Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10. Межкультурная коммуникация как учебная дисциплина
Межкультурная коммуникация и образование. Методы обучения межкультурной коммуникации. Тренинги в межкультурной коммуникации и их формы. Подготовка, методика проведения и оценка эффективности тренингов по межкультурной компетентности. Примерный список вопросов к зачету (экзамену) 1. История и причины возникновения межкультурной коммуникации. 2. Понятие культуры и основные ее определения. 3. Социализация и инкультурация. 4. Культура и поведение. 5. Культурные нормы и ценности. 6. Культурная идентичность и ее сущность. 7. Культура и язык. 8. Гипотеза взаимосвязи языка и культуры Сепира — Уорфа. 9. Сущность этноцентризма. 10. Культурный релятивизм как методологическая основа межкультурной коммуникации. 11. Понятие и сущность эмпатии. 12. Природа и сущность понятий «свой» и «чужой». 13. Модель освоения чужой культуры М. Беннета. 14. Понятие коммуникации и ее роль в культуре. 15. Теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Холла. 16. Теория культурных измерений Г. Хофштеде. 17. Теория культурной грамотности Э. Хирша. 18. Структура межкультурной коммуникации. 19. Нормы и ценности в межкультурной коммуникации. 20. Стереотипы в межкультурной коммуникации. 21. Причины и функции стереотипов. 22. Понятие и виды коммуникации. 23. Общение и коммуникация. 24. Коммуникация и культура. 25. Вербальная коммуникация и ее элементы. 26. Невербальная коммуникация и ее формы. 27. Паравербальная коммуникация и ее элементы. 28. Сущность процесса восприятия. 29. Культура и восприятие. 30. Сущность и ошибки атрибуции. 31. Межкультурные конфликты и их причины. 32. Явление культурного шока, его симптомы и способы преодоления. 33. Понятие и детерминанты межличностной аттракции. 34. Понятие и сущность предрассудка. 35. Типы предрассудков и их корректировка. 36. Сущность и основные формы аккультурации. 37. Аккультурация как коммуникация. 38. Толерантность как результат межкультурной коммуникации. 39. Понятие и структура межкультурной компетентности. 40. Межкультурный тренинг как метод обучения межкультурной коммуникации. 6.4. Тренинг «Формирование межкультурной толерантности» Данная программа тренинга «Формирование межкультурной толерантности» является результатом реализации совместного проекта российских и немецких ученых (Мюнхенский университет) «Развитие учебного курса " Межкультурная коммуникация" в российской системе образования», получившего материальную и финансовую поддержку от Фонда Фольксваген. При реализации данного проекта автор имел возможность прослушать основную часть курса «Межкультурная коммуникация» в университете Мюнхена, принять участие в тренинге по этой же теме с сотрудниками одного из подразделений фирмы «Сименс», провести несколько циклов тренинговых занятий со студентами Калужского педагогического университета[138]. Программа тренинга межкультурной толерантности направлена на осознание культурной обусловленности коммуникации и поведения человека, преодоление этно- и культуроцентризма, этнической и культурной предубежденности и ксенофобии, что в итоге и должно способствовать формированию этнокультурной толерантности в сфере повседневного межкультурного взаимодействия. Предлагаемая программа может быть также использована не только в студенческой аудитории, но и при подготовке персонала как государственных учреждений, так и других предприятий, где имеет место сотрудничество представителей различных этносов и культур. Использование данной программы будет способствовать развитию конструктивного этнокультурного даалога, исключению латентной ксенофобии и интолерантности, которые составляют характерную черту современной российской действительности. Методаческий арсенал современной системы образования включает в настоящее время разнообразные виды учебных занятий: лекции, доклады, семинарские занятия, практические упражнения, тесты, ролевые игры, консультирование экспертами, модульное обучение, при котором учебный материал подается комплексно, в единстве теории и практики, и т.д. Выбор того или иного метода обучения обусловлен прежде всего содержанием учебного материала и целями обучения, которые отличаются тем, что предполагают не только приобретение знаний, но и формирование умений и навыков, необходимых в практической жизнедеятельности. Поэтому в процессе обучения межкультурной коммуникации пригодны в первую очередь те методы, при которых учащиеся идентифицируют себя с учебным материалом, активно включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к практическим действиям, соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечает тренинг «Формирование межкультурной толерантности». 6.4.1. Цели и задачи тренинга. Для построения программы тренинга важно изначально точно определить его тему и цель. Это в свою очередь позволит сформулировать конкретные задачи тренинга, что имеет важное значение для всей программы: если четко определены цели, то это позволяет правильно выстраивать всю программу в целом и каждое занятие в отдельности, а также подбирать и разрабатывать задания и упражнения, намечать темы для обсуждения и готовить раздаточный материал. В самом общем смысле целью любого тренинга является развитие и формирование каких-либо качеств личности, повышающих ее способности решать разнообразные жизненные вопросы и проблемы. Отсюда в соответствии с темой нашего тренинга главной его целью является развитие компетентности в сфере этнокультурного общения. Эта общая цель тренинга в своем конкретном выражении представляет собой совокупность знаний, навыков, установок и моделей поведения, обеспечивающих эффективное взаимодействие с представителями других культур. Конкретизированная общая цель тренинга (знания, навыки, установки и модели) и составляет основные его задачи. Точное определение цели и задач тренинга является важнейшей частью начального этапа по составлению программы тренинга, которая должна проводиться тренером и его ассистентами. Если тренер планирует работать один и при этом не обладает достаточным опытом проведения тренингов, то целесообразно пригласить консультантов и помощников, компетентных в теме тренинга. Дело в том, что слабая методическая подготовка тренера зачастую ведет к тому, что тренинг превращается в набор упражнений развлекательного характера, что дискредитирует саму идею тренинга как метода обучения. Чтобы избежать этого, тренер должен ясно себе представлять, на решение какой задачи направлено то или иное действие, происходящее в процессе тренинга. 6.4.2. Организационные вопросы проведения тренинга. На успешное проведение тренинга существенно влияют кроме прочего как особенности самой тренинговой группы, так и условия его проведения. Поэтому следует принять во внимание такие характеристики, как состав группы, помещение, требования к тренеру, стратегия проведения занятий, временные характеристики тренинга, типы раздаточных материалов. Состав группы. Эмпирическим путем установлено, что оптимальное количество участников тренинга не должно превышать 15 человек. При этом все участники включаются в группу в соответствии с принципом добровольности, принципом свободного выбора данного вида обучения. В группах именно с такой численностью создаются наиболее, благоприятные условия для групповой работы, каждому участнику при этом уделяется достаточно внимания и времени, как тренером, так и другими участниками. В такой группе каждый участник имеет возможность проявить свои способности, знания и навыки, а также получить их от других, активно участвовать в упражнениях, заданиях и дискуссиях. Превышение указанной численности тренинговой группы снижает эффективность тренинга и поэтому требует серьезной корректировки программы. В современной тренинговой практике имеются примеры работы с большими группами (до 50 человек), но в таких группах действуют другие социально-психологические законы. Тренеру становится значительно труднее контролировать ход дискуссий, время выступлений, выбор лиц, которым предоставляется право выступить и использовать специальные приемы поддержания внимания группы и т.д. Кроме того, большие группы требуют подбора и использования других упражнений, чтобы привлечь к работе всех участников тренинга. Возрастные различия участников тренинга не должны превышать 10—15 лет. В противном случае члены группы чаще всего объединяются по возрастному признаку или проявляют возрастную солидарность и конкуренцию. При этом закономерно эффективность тренинга существенно снижается и смещаются его акценты. В определении состава участников группы следует особое внимание уделить социальному статусу участников, который должен быть у всех одинаковым. Если не учитывать это обстоятельство, то тогда нарушится одна из главных задач тренинга: освоение чужого культурного опыта, которое возможно только при условии свободы и доверительности отношений в группе. И конечно, различия социальных статусов участников не создают благоприятного психологического климата для работы. Наконец, при комплектовании групп следует учитывать различия участников по этническому, конфессиональному и образовательному уровню. Эти показатели группы должны соотноситься с целями, задачами и темой тренинга. Все указанные показатели состава группы не исключают влияния каких-то других характеристик или деталей. Поэтому желательно познакомиться со всеми участниками тренинга заранее, чтобы более точно и четко учесть особенности каждого участника тренинга. При отсутствии такой возможности тренеру следует быть особенно внимательным на первых двух занятиях. Помещение. Для проведения тренинга вполне достаточно отдельного помещения из расчета не менее двух квадратных метров на человека. В идеальном варианте помещение для тренинга должно иметь возможность разделения на относительно изолированные части. Помещение также должно быть оборудовано аудио- и видеотехникой, компьютером и кодоскопом. При этом расположению рабочих столов следует придать форму круга, квадрата или прямоугольника, т.е. расположить членов группы лицом друг к другу. В результате этого простого приема складываются эмоциональные связи участников, атмосфера открытости и доверительности между ними. Требования к тренеру. Успешная реализация целей и задач тренинга зависит также и от уровня квалификации ведущего (тренера). Эффективность и слаженность работы группы зависит от умения тренера давать четкие, ясные инструкции, понятные всем участникам. При этом тренер может принимать участие в некоторых упражнениях, если эти упражнения не требуют непосредственного наблюдения и руководства со стороны тренера. Для этого ему необходимо знать следующие правила групповой работы и придерживаться их: • Необходимо предоставлять участникам тренинга полную информацию о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам; • Следует сохранять конфиденциальность в работе с группой, выражающуюся в том, что любая информация относительно конкретных участников тренинга не должна стать достоянием третьих лиц. • Должен соблюдаться принцип добровольности, предполагающий, что члены группы могут не принимать участия в тех или иных упражнениях. В таких случаях тренер должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. • Очень важно обеспечение психологической и физической безопасности участников тренинга. С этой целью тренер должен с самого начала работы ввести правило, согласно которому участники могут говорить о своих чувствах, но при этом они не должны давать оценки поведению и высказываниям друг друга. Стратегия проведения занятий. Наш опыт показывает, что любая программа является лишь только проектом, главным ориентиром при проведении тренинга. Этот проект может корректироваться в процессе проведения тренинга, в зависимости от интересов участников, их поведения и других объективных обстоятельств. Поэтому возможны различные стратегии ведения групповой работы. С известной степенью условности здесь можно выделить три основных стратегии: свободное ведение тренинга, программированное его ведение и смешанная форма ведения. Первая из стратегий наиболее сложна в реализации, поскольку требует очень высокой квалификации тренера. Внешне эта стратегия выглядит как пассивное участие ведущего в занятиях. Его вмешательство оказывается минимальным и сводится главным образом к внимательному выслушиванию и отдельным репликам. Тренер не предлагает ни задач, ни способов их реализации — все это делает сама группа. Отсюда первоначально складывается впечатление неопределенности и бесполезности тренинга. Однако постепенно участники начинают понимать, что эффективная их работа зависит от них самих, от активности всех участников тренинга, что и обеспечивает в итоге общие положительные результаты тренинга. Второй вариант стратегии — программированное ведение тренинга — предполагает наличие у тренера подробного и точного плана всего тренинга в целом и каждого занятия в отдельности. В соответствии с планом тренинга группе предлагаются темы, упражнения и задания. Все задания разъясняются тренером, а после завершения отдельных этапов тренинга подводятся итоги. В этой стратегии занятие проводится по традиционной схеме обучения. При этом его основным действующим лицом становится тренер, на мнение которого полагаются большинство членов группы. Третья, компромиссная стратегия ведения тренинга практикуется наиболее часто, поскольку в ней естественным образом сочетаются элементы программированности с широкими отступлениями в сторону свободной стратегии, когда тренер сознательно «провоцирует» обсуждение каких-либо вопросов, а некоторые из них выдвигаются самими участниками тренинга. Именно этот компромиссный стиль проведения тренинга является основной формой тренинговых занятий. Временные характеристики тренинга. Этот вопрос тренинга является также весьма значимым, поскольку определяет общее количество часов и их распределение по занятиям, количество и глубину проработки задач тренинга, продолжительность и количество используемых упражнений и заданий. Настоящая программа тренинга рассчитана на 60 часов занятий при средней продолжительности каждого занятия 3 часа в студенческой аудитории или в варианте интенсивного тренинга 6 часов в день. По первому варианту проводится от 2 до 4 занятий в неделю, а общая продолжительность тренинга охватывает 4—5 недель. По второму, интенсивному, варианту резко увеличивается продолжительность каждого отдельного занятия и одновременно существенно сокращается общая продолжительность тренинга, занимающего, как правило, 4—5 дней. Опыт показывает, что организация с регулярностью одного занятия в неделю не является оптимальной. Большие промежутки между отдельными занятиями приводят к тому, что содержание предыдущих занятий забывается, тем самым разрывается единая логика тренинга, в результате чего страдают общая творческая атмосфера тренинга и активность его участников. В этом случае рекомендуется стремиться к тому, чтобы каждое занятие организовывалось бы как более или менее завершенное и относительно самостоятельное. Использование вспомогательных материалов. К вспомогательным материалам относятся различные канцелярские товары (ручки, фломастеры, маркеры, писчая бумага, ватманские листы и т.д.), специально подготовленные подборки текстов и заданий, видеозаписи и видеоматериалы. Следуя сложившейся традиции проведения семинаров и конференций раздавать папку с материалами перед началом соответствующего мероприятия, организаторы тренингов чаще всего также идут по этому пути. Однако, как показывает практика, это не самый правильный путь, поскольку участники начинают активно интересоваться содержанием материалов, до использования которых тренинг еще не дошел. В случае использования раздаточных материалов лучше всего выдавать их в нужный момент работы тренинга. Желательно, чтобы эти материалы включали различные информационные материалы в виде текстов, таблиц, схем, иллюстраций, графиков, а также печатных заготовок или ксерокопий уже подготовленных для работы. Существенно повышает эффект тренинга использование видеоматериалов и видеозаписей, которые дают возможность повторного просмотра неоднозначных ситуаций, выделения в них отдельных фрагментов и т.д. Однако использование видеотехники требует от тренера специальных знаний, навыков и опыта работы с ней. Кроме того, изготовление и подборка видеоматериалов должны быть ориентированы на цели и задачи тренинга, а не быть простой иллюстрацией очевидных истин. Для того чтобы эффективно использовать видеозапись, тренеру необходима специальная методическая подготовка. Структура тренинговых занятий. Проведение тренинга по формированию межкультурной коммуникации представляет собой последовательный цикл отдельных занятий, логически связанных между собой темой, целями и задачами тренинга. Поэтому каждое занятие должно быть тщательно спланировано и отличаться единой структурой. Обязательными элементами в структуре занятий должны быть процедуры начального приветствия и заключительного прощания. Разрабатывая структуру каждого отдельного занятия, следует предусмотреть включение между основными заданиями различные разминочные упражнения, которые также направлены на достижение целей занятия. Исходя из этих обязательных требований, структура занятий должна включать в себя следующие этапы: вводная часть (знакомство, разминка), основная часть (дискуссии, упражнения, задания, рефлексии), завершающая часть (оценка занятия тренером, прощание). Окончание тренинга должно завершиться заключительным подведением итогов. При этом целесообразно предложить участникам заполнить специальную анкету, в которой они могли бы анонимно высказать свои оценки, впечатления и пожелания по отношению к тренингу. Анкеты подобного рода позволяют авторам и организаторам тренинга определить его эффективность. 19 - 4910 281 Содержание занятий Занятие 1. Что такое межкультурная коммуникация? 1.1. Вводное выступление тренера о целях тренинга, организационных вопросах его проведения и правилах поведения на занятиях. Особая ответственность тренера заключается в том, чтобы с самого начала работы заложить основы поведения каждого участника группы путем создания располагающей атмосферы разговора и уважительного отношения к каждому участнику и его мнению. При этом разговор о целях тренинга призван не только информировать участников, но и мотивировать их на достижение поставленных целей, стимулировать их личную активность. Сам стиль дискуссии по этому вопросу должен способствовать формированию атмосферы доверия и чувства безопасности у каждого члена группы. 1.2. Знакомство участников тренинга. Процедура знакомства должна проходить или в форме самопрезентации участников тренинга, если они не знакомы друг с другом, или же в форме представления своих соседей по столу, если продолжительность и характер знакомства позволяют это сделать. При этом желательно, чтобы каждый представляющий назвал имя своего соседа, описал его характер и дал психологический портрет. Очень важно, чтобы в данной презентации участников выявились их положительные характеристики, что позволит в дальнейшем каждому из них успешно адаптироваться в группе. Особым моментом данного этапа занятия является запоминание имен участников группы, что позволяет быстро создать непринужденную обстановку для всей дальнейшей работы. Если в высказываниях членов группы будут отмечены какие-ли- бо этнические, культурные или религиозные различия, то тренеру следует специально остановиться на этих аспектах, узнать мнение каждого участника по этим вопросам и тем самым определить диагноз сознания участников тренинга. В заключение целесообразно повторить процедуру представления: тренер представляется сам, а затем сидящий от него слева называет имя ведущего и свое собственное имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, последнему участнику предстоит назвать имена всех членов группы. В завершение ознакомительного этапа данного занятия можно провести упражнение «Зеркало», которое призвано снять напряжение участников тренинга, вызванное попаданием в незнакомую среду, способствовать интеграции группы, создать в группе атмосферу взаимной ответственности и эмоциональной свободы, помочь участникам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении. Для проведения упражнения группа разбивается на пары. В каждой паре один игрок — первый номер, второй игрок — второй номер. По команде тренера вторые номера превращаются в зеркало. Они должны понять, что это превращение потребует от них определенного изменения поведения и выполнения определенных обязанностей. Первый номер — это человек перед зеркалом, выполняющий в свободной форме простые физические упражнения. Он не ставит перед собой цель заставить «зеркало» запутаться или сбиться. Темп упражнения спокойный. Участники пытаются максимально точно пристроиться друг к другу, т.е. ощутить не только физиологию жеста партнера, но и войти в суть действия, его ритм, понять его эмоциональную основу. В таком режиме пары работают 5—7 минут. Все это время тренер переходит от пары к паре и контролирует ход упражнения, поправляет участников. Затем по его команде роли в паре меняются. Теперь уже второй игрок будет играть роль человека перед зеркалом, а первый становится зеркалом. В конце упражнения каждый участник должен ответить, кем было проще быть в этом упражнении и удалось ли ему почувствовать своего партнера, понять его эмоциональный настрой. 1.3. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя короткую лекцию тренера о понятии «межкультурная коммуникация», формах и способах проявления межкультурной коммуникации в современных условиях, о ее практических последствиях. После выступления тренера каждый участник тренинга получает возможность сформулировать определение межкультурной коммуникации и показать ее многоаспектность. При этом любое выступление должно проходить в атмосфере внимания и уважения к любым высказываниям, демонстрировать безоценочность собственных суждений. Здесь основной целью является констатация актуальности темы тренинга, ее практическое значение. Для этого необходимо акцентировать внимание участников на вопросах этнокультурного характера, особенностей поведения, принятых в той или иной культуре, наличия этнокультурных барьеров, необходимости достижения взаимопонимания и мирного преодоления этнокультурных конфликтов. 19* 283 1.4. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время для того, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своих настроениях. Важно, чтобы высказался каждый участник тренинга и сформулировал при этом свое личное мнение, а не просто присоединился к мнениям остальных. Рефлексия необходима в подобных тренингах, поскольку заставляет считаться с мнением других, развивает умение слышать и слушать, что является важнейшим элементом эмпатии.
|