Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура и язык 2 страница
Исходя из отмеченных признаков, форм и стилей, общение — это процесс взаимодействия между партнерами, в ходе которого формируются и развиваются различные виды отношений между ними, каждого партнера к самому себе и к совместной деятельности. Наряду с понятием «общение» в последние несколько лет в отечественной науке появился и получил широкое распространение термин «коммуникация», который прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания. Появление нового термина закономерно привело к возникновению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение», привлекло внимание специалистов из различных областей науки. В результате продолжительных споров, дискуссий и обсуждений различных точек зрения сложились следующие подходы к ее разрешению. Сущность первого подхода состоит в отождествлении обоих понятий[74]. В качестве основного аргумента этой точки зрения выдвигается этимологическая и семантическая тождественность понятий «коммуникация» и «общение». Этимологически термин «коммуникация» образован от латинского слова «communicatio», имеющего значение «делать общим, связывать, общаться». В других языках содержание понятия «коммуникация» остается приблизительно таким же. Так, в английском языке коммуникация означает сообщение, связь, средство общения, общение. Во французском языке этот термин понимается как связь, сообщение, соединение. В немецком языке — как связь, сообщение. Поэтому, исходя из первоначального значения латинского термина «communicatio», сторонники этой точки зрения понимают его как обмен мыслями и информацией с помощью различных сигналов. В свою очередь русское слово «общение» также обозначает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональными переживаниями между людьми. В обоих случаях сторонники данного подхода не видят принципиальной разницы в содержании понятий «общение» и «коммуникация», поэтому они равноправны. Второй подход основывается на разделении понятий «коммуникация» и «общение». Согласно этой точке зрения, «общение» и «коммуникация» — пересекающиеся, но несинонимичные понятия. Различие между коммуникацией и общением заключается по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, т.е. практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом — передачей тех или иных сообщений. Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъ- ектно-объектная связь, где субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения и т.д.), а объект выступает в качестве пассивного получателя информации, который должен ее принять, понять, усвоить и в соответствии с этим поступать. Таким образом, коммуникация является однонаправленным процессом: информация передается только в одну сторону. Общение, напротив, представляет собой субъект-субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседники, соучастники общего дела»[75]. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку они равно активны, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение — диалогично. Близкую позицию данному подходу занимает известный социальный психолог Г.М. Андреева. По ее мнению, «общение» — категория более широкая, чем «коммуникация». Она предлагает выделять в структуре общения три взаимосвязанных стороны: • коммуникативную, т.е. собственно коммуникацию, которая заключается в обмене информацией между общающимися индивидами; • интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, основывающимися на учете личностных характеристик партнеров; • перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и достижения на этой основе взаимопонимания и сближения представителей различных культур[76]. В рамках второго подхода особую точку зрения сформулировал А.В. Соколов[77]. Его позиция заключается в том, что общение — это одна из форм коммуникационной деятельности. Основу выделения этих форм составляют целевые установки партнеров по коммуникации, в соответствии с которыми возникают три варианта отношений участников коммуникации: • субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть собственно общение; • субъектно-объектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия, как средство достижения своих целей; • объект-субъектное отношение, свойственное коммуникативной деятельности в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний может даже не осознавать своего участия в коммуникационном акте. Типичным способом реализации коммуникативного общения является диалог двух собеседников, а способами управления и подражания — монолог в устном, письменном и поведенческом виде. Вполне очевидно, что в данном случае коммуникация рассматривается как понятие, более широкое, чем общение. Наконец, третий подход к проблеме соотношения общения и коммуникации основан на понятии «информационный обмен». Этой точки зрения придерживаются те ученые, которые считают, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Данные процессы охватывают весь общественный организм, пронизывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом фрагменте общественной жизни. Причем вербальные (словесные) средства обмена составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, а большая часть обмена информацией осуществляется в невербальных формах — с помощью невербальных сигналов, вещей, предметов и материальных носителей культуры. Последние позволяют передавать информацию и в пространстве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфическую человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми. Таким образом, понятие «коммуникация» является более общим по отношению к понятию «общение». Чтобы понять соотношение и взаимосвязь этих понятий, следует установить специфические особенности каждого из них. Понятие «коммуникация» в наши дни рассматривается в самых разных аспектах. В предельно широком смысле коммуникация понимается как средство связи любых объектов материального мира, т.е. как производство сообщений и обмен ими[78]. Знакомство с различными энциклопедическими изданиями показывает многообразие значений понятия «коммуникация». В них коммуникация понимается как отношения между людьми, как взаимопонимание, системный процесс обмена информацией и др.[79] Однако контекст всех значений термина «коммуникация», по существу, остается один: коммуникация — это различные виды связей между людьми. Среди всего множества интерпретаций данного термина существует его понимание как процесса направленной связи между людьми. Благодаря этой связи происходит целенаправленный обмен мнениями, действиями, предметами, участие в тех или иных формах коллективной деятельности, совместное времяпрепровождение, нравственные, религиозные и другие отношения, являющиеся необходимой предпосылкой человеческой жизни. В общей совокупности указанных взаимосвязей и взаимодействий человек выступает одновременно как в роли субъекта, так и в роли объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет свое отношение к нему, воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной проблемы. При этом он одновременно остается объектом познания со стороны своего партнера. Партнер адресует к нему свои чувства, намерения и старается на него повлиять и достигнуть каких-то результатов, а он принимает послания избирательно, в соответствии с определенными правилами и нормами. Наличие такого встречного взаимопонимания и взаимовлияния партнеров друг на друга и отличает коммуникацию от простого общения. Коммуникация имеет место в общении, поскольку обязательно включает в себя передачу различного рода сообщений и информации и обмен ими, но она не сводится только к такому ее пониманию. Понимание коммуникации только как процесса обмена информацией не объясняет специфики феномена коммуникативной деятельности в области человеческих отношений. В этом случае в коммуникации теряется элемент взаимопонимания, которое является основной ее особенностью. Как справедливо отмечает немецкий социолог X. Райманн: «... под коммуникацией следует понимать не само сообщение или передачу сообщения, а в первую очередь взаимное понимание»[80]. Безрезультатная передача какого-либо смысла представляет собой только попытку коммуникации, примитивную форму общения, но не саму коммуникацию. Поэтому вслед за Райманном мы будем интерпретировать коммуникацию прежде всего как «взаимопонимание». Процесс, во время которого реализуется стремление к взаимопониманию, мы будем называть «коммуникативным процессом». В этом контексте «коммуницировать» соответственно будет означать «делать понятным для партнера по общению то, что ты хочешь передать», понимать друг друга, а не просто сообщать или состоять во взаимосвязи. В понятии «коммуникация» раскрывается та сторона общения, которая фиксирует не только обмен информацией, но взаимопонимание партнеров и организацию ими совместных действий, позволяющую им реализовать общую для них деятельность или цель. Такой подход исключает отождествление общения и коммуникации. Коммуникация реализуется в процессе совместной деятельности людей, в ходе которой вырабатываются совместные формы и нормы культуры. Исходя из представленных подходов и точек зрения, коммуникация — это социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой целенаправленно при помощи различных средств и имеющей своей целью достижение взаимопонимания между партнерами и осуществляемый в соответствии с определенными правилами и нормами. Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» — частично совпадающие, но не тождественные понятия, имеющие как общие, так и отличительные признаки. Общими для них являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки выражаются в различных объемах и содержании этих понятий (узком и широком). Общение — это наиболее широкая категория для обозначения всех видов коммуникативных контактов людей, включая и простые формы взаимодействия. Мы будем исходить из понимания коммуникации как процесса обмена мыслями, идеями, представлениями, эмоциональными переживаниями и информацией, направленный на достижение взаимопонимания и воздействия друг на друга партнеров по коммуникации. В то время как общение — это процесс обмена познавательной и оценочной информацией, имеющий своей целью удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми. 3.2. Основные формы коммуникации Общение людей в жизни также безгранично и разнообразно, как само человеческое общество. Это разнообразие находит свое отражение в различных формах, типах и видах коммуникации. В современной коммуникативистике выделяются следующие формы коммуникации: межличностная, внутригрупповая, массовая и межкультурная. Межличностная коммуникация означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Определяющим фактором межличностной коммуникации являются межличностные отношения, которые складываются в результате самых разных контактов людей с окружающим миром и способности людей эмоционально воспринимать друг друга. Данная форма коммуникации играет главную роль в социализации человека. Межличностный характер коммуникации предполагает, что здесь имеет место непосредственное общение небольшого числа людей, находящихся в пространственной близости и имеющих возможность осуществлять обратную связь. Она всегда личност- но ориентирована, поскольку основывается на том, что каждый участник признает уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, личностные характеристики и в свою очередь рассчитывает на встречное внимание. Как и все другие формы коммуникации, межличностная коммуникация может быть эффективной или неэффективной. Многие исследователи отмечают, что степень эффективности меняется в зависимости от ситуации общения. Так, например, можно быть успешным коммуникатором в общении со сверстниками или коллегами и потерпеть неудачу в общении с людьми другой возрастной группы или иного социального положения. Можно достичь успеха в общении с представителем своего пола и потерпеть неудачу во взаимодействии с человеком противоположного пола. Специальные исследования вопроса эффективности коммуникации позволили сделать вывод, что эффективная межличностная коммуникация представляет собой систему конкретных действий, умений и навыков, которые не являются врожденными, им следует учиться. Искусство межличностной коммуникации определяется тем, насколько человек оказывается способным заметить, воспринять и развить эти действия. Общий уровень необходимых для эффективной коммуникации умений и навыков выражается в понятии «коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетентность складывается из следующих психологических качеств: • способности человека прогнозировать коммуникативную ситуацию, в которой предстоит общение, ориентироваться в ситуации, в которой он оказался; • коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную тактику и реализовать коммуникативный замысел; • способности разбираться в самом себе, собственном психологическом потенциале и потенциале партнера; • владения навыками самонастройки, саморегуляции в процессе общения, включая умения преодолевать психологические барьеры, эмоционально настраиваться на ситуацию, распределять свои силы в общении. Внутригрупповая форма коммуникации представляет собой совокупность различных видов общения, происходящих в малых группах. Численность малых групп составляет от 2—3 до 20—30 человек. Оптимальный объем малой группы обычно составляет 10—15 человек. К числу таких групп относят семью, профессиональный коллектив, компанию друзей и т.п. Практически жизнь каждого человека с самого начала протекает в малых группах. Поэтому он постоянно испытывает на себе их влияние, через них в значительной степени получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако ей свойственны также специфические особенности, к которым относятся совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации; групповое влияние и степень идентификации человека с группой; механизм принятия групповых решений и т.д. Данная форма коммуникации выступает как побудительная сила, организующая совместные действия группы, в которых каждый член группы выполняет свою часть деятельности и тем самым становится членом коллективных действий. При этом результат совместных действий становится совокупным результатом усилий каждой конкретной личности. Групповая коммуникация должна основываться на единых знаниях, сходных волевых усилиях, мобильности стремлений, социальной ценности результатов коммуникации. Ее значение заключается в том, что она формирует внутригруппо- вое согласие, обеспечивает согласованность действий, формирует особую культуру группы. В малых группах коммуникация осуществляется одновременно сверху вниз, снизу вверх, а также горизонтально. Коммуникации между руководителями и подчиненными преимущественно происходят сверху вниз. Информационное воздействие, которое преобладает в таких коммуникациях, строится как по общим, так и по специфическим принципам и правилам, предполагающим их знание, умение ими пользоваться и наличие соответствующего опыта коммуникации. Массовая коммуникация представляет собой взаимодействие различных социальных субъектов, осуществляемое посредством обмена массовой информацией с помощью специальных технических средств, в результате чего в процессе коммуникации участвуют одновременно большие группы людей. Ее отличительными чертами являются наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражирование информации; большая социальная значимость информации, способствующей формированию мотивированности участников коммуникации; массовость, анонимность и рас- средоточенность субъектов коммуникации; многоканальность и вариативность средств коммуникации. Появление массовой коммуникации было вызвано созданием таких технических средств, как радио, телевидение, телефон, телекс, кабельные и компьютерные сети. Это обстоятельство обусловило специфические особенности этой формы коммуникации, которые выражаются в опосредованности общения техническими средствами; возможности одновременного общения больших социальных групп; социальной ориентированности общения; отсутствии непосредственной связи между партнерами по коммуникации, однонаправленности информации и фиксировании коммуникативных ролей; массовости, стихийности, анонимности объектов коммуникации; массовости, публичности и социальной актуальности тем коммуникации. В силу своих специфических особенностей и назначения массовая коммуникация выполняет три функции: информационную, регулирующую и культурологическую. Информационная заключается в предоставлении многочисленным объектам коммуникации актуальной информации о самых разных сферах жизни общества. Получая большой объем информации, участники массовой коммуникации не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Владение информацией создает возможность для гармонизации отношений индивида и общества, а также позволяет каждому человеку прогнозировать свои действия. Регулирующая функция выражается во влиянии на формирование общественного сознания, общественного мнения, социальных норм и стереотипов. Данная функция позволяет также осуществлять функцию социального контроля. Это свойство массовой коммуникации возникает в результате того, что люди принимают социальные нормы поведения, этнические требования, эстетические принципы, предлагаемые средствами массовой коммуникации, как положительные стереотипы образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.д. и руководствуются ими в своей повседневной жизни. Культурологическая функция включает в себя создание и ретрансляцию культурных ценностей, ознакомление с достижениями культуры и искусства других народов, сохранение и преемственность культуры и традиций собственного народа. В результате действия этой функции формируется соответствующий тип личности и оказывается влияние на развитие художественной культуры. С помощью массовой коммуникации люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур, развивают свои эстетические вкусы, достигают взаимопонимания в различных сторонах жизни и полнее интегрируются в общество. Межкультурная коммуникация представляет собой особую форму коммуникации двух или более представителей различных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур. Процесс межкультурной коммуникации есть специфическая форма деятельности, которая не ограничивается только знаниями иностранных языков, а требует также знания материальной и духовной культуры другого народа, религии, ценностей, нравственных установок, мировоззренческих представлений и т.д., в совокупности определяющих модель поведения партнеров по коммуникации. Изучение иностранных языков и их использование как средства международного общения сегодня невозможно без глубокого и разностороннего знания культуры носителей этих языков, их менталитета, национального характера, образа жизни, видения мира, обычаев, традиций и т.д. Только сочетание этих двух видов знания — языка и культуры — обеспечивает эффективное и плодотворное общение. Межкультурная коммуникация может осуществляться либо на •групповом уровне, либо на индивидуальном. Но на обоих.уровнях основным субъектом межкультурной коммуникации выступает человек. Именно люди вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом. При этом поведение каждого человека определяется ценностями и нормами той культуры, в которую он включен. В связи с этим каждый участник межкультурной коммуникации располагает своей собственной системой правил, обусловленных его социокультурной принадлежностью. Поэтому при непосредственном общении представители разных культур стоят перед необходимостью преодоления не только языковых различий, но и различий социокультурного и этнического характера. На межличностном уровне межкультурной коммуникации успех или неудача коммуникации во многом зависит от того, вызывают или нет доверие друг у друга партнеры по коммуникации. Это доверие определяется преимущественно двумя факторами: личными качествами человека и его компетенцией. Но значение этих факторов в различных культурах различно. В восточных и азиатских культурах доверие к личности человека важнее доверия к его компетенции, а в западных — наоборот. Кроме того, на процесс коммуникации при межличностном общении помимо культурных различий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта. Коммуникация в малых группах, состоящих из представителей разных культур, с необходимостью требует от ее участников адаптироваться в своих действиях к конкретным условиям данной группы. Члены монокультурных групп обычно придерживаются общих групповых норм, тогда как члены межкультурных групп действуют как представители своих культур и руководствуются при этом специфическими ценностями этих культур. В процессе коммуникации в малой группе каждый участник вынужден адаптироваться к культурным ценностям и верованиям ино- культурных участников группы. При этом очень часто коммуниканты руководствуются стереотипами собственной культуры, а на их поведение воздействует множество культурных факторов. Поэтому в ситуациях межкультурного общения важно, чтобы партнеры осознавали, что их поведение культурно обусловлено, а не является результатом злого умысла. Межкультурная коммуникация в группах может осуществляться также на этническом уровне. На практике это выражается во взаимодействии между локальными этническими группами, этноязыковыми, этноконфессиональными и другими общностями. Во взаимодействии культур на данном уровне отчетливо наблюдаются две тенденции. С одной стороны, происходит взаимное усвоение достижений другой культуры, развиваются интеграционные процессы, имеет место взаимный обмен и обогащение культур. С другой стороны, межкультурная коммуникация на этом уровне сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к сохранению и защите этнических особенностей народа. Сама по себе межкультурная коммуникация на этническом уровне выражается в усилении контактов, двуязычии, увеличении численности смешанных браков и т.д., но не ведет к установлению культурной общности. Здесь коммуникация заканчивается взаимным или односторонним проникновением каких-либо элементов культуры без утраты идентичности. В то же время благодаря культурным контактам формируются элементы межэтнической х культуры, на основе которых происходит дальнейшее общение различных этнических групп. Таким образом, межкультурная коммуникация широко охватывает все формы общения между людьми из различных социокультурных групп, так же как и между различными группами. Она включает в себя коммуникацию между культурами, между расами, этническими группами, между религиями и между субкультурами внутри больших культур. 3.3. Теории межкультурной коммуникации Современное коммуникативное пространство представляет собой довольно сложную систему, в которой одно из основных мест принадлежит различным видам коммуникации. Это обусловлено тем, что в различных ситуациях и обстоятельствах человек ведет себя по-разному и тем самым в каждом отдельном случае взаимодействует с другими людьми особым образом. Кроме того, характер и особенности коммуникации определяются также средствами и способами передачи информации, субъектами коммуникации, ее целями и многими другими причинами. Все это позволяет выделить различные виды коммуникации. В современной коммуникативисти- ке выделение тех или иных видов коммуникации осуществляется по нескольким основаниям, поэтому количество видов коммуникации в различных источниках весьма существенно различается[81]. При этом каждый вид коммуникации имеет свое теоретическое обоснование и выражение. В то же время функциональный подход к этому вопросу позволяет выделить следующие виды коммуникации: межэтническая, деловая, социальная, международная, межличностная, массовая, межкультурная и др. Из всех отмеченных видов коммуникации для нас представляет интерес прежде всего межкультурная коммуникация. Объективным основанием для межкультурной коммуникации являются различия между культурами, складывающиеся в процессе формирования каждой этнической культуры. Как было отмечено выше, жизнедеятельность и отношения людей определяются существующими в той или иной культуре нормами, которые регулируют практически все области человеческого мышления и поведения и оказывают влияние на характер восприятия, оценки и межличностные отношения. Образование, воспитание, историческая память, традиции, обычаи и язык вырабатывают систему ориентаций, помогающую людям успешно справляться с житейскими ситуациями и различными проблемами. Каждый человек реагирует на внешний мир в соответствии с этими особенностями своей культуры. Эти культурные нормы зачастую не осознаются индивидом, поскольку составляют часть его личности. Осознание особенностей собственной культуры происходит при контакте с людьми, которые в своем поведении руководствуются другими культурными нормами. При этом тако Поведение людей, принадлежащих другим культурам, не является чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнозированию, но обусловливает потребность в специальных образовательных программах, направленных на формирование знаний и навыков межкультурной коммуникации. Стремление понять чужие культуры и поведение их представителей, разобраться в причинах культурных различий и совпадений существует столько же времени, сколько существует культурное и этническое разнообразие человечества. Столь же древним, как и желание постичь другие культуры, является стремление не принимать во внимание другие культуры или рассматривать их как недостойные, оценивая носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, у которых нет ни культуры, ни личностных качеств и вообще каких-либо человеческих достоинств. Такого рода полярное отношение к другим культурам существовало на всем протяжении человеческой истории. В трансформированном виде эта дилемма сохраняется и в современных условиях, что находит выражение в спорах и дискуссиях специалистов о содержании, объекте, предмете и целях межкультурной коммуникации. В результате этих споров, дискуссий и обсуждений сложилось несколько теорий межкультурной коммуникации, в которых рассматриваются различные проблемы взаимодействия культур. К наиболее известным теориям межкультурной коммуникакЦШ относятся теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Холла, теория культурных измерений Г. Хофштеде, теория культурной грамотности Э. Хирша. 3.3.1. Теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Холла[82]. На основе сравнительных исследований различных культурных групп Холл выделил не только их культурно-коммуникативные образцы, но и разработал общую типологию по отношению их к контексту — информации, окружающей и сопровождающей то или иное культурное событие. Он обратил внимание, что все культуры в межличностном общении используют некие невысказанные, скрытые правила, которые важны для понимания происходящих событий и межличностного поведения. Культуры различают - ся своим «чтением контекста», использованием скрытой информации, которую заключает в себе каждая ситуация. Чем больше контекстуальной информации необходимо для понимания социальной ситуации, тем выше сложность культуры. И чем выше сложность культуры, тем труднее «чужакам» правильно понять и оценить социальную ситуацию. В зависимости от характера использования пространства и времени Холл разграничил все культуры на высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные, а также культуры с преобладающим монохронным или полихронным использованием времени. Согласно исследованиям Холла, характер и результаты процесса коммуникации определяются помимо всего прочего и степенью информированности его участников. Степень информированности в свою очередь зависит от плотности социальных связей и скорости обмена информацией между членами этой сети. В соответствии с этим все культуры можно классифицировать по признаку «слабой» и «сильной» контекстуальной зависимости. Люди, которые пользуются плотной информационной сетью, относятся к культуре с «высоким контекстом», а индивиды с более свободной сетью связей в своем социальном окружении и с меньшим объемом обмена информацией относятся к культуре с «низким контекстом».
|