Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Межкультурная коммуникация как учебная дисциплина






Межкультурная коммуникация и образование. Методы обуче­ния межкультурной коммуникации. Тренинги в межкультурной ком­муникации и их формы. Подготовка, методика проведения и оценка эффективности тренингов по межкультурной компетентности.

Примерный список вопросов к зачету (экзамену)

1. История и причины возникновения межкультурной коммуни­кации.

2. Понятие культуры и основные ее определения.

3. Социализация и инкультурация.

4. Культура и поведение.

5. Культурные нормы и ценности.

6. Культурная идентичность и ее сущность.

7. Культура и язык.

8. Гипотеза взаимосвязи языка и культуры Сепира — Уорфа.

9. Сущность этноцентризма.

10. Культурный релятивизм как методологическая основа меж­культурной коммуникации.

11. Понятие и сущность эмпатии.

12. Природа и сущность понятий «свой» и «чужой».

13. Модель освоения чужой культуры М. Беннета.

14. Понятие коммуникации и ее роль в культуре.

15. Теория высоко- и низкоконтекстуальных культур Э. Холла.

16. Теория культурных измерений Г. Хофштеде.

17. Теория культурной грамотности Э. Хирша.

18. Структура межкультурной коммуникации.

19. Нормы и ценности в межкультурной коммуникации.

20. Стереотипы в межкультурной коммуникации.

21. Причины и функции стереотипов.

22. Понятие и виды коммуникации.

23. Общение и коммуникация.

24. Коммуникация и культура.

25. Вербальная коммуникация и ее элементы.

26. Невербальная коммуникация и ее формы.

27. Паравербальная коммуникация и ее элементы.

28. Сущность процесса восприятия.

29. Культура и восприятие.

30. Сущность и ошибки атрибуции.

31. Межкультурные конфликты и их причины.

32. Явление культурного шока, его симптомы и способы преодо­ления.

33. Понятие и детерминанты межличностной аттракции.

34. Понятие и сущность предрассудка.

35. Типы предрассудков и их корректировка.

36. Сущность и основные формы аккультурации.

37. Аккультурация как коммуникация.

38. Толерантность как результат межкультурной коммуникации.

39. Понятие и структура межкультурной компетентности.

40. Межкультурный тренинг как метод обучения межкультурной коммуникации.

6.4. Тренинг «Формирование межкультурной толерантности»

Данная программа тренинга «Формирование межкультурной то­лерантности» является результатом реализации совместного проек­та российских и немецких ученых (Мюнхенский университет) «Раз­витие учебного курса " Межкультурная коммуникация" в россий­ской системе образования», получившего материальную и финан­совую поддержку от Фонда Фольксваген. При реализации данного проекта автор имел возможность прослушать основную часть курса «Межкультурная коммуникация» в университете Мюнхена, при­нять участие в тренинге по этой же теме с сотрудниками одного из подразделений фирмы «Сименс», провести несколько циклов тре­нинговых занятий со студентами Калужского педагогического уни­верситета[138].

Программа тренинга межкультурной толерантности направлена на осознание культурной обусловленности коммуникации и поведе­ния человека, преодоление этно- и культуроцентризма, этнической и культурной предубежденности и ксенофобии, что в итоге и долж­но способствовать формированию этнокультурной толерантности в сфере повседневного межкультурного взаимодействия. Предлагае­мая программа может быть также использована не только в студен­ческой аудитории, но и при подготовке персонала как государствен­ных учреждений, так и других предприятий, где имеет место сотруд­ничество представителей различных этносов и культур. Использо­вание данной программы будет способствовать развитию конструк­тивного этнокультурного даалога, исключению латентной ксенофо­бии и интолерантности, которые составляют характерную черту со­временной российской действительности.

Методаческий арсенал современной системы образования вклю­чает в настоящее время разнообразные виды учебных занятий: лек­ции, доклады, семинарские занятия, практические упражнения, тес­ты, ролевые игры, консультирование экспертами, модульное обуче­ние, при котором учебный материал подается комплексно, в един­стве теории и практики, и т.д. Выбор того или иного метода обуче­ния обусловлен прежде всего содержанием учебного материала и целями обучения, которые отличаются тем, что предполагают не только приобретение знаний, но и формирование умений и навы­ков, необходимых в практической жизнедеятельности. Поэтому в процессе обучения межкультурной коммуникации пригодны в пер­вую очередь те методы, при которых учащиеся идентифицируют себя с учебным материалом, активно включаются в изучаемую си­туацию, побуждаются к практическим действиям, соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечает тренинг «Формирование межкультурной толе­рантности».

6.4.1. Цели и задачи тренинга. Для построения программы тренинга важно изначально точно определить его тему и цель. Это в свою очередь позволит сформулировать конкретные задачи тре­нинга, что имеет важное значение для всей программы: если четко определены цели, то это позволяет правильно выстраивать всю программу в целом и каждое занятие в отдельности, а также подби­рать и разрабатывать задания и упражнения, намечать темы для обсуждения и готовить раздаточный материал.

В самом общем смысле целью любого тренинга является разви­тие и формирование каких-либо качеств личности, повышающих ее способности решать разнообразные жизненные вопросы и пробле­мы. Отсюда в соответствии с темой нашего тренинга главной его целью является развитие компетентности в сфере этнокультурного общения. Эта общая цель тренинга в своем конкретном выражении представляет собой совокупность знаний, навыков, установок и мо­делей поведения, обеспечивающих эффективное взаимодействие с представителями других культур. Конкретизированная общая цель тренинга (знания, навыки, установки и модели) и составляет основ­ные его задачи.

Точное определение цели и задач тренинга является важнейшей частью начального этапа по составлению программы тренинга, ко­торая должна проводиться тренером и его ассистентами. Если тре­нер планирует работать один и при этом не обладает достаточным опытом проведения тренингов, то целесообразно пригласить кон­сультантов и помощников, компетентных в теме тренинга. Дело в том, что слабая методическая подготовка тренера зачастую ведет к тому, что тренинг превращается в набор упражнений развлека­тельного характера, что дискредитирует саму идею тренинга как ме­тода обучения. Чтобы избежать этого, тренер должен ясно себе представлять, на решение какой задачи направлено то или иное действие, происходящее в процессе тренинга.

6.4.2. Организационные вопросы проведения тренинга. На ус­пешное проведение тренинга существенно влияют кроме прочего как особенности самой тренинговой группы, так и условия его про­ведения. Поэтому следует принять во внимание такие характери­стики, как состав группы, помещение, требования к тренеру, стра­тегия проведения занятий, временные характеристики тренинга, типы раздаточных материалов.

Состав группы. Эмпирическим путем установлено, что опти­мальное количество участников тренинга не должно превышать 15 че­ловек. При этом все участники включаются в группу в соответствии с принципом добровольности, принципом свободного выбора дан­ного вида обучения. В группах именно с такой численностью созда­ются наиболее, благоприятные условия для групповой работы, каж­дому участнику при этом уделяется достаточно внимания и времени, как тренером, так и другими участниками. В такой группе каждый участник имеет возможность проявить свои способности, знания и навыки, а также получить их от других, активно участвовать в уп­ражнениях, заданиях и дискуссиях.

Превышение указанной численности тренинговой группы сни­жает эффективность тренинга и поэтому требует серьезной коррек­тировки программы. В современной тренинговой практике имеются примеры работы с большими группами (до 50 человек), но в таких группах действуют другие социально-психологические законы. Тре­неру становится значительно труднее контролировать ход дискус­сий, время выступлений, выбор лиц, которым предоставляется пра­во выступить и использовать специальные приемы поддержания внимания группы и т.д. Кроме того, большие группы требуют под­бора и использования других упражнений, чтобы привлечь к работе всех участников тренинга.

Возрастные различия участников тренинга не должны пре­вышать 10—15 лет. В противном случае члены группы чаще всего объединяются по возрастному признаку или проявляют возрастную солидарность и конкуренцию. При этом закономерно эффективность тренинга существенно снижается и смещаются его акценты.

В определении состава участников группы следует особое вни­мание уделить социальному статусу участников, который должен быть у всех одинаковым. Если не учитывать это обстоятельство, то тогда нарушится одна из главных задач тренинга: освоение чужого культурного опыта, которое возможно только при условии свободы и доверительности отношений в группе. И конечно, различия соци­альных статусов участников не создают благоприятного психологи­ческого климата для работы.

Наконец, при комплектовании групп следует учитывать разли­чия участников по этническому, конфессиональному и образова­тельному уровню. Эти показатели группы должны соотноситься с целями, задачами и темой тренинга.

Все указанные показатели состава группы не исключают влия­ния каких-то других характеристик или деталей. Поэтому желатель­но познакомиться со всеми участниками тренинга заранее, чтобы более точно и четко учесть особенности каждого участника тренин­га. При отсутствии такой возможности тренеру следует быть осо­бенно внимательным на первых двух занятиях.

Помещение. Для проведения тренинга вполне достаточно от­дельного помещения из расчета не менее двух квадратных метров на человека. В идеальном варианте помещение для тренинга долж­но иметь возможность разделения на относительно изолированные части. Помещение также должно быть оборудовано аудио- и видео­техникой, компьютером и кодоскопом. При этом расположению ра­бочих столов следует придать форму круга, квадрата или прямо­угольника, т.е. расположить членов группы лицом друг к другу. В результате этого простого приема складываются эмоциональные связи участников, атмосфера открытости и доверительности между ними.

Требования к тренеру. Успешная реализация целей и задач тренинга зависит также и от уровня квалификации ведущего (тре­нера). Эффективность и слаженность работы группы зависит от умения тренера давать четкие, ясные инструкции, понятные всем участникам. При этом тренер может принимать участие в некото­рых упражнениях, если эти упражнения не требуют непосредствен­ного наблюдения и руководства со стороны тренера. Для этого ему необходимо знать следующие правила групповой работы и придер­живаться их:

• Необходимо предоставлять участникам тренинга полную ин­формацию о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам;

• Следует сохранять конфиденциальность в работе с группой, выражающуюся в том, что любая информация относительно конкретных участников тренинга не должна стать достоянием третьих лиц.

• Должен соблюдаться принцип добровольности, предполагаю­щий, что члены группы могут не принимать участия в тех или иных упражнениях. В таких случаях тренер должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы.

• Очень важно обеспечение психологической и физической безопасности участников тренинга. С этой целью тренер дол­жен с самого начала работы ввести правило, согласно кото­рому участники могут говорить о своих чувствах, но при этом они не должны давать оценки поведению и высказываниям друг друга.

Стратегия проведения занятий. Наш опыт показывает, что любая программа является лишь только проектом, главным ориен­тиром при проведении тренинга. Этот проект может корректиро­ваться в процессе проведения тренинга, в зависимости от интере­сов участников, их поведения и других объективных обстоятельств. Поэтому возможны различные стратегии ведения групповой рабо­ты. С известной степенью условности здесь можно выделить три основных стратегии: свободное ведение тренинга, программирован­ное его ведение и смешанная форма ведения.

Первая из стратегий наиболее сложна в реализации, поскольку требует очень высокой квалификации тренера. Внешне эта страте­гия выглядит как пассивное участие ведущего в занятиях. Его вме­шательство оказывается минимальным и сводится главным образом к внимательному выслушиванию и отдельным репликам. Тренер не предлагает ни задач, ни способов их реализации — все это делает сама группа. Отсюда первоначально складывается впечатление не­определенности и бесполезности тренинга. Однако постепенно уча­стники начинают понимать, что эффективная их работа зависит от них самих, от активности всех участников тренинга, что и обеспечи­вает в итоге общие положительные результаты тренинга.


Второй вариант стратегии — программированное ведение тре­нинга — предполагает наличие у тренера подробного и точного плана всего тренинга в целом и каждого занятия в отдельности. В соответствии с планом тренинга группе предлагаются темы, уп­ражнения и задания. Все задания разъясняются тренером, а по­сле завершения отдельных этапов тренинга подводятся итоги. В этой стратегии занятие проводится по традиционной схеме обуче­ния. При этом его основным действующим лицом становится тре­нер, на мнение которого полагаются большинство членов группы.

Третья, компромиссная стратегия ведения тренинга практикует­ся наиболее часто, поскольку в ней естественным образом сочета­ются элементы программированности с широкими отступлениями в сторону свободной стратегии, когда тренер сознательно «провоци­рует» обсуждение каких-либо вопросов, а некоторые из них выдви­гаются самими участниками тренинга. Именно этот компромиссный стиль проведения тренинга является основной формой тренинговых занятий.

Временные характеристики тренинга. Этот вопрос тренин­га является также весьма значимым, поскольку определяет общее количество часов и их распределение по занятиям, количество и глубину проработки задач тренинга, продолжительность и количе­ство используемых упражнений и заданий. Настоящая программа тренинга рассчитана на 60 часов занятий при средней продолжи­тельности каждого занятия 3 часа в студенческой аудитории или в варианте интенсивного тренинга 6 часов в день. По первому вари­анту проводится от 2 до 4 занятий в неделю, а общая продолжи­тельность тренинга охватывает 4—5 недель. По второму, интен­сивному, варианту резко увеличивается продолжительность каж­дого отдельного занятия и одновременно существенно сокращает­ся общая продолжительность тренинга, занимающего, как прави­ло, 4—5 дней.

Опыт показывает, что организация с регулярностью одного за­нятия в неделю не является оптимальной. Большие промежутки ме­жду отдельными занятиями приводят к тому, что содержание пре­дыдущих занятий забывается, тем самым разрывается единая логи­ка тренинга, в результате чего страдают общая творческая атмо­сфера тренинга и активность его участников. В этом случае реко­мендуется стремиться к тому, чтобы каждое занятие организовыва­лось бы как более или менее завершенное и относительно само­стоятельное.

Использование вспомогательных материалов. К вспомога­тельным материалам относятся различные канцелярские товары (ручки, фломастеры, маркеры, писчая бумага, ватманские листы и т.д.), специально подготовленные подборки текстов и заданий, ви­деозаписи и видеоматериалы. Следуя сложившейся традиции про­ведения семинаров и конференций раздавать папку с материалами перед началом соответствующего мероприятия, организаторы тре­нингов чаще всего также идут по этому пути. Однако, как показы­вает практика, это не самый правильный путь, поскольку участники начинают активно интересоваться содержанием материалов, до ис­пользования которых тренинг еще не дошел. В случае использова­ния раздаточных материалов лучше всего выдавать их в нужный момент работы тренинга. Желательно, чтобы эти материалы вклю­чали различные информационные материалы в виде текстов, таб­лиц, схем, иллюстраций, графиков, а также печатных заготовок или ксерокопий уже подготовленных для работы.

Существенно повышает эффект тренинга использование видео­материалов и видеозаписей, которые дают возможность повторного просмотра неоднозначных ситуаций, выделения в них отдельных фрагментов и т.д. Однако использование видеотехники требует от тренера специальных знаний, навыков и опыта работы с ней. Кроме того, изготовление и подборка видеоматериалов должны быть ори­ентированы на цели и задачи тренинга, а не быть простой иллюст­рацией очевидных истин. Для того чтобы эффективно использовать видеозапись, тренеру необходима специальная методическая подго­товка.

Структура тренинговых занятий. Проведение тренинга по формированию межкультурной коммуникации представляет собой последовательный цикл отдельных занятий, логически связанных между собой темой, целями и задачами тренинга. Поэтому каждое занятие должно быть тщательно спланировано и отличаться единой структурой. Обязательными элементами в структуре занятий долж­ны быть процедуры начального приветствия и заключительного прощания. Разрабатывая структуру каждого отдельного занятия, следует предусмотреть включение между основными заданиями раз­личные разминочные упражнения, которые также направлены на достижение целей занятия. Исходя из этих обязательных требова­ний, структура занятий должна включать в себя следующие этапы: вводная часть (знакомство, разминка), основная часть (дискуссии, упражнения, задания, рефлексии), завершающая часть (оценка за­нятия тренером, прощание).

Окончание тренинга должно завершиться заключительным подведением итогов. При этом целесообразно предложить участни­кам заполнить специальную анкету, в которой они могли бы ано­нимно высказать свои оценки, впечатления и пожелания по отно­шению к тренингу. Анкеты подобного рода позволяют авторам и организаторам тренинга определить его эффективность.

19 - 4910 281

Содержание занятий

Занятие 1. Что такое межкультурная коммуникация?

1.1. Вводное выступление тренера о целях тренинга, органи­зационных вопросах его проведения и правилах поведения на заня­тиях. Особая ответственность тренера заключается в том, чтобы с самого начала работы заложить основы поведения каждого участ­ника группы путем создания располагающей атмосферы разговора и уважительного отношения к каждому участнику и его мнению. При этом разговор о целях тренинга призван не только информиро­вать участников, но и мотивировать их на достижение поставленных целей, стимулировать их личную активность. Сам стиль дискуссии по этому вопросу должен способствовать формированию атмосфе­ры доверия и чувства безопасности у каждого члена группы.

1.2. Знакомство участников тренинга. Процедура знаком­ства должна проходить или в форме самопрезентации участников тренинга, если они не знакомы друг с другом, или же в форме пред­ставления своих соседей по столу, если продолжительность и ха­рактер знакомства позволяют это сделать. При этом желательно, чтобы каждый представляющий назвал имя своего соседа, описал его характер и дал психологический портрет. Очень важно, чтобы в данной презентации участников выявились их положительные ха­рактеристики, что позволит в дальнейшем каждому из них успешно адаптироваться в группе. Особым моментом данного этапа занятия является запоминание имен участников группы, что позволяет бы­стро создать непринужденную обстановку для всей дальнейшей ра­боты.

Если в высказываниях членов группы будут отмечены какие-ли- бо этнические, культурные или религиозные различия, то тренеру следует специально остановиться на этих аспектах, узнать мнение каждого участника по этим вопросам и тем самым определить диаг­ноз сознания участников тренинга.

В заключение целесообразно повторить процедуру представле­ния: тренер представляется сам, а затем сидящий от него слева на­зывает имя ведущего и свое собственное имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, последнему участнику предстоит назвать име­на всех членов группы.

В завершение ознакомительного этапа данного занятия можно провести упражнение «Зеркало», которое призвано снять напряже­ние участников тренинга, вызванное попаданием в незнакомую сре­ду, способствовать интеграции группы, создать в группе атмосферу взаимной ответственности и эмоциональной свободы, помочь участ­никам группы лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в об­щении.

Для проведения упражнения группа разбивается на пары. В ка­ждой паре один игрок — первый номер, второй игрок — второй номер. По команде тренера вторые номера превращаются в зерка­ло. Они должны понять, что это превращение потребует от них оп­ределенного изменения поведения и выполнения определенных обя­занностей. Первый номер — это человек перед зеркалом, выпол­няющий в свободной форме простые физические упражнения. Он не ставит перед собой цель заставить «зеркало» запутаться или сбиться. Темп упражнения спокойный. Участники пытаются макси­мально точно пристроиться друг к другу, т.е. ощутить не только фи­зиологию жеста партнера, но и войти в суть действия, его ритм, по­нять его эмоциональную основу. В таком режиме пары работают 5—7 минут. Все это время тренер переходит от пары к паре и кон­тролирует ход упражнения, поправляет участников. Затем по его команде роли в паре меняются. Теперь уже второй игрок будет иг­рать роль человека перед зеркалом, а первый становится зеркалом. В конце упражнения каждый участник должен ответить, кем было проще быть в этом упражнении и удалось ли ему почувствовать своего партнера, понять его эмоциональный настрой.

1.3. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя короткую лекцию тренера о понятии «межкультурная комму­никация», формах и способах проявления межкультурной коммуни­кации в современных условиях, о ее практических последствиях.

После выступления тренера каждый участник тренинга получа­ет возможность сформулировать определение межкультурной ком­муникации и показать ее многоаспектность. При этом любое высту­пление должно проходить в атмосфере внимания и уважения к лю­бым высказываниям, демонстрировать безоценочность собственных суждений. Здесь основной целью является констатация актуально­сти темы тренинга, ее практическое значение. Для этого необходи­мо акцентировать внимание участников на вопросах этнокультурно­го характера, особенностей поведения, принятых в той или иной культуре, наличия этнокультурных барьеров, необходимости дости­жения взаимопонимания и мирного преодоления этнокультурных конфликтов.

19* 283


1.4. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует ос­тавлять время для того, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своих настрое­ниях. Важно, чтобы высказался каждый участник тренинга и сфор­мулировал при этом свое личное мнение, а не просто присоединил­ся к мнениям остальных. Рефлексия необходима в подобных тре­нингах, поскольку заставляет считаться с мнением других, развива­ет умение слышать и слушать, что является важнейшим элементом эмпатии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал