![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практика отдельных постановочных проектов
Особая тема – опыт работы с актерами, которые прошли определенную профессиональную подготовку и приобрели навыки актерской работы в репертуарном театре… Тут - театру импровизации, - тем более в форме «знакового театра» - трудно было найти достойное место, но все же кое-какие элементы – в репетиционном процессе - удалось и предложить и опробовать…
Марсель Митуа «Аккомпаниатор»
/с Юрием Сарычевым, актером Киевского театра им. Ивана Франко, в его авторском переводе, к 60-летию со дня рождения… сезон 1995/96 и сезон 1996/97, показ работы состоялся в феврале 1997 года в Доме актера…/
…насыщение ритмическими «рисунками-структурами» – как акцентирование внутренних состояний, картинок внутренних – визуальных и звуковых сюжетов, как «переходы сюжетов» - сигнальные системы переключений внутренних… …в слове, фразе – микроструктуры перемен – свободная актерская импровизация – узоры эмоциональных окрасок… …привычные актеру, знакомые приемы и способы вхождения в «материю роли» подвергнуть некоторой «ревизии» в попытке «расшатать стереотипы»…
Направленность действия: доказываю, объясняю, оправдываюсь, обвиняю, дразню, укоряю, провоцирую, иронизирую, исповедуюсь, прошу, взываю, рассказываю, показываю…
Ситуация: - прямая – зрители… - вероятная - пустой зал… - репетиция – перед кем-то, – одним зрителем… - наедине с собой – и актер, и режиссер, и драматург, и зритель… /в вариантах: и общей трактовки, установки на игру сегодня, и в возможности перемен в процессе игрового актерского существования – его ракурсов, - от воли актера…/
Персонаж /характер/ - вариантно: - робкий – неуравновешенный – задумчивый - бодрый – авантюрный, игрок - вслух размышляющий – мечтатель – юморист – манерный – боязливый - грустный, улыбчивый – небрежно ироничный… - искать, пробовать различные «доминанты» - от себя, в себе – к некому искомому образу-персонажу идти…
«Смысл – смысловые задачи»: то, - «я – актер», – и демонстрация виртуозной игры… то, - понять я хочу - попытаться – что же случилось тогда, десять лет назад… Тогда, к финалу: к чему приходит: - доказал ли?.. - разобрался ли, понял?..
Мир внутренних субъективных ассоциаций-образов, – в процессе подробной разработки драматургического материала – его «насыщение» ассоциативными «полями памяти» персонажа /по аналогии – «контрапунктно» - с собственной человеческой и актерской историей/:
1.Сейчас - аккомпаниатор: утро, кофе…пустая комната… пресса… поезд, в окне…сидячий вагон… прачечная… пустая сцена… репетиции… гонорар в конверте…ресторан…третьеразрядный отель…афиша…
2.Недавнее прошлое - артистическая карьера: студия, учеба…меблированные комнаты, хозяйка…Клео… режиссер, директор…парик… гостиница… гастроли… чечетка… музыка… опера… ресторан… гримерка… цветы…борьба, бокс…поклонницы…буфет…
3.Далекое - детство, юность: мама…паровоз… кино… улица… дядя… школа… театр… город… лошадь… отец… утки…речка… мюзик-холл…влюбленности… рыба…
4.…и - фантазирование поступка…
И – непростая задача: принятие актером - неких структурно-формальных элементов, - и насыщение их /привнесение в них/ ассоциативно-знаковым провоцирующим смысло-содержанием…
Понятия: «ритмический пульс»… «ритмическая форма»… Ритм: - ритм-пульс, - доминанта, - контрапунктом звучания – по каждому «сюжетному блоку» - и можно изменять… - понятие «такта» - каждая условная реплика как такт (может быть – и предложение, и несколько предложений) – в пределах «сюжетного блока»… - внутри «такта» – музыкальная аналогия? – свой рисунок ритмический…
Исходно: - реплика… - несколько реплик (примерно, шесть?) – «сюжетный блок»… - структура как последовательность «сюжетных блоков»… - и понятия: увертюры и финала (без слов, обрамлением)…
К реплике (от реплики) – которая адресована зрителю – реплика внутреннего диалога (монолога): - к себе – что и зачем я говорю – «самокритика»… - к зрителю же, - «дополнительно» - и открыто, откровенно – прямым текстом – задачу свою, чего хочу, добиваюсь… - «рефреном» - в сюжетном блоке, - после каждой реплики…
-эмоциональная окраска – физического действия – словесной реплики…
- центры эмоциональные ассоциативно-образные: - на реплике условной (отдельном фрагменте реплики!) – в центре каждого «блока»… - от них, через них – цепочки образов-ассоциаций как возможность «конспекта прохождения сюжета»…
- перечень «графических рисунков» - в виде линий передвижения актера, - вычерчивающих в пространстве цифры: «тройка», «четверка», «пятерка», шестерка», «семерка», восьмерка», а также - «круг», «квадрат», «треугольник», – каждый «графический рисунок» как условный знак-образ («магический») и как определенная возможность изменения и ритма, и характера движений – в существовании актера на линии данного «знака-образа» – от его внутренней энергетики (то, что должно быть найдено и исследовано в репетиционном поисковом процессе – этюдном игровом «освоении» каждой «фигуры-образа»)…
-перечень предметов обстановки – ширмы, афиша, подиум, прожектор, журнальный столик, стремянка, вешалка, рояль, кресло, стульчик крутящийся, микрофон, магнитофон, ваза с цветами, фонарик, - от каждого не менее шести вариантов игры…
- перечень «предметов одежды» персонажа – фрак, галстук-бабочка, кепи, плащ, трость, зонт, шарф… – и от каждого «предмета» - осваивается возможность игры…
Последовательность «сюжетных блоков» - «срединные фразы» и условные «эмоциональные камертоны»: 1 – «не моя роль»… - с сожалением / «восьмерка» - кашне – сидячий вагон…/ 2 – «он умер»… - отрешенно / «у афиши» - цветы – гримерка…/ 3 – «страх»… - воспоминания / «в кресле» - ресторан – сестра…/ 4 – «пять минут»… - с усмешкой / «рояль» -театральная школа – речка…/ 5 – «как-то вечером»… - с досадой / «тройка» - пиджак – репетиция…/ 6 – «один на один»… - с усталостью / «журнальный столик» - поклонницы – шаль…/ 7 – «этот мюзик-холл»… - мечтательно / «у вешалки» - гимназия – все забыл…/ 8 – «перед пустым залом»… - насмешливо / «семерка» - утро, кафе – в сухомятку…/ 9 – «клавиши всюду одинаковые»… - вопрошая / «пятерка» - трость – Париж…/ 10 – «задушил этими руками»… - жестко / «рампа» - гастроли – стакан чая…/ 11 – «неделя славы»… - небрежно / «четверка» - кепи – примерка…/ 12 – «моя роль»… - уныло / «гобелен» - гонорар в конверте – лес, поляна…/ 13 – «все кончено»… - печально / «стремянка» - пустая комната – замок…/ 14 – «в свете прожектора»… - задумчиво / «микрофон» - стул сломан – отец…/ 15 – «прощаюсь с вами»… - с горечью / «круг» - галстук – автобус…/
…планировалось выйти с показом открытым - на октябрь 1996 года, вариант первый, эскизный, но все передвинулось на четыре месяца, а главное – площадка: вместо фойе театра – сцена Дома актера… задача: - прежде всего! – чистота «уровня А» – свобода игры!.. - импровизационное существование актера – в предложенных правилах /однако возникла необходимость, - «конспективного мизансценирования» – так актеру было удобнее, привычнее/… последующие три условные, «заполняющие», уровни: - «уровень Б» – предметное обустройство пространства сцены… - «уровень В» – музыкальное наполнение… - «уровень Г» – световая партитура… - в связи с переносом места показа и отсутствием необходимых постановочных средств - практически не были решены, хоть и была попытка перепланировать игровое пространство, в котором огорожен был «островок» некой иной реальности, параллельной – где юный музыкант осваивал искусство игры на виолончели…
Франц Ксавер Крец «Дальнейшие перспективы»
/с Людмилой Игнатенко, актрисой Киевского ТЮЗа, - пробы репетиционной работы над спектаклем, по ее инициативе…/
Задачи некоторые / соотносимые с идеями «знакового театра»/:
…структуру внутренних голосов – их множественность и взаимоотношений уровни – найти, - и адекватно – «выявить» - в «знаках игры», - в вариантах актерского существования в этих голосах… …ассоциативные – «ниточки» - «сплетения воспоминаний и картинок, и ситуаций, и образов – как структуры открытые – от нафантазированных снимков «семейного альбома»… …и – тоже некая структурированность иерархий, – мира живых предметов обстановки, вещей нагромождения – «населенности» – того мира, в котором она, героиня, живет – с которым она уже давно – и неотъемно - «сжилась»…
План работы:
1.Текст – разбивка на условные «игровые блоки», выделение «условных реплик» - на уровне одного предложения…
Репертуар «голосов внутренних» фрау Рузам – мира ее внутреннего «я», - и к кому они адресованы: - к себе, другим своим голосам… - к Отто, Лине, Стефану, Герману, Монике, папе, доктору… - к зрителю - как условному сочувствующему нейтральному… /тут проба игры от каждой «условной реплики» - изменение «адреса», изменение «голоса»…/
Занятия, - по каждому «игровому блоку» - что делает, чем может заниматься (вариантно!)…
Темы – по каждому «игровому блоку» - репертуар» - слова, определяющие темы, - и ассоциативные цепочки» - игра – от каждого «слова-темы» - на паузе авторской – что фантазируется…
План квартиры фрау Рузам, - с приложением «перечня предметов» - того, что она перебирает, отбирает… /игрово – в «выгородке» - разложить все по своим местам, - на карточках название каждого предмета, каждой вещи, стулья обозначают предметы обстановки (стол, диван, шкаф…) – игровое предположение: переселение отменяется! – но фрау Рузам уже «свалила в кучу все вещи», которые «свалены» посреди комнаты – теперь надо все вернуть по местам…/
Распорядок дня фрау Рузам – рядовой день, самый обычный – она вместе с Бурле (накануне) обсуждает план: что надо сделать – тут возможность игры… Нора «распорядок примерный» необходимо разработать достаточно подробно: когда встает, утренний туалет…завтрак…выход на улицу, маршрут возможный (для чего надо и продумать - план города, района, в котором живет фрау Рузам…откуда звонит, дома ведь нет телефона, что и где покупает…и с кем встречается периодически… далее обед… вечер… радио… Бурле… и «отход ко сну»…
2. Игровые задания в поиске образа фрау Рузам, - ее характер, внешность, особенности ее мира внутреннего, - чем он наполнен, - как, через что выявляться может - в диалогах ее…
3. Построение игровой модели спектакля – в нескольких уровнях…
|