Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рецензенты:доктор философских наук, профессорЛ.П. Воронко- ва\ доктор исторических наук, профессорА.В. Павловская 2 страница
Убедительным подтверждением становления межкультурной коммуникации в отечественной системе образования могут служить первые учебники и учебные пособия, разработанные в последние несколько лет отечественными учеными[14]. Кроме того, очевидным свидетельством утверждения новой научной дисциплины в российской науке служат научные исследования и публикации по проблемам межкультурной коммуникации, проводимые российскими социологами и психологами. В отмеченных работах раскрывается теоретические и методические знания по вопросам сущности и своеобразия культурных систем, культурной специфики индивидуального поведения, механизма межкультурной коммуникации, методов межкультурного обучения и т.д. Изначальная лингвистическая направленность межкультурной коммуникации в отечественной науке привела к возникновению нескольких направлений ее развития, так или иначе связанных с языкознанием. К числу таких направлений относятся лингвостранове- дение, этнолингвистика, лингвокультурология и др. Каждое из этих направлений основывается на соответствующем аспекте взаимосвязи языка и культуры и поэтому представляет интерес для межкультурной коммуникации. Так, лингвострановедение ориентировано на проведение прикладных исследований, отражающих взаимодействие языка и культуры[15]. Этнолингвистика изучает вопросы взаимодействия языка с различными аспектами жизни этносов, роли языка в формировании и функционировании народной культуры, национальной психологии и искусства[16]. Представители лингвокультурологического направления ориентированы и на изучение, и на описание корреспонденции языка и культуры в их синхронном взаимодействии[17]. Отсюда предметом их научных интересов является изучение обрядов, поверий, ритуалов и обычаев, закрепленных в языке, стереотипы, символы и образы языка, стилистический уклад, речевое поведение, речевой этикет и т.п. Отмеченные области лингвистики направлены на изучение национально специфических особенностей одной отдельно взятой культуры. Результаты их исследований важны для теории и практики межкультурной коммуникации, поскольку предназначены для сопоставительного анализа двух и более культур. Однако наряду с отмеченными направлениями развития межкультурной коммуникации в отечественной науке также исследуются проблемы различных форм общения, которые не менее значимы для изучения и развития межкультурной коммуникации. В рамках отечественной коммуникативистики особенно следует отметить разработку проблем речевого общения[18], взаимоотношения сознания и коммуникации[19], коммуникативного поведения человека[20]. Кроме того, в последние годы появились работы, связанные В результате исследовательской работы как отмеченных, так и неотмеченных авторов в последнее время появился большой интерес к проблемам межкультурной коммуникации у представителей других научных направлений. Свидетельством тому являются научные исследования и опубликованные работы, в которых глубоко и разносторонне рассматриваются проблемы межкультурного общения[22]. В то же время необходимо отметить, что еще многие вопросы и проблемы межкультурной коммуникации до настоящего времени практически не стали предметом научного интереса у представителей культурной и социальной антропологии, этнопсихологии, культурологии, социологии и других наук. 1.4. Современные направления развития межкультурной коммуникации
Как уже отмечалось, сотрудники Института службы за границей (США) были специалистами в разных науках и в своей работе они опирались прежде всего на достижения своих наук, что изначально придало межкультурной коммуникации эклектичный характер. Однако постепенно достижения различных областей научного знания интегрировались в самостоятельную дисциплину со своим предметом и методом. При этом из всех наук о культуре и человеке наибольший объем теоретических и методологических знаний и практического опыта в области исследований межкультурной коммуникации был заимствован из фольклористики и этнологии. На этой основе сложились два главных направления исследований в межкультурной коммуникации. Первое из них, основывающееся на фольклористике, носит описательный характер. Его задачи заключаются в выявлении, описа Второе направление, имеющее культурно-антропологический характер, предметом своих исследований имеет различные виды культурной деятельности социальных групп и общностей, их нормы, правила и ценности. Социальная дифференциация общества поро- адает в каждой группе свои модели и правила поведения. Знание их позволяет быстро и эффективно разрешать ситуации межкультурного непонимания. Методологические подходы других наук (психологии, педагогики, социологии, теории коммуникации и др.) всегда более ограничены предметно. Они, как правило, направлены на рассмотрение конкретных аспектов межкультурной коммуникации и в своих исходных посылках основываются зачастую на теоретических и методологических положениях этнологии. Однако при всех различиях в методологических подходах и аспектах исследований межкультурной коммуникации в разных науках большинство ученых придерживаются мнения, что основными целями исследований в области МКК являются: • определение предмета, методологии и понятийного аппарата теории межкультурной коммуникации; • выявление места теории межкультурной коммуникации среди других наук; • формирование и развитие у участников МКК культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения и толерантного отношения к нему; • разработка методологии обучения практическим навыкам и умениям в общении с представителями других культур. Знакомство с работами западных ученых (W. Gudykunst, 1983; J. Martin, 2000; М. Bennet, 1998; К. Roth, 1996; A. Moosmtiller, 1996; и др.) позволяет сделать следующий вывод: существующие методы и подходы не охватывают и не описывают все аспекты межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация, как правило, исследуется на трех уровнях: монокультурном, кросскуль- турном и интеркультурном. Большинство исследований, проводившихся на уровне групп, носили антропологический и социологический характер. В их основе лежали два методологических подхода: 1) «понимание культур как когнитивных систем», которого придерживается В. Гудэнаф (W.H. Goodenough)[23]; 2) противоположный подход К. Гирца (С. Geertz)[24], когда культура понимается как «символическая система». В то же время в американской коммуникативистике сегодня выделяется три основных подхода к пониманию межкультурной коммуникации: функционалистский, интерпретативный и критический [25] . Функционалистский подход основывается на психологических исследованиях описания и прогнозирования поведения коммуникантов. Сторонники этого подхода полагают, что человеческое поведение предсказуемо, а коммуникация осуществляется под влиянием культуры. Главным методом исследования здесь признается наблюдение. Результаты исследования данного подхода позволяют выявить многочисленные культурные различия во многих аспектах коммуникации, но при этом данный подход не учитывает роли контекста коммуникации. Интерпретативный подход базируется на антропологических и социолингвистических исследованиях и исходит из того, что культура создается и поддерживается благодаря человеческой деятельности и потому коммуникацию следует изучать с учетом ее контекста. Критический подход воспринимает культуру как совокупность различных сфер, воздействующих как на саму культуру, так и на коммуникацию. Сторонники данного подхода убевдены в том, что все формы взаимодействия людей определяются их принадлежностью к власти и считают ведущим методом исследований текстуальный анализ[26]. Говоря о современных исследованиях в области межкультурной коммуникации следует также отметить работы немецкого исследователя Ф. Касмира, известного благодаря исследованию вопросов влияния средств массовой коммуникации на общество и культуру, разработке моделей межкультурной коммуникации в определенном историческом и социокультурном контекстах, а также анализу проблем этики в межкультурной коммуникации[27]. В последнее время в сфере.межкультурной коммуникации наметились новые направления исследований: коммуникация в контексте глобализации культуры, массовой межкультурной коммуникации, а также опосредованной и непосредственной форм межкультурной коммуникации (коммуникация с помощью электронных средств и Интернета). Однако все указанные подходы и направления свидетельствуют только об активном научном поиске, но пока не дают системного представления о межкультурной коммуникации; все остается на уровне отдельных концепций и точек зрения. Для того чтобы составить полное представление о межкультурной коммуникации, необходимо выявить исходные теоретические и методологические предпосылки исследований МКК. Глава 2 Культурно - антропологические основы МКК 2.1. Понятие и сущность культуры Межкультурная коммуникация, как и любое другое научное направление, осуществляет свои исследования с помощью ряда понятий и категорий, которые раскрывают содержание и специфические особенности изучаемых процессов и проблем своей предметной области. Естественно, что центральное место среди них занимает понятие «культура». В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Трудно представить себе более распространенный термин, который выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в различных науках. Среди огромного количества научных категорий и терминов вряд ли найдется другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. Теоретическое рассмотрение вопроса о происхо> вдении самого термина «культура» широко представлено в многочисленных работах как отечественных, так и зарубежных авторов[28]. Культура является предметом исследования многих областей гуманитарного знания, каждая из которых выделяет свои аспекты изучения культуры и соответственно дает свое определение культуры. Такого рода ситуация является вероятно закономерной, поскольку культура полифункциональна, она способствует решению самых разных проблем человеческого существования. По этой причине культуру изучают многие науки — семиотика, социология, история, антропология, аксиология, лингвистика, этнология и др. Каждая из них выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон или одну из ее частей, подходит к изучению со своими методами и способами, формулируя в итоге свое понимание и определение культуры. Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многими обстоятельствами. Современная цивилизация стремительно преображает среду жизнедеятельности человека. По этой причине культура расценивается как неиссякаемый источник различных нововведений[29]. Отсюда стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности их активизации и т.д. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить ее новые импульсы, способные оказывать воздействие как на исторический процесс, так и на развитие самого человека. Вот почему в современной науке выявился обостренный интерес к культуре как фактору социального развития. Культура безгранична и неисчерпаема в своих проявлениях и смысловых выражениях, поэтому стремление определить ее, понять культуру всегда наталкивается на ее неуловимость, она не фиксируется в какой-то строгой научной дефиниции. В современном культурологическом знании существует свыше 400 определений культуры, среди которых нет ни одного определения, которое можно было считать полным и исчерпывающим. Разные определения культуры возникают в ответ на разные познавательные задачи, которые решаются отдельными специальными гуманитарными дисциплинами. Однако при всем многообразии существующих в настоящее время определений культуры, общим для всех является указание, что главным и основным ее субъектом и объектом выступает человек. В отечественной культурологии существует несколько концепций трактовки культуры. К наиболее известным из них можно отнести понимание культуры как творческой деятельности. Сторонники этой точки зрения убеждены, что культура опредмечивает духовное богатство человека, накопленные им знания, навыки, умения, социальные чувства, которые в процессе творческой деятельности превращаются в ценности культуры, имеющие общественную значимость[30]. Антропологическая концепция культуры представлена в работах другой группы авторов, которые рассматривают ее как антропологический феномен и продукт человеческой природы во всех ее проявлениях. Она является не только системой средств, необходимой для обеспечения жизнедеятельности людей, но также и формой самодетерминации индивида, «работой самоизменения»[31]. Различные энциклопедические словари и справочники дают разнообразные и в то же время во многом сходные определения культуры. Общим для них является убеждение, что культура — это продукт человеческой деятельности человека в материальной и духовной сфере, что это определенный уровень развития общества и человека. Обращение к работам зарубежных авторов также убеждает нас, что и там до сих пор ни только нет единой его трактовки, но и существуют различные методологические подходы к пониманию этой сферы человеческой жизни. Все многообразие определений и методологических подаодов в западной культурологии порождает стремление упорядочить их, подводя их под различные классификации, среди которых можно выделить следующие: • социологическая, когда культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную жизнедеятельность людей. Примером такого понимания может быть следующее определение: «Культура — это то, что определяет социальный аспект человеческой личности с точки зрения усвоенного и приобретенного поведения. Культура динамична, равно как и личность, принявшая данную культуру, и обе они (как личность, так и культура) меняются под влиянием обстоятельств и времени»[32]; • историческая, когда акцент делается на то, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. Например, «культура есть результат совместной жизнедеятельности, и основными составляющими культуры являются четко очерченная группа людей и определенная история их существования. Культура определяет способы, с помощью которых различные общества стандартизируют и канонизируют одобренные нормы поведения, а также методы, с помощью которых общество выражает неприятие несоответствующих моделей поведения»[33]; • нормативная, согласно которой содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей. Например, в словаре «Культурология. ЮС век» культура рассматривается как «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученным формам человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира»[34]. В этот же класс можно отнести определение культуры как «системы знаний и норм для восприятиях представления, оценки и действия. Это система социально усвоенных моделей поведения, которая служит для взаимодействия людей с окружающим миром. Она развивается во времени и постоянно, хотя и медленно эволюционирует»[35]; • психологическая, которая основывается на взаимосвязи культуры с психологией поведения людей и видит в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Например, «культура — это образ жизни, тот контекст, в котором мы существуем, думаем, чувствуем и общаемся друг с другом. Это тот «клей», который соединяет в одно целое группу людей. Это программа, заложенная с раннего детства, которая управляет поведением людей в обществе и помогает понять, что от них ожидается и что случится, если эти ожидания не будут оправданы. Культуру можно определить как идеи, обычаи, навыки, методы и приемы, характеризующие данную группу людей в данный период времени»[36]; • дидактическая, рассматривающая культуру как совокупность качеств, которые человек получает в процессе научения и которые не наследуются им генетически. Например: «культура состоит из идеалов, ценностей и представлений о жизни, присущих людям и определяющих их поведение. Культура воспитывается и усваивается с детства и передается из поколения в поколение»[37]; • антропологическая, которая основной смысл культуры видит в деятельности и понимает ее как «совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени»[38]. При таком подходе к пониманию культуры в ней суммируются ценности, нормы и системы символов какого-либо общества, которые отражаются в мышлении, представлениях и особенностях поведения ее носителей. Культура как объект исследований культурной антропологии достаточно глубоко изучена представителями этого научного направления. Так, для сторонников когнитивной антропологии культура существует как система знаний, т.е. как некие мыслительные категории в сознании индивидов. Например, один из наиболее известных сторонников данного направления В.Х. Гудэ- наф считает: «Культура — не материальный феномен: она'не состоит из вещей, людей, поведения или эмоций. Это скорее форма организации всего этого. Это форма того, что люди подразумевают, это модель их восприятия и понимания, отношения и ее интерпретации»[39]. Противоположной точки зрения придерживается К. Гиртц, для которого культура не знание, закрепленное в сознании людей, а репертуар контрольных механизмов: «... планов, способов, правил, инструкций», при помощи которых становится возможным управление поведением людей[40]. Обусловленное культурой знание манифестируется в соответствии с этим в межличностные интеракции. Слова понимаются как символы, с помощью которых передаются намерения и ожидания. Кроме того, культура может пониматься и как чрезвычайно индивидуальный процесс познания символов и значений, который дает индивиду представление о тех или иных явлениях окружающего мира. Этот процесс, в котором предварительные знания и представления всегда играют важную роль, направляет развитие значений у каждого человека. Формирующиеся благодаря этому процессу значения влияют на следующий за ними опыт, который в свою очередь способствует новой интерпретации уже имеющегося значения. Таким образом, явления окружающего мира понимаются все время по-новому. Поэтому культура представляет собой «постоянно развивающееся восприятие мира, которое индивидуально и неповторимо»[41]. Иная точка зрения на сущность культуры выражена в работах Р. Кэрролл. Здесь также понятие «культура» соотносится с понятием индивида, однако трактуется как логика, в соответствии с которой индивид упорядочивает свой мир. Этими критериями упорядочивания являются такие социально значимые явления, как язык, жесты, принципы воспитания и оценки, которые не всегда осознаются, но латентно действуют во многих областях жизни человека. Наконец, одно из наиболее распространенных в современной западной культурной антропологии определений культуры принадлежит А. Крёберу и К. Клакхону, которые утверждают, что «...культура может быть определена как все виды деятельности, а не физиологические результаты (продукты человеческих особей, не являющиеся безусловно рефлекторными или инстинктивными). Это далее означает, выражаясь языком биологии и физиологии, что культура состоит из условно-рефлекторных и приобретенных обучением видов деятельности, а также их производных продуктов. В свою очередь идея обучения снова возвращает нас к тому, что является социально передаваемым, то есть передаваемым по традиции, что приобретено человеком как членом общества»[42]. Отличительной чертой всех точек зрения культурно-антропологического направления является то, что все они носят интерпретативный характер. Они ориентированы на изучение повседневной жизни сравнительно небольших групп и сообществ людей. При этом подразумевается, что основу их культуры составляют определенные нормы и правила, которые регулируют все стороны их жизнедеятельности. Исходя из культурно-антропологиче- ского подхода, культура обладает следующими характерными особенностями: • культура — это универсальное явление человеческой жизни, поэтому не существует ни одного человеческого сообщества или социальной группы без присущей им культуры; • культура — это продукт совместной жизнедеятельности людей; • культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях; • культура не наследуется генетически, а усваивается с помощью научения; • человечество не является единым социальным коллективом, разные популяции людей создали разные этнические, региональные, социальные культуры; • культура динамична, она способна к саморазвитию и самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям своего бытия; • культура является результатом коллективной жизнедеятельности людей, но ее носителями выступают отдельные личности; • культура функционирует в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания ее носителями своего группового и индивидуального Я, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и народами. Наличие.этих характерных особенностей культуры в свою очередь означает, что основной задачей культурной антропологии (в том числе и межкультурной коммуникации) является наблюдение, регистрация, описание и интерпретация повседневного поведения людей с целью найти объяснение его причин и возможных последствий. Однако реализация указанных задач оказывается невозможной без выяснения причин зарождения и развития человеческой культуры. Дело в том, Что во всех культурологических теориях, концепциях и методологических подходах культура рассматривается как данность, как реально существующий феномен, в них не объясняются причины возникновения культуры, без чего невозможно понять ее суть. В отличие от всех других культурно-антропологический подаод исходит из того очевидного обстоятельства, что культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком, так как создана им. Поэтому верное и полное представление о сущности культуры можно составить только исходя из потребностей и интересов человека. Именно в этом и следует искать главные детерминанты культуры. Естествознание давно доказало, что поведение всех животных основывается на одних и тех же принципах. При более пристальном рассмотрении поведения человека и животных обнаруживается много сходных в своей основе факторов — больше, чем предполагалось ранее. Эти сходные черты позволяют сделать вывод, что человек представляет собой лишь один из видов живых организмов в общей системе биосферы, в результате чего в его поведении обнаруживаются многие биологические законы, свойственные всему животному миру. В соответствии с этими законами любое живое существо должно приспосабливаться к окружающей среде. Но у животных есть инстинкты, регулирующие их поведение в каждый момент жизни. Одни животные, обитающие в относительно стабильной и неизменной среде, действуют по строго запрограммированным способам и канонам. Другие, существующие в условиях постоянно меняющегося окружения, должны уметь отклоняться от стандарта и выбирать одну из нескольких поведенческих альтернатив. Но и в том и в другом случае каждое животное знает, как действовать, мир его восприятия и мир практических действий сопряжены. В отличие от всего животного мира человек лишен набора инстинктов. Даже в удовлетворении своих потребностей как живого существа он не связан жестко предопределенными требованиями, поскольку его деятельность основывается главным образом на сознании. Это означает, что у человека мир восприятия и мир действий разделены социальными условиями жизни. В силу данного обстоятельства человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не будет представлять, что он должен делать и как поступать. По этой причине в процессе своего приспособления к окружающей среде человек создает свой искусственный мир — вторую природу, состоящую из материальных предметов, духовных ценностей, норм поведения и общежития, символов сознания и т.д., которая и призвана удовлетворять его потребности. Однако новая природа создается человеком не только как среда его обитания. Создавая материальные и духовные предметы и явления, нормы поведения, развивая умения и навыки, человек тем самым создает самого себя. В связи с этим он предстает как продукт своей собственной истории, собственной деятельности, собственного сознания. По сути культура или культурное окружение людей представляют собой специфический способ адаптации человека к наличной физической и биологической среде существования, основывающийся на сознательной деятельности. Обычаи, традиции, общепринятые нормы поведения, необходимые для выживания и развития, передаются в каждом народе из поколения в поколение. Благодаря этому культура сохраняет, облегчает и защищает жизнь человека, устанавливая модели его взаимоотношений с природой, с другими людьми и с самим собой. Культуру как особую сторону человеческой жизнедеятельности нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. Реально можно наблюдать только ее отдельные проявления в виде различий в человеческом поведении, тех или иных типах деятельности, ритуалах, традициях, материальных предметах и т.д. Человек в состоянии фиксировать отдельные проявления культуры, но никогда не в состоянии видеть всю ее целиком. Наблюдая значение различных культурных предметов в жизни и поведении людей, без особых затруднений можно прийти в заключению, что в их основе лежат культурные различия. Констатация этого факта порождает интерес к культуре и стимулирует процесс ее изучения. Изучением вопросов становления и развития как культур отдельных народов, так и культуры человека в целом, занимается культурная антропология. Она представляет собой фундаментальную науку, предметом которой является совокупность результатов и способов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизнедеятельности и всех факторов, составляющих и обусловливающих своеобразие образа жизни и поведения народов, этнических общностей, групп и индивидов в тот или иной период времени. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, этническая психология, результаты и формы духовной деятельности человека. Кроме того, она изучает также уникальную способность человека развивать культуру через общение, через коммуникацию, рассматривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и конфликты. Культурная антропология представляет культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм и правил удовлетворения их групповых и индивидуальных потребностей. Такое понимание основывается на том, что совместное долгое проживание групп людей на определенной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от внешних нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В результате действия перечисленных факторов формируется самостоятельная культурная система, которую принято называть этнической культурой данного народа. Но каждая этническая культура не является механической суммой всех актов жизнедеятельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет набор «правил игры», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования. В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посредством обучения. По этой причине невозможна единая универсальная культура, объединяющая всех людей на Земле. Таким образом, несмотря на свою очевидную реальность культура предстает в некотором смысле абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох — в виде культур отдельных стран и народов, которые в культурологии принято называть локальными культурами. Наличие локальных культур является также закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Благодаря взаимодействию локальных и этнических культур возникает ' система общения, поддерживаются различные стили и типы пове- ' дения, ценностные ориентации, сохраняется их этническая самобытность. Это общение протекает как через взаимное выяснение отношений, распри, конфликты, так и через взаимную адаптацию и понимание культурного своеобразия соседей. Как правило, характер межкультурных контактов определяется степенью близости и родства взаимодействующих культур. Дело в том, что некоторые локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходства условий их возникновения. Другие культуры различаются настолько, насколько различаются условия жизни народов, создавших эти культуры. Во всем разнообразии локальных культур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая культура воплощает специфический опыт социальной практики какого-либо конкретно-исторического сообщества людей. Этот опыт придает каждой культуре свои неповторимые черты, определяет ее своеобразие.
|