Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Апреля 1997г.
Задание репетиционное: в выстраивании – экспромтом – параллельно и автономно, - субъективных графических структур
Исходная установка: игра в диалог, - " репликами-линиями" – как: " ход на ход" - от словесной реплики, - на двух площадках - параллельные уровни существования двух актеров – линии графического диалога: как по прямому сюжету, так и по сюжету внутреннему… 1)
· начально - словесная реплика, которая произносится нейтрально, безэмоционально, - в статике (в «точке»), · затем - проба - на этой реплике, – графическое движение, в котором «прочитывается «интонационное» звучание - нейтрально произносимого текста… · - у партнера - на текстовой паузе - внутренний ответ – условная внутренняя реплика, - выраженная также в графическом движении… · – затем, - в точке – статике – нейтральное произнесение текста ответной реплики… · и так далее
2) Каждый актер – как моноработа в присутствии и при вопросах и комментариях партнера – но «со стороны» - на своей условной площадке (территории) - в сюжетной последовательности – выстраивает графические композиции: - звучит и свой текст – и текст партнера, и если свой текст - смыслово интонируется (в стремлении уходить от эмоциональных окрасок), то текст партнера – на другой, желательно, «звуковой дорожке» - звучит, произносится нейтрально, как бы проговаривается почти без знаков препинания… - в графическом движении – линиях – прочерчиваться должен – различаться – «текст» свой и чужой и текст внутренний – как свои отвлечения», и как твое реагирование - для чего изменения ритма и характера графического движения – этих движений выстраивание – в структуру двухуровневого графического диалога…
2.2. Практика «Театральной школы» (учебная лаборатория)
С. Беккет «Про всех падающих» /сезон 1993-94гг./
/Учебная работа для Ларисы Русяевой – к возможности моноспектаклю. Фактически работа приостановлена после первого репетиционного задания – двух или трех репетиционных проб, - по причине, вероятно, отсутствия активного желания делания…/
Предложено и, частично, сделано было: 1) разбивка пьесы на условные сцены-блоки… 2) рассмотрение понятия «реплики у Беккета», - их, «условных реплик» рабочая классификация: фразы, ремарки - чьи, к кому, какие… 3) фантазирование мира персонажей – «фрагментов-картинок детства» - подобно своим давним (из детства) воспоминаниям, - только «одеты» эти «детские воспоминания» - немного странно, существуют «где-то в Англии», в какой-то другой моей жизни… 4) попытка существования импровизационного в этой среде – пластика, звучания – на полу, - непрерывное движение-звучание, - и «вдруг» - стоп, остановка – молчание – поза какая-то – как встреча: увидела что-то – «наткнулась»… 5) каждая реплика – модель, - которую надо жестко построить и держать – в движении, пластике и звучании… И, обязательно, должна присутствовать некая дисгармония в стыковке каких-либо двух «элементов модели» - что-то «вылезает», - не согласуется… 6) эти реплики-модели, - по пять-шесть на каждую «блок-сцену», - и разместить в игровом пространстве, - как композиционные элементы, - нечто соответствующее, – в ассоциативной знаковой структуре выделенное, существующее, – пониманию моему (актрисы) данной «сцены-блока» - шага пути… Итогово, - конструкция ассоциативно-знаковая - материи всей пьесы Беккета, - в понимании, ощущении, представлениях актрисы, - и это как начало – «закладка фундамента» - возможной дальнейшей репетиционно-творческой работы…
Анна Ахматова «Энума Элиш» (Когда вверху) – план, фрагменты драматического произведения… / Материал для моноработы выбран Оксаной Куриной, сезон 1993-94гг. Было несколько репетиционных встреч-проб…/
…достраивание структур – как реконструкция предполагаемых элементов-фрагментов и общей некой целостности эскизной – сразу же в условно-знаковой системе… …и актриса – голос, тело, движения, ритм и темпы – разработка ресурсов актерской выразительности…
Последовательные задания и целевые установки:
- «перевести» - в пластическое звучание – существование тела освобожденного - в игровом пространстве… Важно: найти, – музыку интонационную, - эмоционально окрашенную, – и выделить – отделить и „приподнять” - „обособить”, – в звучании открытом, - услышать внутренне – вслушаться - и передать – воспроизвести в голосе своем – то, что найдено – то, что внутренне слышишь... Пластическое и голосовое, - и ритмическое, и ассоциативно-значимое – в словах отдельных строчек стихотворных, – все это – осознать и воспринимать - как некую среду существования – воздух, в котором и из которого – „выткана” должна быть – и является – возникает мгновениями – „из ничего” – Героиня, ее Лик, ее разные лики...
5. Есть – небольшие „сюжеты-композиции”, - „сюжетики-сценки” - те, которые соответствуют „эпизодам” – которые вариантно разработаны, - и через изложения-зарисовки новеллистические - и как статичные - из фигур-элементов композиции... И есть эмоциональная среда-воздух поэтического существования Героини – и пластический, и голосовой – живая плоть пульсирующая, - мечущаяся – подвижная...
Теперь необходимо ввести „я” Героини – в ее разных „воплощениях” – сколько этих воплощений, ее ликов?.. Воплощаясь, - Героиня является – в „заземленном” – бытовом образе, - входит в то или иное обличье – „платье – ситуацию”, – Она проходит через... – и прочерчивается некий Путь – смысл этого Пути – смысл земного существования Души женской...
Акутагава «В чаще» /репетиционные конспекты фрагментарные/
…знаковый театр –как последовательное выстраивание знаковых структур - в точности каждого: знако-движения, знако-ритмо-звучания, голосо-мелодико-звучания… …пластико-ритмические диалоги: в языке знаков – ритуалах движений и звучаний – в ассоциативных образах…
Двое актеров – он и она – вариации диалогов, - в которых – и история, и расследование… Два полюса, две стихии – мужская и женская…Оптимальные, непересекающиеся – они, не соединяясь, всегда противостоят…
Есть несколько " уровней времени": - прошлое – " точка отсчета" – само событие, которое есть неизвестность… - настоящее – дознание: показания дровосека, монаха, старухи, стражника и признание разбойника – и как результат: первая версия… - по прошествии времени – исповедь девушки в храме, - и другая версия… - вне времени реального – " над временем" – как голос духа – явление третьей версии…
Необходима определенная неоднозначность решения – как особый взгляд на мир – и особый " вневременной" способ существования актеров, - создание возможности " вхождения" в особую " материализованную дисгармонию" – " безвоздушной среды" – обрывков мыслей, эмоций, картин и звуков…
Соответственно и задания (опыты): 1) понятие " пред-атмосферы", - " насыщение некое" – ожидания - вот сейчас в суде будет говорить…и ждут от него (от нее) чего-то, и – уже то, как он (она) выглядит, и – кто это, и что уже известно к данному моменту времени… Надо: и проанализировать, и представить, ощутить, увидеть и услышать – и - на листе бумаги - как-то передать – зафиксировать, - в линиях, отдельных буквах, словах, пятнах цветовых – " пред-атмосферу" - к моменту выступления (рассказа) последовательно каждого из персонажей: дровосека, монаха, стражника, старухи и, наконец, разбойника…
2) теперь пробы и поиск решений непосредственно на площадке игровой, - то же самое попытаться " выразить" – " войти" - собой попробовать – и ощутить, почувствовать – " фрагментарно" – в отдельных жестах, движениях, позах, пластическом импульсе – и звуки, голос… В свободном актерском существовании – двое рядом, на одной игровой площадке, но каждый погружен в собственные ощущения, занят отслеживанием собственных проб…
3) домашняя работа: размышления и отбор, - каждому из пяти персонажей найти " что-то свое" – сущностное – " тело": - в графике, рисунке движений… - шаги, их особенность, и - «характерность» – как именно передвигается каждый из персонажей – по уже найденным для него " графическим рисункам" … - статика – как " точки на (в) пути" – позы особые - в моменты остановок передвижения – у каждого персонажа " свой набор характерных поз" … - от " позы в точке" – " пластика в точке" …эта " пластика точки", вероятно, соотносится с осанкой персонажа – с графикой его " моментов движения" … - голос – найти – " выстроить" – не менее пяти-шести " голосовых вариаций" для каждого из пяти персонажей… Результат домашней работы – поисков - показывается для рассмотрения и обсуждения совместного…
4) потом – ритмический рисунок, - " узор" – по каждому из пяти персонажей (каждый из актеров предлагает вариант " для себя" и вариант " для партнера") – и пробы - " хаос отдельных моментов и фигур актерского существования" - подчинить ритму (" ввести в ритмическое поле заданного ритмического рисунка"), - вариант, когда у каждого из существующих на одном игровом пространстве - и свой отдельный " ритмический узор" – принцип контрапункта? – и вариант единого ритмического рисунка (интересно, чтобы эти варианты " наслаивались")…
5) нарисовать, - придумать – " сложить" – своеобразный " иероглиф" – как графическое соответствие – и персонажу, - и его рассказу, - и его эмоциональному состоянию… И ракурс особый – в котором " прочитывается" – «мировоззрение персонажа»… Это: линия – точка (момент остановки) – поворот (изменение направления движения) – как условные " ритмические доли" (" шаги"), особо – изменения темпа и " тембра" (окраски, характерности) движения… " Иероглифы" надо " совместить" – сопоставить и соотнести – на условном игровом поле, - " иероглиф" одного актера (актрисы) вписать в " иероглиф" другого актера (актрисы) – как вариант: мужское и женское начало…
6) теперь " звучание" – в " точке" – как свободное ассоциативное пластическое существование…и – подобранный, найденный " репертуар голосозвучаний" каждого персонажа – произвольно – " наслоением" пластики и голоса…
7) слова, фрагменты текста – их надо отобрать (каждый из актеров для каждого из пяти персонажей, из их рассказов – не менее 6-7 реплик, в " сумме" как бы - " собирающих" рассказ персонажа (" ассоциативно-сущностно-конспективно")…
Когда все и найдено, и " отшлифовано", - опыт " собирания в целое" - работа результативно складывается по жестким правилам (что, с чем, когда, на чем и т.п.) и " выносится" в условиях " пробного репетиционного (промежуточного) показа – на зрительское рассмотрение и обсуждение…
" Обрамление" открытого репетиционного показа: - стилизованные костюмы… - площадка (игровое поле) расчерчена на " квадраты-зоны" … - места для актеров – за " игровым полем" – тут актеры настраиваются сидя друг против друга на " ковриках" … - вспоминание – произносят названия условных " глав-рассказов": " о чем поведал" … - пробуют и предлагают друг другу " узоры ритмических ударов" – как настрой и " предатмосфера" будущего существования в " иероглифе" … - ритуал " вхождения" – на " игровое поле" – для построения " иероглифа" и существования в нем – параллельное, одновременное для двух актеров… - затем – " выход из игрового поля" – и может быть " вспомнить-услышать" – удары ритмические – в другом времени – как " отражение" того, что только что происходило – своеобразный " отыгрыш": есть разница между " ритмом-планом" перед выходом на площадку и " ритмом-отыгрышем" после ухода с площадки… Важно: точность, не щедрость – скупость, - ни одного чтобы лишнего движения, звучания…предпочтение звучанию нейтральному – вслушиваясь в каждый звук тобой произносимого текста…моменты " свободной пластики" – " стреноживать" и " заземлять" – обращая в отслеживаемые тобой, внутренне фиксированные " моменты-картинки" …
2.Пробы и опыты в решении задачи возможности " стихийного пластического существования".
1) Условные три " сферы": - " земля" – всем телом - " вихревыми движениями" – стремиться как бы " распластываться" – существование на уровне не выше колен – тело на полу, - без возможности " стать на ноги" … - " небо" – пробы полета – легкими прыжками, мягкими, почти неслышными – попытка " вхождения в высокие вихревые потоки" … - " между небом и землей" – некое срединное пространство (плоскость) – и существование – " акты этого существования", - " росчерками движений" – тело " осваивает" привычное пространство – от " уровня колен" до уровня " поднятых рук" – ноги " отрываются" поочередно, опора не теряется… Есть некие условные " воздушные сферы", - в которых необходимо научиться – " нафантазировав и вообразив", - " входить", возможно, обретая новую для себя пластику Представлять – на всех трех уровнях – некие движения воздушных масс, которые " подхватывают" тело, вынуждают его постоянно двигаться…
2) пластическое существование необходимо " поддержать" - непрерывным голосо-звучанием – это дает возможность оптимального погружения в " сферу-среду насыщенную" – от условной " земли" – " неба" – " между небом и землей" …
3) отобрав (и " отшлифовав") – достаточный " арсенал движений" – возможностей пластического существования в некой условной стихии " плотной воздушной среды" – собственно, научившись - созданию этой среды – ощущением ее… – далее возможно «воплощение» - как некая «материализация»: – «бросая и отпуская» - в нафантазированные вихревые потоки - свое тело… – теперь конкретизировать необходимо: это особая " эмоциональная среда", в которой живет, в которой возникает – и Душа девушки, и Дух воина… Перипетии стихийного пластического существования – в трех разноуровневых сферах – с наложением непрерывной линией –" движений особого " голосо-звучания" – вот что необходимо и нафантазировать и ясно представлять, чтобы в этом " сюжете" – проложить " путь" – и являющейся Души девушки, и явившегося Духа воина (предварительно – графически прочертив, построив – амплитуду Пути)…
- версию дознания (разбойника)… - версию Девушки (Души девушки)… - версию Самурая (Духа воина)…
Собрать надо (" сконструировать") сюжет своеобразного " театра живых картинок" – по каждому из трех версий не менее 12-16 " картинок" – так, будто некто последовательно " выхватывал из видеоленты" и фиксировал фрагменты трагического происшествия" – " фотографии" …
Выстроенные (подготовленные) " скульптурные живые картинки" (" фотографии") – как иллюстрации к каждой из трех версий события, - в репетиционном показе сопровождаются словами (обрывками текста рассказов) – как своеобразными " подписями под " фотографиями" (под " живыми картинками"), но могут и подаваться – и как " вещественные доказательства", - то, что " приобщается к делу" … Какие-то " картинки-фотографии" будут совпадать, какие-то окажутся совершенно отличными…
а) это наборы " парных снимков" – на каждой " фотографии" – две фигуры (живые картинки из двух фигур)…
б) следующий этап – каждый из актеров – " автономно" и произвольно – без партнера и вне последовательности сюжетов – как бы " выхватывает" (строит) то одну, то другую " позу-фрагмент" – в своеобразном калейдоскопе " тасуя" эти " половинки (обрывки) фотографий" – отдельные, в разных ракурсах, " скульптурки", оторванные от " скульптурных дуэтов" …
а) стихийное – пластическое и голосозвучащее – выстроенное как непрерывность существования – сама жизнь духа… б) " фрагменты-фигуры" – из трех " сюжетных серий" – " скульптурные группы" – возникающие и существующие в свободной импровизационной " композиции-калейдоскопе" и сопровождаемые отдельными репликами текстовыми из рассказов разных персонажей… в) по сюжету " исповеди Девушки" – актриса строит, ведет – актер ищет (строит) дополняющие, противостоящие и оттеняющие варианты собственного с ней рядом существования... г) по сюжету " рассказ Духа воина" – ведущим становится актер…
Важно: чтобы движения " стихийные" в зрительском восприятии ясно отделялись от " скульптурных фигур" (из набора " сюжетных фотографий")… И – поиск и нахождение оптимального в вариантах (способах) " сосуществования" - в игровом пространстве актера и актрисы – тут мужское и женское, - в какой-то момент кто-то ведет, а кто-то созерцает, в другой момент – Он и Она соединяются и тут же отталкиваются…
Это – и то, что уже показывалось при зрителе (от рассказов пяти персонажей " дознания"), и то, что экспериментально собиралось по сюжетным версиям - от Девушки и от Духа воина…
Обрамление – как «ритуал регламентный» - остается, что-то уточняется…
Световое решение – как смена цвета и изменения световой насыщенности…
Важно: найти точный ритм – проследить и выверить его изменения по всей работе…
От возникших проблем и с учетом зрительских мнений и пожеланий – возможны и новые задания, опыты и решения…
В перспективе актеров необходимо освободить от функций " музыкантов-ударников", и тогда – " в антрактах" - они не занимаются воспроизведением ритмов – но просто сидят друг перед другом в тишине? – а в моменты их существования на игровой площадке - " группа ударников" – импровизирует вариации звукового сопровождения?..
|