Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рецензенты:доктор философских наук, профессорЛ.П. Воронко- ва\ доктор исторических наук, профессорА.В. Павловская 4 страница






Дело в том, что поведение людей в процессе коммуникации, как показали специальные исследования, определяется рядом факторов разной степени значимости и влияния[47]. На основе этих исследова­ний можно сделать вывод, что в современных исторических услови­ях практическое поведение людей детерминировано следующими причинами.

Во-первых, особенностями механизма инкультурации, в соот­ветствии с которым освоение индивидом своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном уровне посред­ством социализации через образование и воспитание, так и на бес­сознательном — когда процесс освоения человеком своей культуры происходит стихийно, под влиянием различных житейских ситуаций и обстоятельств. Специальные исследования данного вопросы по­зволяют сделать вывод, что усвоенная бессознательно часть куль­туры не менее значима и важна в его поведении и жизни, чем усво­енная сознательно.

Исходя из этого, культуру можно образно сравнить с дрейфую­щим айсбергом, у которого на поверхности воды находится лишь меньшая часть его массы, в то время как большая часть айсберга скрыта под водой, но при этом видимая и невидимая части куль­туры неразрывно связаны между собой. Видимая часть, находя­щаяся над водой, — это формальная культура. На этом уровне культуры можно обучить необходимым моделям поведения; при этом редко возникают межкультурные проблемы общения, следо­вательно, редко возникают эмоции или негативные чувства, даже если был неумышленно совершен какой-либо поведенческий про­счет.

Невидимая часть культуры представляет собой неформальный уровень культуры, на котором все действия и поведенческие акты совершаются автоматически и почти бессознательно. Осознание проявляется лишь тогда, когда возникают неординарные, экстре­мальные или непривычные ситуации при контактах с представите­лями других культур. Правила поведения на этом уровне не декла­рируются, они определяются подсознательно и контролируются ощущениями, показывающими, что происходит что-то не так, как должно быть. Поэтому оценки поведенческих актов сопровождают­ся высокой эмоциональностью, ибо нарушения негласных правил серьезно влияют на взаимоотношения людей.

Подсознательное восприятие культуры имеет большое значение в процессе коммуникации, поскольку если поведение коммуникан­тов базируется только на нем, то становится особенно трудно за­ставить участников коммуникации создать другое восприятие. Они оказываются не в состоянии сами сознательно определять процесс восприятия другой культуры, что в итоге заводит процесс коммуни­кации в тупик. Разрешить тупиковую ситуацию может либо вмеша­тельство третьей (нейтральной) стороны, либо целенаправленное обучение межкультурной компетентности, которое позволит найти общую точку зрения при открытом обсуждении подсознательных убеждений обеих сторон.

Таким образом, большинство моделей поведения людей форми­руется под влиянием их культуры, применяется ими автоматически, так же как и автоматически люди воспринимают явления других культур, не задумываясь при этом о механизмах этого восприятия. Например, евреи, читая Тору, откидываются, имитируя позу наезд­ника верблюда. Эта манера возникла много веков назад, ее смысл давно утерян, но само движение осталось и передается из поколе­ния в поколение как элемент культуры. Многие подобные модели поведения имеют бессознательный характер как по своему происхо­ждению, так и по внешнему проявлению.

Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим ком­муникативное поведение людей, является ситуация, которую Э. Холл определил как «культурные очки». Суть ее состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центр и меру оценки для других культур. В повседневной жизни индивид обычно не осознает, что образцы его поведения и спосо­бы восприятия определяются его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценно­стей и норм.


Известный немецкий исследователь повседневной культуры Г. Бау- зингер отмечает, что повседневное поведение большинства людей характеризуется наивным реализмом}. Они исходят из уверенно­сти, что мир таков, каким они его себе представляют, и состоит из бесчисленного количества само собой разумеющихся вещей, пред­метов, людей, событий, которые они воспринимают как естествен­ные и нормальные. Обычно люди не догадываются об относитель­ности своего мировоззрения. Нередко это обстоятельство порожда­ет убеждение в том, что их собственная культура превосходит все остальные. Поэтому все, что не согласуется с собственными норма­ми, привычками, типами поведения, считается низкопробным, без­образным и безнравственным. Подобное осознание превосходства своей культуры формирует соответствующую модель высокомер­ного поведения с пренебрежительным отношением к другим куль­турам.

В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации опреде­ляется также окружающей обстановкой и обстоятельствами комму­никации. Поступки людей не одинаковы в разных отношениях. Ме­сто нахождения человека (аудитория, ресторан, офис, церковь и т.д.) обязывает его к определенному типу поведения. Сознательно или бессознательно он придерживается соответствующих правил поведения, принятых в данной культуре. Но, например, формы по­ведения в религиозных храмах в разных культурах различаются весьма существенно.

Серьезные культурные различия у разных народов наблюдают­ся в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, формах проявления внимания к гостю и т.д. Русские по традиции сразу ведут приглашенного гостя к столу. Это удивляет американ­цев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяй­ки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для аме­риканцев, поскольку в их культуре это не принято. В результате американские гости не знают, какую линию поведения выбрать, чтобы не обидеть хозяйку. Русские же, находясь в гостях у амери­канцев, часто остаются голодными именно из-за этого межкуль­турного различия: они ожидают, что после первого вежливого от­каза, традиционного для русской культуры, хозяева более настой­чиво предложат им поесть, но нового предложения не поступает. Сами же они стесняются попросить, чтобы им передали блюдо с едой.

Обстоятельства коммуникации также диктуют свои требования к поведению ее участников. Контакты между людьми могут возни­кать по самым разным причинам: награждение, производственное собрание, спортивные соревнования, панихида и т.п. В каждом слу­чае обстоятельства обязывают людей вести себя соответствующим образом. Однако, например, для одной культуры принятой нормой поведения на свадьбе считается тишина и уединение, а в еврейской, русской и других культурах это событие сопровождается громкой музыкой, танцами и всеобщим весельем.

В-четвертых, поведение людей определяется также количеством отведенного на коммуникацию времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как прави­ло, стремятся закончить разговор и завершить контакт, чтобы сде­лать что-то еще важное и необходимое. Каждый случай общения происходит в какое-то время суток, что и сказывается на его харак­тере. Для того чтобы понять этот фактор, достаточно предположить свою собственную реакцию на телефонный звонок к вам в два часа дня и в два часа ночи.

Практически межкультурная коммуникация на индивидуальном уровне представляет собой столкновение различных мировоззре­ний, при котором партнеры не осознают различия во взглядах, считают свое видение ситуации «нормальным». Поведение комму­никантов при этом характеризуется такими обстоятельствами, ко­гда нечто само собой разумеющееся для одной стороны встречает­ся с нечто само собой разумеющимся для другой. Сначала это об­наруживается как открытое непонимание, несовпадение мнений и оценок. Но под сомнение не ставится свое «нечто само собой ра­зумеющееся», а автоматически принимается этноцентристская по­зиция и партнеру приписываются глупость, невежество или злой умысел.

Напротив, каждый человек может вспомнить много примеров из собственной жизни, когда общение с другими людьми было яс­ным, понятным и легким. Это общение с любимыми людьми, с близкими друзьями, когда все происходило само собой, без психо­логических напряжений и глубоких раздумий. Для таких ситуаций характерно естественное желание понять другого, не обидеть его и т.д. Такой тип общения и понимания человека, партнера по обще­нию, называется эмпатией.

Термин «эмпатия» в последнее десятилетие получил распро­странение в большинстве гуманитарных наук. Однако многие свойства этого типа взаимоотношений людей изучены еще недос­таточно. В этнологии эмпатия подразумевает «...систему вырабо­танных человечеством ценностей, норм, институтов, ориентиро­ванных на этико-эстетическую рационализацию мира и бытия че-

4-4910 49 ловека в мире — на производство и воспроизводство сочувствен­ного, понимающего, эстетически выдержанного сознания и пове­дения»[48].

Проявление эмпатии в общении выражается в общей установке не столько понять скрытый смысл сказанного, сколько почувство­вать состояние партнера. Это вызвано тем, что не всегда один из партнеров может подобрать нужные слова, тон, стиль и т.д. Иногда из-за принятых в соответствующей культуре условностей люди на­чинают изложение мысли с некоторого отступления, из которого не сразу видно их намерение. Они как бы зашифровывают свои идеи и чувства в общепринятые слова, поэтому часто не удается выразить мысль так, чтобы собеседник правильно ее понял.

Кроме того, различие между чувствами и содержанием общения также не всегда легко уловить. Но если оно принято и понято парт­нером, то говорящий достигает большего эффекта от общения. Пе­реживая чувства собеседника через различные эмоциональные про­явления, люди тем самым показывают, насколько понимают собе­седника. В таких случаях продуктивность общения зависит не толь­ко от фактической информации, но и от установок, чувств, эмоцио­нальных проявлений.

Как считают исследователи, формирование эмпатических ка­честв человека происходит под влиянием когнитивных, аффектив­ных и коннотативных факторов, поэтому эмпатия может проявлять­ся в трех основных формах:

• когнитивная эмпатия — способность соотносить свое и чу­жое, осознавать, что объединяет и разделяет людей;

• экспрессивная эмпатия — способность понимать сходство и различие эмоций и намерений;

• социальная эмпатия — способность понимать сходство и раз­личие в нормах социального поведения[49].

Эмпатийные качества человека тем разнообразнее и шире, чем богаче и разнообразнее его представления о других. Однако пони­мание других обязательно детерминировано пониманием самого себя. Стараясь познать себя, мотивы своих поступков и потребно­стей, человек прибегает к аналогиям, использует психологический механизм идентификации, сущность которого заключается в том, что, непосредственно наблюдая собственные действия и связанные с ними состояния, он истолковывает свое поведение, оценивает его и придает ему определенное значение. На основе этого формирует­ся образ Я, в соответствии с которым человек пытается по анало­гии со своими состояниями судить о внутреннем состоянии и чувст­вах других людей. Происходит приписывание (атрибуция) собствен­ных пережитых состояний партнеру по общению. Это особенно очевидно в общении представителей разных культур.

В межкультурной коммуникации значение эмпатии заключает­ся в том, что субъект коммуникации стремится воспроизвести в самом себе переживания других людей, с которыми он находится в контакте. Иными словами, эмпатия проявляется в умении поста­вить себя на место другого человека, взглянуть на окружающий мир его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. Механизм эмпатии предполагает перенесение элементов внутреннего мира другого в свой собст­венный. В характеристике эмпатического отношения к партнеру по коммуникации наиболее точным, вероятно, будет понятие «со­переживание», поскольку эмпатия обнаруживает себя как пере­живание переживаний другого человека, в ходе которого достига­ется не только та или иная степень или глубина понимания субъ­ектом состояний и поступков объекта, но и определенное согласие с мотивами, эмоциями, установками, объясняющими и оправды­вающими его поведение.

Каждый вид коммуникации характеризуется особыми отноше­ниями партнеров, направленностью их целей и задач. В этом отно­шении специфика межкультурной коммуникации заключается в желании понять, о чем думает партнер, причины его переживаний, его точку зрения и образ мыслей. Поэтому при межкультурной коммуникации, чтобы понять коммуникативное поведение пред­ставителей другой культуры, необходимо рассматривать его в рам­ках их культуры, а не своей, т.е. здесь следует проявлять только эмпатическое отношение к партнеру по коммуникации. Это отно­шение означает мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир партнера, его чувства, мысли, ожидания и стремления.

Психологически эмпатия основывается на предположении, что в одинаковых обстоятельствах все люди переживают приблизи­тельно одинаковые чувства и ощущения и это сопереживание по­зволяет им понять другие точки зрения, идеи и различные культур­ные явления. Благодаря этому свойству возникает способность че­ловека представить себя на месте другого, принять его мировоз­зрение, понять его чувства, желания, поступки. В связи с этим М. Беннет предлагает альтернативу «золотому правилу нравствен-


4* 51 ности» — «платиновое правило общения», которое концентриро­ванно выражает сущность эмпатического подхода: «поступай с дру­гими так, как они поступали бы сами с собой»[50]..

Эмпатический тип коммуникации с его стремлением понять проблему культурных различий изнутри и найти необходимые пути и способы для взаимопонимания значительно увеличивает вероят­ность полного понимания между партнерами. Для этого необходи­мо помнить и придерживаться основных характеристик эмпа­тии:

• внимательно слушать, что говорят;

• стремиться понять, как чувствуют себя другие;

• быть искренне заинтересованным в том, что говорят и делают Другие;

• проявлять сочувствие к нуждам и интересам других;

• обладать способностью понимать точку зрения другого.

В психологии разработаны специальные методы, с помощью ко­торых можно повысить чувствительность людей к переживаниям друг друга. Одним из таких методов является метод подстройки, ко­торый часто применяют те, кто пытается понять состояние другого. Он заключается в том, что нужно попробовать максимально близко подстроиться к партнеру через подражание его внешнему поведе­нию: принять подобную ему позу, перенять свойственный ему в данный момент темп речи и т.п. Исследования показали, что если это удается, то открываются переживания собеседника и возникает чувство понимания его поведения.

2.4. Культура и ценности

Осваивая окружающий мир, каждый человек решает для себя, какие элементы этого мира важны для его жизни, а какие не имеют значения, что для него является важным, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого у него формируется ценностное отношение к миру, в соответствии с кото­рым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и значимости для его жизни. Каждый предмет, явление или идея получают свою оценку и представляют собой определен­ную ценность, на основании которой складывается соответствую­щее к ним отношение. В результате формируется общее ценност­ное отношение человека к миру, при котором те или иные явления окружающего мира имеют смысл и значимость. Каждая ценность переживается человеком как относящаяся к нему лично, но созда­ется она коллективно. Эта двойственность ценности объясняет ее принудительное действие в качестве одного из факторов культуры: ценность символизирует причастность отдельного человека к сло­жившемуся культурному сообществу.

Ценностное отношение к миру давно стало предметом научного интереса со стороны представителей западной философии и социо­логии культуры. В центре внимания западных исследователей на­ходятся универсальные нравственные ценности Истины, Добра, Красоты, которые существуют и проявляют себя как нормы во всех областях мышления, чувствования и волеизъявления, ибо они уко­ренились в «нормальном сознании». Такие ценности не то чтобы существуют, они действуют и позволяют человеку «одержать побе­ду над временным потоком»[51].

Основную базу культуры составляют ценности, которые присут­ствуют во всех явлениях культуры и ради которых эти явления соз­даны, как полагал П. Риккерт. Все, что возникло и выросло само по себе, не может рассматриваться как какая-либо ценность, по­скольку не отвечает интересам человека и должно рассматриваться таким образом. Ценность — это духовная цель, жизненная практи­ческая установка. Она выражает живой нерв культуры, ее смысло­вое ядро. Вместе с тем ценность выражает динамику культуры. Ко­гда меняются духовные ориентиры, тогда рождается принципиально иная, информационная, эпоха[52].

В мире человека можно обнаружить различные виды ценно­стей. Выделяются предметные ценности: вещи и процессы, об­ладающие ценностными значениями для субъекта; ценности — свойства вещей, выявляемые в результате соотнесения с ценно­стями — идеалами; ценности как специфический вид норм, тради­ций, обычаев, императивов, запретов, определяемых культурой и др. Соответственно сферам общественной жизни выделяются ма­териальные и духовные ценности, ценности утилитарные, социаль­но-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные и др. Сущность ценностей состоит в их значимости, а не в факте их наличия. Здесь следует иметь в виду, что ценности отличаются от объекта, в котором они обнаруживаются, так как не все объекты и процессы обладают ценностью. Ценность — это идеальная модель реальных объектов и отношений, фиксирующая­ся в данной культуре и выявляющаяся в деятельности и общении людей. Она вырабатывается и существует только в культуре, де­терминируя отношения человека к миру, а также отношения меж­ду людьми.

Ценности рождаются в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие ему устоять перед тяжелыми жизнен­ными испытаниями. Они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты и придают смысл человеческой жизни, так как соответствуют представлениям об идеале, желае­мом, нормативном.

В процессе исторического развития каждого народа складыва­ется собственная система ценностных отношений к природе, к лю­дям своей и чужой общности, к идеям, к вещам и т.д. На основе этих отношений формируются система ценностей этого народа и его культура. Ценностное отношение к миру выражается в ценност­ных ориентациях и установках, которые формируют в свою очередь поведенческие модели и регулируют поведение представителей дан­ного народа.

Современные англичане, например, считают самообладание главным достоинством человеческого характера. Слова: «Умей дер­жать себя в руках» — как ничто лучше выражают девиз этого на­рода. Чем лучше человек умеет владеть собой, тем он достойнее. В радости и в горе, при успехе и при неудаче человек должен оста­ваться невозмутимым хотя бы внешне, а еще лучше — если и внут­ренне.

Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и обще­ства в целом чрезвычайно велика. Они выступают самыми непо­средственными и сильными регуляторами (стимулами) человече­ской деятельности, поскольку в соответствии с ними происходит от­бор информации в процессе взаимодействия с окружающим миром, устанавливаются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки общения и т.д.

В человеческом сознании одновременно сосуществует множест­во ценностей самого разного характера и содержания. На этом ос­новании вполне оправданно говорить о системе ценностей, внутри которой те или иные ценности определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Каждая система ценностей имеет боль­шое значение в любой культуре, поскольку определяет отношения человека с природой, обществом, ближайшим окружением и с са­мим собой. Дело в том, что, усваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует индивидуальную систему осново­полагающих ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценно­стей, отражающая ее специфическое положение в мире, обычно представляющая собой иерархию, в которой ценности расположены по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечива­ются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необ­ходимая степень порядка и предсказуемости.

Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для че­ловека и общества, то это понятие наполняется субъективным со­держанием, поскольку в мире нет явлений в равной степени значи­мых для всех людей без исключения. Поэтому исследователи тео­рии ценностей выделяют различные группы ценностей: личные цен­ности, возрастные ценности, ценности каких-либо больших и малых социальных групп, исторические ценности различных эпох и госу­дарств, общечеловеческие ценности и т.д.[53] Из всей системы ценно­стей человека и общества выделяется группа культурных ценно­стей, которая в свою очередь подразделяется на две основные группы.

Во-первых, это совокупность выдающихся произведений интел­лектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесел, археологические и этнографи­ческие раритеты.

Во-вторых, к числу культурных ценностей отнесены оправдав­шие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые ведут к интеграции общества, росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, со­лидарности, взаимопомощи и т.д. Обе группы культурных ценно­стей на практике составляют «ядро» любой культуры и определяют ее неповторимый характер.

В процессе межкультурной коммуникации довольно часто обна­руживаются значительные различия в восприятии одних и тех же ценностей представителями разных культур. Среди огромного числа разнообразных ценностей можно выделить небольшую группу таких ценностей, которые у всех народов совпадают как по характеру оценок, так и по содержанию. Такого рода ценности получили на­звание универсальных, или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловлен тем, что основные черты таких ценностей ба­зируются на биологической природе человека и на всеобщих свой­ствах социального взаимодействия людей независимо от культурно­го своеобразия. Например, нет ни одной культуры в мире, которая оценивала бы положительно убийство, ложь и воровство. В каждой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая негативная их оценка однозначна.

Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ставит вопрос о формах их существования и сферах распространения. В культурной антропологии принято выделять четыре основных сфе­ры культурных ценностей — быт, идеологию, религию и художест­венную культуру. В аспекте межкультурной коммуникации из всех этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представ­ляющая собой исторически первую сферу возникновения и сущест­вования культурных ценностей.

Ведущее положение сферы бытовой культуры в межкультур­ной коммуникации определяется тем, что она является основопо­лагающей для формирования личности, поскольку процессы со­циализации и инкультурации индивида начинаются еще в детстве, когда человек неспособен к освоению культурных ценностей идео­логии, религии и искусства. Значение бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает и формирует такие ценности, которые выполняют определяющую роль в межкультурной коммуникации. Ведь сфера быта является хранителем исторической памяти куль­туры, поскольку она значительно устойчивее идеологии и религии и изменяется гораздо медленнее, чем они обе. Поэтому именно бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и этнические. Кроме того, именно ценности бытовой культуры служат основой возникновения идео­логии, религии и искусства.

Вместе с тем ценности бытовой культуры самодостаточны. Это значит, что, пользуясь только ценностями бытовой культуры, индивид получает устойчивые ориентиры для жизни в условиях со­ответствующей культуры. В процессе межкультурной коммуника­ции дополнительное значение бытовой культуре придает ее стихий­ный характер. Ценности бытовой культуры рождаются в процессе житейской практики и имеют утилитарную направленность. Поэто­му они не нуждаются в обосновании и доказательстве, носители данной культуры воспринимают их как естественные и само собой разумеющиеся. Их освоения достаточно для приобщения индивида к культуре того или иного народа.

Приоритетное положение, значение и влияние тех или иных ценностей в жизни людей также определяются культурой, ее свое­образием и особенностями. Индивид, как правило, специально не осознает большую часть особенностей своей культуры и восприни­мает их как сами собой разумеющиеся явления. Осознание ценно­стей своей культуры наступает лишь при встрече с представителя­ми других культур, когда происходит взаимодействие разных куль­тур и обнаруживаются различия в их ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают непонимание, растерянность, бессилие и раздражение.

Исключить эти ситуации и добиться положительных результа­тов в межкультурных контактах возможно лишь с помощью знания особенностей ценностных ориентации партнера. Это знание помо­гает предсказать его поведение, цели, желания, обеспечивает успех в общении.

Содержание любой ситуации общения с необходимостью вклю­чает в себя нормы и правила, регулирующие взаимодействие и ха­рактер отношений ее участников, предписывающие им, как вести себя, если позиции участников достаточно определенны. Каждый человек, прежде чем вступить во взаимодействие с другими людь­ми, обычно соотносит свои предполагаемые действия с принятыми в его среде стандартами поведения, ожидая и от других соблюде­ния определенных норм и правил общения. При отсутствии подоб­ных представлений невозможно жить в современном обществе. Такие общие представления, регулирующие поведение людей, вырабатываются в обществе и называются «социальными нормами».

Слово «нормальный» в русском языке означает «усредненно правильный», соответствующий нашему представлению о норме как о «золотой середине». В ряду положительных значений слова «нормальный» лежит оценка человеческих свойств. В этом значе­нии оценка «нормальный» выступает как ориентир в самых разных областях культуры. Норма — это общественно принятая мера жиз­недеятельности людей, благодаря которой обеспечивается их согла­сованное сосуществование.

Нормативность является одним из существенных свойств куль­туры любого общества и народа. Это выражается в том, что в ка­ждой культуре существует довольно большое количество норм, от­носящихся ко всем сферам жизнедеятельности общества. Они ис­торически вырабатываются данной культурой, имеют устойчивый характер, их нарушение предполагает применение тех или иных мер воздействия на индивида. На практике нормы культуры пред­ставляют собой существующие правила, образцы поведения, кри­терии и т.д., которые ограничивают природную вседозволенность и требуют неукоснительного их выполнения во всех без'исключения случаях.

Объективная необходимость возникновения и существования норм культуры обусловлена тем, что жизнь человека в обществе невозможна без соблюдения определенных правил. В соответствии с данными правилами любая культура имеет представление о «пло­хом» и «хорошем» поведении. Поэтому в каждой культуре форми­руется система долженствований и запретов, которые предписыва­ют, как человек должен поступать в той или иной ситуации, или указывают, чего он не должен делать ни при каких обстоятельствах. Таким образом, общение людей облечено в различные формы, под­чинено тем или иным условностям и законам. Культурные нормы предписывают, как должны общаться, например, младшие и стар­шие по возрасту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники и т.д.

Практически с самого начала культурной деятельности человека возникла потребность в регулировании его поведения и общения с другими людьми. Дело в том, что вместе с созданием ценностей культуры возникла проблема регулирования распределения этих ценностей и отношений между людьми по поводу этих ценностей. Ведь материальные продукты культуры, создаваемые людьми, лишь показывают границы их способностей и возможностей, но они не определяют, как должны действовать люди между собой в распре­делении и использовании этих ценностей. В связи с этим возникли правила, регулирующие человеческое поведение, которые позднее получили название норм. Изначально эти нормы служили указате­лями на то, где, как, когда и что должны были делать люди в своей повседневной жизни. По мере роста их количества и расширения культурной деятельности человека эти нормы приобрели разную степень влияния й значения.

На протяжении всей истории человечества в различных культу­рах было создано огромное количество самых разнообразных норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели и сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм разделилось на следующие виды: нравы, обычаи, традиции, обряды, законы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал