع ر ض م ن ا ل ك ي س ، ف ل ع ل ف ي ا ل ع ا ل م ص ن ع ة ل ا ت ع ل م ص ف ة ا ل ص ن ع ة م ن غ ي ر ا ل ص ن ع ة ف ا ن ق ط ع ع ب د ا ل ك ر ي م ، و أ ج ا ب إ ل ى ا ل إ س ل ا م ب ع ض أ ص ح ا ب ه ، و ب ق ي م ع ه ب ع ض.

ف ع ا د ف ي ا ل ي و م ا ل ث ا ل ث ف ق ا ل: أ ق ل ب ا ل س ؤ ا ل ؟ ف ق ا ل ل ه أ ب و ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م: س ل ع م ا ش ئ ت ، ف ق ا ل: م ا ا ل د ل ي ل ع ل ى ح د ث ا ل أ ج س ا م ؟ ف ق ا ل: إ ن ي م ا و ج د ت ش ي ئ ا ص غ ي ر ا و ل ا ك ب ي ر ا إ ل ا إ ذ ا ض م إ ل ي ه م ث ل ه ص ا ر أ ك ب ر ، و ف ي ذ ل ك ز و ا ل و ا ن ت ق ا ل ع ن ا ل ح ا ل ة ا ل أ و ل ى و ل و ك ا ن ق د ي م ا م ا ز ا ل و ل ا ح ا ل ل أ ن ا ل ذ ي ي ز و ل و ي ح و ل ي ج و ز أ ن ي و ج د و ي ب ط ل ، ف ي ك و ن ب و ج و د ه ب ع د ع د م ه د خ و ل ف ي ا ل ح د ث ، و ف ي ك و ن ه ف ي ا ل أ و ل ى د خ و ل ه ف ي ا ل ع د م ، و ل ن ي ج ت م ع ص ف ة ا ل أ ز ل و ا ل ع د م ف ي ش ئ و ا ح د ف ق ا ل ع ب د ا ل ك ر ي م: ه ب ك

ع ل م ت ف ي ج ر ي ا ل ح ا ل ت ي ن و ا ل ز م ا ن ي ن ع ل ى م ا ذ ك ر ت و ا س ت د ل ل ت ع ل ى ح د و ث ه ا ، ف ل و ب ق ي ت ا ل أ ش ي ا ء ع ل ى ص غ ر ه ا م ن أ ي ن ك ا ن ل ك أ ن ت س ت د ل ع ل ى ح د و ث ه ا ؟ ف ق ا ل ا ل ع ا ل م ع ل ي ه ا ل س ل ا م:

إ ن م ا ن ت ك ل م ع ل ى ه ذ ا ا ل ع ا ل م ا ل م و ض و ع ، ف ل و ر ف ع ن ا ه و و ض ع ن ا ع ا ل م ا أ خ ر ك ا ن ل ا ش ئ أ د ل ع ل ى ا ل ح د ث م ن ر ف ع ن ا إ ي ا ه و و ض ع ن ا غ ي ر ه و ل ك ن أ ج ي ب ك م ن ح ي ث ق د ر ت أ ن ك ت ل ز م ن ا ، و ن ق و ل: إ ن ا ل أ ش ي ا ء ل و د ا م ت ع ل ى ص غ ر ه ا ل ك ا ن ف ي ا ل و ه م أ ن ه م ت ى م ا ض م ش ئ م ن ه إ ل ى م ث ل ه ك ا ن أ ك ب ر ، و ف ي ج و ا ز ا ل ت غ ي ر ع ل ي ه خ ر و ج ه م ن ا ل ق د م ك م ا ب ا ن ف ي ت غ ي ر ه د خ و ل ه ف ي ا ل ح د ث ، ل ي س ل ك و ر ا ء ه ش ئ ي ا ع ب د ا ل ك ر ي م ، ف ا ن ق ط ع و خ ز ي.

ف ل م ا ك ا ن م ن ا ل ع ا م ا ل ق ا ب ل ا ل ت ق ى م ع ه ف ي ا ل ح ر م ، ف ق ا ل ل ه ب ع ض ش ي ع ت ه: إ ن ا ب ن أ ب ي ا ل ع و ج ا ء ق د أ س ل م ، ف ق ا ل ا ل ع ا ل م ع ل ي ه ا ل س ل ا م: ه و أ ع م ى م ن ذ ل ك ل ا ي س ل م ، ف ل م ا ب ص ر ب ا ل ع ا ل م ع ل ي ه ا ل س ل ا م ق ا ل: س ي د ي و م و ل ا ي ، ف ق ا ل ل ه ا ل ع ا ل م ع ل ي ه ا ل س ل ا م: م ا ج ا ء ب ك إ ل ى ه ذ ا ا ل م و ض ع ؟

ف ق ا ل: ع ا د ة ا ل ج س د و س ن ة ا ل ب ل د و ل ن ب ص ر م ا ا ل ن ا س ف ي ه م ن ا ل ج ن و ن و ا ل ح ل ق و ر م ي ا ل ح ج ا ر ة ، ف ق ا ل ا ل ع ا ل م ع ل ي ه ا ل س ل ا م: أ ن ت ب ع د ع ل ى ع ت و ك و ض ل ا ل ك ي ا ع ب د ا ل ك ر ي م ، ف ذ ه ب ي ت ك ل م ، ف ق ا ل ل ه: ل ا ج د ا ل ف ي ا ل ح ج و ن ف ض ر د ا ء ه م ن ي د ه ، و ق ا ل: إ ن ي ك ن ا ل أ م ر ك م ا ت ق و ل - و ل ي س ك م ا ت ق و ل - ن ج و ن ا و ن ج و ت ، و إ ن ي ك ن ا ل أ م ر ك م ا ن ق و ل - و ه و ك م ا ن ق و ل - ن ج و ن ا و ه ل ك ت ، ف أ ق ب ل ع ب د ا ل ك ر ي م ع ل ى م ن م ع ه ف ق ا ل: و ج د ت ف ي ق ل ب ي ح ز ا ز ة ف ر د و ن ي ، ف ر د و ه و م ا ت ل ا ر ح م ه ا ل ل ه.

 

6. (342) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Йакуб Кулайни по своему иснаду:

Имам Садык (А) имел диспут с безбожником Ибн Аби Ауджа. На следующий день тот вернулся, сел возле него и ничего не говорил. Имам Садык (А) сказал: «Кажется, ты пришел, чтобы продолжить вчерашний разговор». Тот сказал: «Да, я хотел этого, о сын Посланника Аллаха». Имам (А) сказал: «Как странно, ты отрицаешь Аллаха и в то же время говоришь мне: “сын Посланника Аллаха”». Тот ответил: «Делаю так по обычаю».

И сказал ему Имам Садык (А): «Что удержало тебя от речи?» Тот ответил: «Из-за твоего величия мой язык отказывается говорить в твоем присутствии. Я видел разных ученых и богословов и не испытывал в их присутствии никакого смятения и страха, подобных тем, которые охватывают меня, когда я вижу тебя».

Имам (А) сказал: «Так и есть, однако хочу задать тебе вопрос. Ты сотворен или не сотворен?»

Ибн Аби Ауджа сказал: «Я не сотворен».

Имам (А) сказал: «Опиши мне, если бы ты был сотворен, то каким бы ты был?»

Ибн Аби Ауджа был растерян и не смог найти ответ. Он принялся вертеть тростью, которая была у него с собой, говоря: «Был бы высоким, широким, глубоким, маленьким, двигающимся, недвигающимся... Все это свойства сотворенного, как эта трость».

Имам Садык (А) сказал ему: «Если ты не знаешь других качеств сотворенного, кроме этого, то лучше скажи, что ты сотворен, потому что ты находишь в себе самом похожее на это (то есть те же самые качества сотворенного)».

Тот сказал: «Ты задал мне такой вопрос, какой еще никто не задавал до тебя, и никто после тебя не спросит у меня подобного».

Имам (А) сказал: «Верно, что никто не спрашивал у тебя этого. Но откуда ты знаешь, что потом никто не спросит у тебя подобного? Тем самым ты отверг свои собственные слова, потому что ты утверждал, что все вещи с самого начала одинаковы. Так как же теперь ты приписал им предшествование и последование (во времени)?»

И сказал ему: «О, Ибн Аби Ауджа! Я объясню тебе большее. Вот у тебя есть сумка с чем-то ценным, и некто спрашивает у тебя: “В сумке у тебя динары? ”, но ты говоришь, что в сумке нет динаров. Тогда говорит тебе спрашивающий: “Опиши мне, каковы динары”, а ты не знаешь, каковы они. Можешь ли ты отрицать существование динаров в сумке, если не знаешь, каковы они?»

Тот ответил: «Нет».

«Но мир больше, выше и шире, чем сумка! Быть может, в нем есть такое сотворенное, что ты не отличишь качества сотворенного от несотворенного?»

Ибн Аби Ауджа замолчал, и некоторые из его спутников приняли Ислам, а некоторые остались с ним.

На третий день он снова вернулся и сказал: «Можно мне перевернуть вопрос?»

Имам Садык (А) сказал: «Спрашивай, о чем хочешь».

Тот сказал: «Каково доказательство сотворения тел?»

Имам (А) сказал: «Я не встречал ни больших, ни малых вещей, так чтобы к ним была бы прибавлена подобная им вещь, и при этом они не увеличились бы в размере. И действует в них исчезновение или переход из одного состояния в другое. Однако если бы они были вечными, то не исчезали бы и не переходили из состояния в состояние, ибо то, что исчезает или переходит в другое состояние, – для него возможно как бытие, так и небытие. И если оно переходит из небытия в бытие, то относительно него установлено сотворение, а в его бытии – вход в небытие, а качества вечного (бытия) и небытия не совмещаются в одной вещи».

Ибн Аби Ауджа сказал: «Я убедился в сотворении относительно времени и перехода из состояние в состояние от твоих слов. Но если вещи останутся такими же, какие они есть, как ты докажешь их сотворенность?»

Имам Садык (А) сказал: «Мы ведь говорим только о нашем мире. Но если даже мы уберем его и поставим на его место другой мир, то ничто не будет лучшим доказательством его сотворенности, как именно то, что мы убрали его и поставили на его место другой. Но мы сейчас ответим тебе так, как ты сам подразумевал. Мы говорим тебе: если вещи останутся такими же, как были, в их величине, то все же в нашем представлении мы понимаем, что если прибавить к ним что-то, то они станут больше. В дозволенности изменения и есть их выход за пределы вечности, то есть сотворенность. Больше тебе нечего сказать, о Ибн Аби Ауджа?»

Тот замолчал и вышел.

Передатчик сказал: год спустя я встретился с Имамом (А) во время хаджа. Некоторые его шииты говорили: «Ибн Аби Ауджа принял Ислам». Имам (А) сказал: «Он слеп для этого – он не примет Ислам». Когда они увидели Ибн Аби Ауджу снова, тот сказал: «О, мой господин и повелитель!» Имам Садык (А) спросил: «Что заставило тебя снова прийти (во время хаджа в Мекку)?» Тот ответил: «Привычка тела, традиция этой страны, а также желание посмотреть на сумасшедших, которые бреют головы и кидают камнями». Имам (А) сказал: «Ты до сих пор в гордыне и заблуждении, о Ибн Аби Ауджа!» Он хочел говорить, но Имам (А) остановил его: «Нет спора во время хаджа». И


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал