![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рецензенты:доктор философских наук, профессорЛ.П. Воронко- ва\ доктор исторических наук, профессорА.В. Павловская 3 страница
Своеобразие культуры того или иного народа может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Так, этнографы давно заметили, что народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают свои жилища фасадом вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много веков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двухэтажные, а третьи — деревянные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой местности она родилась. Таким образом, составными частями человеческой культуры являются локальные культуры, носителями которых выступают народы, их создавшие. Каждый народ представляет собой самостоятельную этническую общность, или, как принято называть в этнологии, отдельный этнос. Этносы существуют как устойчивые общности людей, состоящие из нескольких поколений. Люди естественным образом объединяются в этносы по самым разным причинам, в том числе на основе общности исторической судьбы, общих традиций, особенностей быта и пр. Самыми важными объединяющими факторами являются общность территории и языка. Своеобразие культуры какого-либо народа получает свое завершение в культурной картине мира, которая одновременно формируется в процессе возникновения и развития самой культуры. Культурная картина мира является результатом различного мировосприятия, поскольку в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, совокупное представление о мире, получившее в науке название «картина мира». Культурная картина мира — это совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Данные знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру одного народа от культуры другого. Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к явлениям культуры. Например, на Мадагаскаре похороны отражают оценку достигнутого при жизни человеком статуса и степень уважения к умершему, поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы. У некоторых народов прощание с покойником растягивается на недели. Напротив, в современной России или США похороны умершего зани- 3-4910 33 мают всего несколько часов. Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в которых это событие имеет разные ценность и значение. Исследование коммуникационного аспекта общения культур показывает, что отношения между культурами могут быть различными: 1) утилитарными; 2) отношениями неприятия; 3) отношениями взаимодействия, когда отношения культур друг к другу рассматриваются как отношения между равноценными субъектами. Первый тип отношений означает самоотречение от своей самобытности, добровольное подчинение другой культуре. Второй тип предполагает возникновение эгоцентрических культур, замкнутых в себе и не желающих взаимодействовать с другими культурами. Третий тип отношений можно назвать наиболее прогрессивным для всей человеческой культуры, поскольку основывается на следующих принципах: • любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, благодаря которым каждый народ может существовать в мире и взаимодействовать с другими народами; • все народы составляют единое целое в общем культурном наследии человечества, а культурная самобытность народов обнаруживается и обогащается в результате культурных контактов с традициями и ценностями других народов; • ни одна культура не может претендовать на право быть универсальной для всех народов, каждый из которых сохраняет свою самобытность; • культурные особенности каждого отдельного народа не противоречат единству всеобщих человеческих ценностей, которые объединяют человечество и делают его жизнедеятельность плодотворной и прогрессивной. Культурно-антропологический подход на сегодняшний день является наиболее распространенным в мировой культурологии. Его придерживаются ведущие западные ученые в области межкультурной коммуникации, он лежит в основе многих научных публикаций, теорий и методов межкультурной коммуникации. Его преимущество заключается в том, что с его помощью можно со значительной долей вероятности предсказывать взаимодействие представителей различных народов и анализировать потенциальные проблемы, могущие возникнуть в процессе межкультурного взаимодействия. 2.2. Социализация и инкультурация 2.2.1.Социализация. По своей природе человек является социальным существом и поэтому социальная интеграция чрезвычайно важный фактор его жизни. Каждому человеку необходимо уметь приспосабливаться к окружающему обществу, иначе он не сможет сосуществовать с окружающими, будет обречен на изоляцию и одиночество. Чтобы этого не происходило, человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления и через это входит, включается в окружающий мир. Индивидуальное развитие каждого отдельного человека начинается с вовлечения его в окружающую социокультурную реальность. Это вхождение в мир осуществляется в форме усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, навыков поведения, позволяющих ему быть полноправным членом общества. Процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры принято обозначать термином «социализация». Потребность в социализации обусловлена у человека биологически и коренится в его генетических особенностях. Практически все животные организмы генетически запрограммированы на определенные стандарты поведения. Чем выше положение, занимаемое тем или иным видом животных в шкале эволюции, тем большую часть необходимого для жизни набора поведенческих стандартов его представителям приходится усваивать через общение с родителями и другими сородичами. Однако значительную часть жизненно важных поведенческих установок животные все же получают через прямое, генетическое наследование. В отличие от животных, человеческие особи не запрограммированы на сложное поведение. Они рождаются с очень небольшим унаследованным набором простейших образцов поведения, минимально необходимым для выживания в первые несколько лет жизни. Всему остальному им предстоит научиться в процессе общения с другими людьми. Сложность человеческих навыков и различных поведенческих моделей детерминирует длительность и многомерность процесса социализации. Например, животным для усвоения смысла используемых звуковых сигналов требуется от нескольких часов до нескольких недель, в то время как у человека на овладение только основами родного языка уходит несколько лет. Или детеныши шимпанзе, самого высокоразвитого после человека вида живот - 3* ' 35 ных, начинают самостоятельно добывать пишу уже через 3—6 месяцев после рождения, в то время как человеческим детенышам для этого требуется гораздо больше времени. Сам термин «социализация» был введен в широкий научный оборот в 40-е годы XX века, однако проблема социализации задолго до этого разрабатывалась в философии, психологии и социологии. Еще в XVIII в. философы эпохи Просвещения заложили методологическую основу изучения социализации, считая человека продуктом социальной среды. В современной науке инициатива изучения социализации принадлежит Э. Дюркгейму, который видел в становлении человека процесс превращения существующих в обществе норм, традиций, представлений в элементы внутреннего мира каждого отдельного индивида[43]. По мере того, как интерес к проблеме социализации человека у ученых возрастал, ее механизмы и различные аспекты стали изучаться различными направлениями психологии и социологии: бихевиоральным, когнитивным, гуманистическим, феноменологическим и другими. Традиционно эти направления в науке рассматриваются как альтернативные, но, если отбросить их некоторые методологические особенности, то нетрудно заметить, что все они дополняют друг друга, исследуя те или иные аспекты одного процесса социализации. В контексте темы нашего исследования наиболее значимый вклад был сделан представителями символического интеракцио- низма, ведущим представителем которого является американский социолог Джон Мид. По утверждению сторонников данного направления, люди в обществе занимают разные позиции в отношениях друг с другом и в социальных институтах. Каждая такая позиция представляет собой социальную роль, требующую от ее носителя определенного поведения и выполнения определенных функций. Социальные роли бесконечно многообразны, они могут быть межличностными, бытовыми, служебными, внутригрупповыми и т.д. Овладение этими ролями и есть процесс социализации индивида[44]. Кроме того, в содержание социализации, по мнению интерак- ционистов, входит также овладение символами. Жесты, язык, тон, одежда и многое другое во взаимодействии людей выступают как символы, имеющие определенные значения. Понимание смысла этих значений составляет другую сторону процесса социализации. С позиций интеракционизма личность объясняется как гипотетический конструкт, который относится к особым формам поведения, характеризующим адаптацию каждого индивида к практическим ситуациям своей жизни. Ситуационные переменные представляют собой условия окружения, в которых осуществляется поведение человека, и которые влияют на него. При этом у человека имеется способность осуществлять выбор того окружения, в которое он входит, и того поведения, которое он выстраивает. Сегодня значительная часть отечественных ученых согласна с тем, что интеракционистская модель дает наиболее убедительное объяснение поведения человека в социуме и социализации как процесса воспроизводства социальных отношений. Сторонники данной точки зрения рассматривают социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой — активное воспроизводство этой системы индивидом в его деятельности Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление знаний и опыта социально одобряемого поведения. Таким образом происходит гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы социокультурных ценностей общества, что позволяет ему успешно существовать в качестве полноценного его гражданина. Механизм социализации представляет собой, с одной стороны, усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, неосознанно, с помощью имитации, некритического восприятия господствующих стереотипов. Другой стороной процесса социализации является усвоение необходимых знаний и навыков в процессе взаимодействия человека с институтами общества, как специально созданными для его социализации (школа, вуз, воспитательные учреждения и т.д.), так и реализующими социализирующие функции одновременно со своими основными функциями (производственные коллективы, общественные организации, клубы по интересам и т.п.). Кроме того, важным фактором социализации является влияние этнических и групповых субкультур. Социализация в том или ином этносе имеет особенности, которые можно объединить в две группы: витальные (биологические) и ментальные (духовные). Под витальными особенностями социализации в данном случае имеются в виду способы вскармливания детей, ухода за ними, особенности их физического развития и т.д. Ментальные особенности социализации представляют собой этнические нормы общения, определяющие стиль общения младших со старшими, величину возрастной дистанции, специфику восприятия ими друг друга, в том числе и как партнеров по общению. Одновременно ментальные особенности играют также большую роль и в формировании межэтнических установок, которые, зарождаясь в детстве и сохраняясь долгое время, становятся стереотипами. Влияние субкультуры в социализации наиболее явно прослеживается в целом ряде аспектов. В первую очередь витальные, ментальные особенности и ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее носителей к окружающему миру, на их самосознание и самоопределение, на выбор сфер и способов самореализации и т.п. В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. определяет самосознание личности, ее самоуважение и самовосприятие Сравнительные кросскультурные исследования показывают, что в различных обществах и культурах ценятся разные качества личности. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем их целенаправленного воспитания, т.е. передачи норм, правил и типов достойного поведения от старшего поколения к младшему. В культуре каждого народа сложились свои способы передачи социального опыта молодому поколению. Этнологи и социологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах и выделили два противоположных по своему характеру — японский и английский[45]. В Японии воспитатель чаще стремится использовать методы поощрения, нежели наказания. Воспитывать там означает не ругать за совершенные плохие поступки, а предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания японских детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия для этого. Японские традиции воспитания исходят из того, что чрезмерное давление на психику ребенка может привести к обратному результату. Если оценивать процесс воспитания детей в Японии с европейской точки зрения, то можно заключить, что японских детей неимоверно балуют. В первые годы жизни им ничего не запрещают, не давая тем самым повода для плача и слез. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются только в школьные годы, но и тогда они вводятся постепенно. Только с 6—7 лет японский ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, учится вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация поведения значительно усиливается. В Англии процесс социализации детей основывается на совершенно иных принципах. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. Согласно английским педагогическим принципам, баловать детей — значит портить их. Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже холодно. За совершение проступков ребенка ждет суровое наказание. С детства молодые англичане приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и их не надо специально подготавливать для взрослой жизни. Сознательно отстраняясь от детей, родители тем самым готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16—17 лет, получив аттестат об окончании школы, дети покидают родительский дом и живут отдельно. 2.2.2. Инкультурация. В последние годы в различных гуманитарных дисциплинах широкое распространение получил термин «инкультурация». В отличие от социализации, предполагающей интеграцию человека в общество, понятие «инкультурация» подразумевает освоение индивидом присущих его культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с представителями данной культуры и отличие от представителей других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения, т.е. с приобретения ребенком первых навыков поведения и освоения речи, и продолжается всю жизнь. Этот процесс включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, как, например, типов общения с другими людьми, форм контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира. Конечным результатом процесса инкультурации является культурная компетентность человека в языке, ценностях, традициях, обычаях своего культурного окружения. Стадии инкультурации. Основоположник исследования процесса инкультурации, американский культуролог Мелвилл Херско- виц особенно подчеркивал в своих трудах, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества[46]. При этом он выделял два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры. Дело в том, что на протяжении жизни каждый человек проходит определенные этапы, которые принято называть стадиями жизненного цикла: детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии жизненного цикла процесс инкультурации характеризуется своими результатами и достижениями. В соответствии с этими достижениями обычно выделяют две основные стадии инкультурации — начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую два других периода. Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Ее основное содержание составляют воспитание и обучение. В этот период дети усваивают важнейшие элементы культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процесс их инкультурации реализуется посредством целенаправленного воспитания и частично с помощью собственного практического опыта. Для данного периода в каждой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит с помощью различных типов игр. Игровые формы представляют собой универсальное средство в инкультурации личности, поскольку выполняют сразу несколько функций: • обучающую, заключающуюся в развитии таких умений и навыков, как память, внимание, восприятие информации различной модальности; • коммуникативную, ориентированную на объединение разрозненного сообщества людей в коллектив и установление межличностных эмоциональных контактов; • развлекательную, выражающуюся в создании благоприятной атмосферы в процессе общения; • релаксационную, предполагающую снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в различных сферах жизнедеятельности; • развивающую, состоящую в гармоническом развитии психических и физиологических качеств человека; • воспитательную, направленную на усвоение общественно значимых норм и принципов поведения в конкретных жизненных ситуациях. - • Всем взрослым людям приходилось наблюдать ситуации, когда маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на остальных людей. Первоначально им свойственна уединенная независимая игра. Примерно с двух лет в своих играх они начинают копировать поведенйе взрослых и других детей, не вступая с ними в контакт. Это так называемая параллельная игра. В возрасте около трех лет малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей, т.е. они играют в соответствии со своими желаниями, но уже учитывают и желания других участников игры. Это называется объединенной игрой. Наконец, с четырех лет дети способны к совместной игре — координации своих действий и поступков с другими. Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду и развитию способности к обучению. В результате ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки. В данный период их приобретение и практическое освоение становятся ведущими в образе жизни и развитии его личности. Можно сказать, что в это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни. Способы первичной инкультурации зависят от того, к какому полу принадлежит воспитатель. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина, напротив, испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком и поэтому чаще действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец путем поощрения силовых и военных игр развивает в нем самостоятельность и собственную активность. Таким образом, первичная инкультурация дополнительно также закладывает основы половой идентификации. Вторичная стадия инкультурации касается взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением им совершеннолетия. В этот период инкультурация носит фрагментарный характер и проявляется в виде освоения только отдельных элементов культуры, возникающих время от времени в процессе их жизнедеятельности. Обычно такими элементами выступают какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур. Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать приобретенные знания и навыки для решения собственных жизненных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Он обретает право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям. В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке. На нее тратится большая часть усилий и времени индивида. Необходимые знания и навыки в основном приобретаются в средних и высших учебных заведениях. На этой стадии также большое значение имеют освоение молодыми людьми их нового, взрослого статуса в семье, расширение круга их социальных контактов, осознание ими своего нового положения, накопление собственного жизненного опыта. Механизм инкультурации. Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Каждая социальная роль требует от человека выполнения множества культурных норм, правил и стереотипов поведения. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.д. Все эти изменения происходят под непосредственным влиянием его социокультурного окружения, вне которого инкультурация невозможна. В современных исследованиях процесса инкультурации сегодня все шире используется понятие «культурная трансмиссия», которое означает механизм передачи социокультурной информации какой-либо группы своим новым членам или поколениям}. Обычно выделяют три способа культурной трансмиссии, т.е. передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения: • вертикальная трансмиссия, в процессе которой культурная информация, ценности, умения и т.п. передаются от родителей к детям; • горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиций осуществляется посредством общения со сверстниками; - ' • непрямая трансмиссия, в соответствии с которой индивид получает необходимую социокультурную информацию путем обучения у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, а также в специализированных институтах инкультурации (школах, вузах). На разных этапах жизненного пути человека эти способы культурной трансмиссии имеют различное значение. В раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет семья, особенно забота матери о своем ребенке. Ведь в отличие от других млекопитающих, довольно быстро овладевающих основными навыками, необходимыми для выживания, человеческий ребенок, чтобы выжить и быть готовым к самостоятельной жизни, нуждается в заботе других людей, которые будут его кормить, одевать и защищать. Поэтому отношения младенца с родителями, братьями, сестрами, родственниками являются определяющими в ранний период инкультурации. Заметим, что если в культурах европейских народов главными агентами социализации и инкультурации выступают родители ребенка, то в традиционных обществах в воспитании ребенка принимают участие все члены общины или рода, которому он принадлежит. Примером такого рода служит кавказское аталычество. Ата- лыком называли приемного отца, обычно близкого родственника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. В свою семью он возвращался только после совершеннолетия. Приемного ребенка родственники воспитывали с не меньшей заботой и нежностью, чем родных детей, с которыми у него устанавливались близкие отношения, равные кровному родству. В возрасте от трех до 15 лет в инкультурации ребенка более значимыми являются такие факторы, как общение со сверстниками, школа, контакты с ранее незнакомыми людьми. В этот период дети получают навыки оперирования с предметами с целью достижения какого-то практического результата. Они знакомятся со знаками и символами, а позже с понятиями, учатся создавать абстракции и идеальные образы. На основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности у них развивается эмоциональная сфера. Таким образом постепенно окружающие ребенка общество и культура становятся для него единственно возможным миром существования, с которым он себя полностью идентифицирует. Наряду с указанными способами культурной трансмиссии процесс инкультурации развивается в непосредственной взаимосвязи с его психологическими формами, к числу которых относятся имитация, идентификация, чувства вины и стыда. Имитацией называется осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения взрослых. Обычно в качестве объекта имитации выступают родители, но в своем поведении дети могут также ориентироваться и на учителей, известных людей и т.п. При этом ребенок имитирует не только конкретные операции или действия, как, например, поведение за столом, но и более сложные поступки, которым его обучают родители (например, правильно мыть голову и др.). Идентификация — способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети активно воспринимают особенности личности родителей и других близких к ним людей. Часто дети выбирают профессии родителей, чтобы стать похожими на них. Имитация и идентификация — это позитивные психологические способы инкультурации. В отличие от них стыд и вина являются их противоположностями, т. е. негативными психологическими способами инкультурации. Чувство стыда представляет собой совокупность переживаний человека, вызванных отрицательной оценкой какого-либо поступка и поведения, данной им самим или другими людьми. Оно появляется в тех случаях, когда человека застали на месте преступления, разоблачили его какой-то неблаговидный поступок или опозорили. Чувство вины также представляет собой совокупность переживаний человека, вызванных внутренним раскаянием за совершение какого-то общественно осуждаемого поступка. По сути дела чувство вины есть наказание человеком самого себя за совершение плохого поступка, проявление его совести. 2.3. Культура и поведение Человек, общаясь с представителями других культур, чаще всего не может предсказывать их поведение, основываясь только на собственных культурных нормах и правилах. При этом основная цель коммуникации заключается- в том, чтобы понять смысл каждого конкретного поступка партнера по общению, но этот смысл не всегда лежит на поверхности, зачастую он скрыт в традиционных представлениях о нормальном и ненормальном поведении, которые в различных культурах и социокультурных группах существенно различаются. Например, правила поведения в японском жилище слишком сложны, чтобы их можно было быстро усвоить. Для начала главное — ни на что не наступать, ни через чего не перешагивать и садиться, где укажут. Существуют предписанные позы для сидения на татами. Самая церемониальная из них — опустившись на колени, сесть на собственные пятки. В таком положении совершаются поклоны. Кланяться, сидя на подушке, считается неучтивым: сначала надо переместиться на пол. Сидеть, скрестив ноги, считается у японцев развязной позой, а вытягивать их в сторону собеседника — верхом неприличия. Истории известно огромное число фактов, когда попытки тех или иных культур установить взаимные контакты и отношения заканчивались безуспешно. Обычно неудачи объяснялись личными причинами, недостатками другой стороны или просто языковым непониманием и практически не принимались во внимание культурные различия в качестве причины неудачной коммуникации. Это объясняется тем, что культурные различия взаимодействующих сторон в этом случае оставались скрытыми друг для друга.
|