Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гланл V син1ргичнаи организация
Очевидно, что столь огромное разнообразие элементного состава организаций не дает возможности найти универсальные критерии оценки его качества, за исключением «хуже — лучше», «больше — меньше» в сравнении с другими организациями, с желаемым или с предыдущим состоянием. А это вполне работоспособные критерии. Хотя нужны и другие, специальные, применительно к особенностям каждой компоненты. Распределим качества каждой из основных компонент организации по уже известным нам трем потенциалам. Как и в социуме, здесь все начинается с целеполагания. Минимальное качество целей — телеономия. Это цели, встроенные в само существование организации. Например, сохранение ее целостности, обеспечение необходимого совпадения интересов сотрудников и владельцев. То же следует сказать и о рентабельности: для бизнес-организации она не может быть предметом выбора, ибо обеспечение прибыли является условием существования. Более высокое качество организационных целей — реактивность, т. е. достижение устойчивости организации в изменяющихся условиях, способности быстро приспосабливаться к внешним и внутренним изменениям. А высшее качество целей — проактивность, т. е. достижение способности не только умело и вовремя реагировать на изменения, но и упреждать нежелательные тенденции и ускорять желаемые. Не только встраиваться в рынок, но и воздействовать на спрос1. Типичный пример проактивного поведения на рынке — вывод на него продукции, на которую пока не сложился достаточный спрос, но, насколько можно судить (закономерности моды, опыт других стран и т.п.), он появится, если его стимулировать. Другой пример — проактивный У15ЮЫ, т.е. разработка такого образа желаемого будущего, который задает фирме новые сильные ориентиры: доля рынка, авангардный продукт, недоступные ранее рынки, положению в обществе и т. п. Разумеется, в целях есть немало своей дезорганизации: противоречия между ними или их носителями, пороки в формулировках целей и т. п. Впрочем, возьмите таблицу 2.2 «Соотношение качества целей и качества решений» и примените ее к конкретной бизнес-организации. Ведь там весь смысл. Из него следует еще одно измерение качества управления бизнес-организациями. Самое низкое качество — это примитивное управление по заданиям: когда руководитель дает задания своим подчиненным — что именно, когда и как сделать — и строго контролирует исполнение. Сами исполнители при этом не знают целей всей работы и отвечают только за порученную операцию. Исполнительство здесь — единственная ценность. Инициатива исключается. 1 Подробнее о проактивном целеполагании см.: Пригожий А. И. Методы развития организации. М.: МЦФЭР, 2003. С. 77. Ьолее развитый уровень управления начинается с того, что руководитель описывает работнику последовательность операций какого-то рабочего процесса, обучает его точному исполнению всего цикла и применяет санкции за отклонение от операционных стандартов. Согласование же разных процессов (по срокам, ресурсам, последовательности), а также оценку их руководство берет на себя. Это управление по процессу. Следующая степень качества управления появляется на том уровне развития организации, когда она вырабатывает некоторый набор правил не только труда, но и взаимодействия между работниками, процессами, подразделениями. Это управление по правилам. Здесь ответственность за операции, процессы и взаимодействие берут на себя исполнители, а санкции следуют за нарушение правил. Конечно, при этом подразумевается, что не только операции и процессы, но и правила достаточно хорошо разработаны руководством с участием исполнителей и адекватно освоены как теми, так и другими. Новая ступень в развитии организации появляется на уровне управления по целям, когда работникам, подразделениям задаются результаты работы, требуемые от них продукты деятельности, которые они должны условно продать фирме. При этом все перечисленное выше достаточно хорошо отработано, и руководство не только поручает исполнителям достижение результатов, но и доверяет совершенствование их по своему усмотрению, т. е. допускает высокую степень самоорганизации коллективов. Высшее качество управления на сегодня — это выдвижение и освоение персоналом основных ценностей организации, ориентируясь на которые ведущий контингент сотрудников получает достаточные автономию, возможности для инициативы и ответственность. Управление по ценностям требует высоких уровня доверия, квалификации и вовлеченности основной части персонала в стратегию фирмы, в ее идеологию, ежели таковая разработана профессионально. Что у нас пока встречается очень редко. Какие именно ценности становятся синергиками на этом высшем уровне управления? Некоторые, казалось бы, традиционные управленческие ценности существенно меняют акценты. В поведении на рынке на передний план выходит конкретная репутация (не имидж, а именно репутация) со стратегическими конкурентными преимуществами. А такая традиционная ценность, как, например, клиентность, на предыдущих уровнях обычно выглядит так: «клиент всегда прав». Но здесь она преобразовывается в формулу: «мы идем впереди запросов клиентов» (варианты: «клиент еще не знает наших возможностей», «мы развиваем запросы клиента»). Иначе говоря, ценности меняют реактивный характер на проактивный. Разумеется, приоритетной ценностью теперь становится и командность, которая включает в себя такие вторичные ценности, как высокая степень доверия, взаимная обязательность, согласованность целей и действий подразделений и сотрудников в направлении общефирменных целей. Конечно, каждая компания вырабатывает авангардные ценности для себя индивидуально, сугубо применительно к своим внутренней и внешней средам1. Что вы видите на этой схеме (рис. 3.1)? Не правда ли — управление развивается в сторону все большей автономии работников и подразделений, с одной стороны, и все большей концентрации менеджмента на высших целях с передачей оперативного управления на организационный порядок (частные цели, правила, процессы) — с другой? Возьмем далее персонал — одну из основных компонент организации. Его качество может оцениваться по многим признакам. На мой взгляд, главный из них — степень достижителъной мотивации, т. е. внутренняя устремленность сотрудников к все более высоким результатам через повышение квалификации, инновационность, производительность2. Такой тип мотивации чаще бывает врожденным, реже его можно воспитать, привить. Однако носителями такого типа мотивации не могут быть все сотрудники. В каждой организации это по-своему, но должна быть найдена определенная доля необходимого наличия их на соответствующих должностях. Если высокую достижительную мотивацию считать некоей вершиной потенциала сотрудников, синергией, то минимум — простое исполнительство, синкретика. Второй источник — способ сочетания элементного состава, построения взаимодействия этих компонент. Здесь эффект зависит от двух мер: А. Мера их взаимного соответствия, где синкретика есть совместимость, а синергия — взаимоусиление. Что значит совместимость?
11111 НИЧ1И I > ИЛ11И '.ЛЦ11: 1 Когдп компоненты не погашают друг друга, нзаимо/^'йстнис между ними номможио. Скажем, рабочие и состоянии справиться с попои аппаратурой, их квалификации и мотивированности для этого доста точно. Л что значит взаимоусиление? Когда сочетание компонент активизирует каждую из них, повышает производительность даже больше нормативного уровня. Скажем, если то же новое оборудование требует от рабочих роста их квалификации, это просто достижение совместимости. Л вот если хорошо обученные рабочие начинают совершенствовать это оборудование или же организацию труда на нем, упорядочивают рабочую зону, то тут мы уже получаем взаимоусиление: новая 'техника улучшает качество рабочей силы, а она, в свою очередь, качество ее использования. Другой пример взаимоусиления: готруднпки, обладающие разными способностями, чертами характера, профессиональными компетенциями или же относящиеся к разным пгпхотппам (по Юнгу, Майерс — Бриггсит.п.), сотрудничают так, что 1 К сожалению, серийное консультирование тиражирует пакеты таких ценностей без серьез 2 Речь идет о т.н. внутренней мотивации, т.е. изначально присущем"! конкретной личности, Чл, ц, | (ИМ! ПИН 1мдил 1 (ИНИЧИЧНЛЖ ММЛМИ < ЛЦИМ
1> аланс неплох, но ом мужем нечто лишь дли функционировании, как м немкам синкретнка. К тому же ом унзвим для энтроников — центробежных тенденций. Развитию нужна центрированность. Л поскольку оно заложено и природу, в социум, в рынок, в организацию, в человека, то подводит нас к вопросу: куда развиваться? В бизнес-организациях должна быть обеспечена максимально быстрая и точная проводимость общефирменных целей на уровни подразделений и сотрудников. Обычно такая проводимость затруднена и всего лишь частична. Но она может быть существенно усилена через т. н. «продуктное» определение служебных функций и соответствующую мотивацию на их исполнение1.
|