Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура и язык 2 страница






Исходя из отмеченных признаков, форм и стилей, общение — это процесс взаимодействия между партнерами, в ходе ко­торого формируются и развиваются различные виды отно­шений между ними, каждого партнера к самому себе и к со­вместной деятельности.

Наряду с понятием «общение» в последние несколько лет в отечественной науке появился и получил широкое распространение термин «коммуникация», который прочно вошел в понятийный ап­парат социально-гуманитарного знания. Появление нового термина закономерно привело к возникновению проблемы соотношения по­нятий «коммуникация» и «общение», привлекло внимание специа­листов из различных областей науки. В результате продолжитель­ных споров, дискуссий и обсуждений различных точек зрения сло­жились следующие подходы к ее разрешению.

Сущность первого подхода состоит в отождествлении обоих по­нятий[74]. В качестве основного аргумента этой точки зрения выдвига­ется этимологическая и семантическая тождественность понятий «коммуникация» и «общение».

Этимологически термин «коммуникация» образован от латин­ского слова «communicatio», имеющего значение «делать общим, связывать, общаться». В других языках содержание понятия «ком­муникация» остается приблизительно таким же. Так, в английском языке коммуникация означает сообщение, связь, средство обще­ния, общение. Во французском языке этот термин понимается как связь, сообщение, соединение. В немецком языке — как связь, со­общение.

Поэтому, исходя из первоначального значения латинского термина «communicatio», сторонники этой точки зрения понима­ют его как обмен мыслями и информацией с помощью различных сигналов. В свою очередь русское слово «общение» также обо­значает процесс обмена мыслями, информацией и эмоциональ­ными переживаниями между людьми. В обоих случаях сторонни­ки данного подхода не видят принципиальной разницы в содержа­нии понятий «общение» и «коммуникация», поэтому они равно­правны.

Второй подход основывается на разделении понятий «комму­никация» и «общение». Согласно этой точке зрения, «общение» и «коммуникация» — пересекающиеся, но несинонимичные поня­тия. Различие между коммуникацией и общением заключается по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, т.е. практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом — передачей тех или иных со­общений. Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъ- ектно-объектная связь, где субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения и т.д.), а объект выступает в качестве пассивного получателя информации, который должен ее принять, понять, усвоить и в соответствии с этим поступать. Та­ким образом, коммуникация является однонаправленным процес­сом: информация передается только в одну сторону. Общение, на­против, представляет собой субъект-субъектную связь, при кото­рой «нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседни­ки, соучастники общего дела»[75]. В общении информация циркули­рует между партнерами, поскольку они равно активны, следова­тельно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двуна­правленный характер. Коммуникация — монологична, обще­ние — диалогично.

Близкую позицию данному подходу занимает известный соци­альный психолог Г.М. Андреева. По ее мнению, «общение» — ка­тегория более широкая, чем «коммуникация». Она предлагает вы­делять в структуре общения три взаимосвязанных стороны:

• коммуникативную, т.е. собственно коммуникацию, которая заключается в обмене информацией между общающимися ин­дивидами;

• интерактивную, заключающуюся в организации взаимо­действия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, основывающими­ся на учете личностных характеристик партнеров;

• перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и достижения на этой основе взаимопонимания и сближения представите­лей различных культур[76].

В рамках второго подхода особую точку зрения сформулировал А.В. Соколов[77]. Его позиция заключается в том, что общение — это одна из форм коммуникационной деятельности. Основу выделения этих форм составляют целевые установки партнеров по коммуника­ции, в соответствии с которыми возникают три варианта отношений участников коммуникации:

• субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть собственно об­щение;

• субъектно-объектное отношение, свойственное коммуникаци­онной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воз­действия, как средство достижения своих целей;

• объект-субъектное отношение, свойственное коммуникатив­ной деятельности в форме подражания, когда реципиент це­ленаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний может даже не осознавать сво­его участия в коммуникационном акте.

Типичным способом реализации коммуникативного общения яв­ляется диалог двух собеседников, а способами управления и подра­жания — монолог в устном, письменном и поведенческом виде. Вполне очевидно, что в данном случае коммуникация рассматрива­ется как понятие, более широкое, чем общение.

Наконец, третий подход к проблеме соотношения общения и коммуникации основан на понятии «информационный обмен». Этой точки зрения придерживаются те ученые, которые считают, что об­щение не исчерпывает все информационные процессы в обществе. Данные процессы охватывают весь общественный организм, про­низывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом фрагменте общественной жизни. Причем вербальные (словесные) средства обмена составляют лишь небольшую часть информацион­ного обмена в обществе, а большая часть обмена информацией осуществляется в невербальных формах — с помощью невербаль­ных сигналов, вещей, предметов и материальных носителей куль­туры. Последние позволяют передавать информацию и в простран­стве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфическую человеческую деятельность, направленную на уста­новление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми. Таким образом, понятие «коммуникация» является более общим по отношению к понятию «общение».

Чтобы понять соотношение и взаимосвязь этих понятий, следует установить специфические особенности каждого из них.

Понятие «коммуникация» в наши дни рассматривается в самых разных аспектах. В предельно широком смысле коммуникация по­нимается как средство связи любых объектов материального мира, т.е. как производство сообщений и обмен ими[78]. Знакомство с раз­личными энциклопедическими изданиями показывает многообразие значений понятия «коммуникация». В них коммуникация понимает­ся как отношения между людьми, как взаимопонимание, системный процесс обмена информацией и др.[79] Однако контекст всех значений термина «коммуникация», по существу, остается один: коммуника­ция — это различные виды связей между людьми.

Среди всего множества интерпретаций данного термина суще­ствует его понимание как процесса направленной связи между людьми. Благодаря этой связи происходит целенаправленный обмен мнениями, действиями, предметами, участие в тех или иных формах коллективной деятельности, совместное времяпрепровождение, нравственные, религиозные и другие отношения, являющиеся необ­ходимой предпосылкой человеческой жизни.

В общей совокупности указанных взаимосвязей и взаимодейст­вий человек выступает одновременно как в роли субъекта, так и в роли объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет свое отношение к нему, воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной проблемы. При этом он одновре­менно остается объектом познания со стороны своего партнера. Партнер адресует к нему свои чувства, намерения и старается на него повлиять и достигнуть каких-то результатов, а он принимает послания избирательно, в соответствии с определенными правила­ми и нормами. Наличие такого встречного взаимопонимания и взаимовлияния партнеров друг на друга и отличает коммуникацию от простого общения.

Коммуникация имеет место в общении, поскольку обязательно включает в себя передачу различного рода сообщений и информа­ции и обмен ими, но она не сводится только к такому ее понима­нию. Понимание коммуникации только как процесса обмена инфор­мацией не объясняет специфики феномена коммуникативной дея­тельности в области человеческих отношений. В этом случае в ком­муникации теряется элемент взаимопонимания, которое является основной ее особенностью.

Как справедливо отмечает немецкий социолог X. Райманн: «... под коммуникацией следует понимать не само сообщение или передачу сообщения, а в первую очередь взаимное понимание»[80]. Безрезуль­татная передача какого-либо смысла представляет собой только попытку коммуникации, примитивную форму общения, но не саму коммуникацию. Поэтому вслед за Райманном мы будем интерпре­тировать коммуникацию прежде всего как «взаимопонимание». Процесс, во время которого реализуется стремление к взаимопони­манию, мы будем называть «коммуникативным процессом». В этом контексте «коммуницировать» соответственно будет означать «де­лать понятным для партнера по общению то, что ты хочешь пере­дать», понимать друг друга, а не просто сообщать или состоять во взаимосвязи.

В понятии «коммуникация» раскрывается та сторона общения, которая фиксирует не только обмен информацией, но взаимопони­мание партнеров и организацию ими совместных действий, позво­ляющую им реализовать общую для них деятельность или цель. Та­кой подход исключает отождествление общения и коммуникации. Коммуникация реализуется в процессе совместной деятельности людей, в ходе которой вырабатываются совместные формы и нормы культуры.

Исходя из представленных подходов и точек зрения, коммуни­кация — это социально обусловленный процесс обмена инфор­мацией различного характера и содержания, передаваемой це­ленаправленно при помощи различных средств и имеющей сво­ей целью достижение взаимопонимания между партнерами и осуществляемый в соответствии с определенными правилами и нормами.

Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» — час­тично совпадающие, но не тождественные понятия, имеющие как общие, так и отличительные признаки. Общими для них являются соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличитель­ные признаки выражаются в различных объемах и содержании этих понятий (узком и широком). Общение — это наиболее широкая категория для обозначения всех видов коммуникативных контактов людей, включая и простые формы взаимодействия. Мы будем исхо­дить из понимания коммуникации как процесса обмена мыслями, идеями, представлениями, эмоциональными переживаниями и ин­формацией, направленный на достижение взаимопонимания и воз­действия друг на друга партнеров по коммуникации. В то время как общение — это процесс обмена познавательной и оценочной ин­формацией, имеющий своей целью удовлетворение потребности че­ловека в контакте с другими людьми.

3.2. Основные формы коммуникации

Общение людей в жизни также безгранично и разнообразно, как само человеческое общество. Это разнообразие находит свое отражение в различных формах, типах и видах коммуникации. В со­временной коммуникативистике выделяются следующие формы коммуникации: межличностная, внутригрупповая, массовая и межкультурная.

Межличностная коммуникация означает процесс обме­на сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими инди­видами, вступившими в контакт друг с другом. Определяющим фак­тором межличностной коммуникации являются межличностные от­ношения, которые складываются в результате самых разных кон­тактов людей с окружающим миром и способности людей эмоцио­нально воспринимать друг друга. Данная форма коммуникации иг­рает главную роль в социализации человека.

Межличностный характер коммуникации предполагает, что здесь имеет место непосредственное общение небольшого числа людей, находящихся в пространственной близости и имеющих возможность осуществлять обратную связь. Она всегда личност- но ориентирована, поскольку основывается на том, что каждый участник признает уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, личност­ные характеристики и в свою очередь рассчитывает на встречное внимание.

Как и все другие формы коммуникации, межличностная комму­никация может быть эффективной или неэффективной. Многие ис­следователи отмечают, что степень эффективности меняется в за­висимости от ситуации общения. Так, например, можно быть ус­пешным коммуникатором в общении со сверстниками или коллега­ми и потерпеть неудачу в общении с людьми другой возрастной группы или иного социального положения. Можно достичь успеха в общении с представителем своего пола и потерпеть неудачу во взаимодействии с человеком противоположного пола. Специальные исследования вопроса эффективности коммуникации позволили сделать вывод, что эффективная межличностная коммуникация представляет собой систему конкретных действий, умений и навы­ков, которые не являются врожденными, им следует учиться. Ис­кусство межличностной коммуникации определяется тем, насколько человек оказывается способным заметить, воспринять и развить эти действия.

Общий уровень необходимых для эффективной коммуникации умений и навыков выражается в понятии «коммуникативная компе­тентность». Коммуникативная компетентность складывается из сле­дующих психологических качеств:

• способности человека прогнозировать коммуникативную си­туацию, в которой предстоит общение, ориентироваться в си­туации, в которой он оказался;

• коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную тактику и реализовать коммуникативный замысел;

• способности разбираться в самом себе, собственном психоло­гическом потенциале и потенциале партнера;

• владения навыками самонастройки, саморегуляции в процес­се общения, включая умения преодолевать психологические барьеры, эмоционально настраиваться на ситуацию, распре­делять свои силы в общении.

Внутригрупповая форма коммуникации представляет собой совокупность различных видов общения, происходящих в ма­лых группах. Численность малых групп составляет от 2—3 до 20—30 человек. Оптимальный объем малой группы обычно со­ставляет 10—15 человек. К числу таких групп относят семью, про­фессиональный коллектив, компанию друзей и т.п.

Практически жизнь каждого человека с самого начала протека­ет в малых группах. Поэтому он постоянно испытывает на себе их влияние, через них в значительной степени получает информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность. В групповой коммуникации продолжают действовать все закономер­ности, присущие межличностной коммуникации, однако ей свойст­венны также специфические особенности, к которым относятся со­вокупность позиций членов группы относительно получения и хра­нения значимой для группы информации; групповое влияние и сте­пень идентификации человека с группой; механизм принятия груп­повых решений и т.д.

Данная форма коммуникации выступает как побудительная сила, организующая совместные действия группы, в которых каж­дый член группы выполняет свою часть деятельности и тем самым становится членом коллективных действий. При этом результат со­вместных действий становится совокупным результатом усилий ка­ждой конкретной личности. Групповая коммуникация должна осно­вываться на единых знаниях, сходных волевых усилиях, мобильно­сти стремлений, социальной ценности результатов коммуникации. Ее значение заключается в том, что она формирует внутригруппо- вое согласие, обеспечивает согласованность действий, формирует особую культуру группы.

В малых группах коммуникация осуществляется одновременно сверху вниз, снизу вверх, а также горизонтально. Коммуникации между руководителями и подчиненными преимущественно происхо­дят сверху вниз. Информационное воздействие, которое преоблада­ет в таких коммуникациях, строится как по общим, так и по специ­фическим принципам и правилам, предполагающим их знание, уме­ние ими пользоваться и наличие соответствующего опыта коммуни­кации.

Массовая коммуникация представляет собой взаимодейст­вие различных социальных субъектов, осуществляемое посредством обмена массовой информацией с помощью специальных техничес­ких средств, в результате чего в процессе коммуникации участвуют одновременно большие группы людей. Ее отличительными чертами являются наличие технических средств, обеспечивающих регуляр­ность и тиражирование информации; большая социальная значи­мость информации, способствующей формированию мотивирован­ности участников коммуникации; массовость, анонимность и рас- средоточенность субъектов коммуникации; многоканальность и ва­риативность средств коммуникации.

Появление массовой коммуникации было вызвано созданием таких технических средств, как радио, телевидение, телефон, телекс, кабельные и компьютерные сети. Это обстоятельство обусловило специфические особенности этой формы коммуникации, которые выражаются в опосредованности общения техническими средства­ми; возможности одновременного общения больших социальных групп; социальной ориентированности общения; отсутствии непо­средственной связи между партнерами по коммуникации, однона­правленности информации и фиксировании коммуникативных ро­лей; массовости, стихийности, анонимности объектов коммуника­ции; массовости, публичности и социальной актуальности тем ком­муникации.

В силу своих специфических особенностей и назначения массо­вая коммуникация выполняет три функции: информационную, ре­гулирующую и культурологическую.

Информационная заключается в предоставлении многочис­ленным объектам коммуникации актуальной информации о са­мых разных сферах жизни общества. Получая большой объем информации, участники массовой коммуникации не только рас­ширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Владение информацией создает возможность для гармонизации отношений индивида и общест­ва, а также позволяет каждому человеку прогнозировать свои действия.

Регулирующая функция выражается во влиянии на формиро­вание общественного сознания, общественного мнения, социаль­ных норм и стереотипов. Данная функция позволяет также осуще­ствлять функцию социального контроля. Это свойство массовой коммуникации возникает в результате того, что люди принимают социальные нормы поведения, этнические требования, эстетиче­ские принципы, предлагаемые средствами массовой коммуника­ции, как положительные стереотипы образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.д. и руководствуются ими в своей повседнев­ной жизни.

Культурологическая функция включает в себя создание и ретранс­ляцию культурных ценностей, ознакомление с достижениями куль­туры и искусства других народов, сохранение и преемственность культуры и традиций собственного народа. В результате действия этой функции формируется соответствующий тип личности и ока­зывается влияние на развитие художественной культуры. С помо­щью массовой коммуникации люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур, развивают свои эстетические вку­сы, достигают взаимопонимания в различных сторонах жизни и полнее интегрируются в общество.

Межкультурная коммуникация представляет собой осо­бую форму коммуникации двух или более представителей различ­ных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур. Процесс межкультурной коммуникации есть специфическая форма деятель­ности, которая не ограничивается только знаниями иностранных языков, а требует также знания материальной и духовной куль­туры другого народа, религии, ценностей, нравственных устано­вок, мировоззренческих представлений и т.д., в совокупности определяющих модель поведения партнеров по коммуникации. Изучение иностранных языков и их использование как средства международного общения сегодня невозможно без глубокого и разностороннего знания культуры носителей этих языков, их мен­талитета, национального характера, образа жизни, видения мира, обычаев, традиций и т.д. Только сочетание этих двух видов зна­ния — языка и культуры — обеспечивает эффективное и плодо­творное общение.

Межкультурная коммуникация может осуществляться либо на •групповом уровне, либо на индивидуальном. Но на обоих.уровнях основным субъектом межкультурной коммуникации выступает че­ловек. Именно люди вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом. При этом поведение каждого человека определяется ценностями и нормами той культуры, в которую он включен. В свя­зи с этим каждый участник межкультурной коммуникации распола­гает своей собственной системой правил, обусловленных его социо­культурной принадлежностью. Поэтому при непосредственном об­щении представители разных культур стоят перед необходимостью преодоления не только языковых различий, но и различий социо­культурного и этнического характера.

На межличностном уровне межкультурной коммуникации ус­пех или неудача коммуникации во многом зависит от того, вызы­вают или нет доверие друг у друга партнеры по коммуникации. Это доверие определяется преимущественно двумя факторами: личными качествами человека и его компетенцией. Но значение этих факторов в различных культурах различно. В восточных и азиатских культурах доверие к личности человека важнее доверия к его компетенции, а в западных — наоборот. Кроме того, на про­цесс коммуникации при межличностном общении помимо культур­ных различий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта.


Коммуникация в малых группах, состоящих из представителей разных культур, с необходимостью требует от ее участников адап­тироваться в своих действиях к конкретным условиям данной груп­пы. Члены монокультурных групп обычно придерживаются общих групповых норм, тогда как члены межкультурных групп действуют как представители своих культур и руководствуются при этом спе­цифическими ценностями этих культур.

В процессе коммуникации в малой группе каждый участник вы­нужден адаптироваться к культурным ценностям и верованиям ино- культурных участников группы. При этом очень часто коммуникан­ты руководствуются стереотипами собственной культуры, а на их поведение воздействует множество культурных факторов. Поэтому в ситуациях межкультурного общения важно, чтобы партнеры осоз­навали, что их поведение культурно обусловлено, а не является результатом злого умысла.

Межкультурная коммуникация в группах может осуществляться также на этническом уровне. На практике это выражается во взаи­модействии между локальными этническими группами, этноязыко­выми, этноконфессиональными и другими общностями. Во взаимо­действии культур на данном уровне отчетливо наблюдаются две тенденции. С одной стороны, происходит взаимное усвоение дости­жений другой культуры, развиваются интеграционные процессы, имеет место взаимный обмен и обогащение культур. С другой сто­роны, межкультурная коммуникация на этом уровне сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к сохранению и защите этнических особенностей народа.

Сама по себе межкультурная коммуникация на этническом уровне выражается в усилении контактов, двуязычии, увеличении численности смешанных браков и т.д., но не ведет к установлению культурной общности. Здесь коммуникация заканчивается взаим­ным или односторонним проникновением каких-либо элементов культуры без утраты идентичности. В то же время благодаря куль­турным контактам формируются элементы межэтнической х куль­туры, на основе которых происходит дальнейшее общение различ­ных этнических групп.

Таким образом, межкультурная коммуникация широко охваты­вает все формы общения между людьми из различных социокуль­турных групп, так же как и между различными группами. Она включает в себя коммуникацию между культурами, между расами, этническими группами, между религиями и между субкультурами внутри больших культур.

 

3.3. Теории межкультурной коммуникации

Современное коммуникативное пространство представляет со­бой довольно сложную систему, в которой одно из основных мест принадлежит различным видам коммуникации. Это обусловлено тем, что в различных ситуациях и обстоятельствах человек ведет себя по-разному и тем самым в каждом отдельном случае взаимо­действует с другими людьми особым образом. Кроме того, характер и особенности коммуникации определяются также средствами и способами передачи информации, субъектами коммуникации, ее целями и многими другими причинами. Все это позволяет выделить различные виды коммуникации. В современной коммуникативисти- ке выделение тех или иных видов коммуникации осуществляется по нескольким основаниям, поэтому количество видов коммуникации в различных источниках весьма существенно различается[81]. При этом каждый вид коммуникации имеет свое теоретическое обоснование и выражение. В то же время функциональный подход к этому вопросу позволяет выделить следующие виды коммуникации: межэтниче­ская, деловая, социальная, международная, межличностная, массо­вая, межкультурная и др. Из всех отмеченных видов коммуникации для нас представляет интерес прежде всего межкультурная комму­никация.

Объективным основанием для межкультурной коммуникации являются различия между культурами, складывающиеся в процессе формирования каждой этнической культуры. Как было отмечено выше, жизнедеятельность и отношения людей определяются суще­ствующими в той или иной культуре нормами, которые регулируют практически все области человеческого мышления и поведения и оказывают влияние на характер восприятия, оценки и межличност­ные отношения. Образование, воспитание, историческая память, традиции, обычаи и язык вырабатывают систему ориентаций, помо­гающую людям успешно справляться с житейскими ситуациями и различными проблемами.

Каждый человек реагирует на внешний мир в соответствии с этими особенностями своей культуры. Эти культурные нормы за­частую не осознаются индивидом, поскольку составляют часть его личности. Осознание особенностей собственной культуры происходит при контакте с людьми, которые в своем поведении руководствуются другими культурными нормами. При этом тако­
го рода взаимодействие зачастую связано с дискомфортом или порождает конфликтные ситуации и требует обстоятельного ис­следования.

Поведение людей, принадлежащих другим культурам, не явля­ется чем-то непредсказуемым, оно поддается изучению и прогнози­рованию, но обусловливает потребность в специальных образова­тельных программах, направленных на формирование знаний и на­выков межкультурной коммуникации.

Стремление понять чужие культуры и поведение их представи­телей, разобраться в причинах культурных различий и совпадений существует столько же времени, сколько существует культурное и этническое разнообразие человечества. Столь же древним, как и желание постичь другие культуры, является стремление не прини­мать во внимание другие культуры или рассматривать их как недос­тойные, оценивая носителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, у которых нет ни культуры, ни личностных ка­честв и вообще каких-либо человеческих достоинств.

Такого рода полярное отношение к другим культурам существо­вало на всем протяжении человеческой истории. В трансформиро­ванном виде эта дилемма сохраняется и в современных условиях, что находит выражение в спорах и дискуссиях специалистов о со­держании, объекте, предмете и целях межкультурной коммуника­ции. В результате этих споров, дискуссий и обсуждений сложилось несколько теорий межкультурной коммуникации, в которых рас­сматриваются различные проблемы взаимодействия культур. К наи­более известным теориям межкультурной коммуникакЦШ относятся теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Холла, теория культурных измерений Г. Хофштеде, теория культурной грамотно­сти Э. Хирша.

3.3.1. Теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Хол­ла[82]. На основе сравнительных исследований различных культурных групп Холл выделил не только их культурно-коммуникативные об­разцы, но и разработал общую типологию по отношению их к кон­тексту — информации, окружающей и сопровождающей то или иное культурное событие. Он обратил внимание, что все культуры в межличностном общении используют некие невыска­занные, скрытые правила, которые важны для понимания происхо­дящих событий и межличностного поведения. Культуры различают - ся своим «чтением контекста», использованием скрытой информа­ции, которую заключает в себе каждая ситуация. Чем больше кон­текстуальной информации необходимо для понимания социальной ситуации, тем выше сложность культуры. И чем выше сложность культуры, тем труднее «чужакам» правильно понять и оценить со­циальную ситуацию. В зависимости от характера использования пространства и времени Холл разграничил все культуры на высоко­контекстуальные и низкоконтекстуальные, а также культуры с пре­обладающим монохронным или полихронным использованием вре­мени.

Согласно исследованиям Холла, характер и результаты про­цесса коммуникации определяются помимо всего прочего и степе­нью информированности его участников. Степень информирован­ности в свою очередь зависит от плотности социальных связей и скорости обмена информацией между членами этой сети. В соот­ветствии с этим все культуры можно классифицировать по при­знаку «слабой» и «сильной» контекстуальной зависимости. Люди, которые пользуются плотной информационной сетью, относятся к культуре с «высоким контекстом», а индивиды с более свободной сетью связей в своем социальном окружении и с меньшим объе­мом обмена информацией относятся к культуре с «низким контек­стом».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал