Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пунктуационный разбор
Образец: Говорили, (1) например, (2) о том, (3) что жена старосты, (4) Мавра, (5) женщина здо- ровая и неглупая, (6) во всю свою жизнь не видела ни города, (7) ни железной дороги, (8), а в последние десять лет сидела дома, (9) за печью, (10) выходя на улицу по ночам. (Ч.) 1—2 — выделено вводное слово, указывающее на от- ношения между мыслями; 3 — отделена главная часть от придаточной; 4—5 — выделено одиночное приложение; 5—6 — выделено распространенное приложение; 7, 8 — отделены однородные члены предложения (однородные дополнения и сказуемые); 9—10 — обособлено уточняющее обстоятельство места; 10— обособлено обстоятельство— деепричастный оборот.
377. Перепишите, расставляя знаки препинания. Около каждого знака поставьте его порядковый номер и письменно кратко объясните, почему поставили тот или другой знак. Изо дня в день в мучной пыли в грязи натасканной на- шими ногами со двора в густой пахучей духоте мы рассу- чивали тесто и делали крендели смачивая их нашим по- том и мы ненавидели нашу работу острой ненавистью мы никогда не ели того что выходило из-под наших рук предпочитая кренделям чёрный хлеб. Сидя за длинным столом друг против друга девять против девяти мы в продолжение длинных часов меха- нически двигали руками и пальцами и так привыкли к своей работе что иногда уже не следили за движения- ми своими. И мы до того присмотрелись друг к другу что каждый из нас знал все морщины на лицах товари- щей. Нам не о чем было говорить мы к этому привыкли и всё время молчали если не ругались ибо всегда есть за что отругать человека а особенно товарища. Но и ругались мы редко в чём может быть виновен человек если он полумёртв если он как истукан если все чувст- ва его подавлены тяжестью труда? Но молчание страш- но и мучительно лишь для тех которые всё уже сказали и нечего им больше говорить для людей же которые не начинали своих речей для них молчание просто и легко... Иногда мы пели и песня наша начиналась так среди работы вдруг кто-нибудь вздыхал тяжёлым вздохом ус- талой лошади и запевал тихонько одну из тех протяж- ных песен жалобно-ласковый мотив которых всегда об^ легчает тяжесть на душе поющего. Поёт один из нас и мы сначала молча слушаем его одинокую песню и она гаснет и глохнет под тяжёлым потолком подвала как малень- кий огонь костра в степи сырой осенней ночью когда се- рое небо висит над землёй как свинцовая крыша. Потом к певцу пристаёт другой и вот уже два голоса тихо и тоскливо плавают в духоте нашей тесной ямы. И вдруг сразу несколько голосов подхватят песню она вскипает как волна становится сильнее громче и точно раздвигает сырые тяжёлые стены нашей каменной тюрьмы... (По М. Горькому.)
|