![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диалогический потенциал социума
Диалог принят как общецивилизационная ценность в философии, искусстве, политике, экономике, праве, психологии, социологии, культурологии. По мере роста и созревания человечества, усиления интенсивности взаимодействия, при безграничном разнообразии частей социума эта ценность становится все более актуальной, прямо-таки неотложной, постоянно необходимой в практическом смысле. Способность к диалогу стала неизменным вектором совершенствования человечества. Нехватка этой способности — одно из самых уязвимых мест человеческого рода, абсолютная угроза его существованию. Однако признания и распространения этой идеологемы — диалогично-сти — совершенно недостаточно. Более того, она «повисает» в стороне от Ч.к н, VII. 1ИПОПНУ1Ы... 1лаилЯ> ДИА/101ИЧККИ1 1ЧШ1 НИН
повседневности, оставаясь в философии, церковных проповедях, политических декларациях и т. п. Не будучи способной достичь практического взаимодействия, проникнуть в человеческие, организационные, этнические, государственные отношения, эта идеологема обрастает признаками недосягаемости и даже циничным восприятием. Ибо чем активнее мы провозглашаем ее на доктринальном уровне, тем больше заметна ее оторванность от человеческой практики и тем более подозрительными становятся апелляции к ней. Итак, проблема в следующем: мы диагностируем неприемлемую конфликтность истории как дефицит диалогичности, усиленно провозглашая потребность в ней. И в то же время не умеем осуществлять эту идею в личных и социальных отношениях. Дистанция между этой ценностью и нашей способностью следовать ей утончается до безнадежности. Как разрешить эту проблему? Надо найти средства перевода идеологемы «диалогичность» в культуру реального поведения. Такие средства разрабатываются, все чаще практикуются. Правда, с большим трудом осваиваются. Значит, перед нами стоит задача разработки не только все большего разнообразия таких средств, но и методов их освоения. Диалогический потенциал социума и есть его способность использовать различные средства, методы ведения диалога при согласовании интересов, целей и действий, будь то осуществление сделок, разрешение конфликтов, ведение диспутов и т.д. Иначе говоря, диалогический потенциал может наращиваться, подкрепляться методически (если не сказать — технологически). Можно утверждать, что диалогический потенциал — не только ресурс развития общества, государства, народа, организации, семьи и иных социальных институтов, а критерий оценки их цивилизационной зрелости. Известно, что предприятия, регионы, страны подлежат оценке по международно принятым критериям. Так, например, страны делятся на развитые и слаборазвитые (политкорректный эвфемизм последнего — развивающиеся). Гораздо более точный, численно измеряемый критерий — инвестиционный рейтинг, или степень инвестиционной привлекательности завода, отрасли, страны и группы стран. Думаю, что мы постепенно подойдем к расширению международно признанных критериев оценки цивилизационной зрелости разных частей социума. Среди этих критериев, наверное, займет свое место и диалогический потенциал. Слишком уж велика цена диалогического невежества; слишком сильна корреляция между этим последним и нищетой, воинственностью; слишком велика дистанция между успевающими и отстающими народами и организациями, чтобы и дальше пренебрегать подобным критерием. Многие страны передают свои технологии, опыт, законодательство, научные знания другим странам, которые охотно, хотя и не без труда, осваивают их. Что же касается диалогической компетенции, то она передается тяжело, долго и нередко безуспешно. 2. ПОНЯТИЕ «ДИАЛОГ» Есть несколько способов словесного взаимодействия оппонентов: полемика, дискуссия и диалог (об этом мы с вами уже говорили в главе 16). Полемика — это борьба до победы одного соперника над другим. Из двух сторон одна берет верх, противоположная «падает». Тут не выясняется истина, и даже не интересно само мнение противника. Главное — нанести ему ущерба больше, чем он вам. Дискуссия подразумевает заинтересованность оппонентов в привлечении друг друга на свою сторону, стремление убедить в своей правоте. Для этого, конечно, надо привести доводы сильнее, доказательнее и ярче тех, что выдвигает другой. Диалог означает обмен знаниями, ценностями, переживаниями. Тут каждый прав по-своему, и участники стремятся понять друг друга, принять то, что они находят разумным. Главное при этом — вслушаться, вчувствоваться в состояние другого, взглянуть его глазами на предмет обсуждения. Искать то, что близко обоим, где мнения могут совпасть, сблизиться. Готовность изменить свою позицию под влиянием полученных от другого сведений и доводов. Итак: победить, убедить, понять. Да, полемика усиливает, преувеличивает истинные расхождения, делает невозможными позитивные контакты сторон, нагнетает в атмосферу негатив и черноту. Приписывая другому нереальные крайности, отвечая за него на актуальные вопросы, полемист уходит от действительности, точнее — синтезирует какую-то свою искусственную «реальность». А в ней можно бесконечно сражаться с вымышленными или искаженными образами врагов. Полемика может дать выигрыш одной из сторон, но ухудшает положение в среде, вносит в нее ожесточение. Разумеется, полемика не может исчезнуть вообще, в некоторых сферах взаимодействия она весьма органична: обвинитель — адвокат в суде, публичные диспуты политических партий. Однако полемический способ взаимодействия дезорганизует сферы управления, семьи, соседства, межгосударственных отношений. Диалог — антипод полемики. Он исходит из следующих ценностей: — каждый в чем-то по-своему прав; — собеседник заведомо интересен своими знаниями, мнениями; — уважительность в отношениях и т.д. Такой подход реализуется через соблюдение участниками диалога следующих правил: 1) не давать друг другу оценки, не выдвигать обвинения и упреки (напри~ мер: «вы не правы», «ошибаетесь», «это наивно» и т.п.); 2) непонимание собеседником сказанного вами относить на свой счет (вместо: «Вы меня не поняли», говорить: «Я неудачно объяснил...»); МлетьVII. ГИПОТЕНУЗЫ... 1»ып, 1«? Г), ДИАЛОГИЧГСКИ! И 1ШНИН
3) стремиться понять доводы, сведения и состояние партнера; 4) выделять точки совпадения мнений, информации; 5) избегать «пороков полемики» по отношению к партнеру: а) подмены тезиса партнера; б) доведения какого-то его тезиса до абсурда; в) использования ошибок или обмолвок партнера; г) эмоционального подавления (сарказма, угроз, форсирования голоса); д) фокусирования на частностях. Совершенно недостаточно понимать диалог лишь как средство взаимодействия по горизонтали, т.е. между равными, взаимонезависимыми партнерами. Высокий уровень диалогического потенциала может быть обнаружен или может отсутствовать также и во взаимодействии по «вертикали», хотя и в специфических, дозированных вариантах: в отношениях руководства — подчинения, в юридических процедурах (например, допрос следователем обвиняемого), в педагогическом процессе (преподавателя и учащегося). Еще одно свойство диалога: он рассчитан на отношения «взрослый — взрослый» (по Э. Берну), в то время как полемика и дискуссия предполагают такое соотношение субъектов взаимодействия, которое больше напоминает отношения «родитель — дитя». При этом «родитель» может выступать как контролирующий или опекающий, но все равно несколько выше, значительнее, чем тот, кого он ставит в «детскую» позицию. Диалог же выравнивает субъекты взаимодействия, ведь быть «взрослым» — значит принимать на себя ответственность за свою позицию, делать сознательный выбор, видеть в другом партнера. Для «родительско-детских» отношений характерно манипулирование. Отношения между «взрослыми» манипулирования не исключают, но подводят их субъектов к открытости и доверию как наиболее выигрышной и выгодной тактике. Иначе говоря, диалог «взрослизирует» социум, ибо «родительствовать» становится неэффективно, как и «ребячествовать». Мы можем довести ценность диалога до культа его, но все равно эта ценность будет выглядеть абстрактно и утомительно без отработки особо чувствительной стадии диалога — его завершения. Что есть продукт и результат диалога? К чему он может и должен стремиться? Как управлять диалогом, продвигая его к полезному завершению? Именно об этом дальше пойдет речь. Ибо диалог полезен, конечно, и сам по себе, как социальное состояние. Но еще больше он ценен своим завершением. СДЕЛКА Сделка есть взаимосогласованный обмен какими-либо ценностями, при котором участник получает нечто большее или лучшее, чем имел. Сделка есть универсальная форма социального обмена в сфере деловых отношений и шире — согласования интересов. Если можно говорить об элементарной и универсальной клеточке рынка в самом широком его смысле, то это, конечно, сделка. Возможности сделки колоссальны и разнообразны. Однажды, еще в советское время, я ехал в поезде с человеком, который в долгой откровенной беседе признался мне, что он маклер. Разумеется, теневой. В то время квартиру нельзя было купить — продать (за исключением кооперативной). Обычно люди производили обмен. Так вот, этот квартирный маклер объяснил мне весьма убедительно, как комнату в коммуналке через цепочку обменов он может без всякой доплаты для ее обладателя превратить в отдельную двухкомнатную квартиру. Скажем, пожилые родители хотят переехать поближе к детям с внуками, и для этого они готовы пожертвовать какими-то квадратными метрами. Другой хочет обменяться на жилье поближе к метро и тоже согласен ради этого на некоторое уменьшение метража. Через серию подобных сделок и получается требуемое превращение комнаты в квартиру. Механизм сделки таит в себе множество неизвестных возможностей согласования разнородных интересов. Когда-то в погранвойсках обострилась следующая проблема: на отдаленных и изолированных природными условиями погранпостах с двумя-тремя военнослужащими участились дезертирства, самоубийства, конфликты, и никто не хотел идти туда служить. Посылали, разумеется, принудительно. Психологи предложили другой подход: был объявлен набор добровольцев для службы на таких постах. Исходили из того, что среди военнослужащих-срочников есть какое-то количество людей, которые по своему психотипу, так сказать, складу характера, склонны именно к таким условиям службы. И действительно, добровольцев объявилось вполне достаточно. Принуждение было заменено сделкой, согласованием интересов. Еще показательный пример. Областной парламент, точнее, его комитет по здравоохранению решает, где построить новую туберкулезную больницу. Жители деревень и поселков близ места предполагаемого строительства протестуют против такого соседства, едва узнав о подобных планах. Предыдущий опыт показал, что сопротивление местных жителей действительно может блокировать такую стройку. Разъяснения врачей, политиков, что больница не представляет опасности заражения земли, воды, воздуха, не воспринимаются. Решение, к которому приходят депутаты, — употребить власть, силу ддя осуществления намеченного плана в жизнь: милицейские посты, ОМОН, прокуратура, суды ддя преследования саботажников. Однако выполнение этого решения на деле могло лишь ожесточить конфликт. С большим трудом и после долгих неудач депутаты пришли к другому решению: предложить жителям сделку. На каких условиях они согласились бы принять такое, объективно говоря, безвредное для них соседство? Вскоре выяснилось, что жители поселка и ближних деревень страдают от бездорожья, им трудно добираться до районного центра, а в сырую погоду просто невозможно обой-
|