Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава хадиса Зиалиб 5 страница






م ن ز ع م أ ن ا ل ل ه م ن ش ئ ف ق د ج ع ل ه م ح د ث ا ، و م ن ز ع م أ ن ه ف ي ش ئ ف ق د ز ع م أ ن ه م ح ص و ر ، و م ن ز ع م أ ن ه ع ل ى ش ئ ف ق د ج ع ل ه م ح م و ل ا.

 

9. (363) Передал нам Мухаммад ибн Али Маджилавей от его дяди Мухаммада ибн Аби Касима от Ахмада ибн Аби Абдилляха от его отца от Мухаммада ибн Синана от Муфаззаля ибн Умара от Имама Садыка (А), что он сказал:

 

«Тот, кто думает, будто Аллах – велик Он и свят! - (происходит) от какой-то вещи, или (находится) в какой-то вещи, или (располагается) над какой-то вещью, - стал многобожником (мушрик)». А потом сказал: «Кто думает, будто Аллах (происходит) от чего-то, - сделал Его сотворенным; кто думает, будто Аллах (находится) в чем-то, - сделал Его ограниченым; кто думает, будто Аллах (располагается) над какой-то вещью, - сделал Его переносимым».

 

 

Комментарий составителя книги шейха Садука:

Уподобляющие (Аллаха творению) ухватились за этот аят: «Поистине, Господь ваш - Аллах, Который создал небеса и землю в шесть дней, а потом утвердился на Троне. Он закрывает ночью день, который непрестанно движется за нею» (7: 54). Однако в этом аяте нет довода для уподобления Аллаха творению, потому что Он – велик Он и свят! – словами «потом утвердился на Троне» имел в виду, что Он потом вознес Трон над небесами. Он господствует на Троном и является его Владыкой. И его слово «потом» использовано лишь для (обозначения) вознесения Трона на его местопребывание, на котором он суть. И нельзя говорить, будто Его слово «утвердился» имеет значение «овладел», ибо Он всегда был Владыкой всех вещей, владеющим всеми ими. И Он – велик Он и свят! – упомянул «утверждение» после слова «после», и этим самым подразумевал вознесение (Трона) в иносказательном смысле, и это - как слова Его, велик Он и свят: «Мы испытываем вас, чтобы узнать среди вас усердствующих и терпеливых» (47: 31). И Он сказал «узнать» после «чтобы», имея этим в виду: «чтобы усердствующие усердствовали, и Мы узнали это», ибо «чтобы» применяется лишь к совершающемуся действию. Однако же знание Аллаха – велик Он и свят! – по отношению к вещам не бывает совершающимся, (дабы Он узнавал что-то новое). И таково же Его слово «утвердился на Троне» после слова «потом». Этим Он имел в виду: «Потом вознес Трон для владения им», а не то, что Он воссел на нем и разместил на нем Свое тело, ибо у Аллаха нет тела или туловища: превыше Он этого великим вознесением! [221]

 

 

49. Глава о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «И Его Трон был на воде» (11: 7)

 

1 - ح د ث ن ا ع ل ي ب ن أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ع م ر ا ن ا ل د ق ا ق ر ح م ه ا ل ل ه ، ق ا ل: ح د ث ن ا م ح م د ب ن أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ا ل ك و ف ي ، ع ن م ح م د ب ن إ س م ا ع ي ل ا ل ب ر م ك ي ، ق ا ل: ح د ث ن ا ج ذ ع ا ن ب ن ن ص ر أ ب و ن ص ر ا ل ك ن د ي ، ق ا ل: ح د ث ن ي س ه ل ب ن ز ي ا د ا ل آ د م ي ، ع ن ا ل ح س ن ب ن م ح ب و ب ، ع ن ع ب د ا ل ر ح م ن ب ن ك ث ي ر ع ن د ا و د ا ل ر ق ي ، ق ا ل: س أ ل ت أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ع ل ي ه ا ل س ل ا م ع ن ق و ل ه ، ع ز و ج ل: (و ك ا ن ع ر ش ه ع ل ى ا ل م ا ء) ف ق ا ل ل ي: م ا ي ق و ل و ن ف ي ذ ل ك ؟ ق ل ت: ي ق و ل و ن إ ن ا ل ع ر ش ك ا ن ع ل ى ا ل م ا ء و ا ل ر ب ف و ق ه ، ف ق ا ل: ك ذ ب و ا ، م ن ز ع م ه ذ ا ف ق د ص ي ر ا ل ل ه م ح م و ل ا و و ص ف ه ب ص ف ة ا ل م خ ل و ق ي ن و ل ز م ه أ ن ا ل ش ئ ا ل ذ ي ي ح م ل ه أ ق و ى م ن ه ، ق ل ت: ب ي ن ل ي ج ع ل ت ف د ا ك ، ف ق ا ل: إ ن ا ل ل ه ع ز و ج ل ح م ل ع ل م ه و د ي ن ه ا ل م ا ء ق ب ل أ ن ت ك و ن أ ر ض أ و س م ا ء أ و ج ن أ و إ ن س أ و ش م س أ و ق م ر ، ف ل م ا أ ر ا د أ ن ي خ ل ق ا ل خ ل ق ن ث ر ه م ب ي ن ي د ي ه ف ق ا ل ل ه م: م ن ر ب ك م ؟! ف ك ا ن أ و م ن ن ط ق ر س و ل ا ل ل ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و آ ل ه و أ م ي ر ا ل م ؤ م ن ي ن ع ل ي ه ا ل س ل ا م و ا ل أ ئ م ة ص ل و ا ت ا ل ل ه ع ل ي ه م ، ف ق ا ل و ا: أ ن ت ر ب ن ا ، ف ح م ل ه م ا ل ع ل م و ا ل د ي ن ، ث م ق ا ل ل ل م ل ا ئ ك ة: ه ؤ ل ا ء ح م ل ة ع ل م ي و د ي ن ي و أ م ن ا ئ ي ف ي خ ل ق ي و ه م ا ل م س ؤ و ل و ن ث م ق ي ل ل ب ن ي آ د م: أ ق ر و ا ل ل ه ب ا ل ر ب و ب ي ة و ل ه ؤ ل ا ء ا ل ن ف ر ب ا ل ط ا ع ة ، ف ق ا ل و ا: ن ع م ر ب ن ا أ ق ر ر ن ا ، ف ق ا ل ل ل م ل ا ئ ك ة: ا ش ه د و ا ، ف ق ا ل ت ا ل م ل ا ئ ك ة ش ه د ن ا ع ل ى أ ن ل ا ي ق و ل و ا إ ن ا ك ن ا ع ن ه ذ ا غ ا ف ل ي ن أ و ي ق و ل و ا إ ن م ا أ ش ر ك آ ب ا ؤ ن ا م ن ق ب ل و ك ن ا ذ ر ي ة م ن ب ع د ه م أ ف ت ه ل ك ن ا ب م ا ف ع ل ا ل م ب ط ل و ن ي ا د ا و د و ل ا ي ت ن ا م ؤ ك د ة ع ل ي ه م ف ي ا ل م ي ث ا ق

 

1. (364) Передал нам Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран Даккак, что передал Мухаммад ибн Аби Абдиллях Куфи от Мухаммада ибн Исмаила Бармаки, что передал Джазан ибн Наср Абу Наср Кинди, что передал Сахль ибн Зийад Адами от Хасана ибн Махбуба от Абдуррахмана ибн Касира от Давуда Рикки, что он сказал:

Я спросил Имама Садыка (А) о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «И Его Трон был на воде» (11: 7). Он спросил меня: «Что говорят об этом?» Я сказал: «Говорят, что Трон был на воде, а Господь – на нем». Он сказал: «Лгут! Тот, кто предположил такое, превратил Аллаха в переносимого (чем-то кроме Него), описал Его качествами сотворенного и сделал вещь, которая Его переносит, сильнее Его».

Я сказал: «Объясни же мне значение этого, да буду я твоей жертвой!»

Он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – возложил Свое знание и Свою религию на воду[222], прежде чем были земля, небо, джинны, люди, солнце и месяц. Когда же Он пожелал сотворить творения, рассеял[223] их перед Собой[224] и спросил у них: “Кто ваш Господь? ” [225]. И первыми, кто заговорили, были Посланник Аллаха, повелитель верующих (Али) и Имамы, благословение Аллаха над ними. Они сказали: “Ты наш Господь”. И Он возложил на них знание и религию, а потом сказал ангелам: “Они – носители Моего знания и Моей религии, и Мои доверенные среди Моего творения, и они - спрашиваемые[226]”. И было сказано потомкам Адама: “Признайте перед Аллахом Его господство (рубубийа), а перед ними – подчинение им”. И они сказали: “Да, Господь наш, мы признали”. И Он сказал ангелам: “Свидетельствуйте”. Они сказали: “Мы свидетельствуем”, дабы они не говорили потом: “ Мы были небрежны к этому ” (7: 172), и не говорили они: “ Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершали приверженцы лжи? ” (7: 173). О Давуд! Наш Вилаят (руководство) был утвержден над ними при (той) клятве[227]».

 

 

2 - ح د ث ن ا ت م ي م ب ن ع ب د ا ل ل ه ب ن ت م ي م ا ل ق ر ش ي ق ا ل: ح د ث ن ا أ ب ي ، ع ن أ ح م د ب ن ع ل ي ا ل أ ن ص ا ر ي ، ع ن أ ب ي ا ل ص ل ت ع ب د ا ل س ل ا م ب ن ص ا ل ح ا ل ه ر و ي ق ا ل: س أ ل ا ل م أ م و ن أ ب ا ا ل ح س ن ع ل ي ب ن م و س ى ا ل ر ض ا ع ل ي ه م ا ا ل س ل ا م ، ع ن ق و ل ا ل ل ه ع ز و ج ل: (و ه و ا ل ذ ي خ ل ق ا ل س م ا و ا ت و ا ل أ ر ض ف ي س ت ة أ ي ا م و ك ا ن ع ر ش ه ع ل ى ا ل م ا ء ل ي ب ل و ك م أ ي ك م أ ح س ن ع م ل ا) ف ق ا ل: إ ن ا ل ل ه ت ب ا ر ك و ت ع ا ل ى خ ل ق ا ل ع ر ش و ا ل م ا ء و ا ل م ل ا ئ ك ة ق ب ل خ ل ق ا ل س م ا و ا ت و ا ل أ ر ض ، و ك ا ن ت ا ل م ل ا ئ ك ة ت س ت د ل ب أ ن ف س ه ا و ب ا ل ع ر ش و ا ل م ا ء ع ل ى ا ل ل ه ع ز و ج ل ، ث م ج ع ل ع ر ش ه ع ل ى ا ل م ا ء ل ي ظ ه ر ب ذ ل ك ق د ر ت ه ل ل م ل ا ئ ك ة ف ي ع ل م و ا أ ن ه ع ل ى ك ل ش ئ ق د ي ر ، ث م ر ف ع ا ل ع ر ش ب ق د ر ت ه و ن ق ل ه ف ج ع ل ه ف و ق ا ل س م ا و ا ت ا ل س ب ع و خ ل ق ا ل س م ا و ا ت و ا ل أ ر ض ف ي س ت ة أ ي ا م ، و ه و م س ت و ل ع ل ى ع ر ش ه ، و ك ا ن ق ا د ر ا ع ل ى أ ن ي خ ل ق ه ا ف ي ط ر ف ة ع ي ن ، و ل ك ن ه ع ز و ج ل خ ل ق ه ا ف ي س ت ة إ ي ا م ل ي ظ ه ر ل ل م ل ا ئ ك ة م ا ي خ ل ق ه م ن ه ا ش ي ئ ا ب ع د ش ئ و ت س ت د ل ب ح د و ث م ا ي ح د ث ع ل ى ا ل ل ه ت ع ا ل ى ذ ك ر ه م ر ة ب ع د م ر ة ، و ل م ي خ ل ق ا ل ل ه ا ل ع ر ش ل ح ا ج ة ب ه إ ل ي ه ل أ ن ه غ ن ي ع ن ا ل ع ر ش و ع ن ج م ي ع م ا خ ل ق ، ل ا ي و ص ف ب ا ل ك و ن ع ل ى ا ل ع ر ش ل أ ن ه ل ي س ب ج س م ، ت ع ا ل ى ا ل ل ه ع ن ص ف ة خ ل ق ه ع ل و ا ك ب ي ر ا. و أ م ا ق و ل ه ع ز و ج ل: (ل ي ب ل و ك م

أ ي ك م أ ح س ن ع م ل ا) ف إ ن ه ع ز و ج ل خ ل ق خ ل ق ه ل ي ب ل و ه م ب ت ك ل ي ف ط ا ع ت ه و ع ب ا د ت ه ل ا ع ل ى س ب ي ل ا ل ا م ت ح ا ن و ا ل ت ج ر ب ة ل أ ن ه ل م ي ز ل ع ل ي م ا ب ك ل ش ئ ، ف ق ا ل ا ل م أ م و ن: ف ر ج ت ع ن ي ي ا أ ب ا ا ل ح س ن ف ر ج ا ل ل ه ع ن ك

 

2. (365) Передал нам Тамим ибн Абдиллях ибн Тамим Кураши, что передал его отец от Ахмада ибн Али Ансари от Абу Сальта Абдиссаляма ибн Салиха Харави, что он сказал:

Мамун спросил Али ибн Мусу Резу (А) о значении слов Аллаха, велик Он и свят: «Он - Тот, Кто создал небеса и землю в шесть дней, и Трон Его был на воде, чтобы испытать вас, кто из вас лучше в деяниях» (11: 7).

Он сказал: «Поистине, Аллах – велик Он и свят! – сотворил Трон, воду и ангелов прежде сотворения небес и земли, и ангелы узнавали Аллаха через самих себя, Трон и воду. Потом Он установил Свой Трон над водой, чтобы этим проявить Свою силу для ангелов, дабы узнали они, что Он над всякой вещью властен. И потом Он вознес Трон Своею силою, и перенес его, и установил его выше семи небес, и сотворил небеса и землю в шесть дней. И Он – Владеющий Троном и Могучий для того, чтобы сотворить небеса и землю в мановение ока. Однако же Он – велик Он и свят! – сотворил их в шесть дней, дабы проявить для ангелов то, что Он сотворил из них (небес и земли), одно за другим, чтобы они постепенно узнавали Аллаха – да вознесется Его поминание! – по совершению совершенного Им. И Аллах не сотворил Трон из-за нужды в нем, ибо Он богаче Трона и всего того, что сотворил. Он не описывается через нахождение на Троне, ибо Он не есть тело: Аллах превыше качеств сотворенного великим превознесением! Но слово Его, велик Он и свят: “ чтобы испытать вас, кто из вас лучше в деяниях ” – оно означает, что Он – велик Он и свят! – создал творения, дабы испытать их в выполнении подчинения Ему и поклонения Ему, однако не в виде проверки или опыта, ибо Он всегда был Знающим обо всякой вещи».

И Мамун сказал: «Ты разрешил мои трудности, о Абу Хасан, да разрешит Аллах твои трудности!»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал