Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть третья.
Институт театра как проект…
1. «Наука о театре»: мысли по кругу… Наука о театре – для театра?.. Наука, научное знание – это знание достоверное? Условно объективное? – знание предмета рассмотрения – о предмете рассмотрения, и – закономерностей, связанных с предметом рассмотрения – закономерностей установленных – таких, которые – действуют как объективные (?) законы – функциональные – раскрывающие существо рассматриваемого предмета – саму его «закономерность существования» - в определенных условиях – на разных этапах – и в перспективе исторической, - и сегодня, и, с определенной «степенью допуска» - в перспективе обозримой…
Логично ли употребление слова «наука», когда речь идет об искусстве? – неком, порой противостоянии науке – как форме познания человеком мира, его явлений, его – дифференцированных по областям знания – закономерностей… Возможно ли «установление законов» - закономерностей – «мер и весов» – критериев «объективных» - в творчестве, искусстве?..
Есть «точные науки» - математика, физика, химия?.. И есть «общественные (здесь же и гуманитарные?) науки: история, социология – политология? – экономика? – психология? – филология? - языкознание?.. И деление на «фундаментальные» и «прикладные»… И – искусствознание (искусствоведение) – как наука, изучающая явления искусства, его произведения, тут и театр: искусство актера, искусство режиссера (как автора спектакля)… …– в чем? где? – отличное и сущностное? – как отделить то, что, возможно, и есть наука, если «наука» - приложимо к искусству, к творчеству, к театру, в частности, - от того, что – «наукоподобие» - ложная деятельность – псевдонаука… . Есть ли законы, объективно существующие – подобные тем, которые устанавливают «точные науки», - в искусстве, конкретно: в искусстве театра, произведения которого – спектакли – являются предметом рассмотрения «искусствоведческого научного исследования»?..
Возможно ли – чтобы спектакль, произведение театрального искусства – творчество актеров – были " предметом научного рассмотрения" – объектом рационального анализа научного – основанного на неких «выявленных закономерностях» – и " объективных законах творчества"?..
Корректно ли вообще употребление понятия и термина – " НАУКА" – не к " точным" и не к " фундаментальным" наукам, – а к так называемым – " общественным и гуманитарным" – история, социология, философия, политология? - психология, языкознание, филология? - экономика?..
Есть ли – и где именно? – там, «среди наук», место – искусствознанию вообще – и " науке о театре" в частности, – если такая «наука» вообще существует – имеет право на существование – если есть в ней, в этой «науке» - необходимость, потребность? – и для кого? – кому? – для чего? – не возводятся ли – неким чиновничьим критическим " наукообразием" – препоны на пути развития искусства, в том числе – искусства театрального?..
Специфика в чем – " науки театра" – искусствознания как науки? …
Первое, - различие творчества научного от творчества художественного – при общности самого - " энергетически насыщенного" - акта творчества - как поиска и созидания – акта действия и деятельности, - который присущ каждому человеку от рождения, – но не в каждом человеке достигает необходимой " энергетической потенции увлеченности" – что свидетельствует о способности либо отсутствии способности к направленному творчеству – художественному либо научному - у того или иного человека… Специфика и особенности научной деятельности – и специфика и особенности художественной созидательной работы – в изобразительном ли искусстве, в беллетристике, в музыкальном искусстве, в театре как искусстве…
Фундаментальная наука создает фундамент – основание – для науки прикладной – которая, в свою очередь, - является " базисом" для различных технологий и методологий – и, тем самым, выходит на поверхность реальных (видимых) – разного рода производств и строительств – на благо жаждущему человечеству – во имя улучшения его, человечества, - каждодневного комфортного «бытования и бытоустройства»…
Если? – спектакль как конечный продукт, результат – во имя решения реальных задач искусства – в диалоге со зрителем… И есть – предшествует ему – технология – процесс создания спектакля… Но перед этим – «прикладно»? – необходим этап (учебный) подготовки творческих личностей к творческой работе – как выявление потенциала творческого – его развитие – до уровня необходимых качеств профессионализма… А еще - до того? – как " фундаментальное"? – постижение законов театрального искусства? – если есть законы – если есть нечто закономерное в искусстве вообще, в театральном искусстве, в частности…
Обратный путь? - в науке: - от " фундаментального" к " прикладному" – и, затем – к " потребительскому" - через " технологическое" … в искусстве: - от " потребительского" – жажда - потребность впечатлений эстетических – от произведений искусства?.. /в театре – спектакль/ - к " технологическому" – необходимости разработок - накоплением ремесленного опыта и навыков профессиональной деятельности?.. /в театре – репетиционный процесс/ - к исходно предваряющему - - и прикладному? - подготовительному, учебному – по мере осознания самой необходимости этого учебного процесса, - когда «складываются» разнообразные авторские учебные программы?.. /театр - по «Мастерству актера» прежде всего/ - и, – наконец, - «фундаментальное» - через развитую, театральную в частности, критику – просвещенную и требовательную – по мере накопления фактов, явлений и событий исторической ретроспекции существования искусства /театра/ – " фундаментальное" – как то, что можно назвать попытками и необходимостью обобщения – возможностью и необходимостью выявления неких закономерностей – а далее – и законов художественного творчества – научного исследования /театрального/ искусства…
Театроведение –? – ведать, знать?.. Тогда, прежде всего? - это, конечно, - история театра? … да, конечно, - и полезно, и необходимо – изыскание и исследование - от собирания - фактов, - событий, имен, понятий, названий… и - концепций, теорий… … возможность последующей - передачи знаний? – «отысканных», - отобранных и систематизированных – тем, кому это интересно, для тех, кому необходимо… История – да, но наука? – какая же это наука?.. История – это наука?.. Наука – это когда законы, закономерности… История же – это систематизация, структурирование, хронология… Да, возможны выводы, которые, порой, претендуют на «выведение закономерностей», даже и законов развития искусства – в контексте культуры, цивилизации.... … но это, - как правило? - лишь субъективные теории, претендующие на некую «объективность, «всеобщность» - и подгоняющие часто некую доказательную базу под свои «выводы закономерностей»… Но и, чаще, – речь может идти лишь о неких - параллелях, - отдельных общих, - сходных, подобных - моментах – развития «искусства вообще», - в том или ином контексте… А не о закономерностях – законах собственно искусства – в нашем случае – театрального… … да, на примерах: конкретных произведений и творчества конкретных авторов: драматургов, актеров, режиссеров, сценографов, композиторов – определенной исторической эпохи? - в соотнесении, нахождении «похожестей» - можно, вероятно, выводы некие сделать – и обобщить – «оформить» - и представить результаты своих наблюдений и обобщений – как некие обнаруженные закономерности……
Да, вполне логично – признание полезности и необходимости «исторического разыскания» - и, в этом качестве, - ценности функции и существования театроведения, - как истории театра, театроведов – как людей, изучающих историю театра, - «ведающих» и «знающих» - и, соответственно, - издающих театроведческие труды: о спектаклях, о театрах, об актерах, которые были в разные исторические времена, в разных странах, разных культурах…
Тут бы только, как пожелание, - чтобы объективность, по возможности, и чтобы, по возможности, - полнота описаний, точность реконструкций, - меньше чтобы наносного, - идеологического ли, «актуального», субъективного… (Особенно, когда речь идет о структуре спектакля, о методологии актерской – о предметном, конкретном – чтобы конкретнее? …)
…в подробностях: что и как было – и факты, и люди, и детали…Это – исследование – реконструкция, - предположим, спектакля, собирание – мнений зрительских, оценок и характеристик…Это – кропотливая работа…Но – все это, - если в ракурсе науки? – лишь материал – для возможного анализа, обобщений, выводов, гипотез…
Институт – это идеи, концепции…это теория – как гипотеза, как обоснование практики, теория – как анализ процесса /обобщающая критика? /, теория – как ретроспекция практики /обобщение в ракурсе исторического опыта/… … в «зоне внимания», - процесс текущий - практика: – это постановочная и репетиционная работа… - это спектакль, и его существование в процессе зрительского восприятия… - и, это исходное, - школа – методики, целевые установки – к профессии театральной… - и отдельно, обособленно, но комплексно - «поисковый театр» – эксперименты, пробы… И все – как объект возможного рассмотрения – исследования – возможный предмет научного рассмотрения?..
…театроведение как наука? … … законы – психология – зрительское восприятие – актерское игровое существование… - пространственное… - звуковое…. – атмосфера… - что и как? - и на кого? – и отчего? - воздействует – и составляет комплекс - «условно-объективных факторов»? … …при таких-то условиях – как правило – и – в спектакле, следуя заявленным «правилам» - игры? – эстетических и целевых установок? – как правило – есть некие закономерности… …актерское искусство – его природа – есть законы? – при таких-то данных – искомых – условиях – как правило… …социология -? – привлечение зрителей?.. – социологическая служба - при театре – для театра? … …наука – сейчас – что об этом писали, что знаем, какие сохранились свидетельства и факты, материалы - собирание, систематизация? – под собственные выводы – теорию?.. …лаборатория – опыты – при разных условиях – устанавливая и разные «вводные» и различные «режимы» - и фиксация, наблюдение… …темы: пространство и актер – пространство целостное (реальное) – и условное (сцены?) – звук как пространство…
…история – как предмет рассмотрения – собирание и – реконструкции – выявление и сущностного и структурных составляющих, и – от контекста социального, и – отстранением отдельных элементов – их рассмотрение…
…соотношение субъективного – творческого начала и объективных законов, закономерностей: а) от психофизики актера – в его разных «игровых вхождениях»… б) от психологии восприятия… в) от социальной функции – отношения в социуме к театру…
…структура спектакля, - от субъективного – режиссерского… - от целевого – запроса зрительского…
…способы воздействия на зрителя – их исследование?.. …эффекты света и звука, пространства и ритмов… … актер в мире сценическом – функционально по отношению к этому миру… …законы композиции – соединения разрозненных элементов пространства в сюжетах времени… разработка соответствующих (направленных) тренингов… … настройка психофизического «аппарата» актера, - к спектаклю, конкретным игровым задачам…
Исследование технологии искусства (театра) – его произведений?
Наука – как познание чего-либо, - мира, человека (в мире, в человеке), и – наука как установление закономерностей неких процессов и явлений (мира, человека)
Познание законов мира – законов – как закономерностей, условно объективных – «истинных»: при определенных условиях - знаю, доказано – будет так-то, и не иначе, произойдет, происходит то-то, так-то, и не по другому…
В природе – внешний мир – пространство вокруг, рядом – в его, пространства, составляющих элементах – воды, земли, воздуха… (и вне земли – в космосе)… И есть человек – его мир – физический (медицина?), эмоциональный (психология?)… И есть деятельность человека - его существование, направленное на… Тогда изучение – наука? – возможных последствий этой деятельности – «производства… И – сосуществование людей – в процессе их существования – тут тоже есть ли закономерности – общественного, экономического, психологического уровней?.. И есть то, что – условно – жизненеобходимое, а есть то, что – условно – «надстроечное»? – необязательное – спорт, искусство, развлечения?..
…любые науки? – фазы, этапы: 1)наблюдение, - и, на этой основе – предположение закономерностей… 1а)собственно наблюдение (направленное, осознанное) – и хронологически значимые периоды наблюдений – тогда источники – факты наблюдений – их собирание – как необходимость… 2)далее – моделирование – предположение, исходя из собранных данных наблюдения – и прогнозирование… 2а)опыты в моделировании – изменение параметров, условий исходных – привнесение – экспериментально – нестандартных ситуаций – что будет, если… Это наука исследования – вслед за этапом наблюдения и собирания…
…жизнь физическая и жизнь духовная, особая, внутренняя – в соотнесении с жизнью эмоциональной? – как реакцией – проявлений внешних?.. физическое как биологическое – в человеке – его животное начало – духовное – что-то иное? – можно ли – условно – разделять?..
…искусство?.. и философия – как размышления, и спорт- как «отпускание» чего-то в человеке?.. и отдых – как развлечение?.. и общение – как необходимость, не необходимая?.. и сон? - как сновидения… и прогулка – как «вхождение в природу», с ней общение?..
…человек – его потребности – и в деятельности, и в быто-существовании комфортном, и в знании, и в отдыхе, и в спорте, и в – искусстве?.. …и мир рядом с ним – тот, в котором он живет – осознание потребностей? – этого мира – как его закономерностей – во взаимосвязи – «я» и «он»… …и люди – такие как я – тоже в этом мире – с ними взаимосвязи – и необходимые, и вынужденные – что делать? Как быть? Как жить?
И тогда? – искусство – его миры – его параллели – вхождением, - как с одной стороны, - от тех, кто – так и с другой стороны – тех, к кому?..
Если «наука о театре», тогда
…предмет изучения – спектакль (произведение театрального искусства), – и то, что во время спектакля (зрительское восприятие), – и то, что предшествует (репетиционный процесс)…
Это: - фиксация " предмета изучения" … - анализ " предмета изучения" … - сопоставление различных " предметов изучения" … - гипотезы (обобщения) – как составление (" формулирование") неких объективных законов театрального искусства…
Это: - собирание фактов истории театра, - его явлений и форм в разные времена, в разных культурах, у разных народов…
Это: - экспериментальная база, - опыты решения конкретных задач – как практическое театроведение…
Это, - и театральная критика, - их взаимосвязь, - наука о театре " подбрасывает" критерии подходов к пониманию правил (законов), в которых решен спектакль, критика – собирает – и дает материал – для дальнейших сопоставлений…
И театр, его существование – как творческий процесс, - который строится на фундаменте знаний о театре, тех знаний, которые, в том числе, дает театроведение…но и – театр, спектакль – создают новые знания…
…точные науки – их отношение к собственной истории – для театроведения история есть современность – неотъемлемая часть единого процесса творческого созидания, революций и эволюций, - для точных же наук – история и есть история…
…если точные науки, - взгляд на предмет изучения – как возможность сформулировать объективные законоположения…То в театроведении – существует – некое соотношение объективного и субъективного, - что-то может утверждаться и как закон, всегда, при любых вариантах " действующий", но что-то, очень важное, порой сущностное – обязательно - " дается на волю субъективного" …
…в театре – театроведении, - двойная субъективность, - это и субъективность художника – как обязательная составляющая любого произведения искусства (и не только театра), и – субъективность момента – акта творчества – спектакля, - сегодня, сейчас – завтра это нечто другое… (тут отличие от ряда других видов искусства – особенность именно исполнительского искусства – актера, музыканта, певца, танцора…)
…есть история театра, - и недавняя, и та, которая сегодня " пишется", а есть – " археология театра" – отыскание отдельных фрагментов (" сколков") театрального бытования (на всех его уровнях)…
…Искусство – соотношение заданно-объективного и поисково (творчески)-субъективного…Тогда " наука" – оформление в систему – заданно-объективного (как некого догмата на сегодня), и – изучение поисково-субъективного – его фиксация и анализ – в возможности – обобщений – и на сегодня, и на завтра… Догмат дает основу – колыбель – творчеству – открытию субъективного…
…Наука – как познание законов бытия – соотношение " открытого" к " неведомому" – где " открытое" как база – тоже " колыбель" – в которой инициация нового открытия – в стремлении (вечному?) к " неведомому" …
Наука - живая, пока остается " неведомое", в противном случае научный институт завершил работу, его можно бы ликвидировать, ученым подыскать другую работу, - область деятельности… Искусство – живое, пока есть субъективное – творческое… Творчество – и в науке, и в искусстве, догматы – " условно-объективное" – и в науке, и в искусстве…
|