![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 3. Моя межкультурная компетентность
3.1. Разминка. Упражнение «Знаете ли вы этого человека?». Каждому участнику дается по одной фотографии (разные для всех). Задание состоит в том, чтобы в течение 10—15 минут дать ответ на поставленные вопросы, позволяющие составить характеристику изображенного человека. После этого результаты ставятся на обсуждение. Другим вариантом этого упражнения является оценка участниками одинаковых фотографий, и при обсуждении сравниваются совпадения и различия в характеристиках, данных ими. При составлении характеристики изображенного человека постарайтесь определить его имя, возраст, национальность, семейное положение, профессию, а также ответить на следующие вопросы: что является самым важным в жизни этого человека, как он (она) обычно проводит свободное время, как называется его любимая книга, как называется его любимый фильм. При обсуждении результатов следует рассмотреть следующие вопросы: 1. Какие трудности вызвало выполнение этого задания? 2. Что конкретно повлияло на формирование вашего мнения? 3. Какие факторы указали вам на имя, происхождение и национальную принадлежность человека, изображенного на фотографии? 4. Насколько верны оказались ваши выводы о культурной принадлежности человека, сделанные на основании его внешности? [141] 3.2. Основное содержание занятия. Цель данного занятия — определить степень межкультурной компетентности каждого участника тренинга и развить у него способность к самоанализу. Основной формой данного занятия является обсуждение, направленное на выяснение представления о себе каждого участника группы. Тренер заводит разговор о том, что у каждого человека время от времени случаются приступы хандры, «кислого» настроения, меланхолии. В такие моменты как-то забываются собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события жизни. Для преодоления таких состояний психологи рекомендуют составлять памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение такой памятки придает бодрости и позволяет человеку оценивать себя более адекватно. Тренер предлагает участникам проделать такую работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы: • Мои лучшие черты (в эту графу участники должны записать черты своего характера, которые им в себе нравятся). • Мои способности и таланты (сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться). • Мои достижения (в этой графе записываются достижения в любой области жизнедеятельности). Тренер предлагает членам группы зачитать свои памятки, а другим участникам высказать свое мнение о достоинствах каждого члена группы. Это упражнение, несмотря на свою внешнюю простоту, несет в себе глубокую смысловую и эмоциональную нагрузку. Его темой является одна из центральных проблем межкультурного обучения: умение взглянуть на себя и свою культуру чужими глазами. В ходе обсуждения памятки каждому участнику предоставляется возможность отойти от собственных оценок и культурных норм. Это может привести к протестам и конфликтам в группе. Поэтому тренер должен не допускать возникновения конфликта и перехода обсуждения на личностный уровень. Он должен убедить участников в правомочности других взглядов, которые не угрожают личной идентичности, но помогают лучше понять партнера из другой культуры, его взгляды, оценки и поведение. 3.2.1. Упражнение «Какое слово здесь пропущено?». Участникам дается листок бумаги с идиоматическими выражениями, в которых пропущено одно слово, и предлагается заполнить пробелы: 1. Упрям, как_______________________. 2. Горячие_______________________ парни. 3._________________ ' дело тонкое. 4. Чисто_____________________ юмор. 5.______________ не читатель, ____________________ писатель. 6. Какой_____________ не любит быстрой езды. 7. Чисто_________________ шарм. Результаты выносятся на обсуждение, в ходе которого необходимо ответить на следующие вопросы: • Часто ли употребляются данные выражения в разговорной речи? • Какая оценка представителей других культур в них содержится? • Приходилось ли вам общаться с представителями упомянутых культур? • Можете ли вы из личного опыта подтвердить выводы, заключенные в этих оборотах? • Знаете ли вы подобные выражения у других народов? Формирование способности к межкультурному общению подразумевает среди прочего и критическое отношение к подобным выражениям, исподволь формирующим установки и поведение. В результате этого упражнения развитие межкультурной компетенции происходит в двух направлениях: расширение знаний о своей и другой культурах. В обоих направлениях рост межкультурной компетенции происходит путем сопоставления значений о своей и другой культурах в межличностном общении. 3.3. Рефлексия. Заключительную часть данного занятия можно провести в виде упражнения «Какой я?». Цель упражнения — дать возможность каждому участнику осознать себя и увидеть, насколько соответствует Я-образ тому, каким его видят окружающие. Каждый участник делит чистый лист бумаги на четыре равные части. В первой части участник дает пять ответов на вопрос «Какой я?». Во второй части он дает 5 ответов на вопрос: «Какой я в глазах близкого человека?». В третьей части каждый участник записывает ответы на вопрос: «Какой я в глазах моего соседа слева?». Затем участники сворачивают свои листы так, чтобы их ответов не было видно, и передают соседу слева. Таким образом, каждый участник получает лист от соседа справа. На оставшейся части листа он должен дать ему 5 характеристик. Листы собираются и из них по очереди зачитываются характеристики последнего столбика, а группа должна угадать, о ком идет речь. После этого обсуждается, насколько группа согласна с этим портретом. Наконец, в заключение листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все четыре набора ответов, анализируя совпадения и различия[142].
|