Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Годы декабрь 1970 года
General Am. -0, 3 +34, 0 +165, 6 Дисконт 7, 6
Investors Co.
Lehman Corp. -7, 2+20, 6 _______ +108, 0 Премия 13, 9
Данные Wiesenberger Financial Services.
Сбалансированные фонды
Представленные в " Отчете Визенбергера" (Wiesen- berger Report) 23 сбалансированных инвестиционных фонда вкладывали от 25 до 59% своих капиталов в при- вилегированные акции и облигации, т.е. в среднем на долю этих видов ценных бумаг приходилось 40%. Ос- тальную часть портфеля составляли обыкновенные ак- ции. Более логичным для типичного инвестора будет прямая покупка облигаций и привилегированных ак- ций, без использования услуг взаимного инвестицион- ного фонда. Средняя доходность таких сбалансирован- ных инвестиционных фондов в 1970 году составила только 3, 9% (относительно активов), или 3, 6% (относи- тельно цены акции). Лучшим выбором для инвестора можно считать приобретение им сберегательных обли- гаций США, или корпоративных облигаций с рейтин- гом А и выше, или же безналоговых облигаций.
Инвестор и его консультанты
Уникальность инвестиционных операций с цен- ными бумаги как особого вида деятельности заклю- чается в том, что инвестор практически всегда кон- сультируется (в том или ином объеме) с другими лицами. Огромное большинство инвесторов — лю- бители. И вполне естественно, что они считают, что с помощью профессионала смогут лучше выбрать ценные бумаги для своего портфеля. Однако следует учитывать, что сама суть инвестиционного консуль- тирования имеет ряд особенностей.
Если люди занимаются инвестициями для полу- чения прибыли, то они советуются с другими, как можно заработать деньги. Этот тезис в определенной
274 РАЗУМНЫЙ ИНВЕСТОР
степени выглядит наивным. Давайте посмотрим, как обстоит дело в обычных видах бизнеса. Занятые в них бизнесмены привлекают профессиональных кон- сультантов для получения советов, касающихся раз- личных сторон своего бизнеса, но они не ожидают, что им расскажут, как можно заработать прибыль. Это их собственная парафия.
Совсем по-другому выглядит ситуация в сфере ин- вестиционного консультирования. Когда те же пред- приниматели, или обычные любители, полагаются на советы других людей для получения инвестиционной прибыли, то ожидают особого результата, который вряд ли может иметь место в обычном бизнесе.
Если мы допустим, что, инвестируя средства в цен- ные бумаги, можно рассчитывать на нормальный или стандартный уровень доходности, то в этом случае роль консультанта можно определить более четко. Он будет использовать свои профессиональные навыки и опыт для того, чтобы защитить своих клиентов от ошибок и убедиться в том, что они получают именно те нормальные результаты, которые способны принес- ти их инвестиции.
Другое дело, когда инвестор хочет, чтобы его до- ходность превышала среднюю, или же консультант пытается сделать все, что в его силах, чтобы услу- жить своему клиенту. Тогда возникает справедливый вопрос: " Не желает ли одна сторона и не обещает ли другая гораздо большего, чем может быть достигнуто в действительности? "
Для получения инвестиционных советов можно ис- пользовать различные источники: 1) родственников и друзей, которые разбираются в ценных бумагах; 2) спе- циалистов местного (коммерческого) банка; 3) брокер- ские фирмы или инвестиционных банков; 4) финансо-
Глава 10. Инвестор и его консультанты 275
вые агентства и 5) инвестиционных консультантов*. Разнородный характер этого списка свидетельствует о том, что какой-либо единый логический или система- тический подход к выбору источника консультирова- ния среди инвесторов еще не сформировался.
Давайте с позиции здравого смысла (т.е. с точки зрения получения нормальной доходности) рассмот- рим логику действий инвестора, когда он обращается за инвестиционными советами. Основной тезис сво- дится к следующему: если инвестор в процессе управления своими средствами полагается главным образом на советы других людей, то ему следует:
• либо ограничить свою деятельность и деятель- ность своих консультантов использованием стандартных, консервативных или наиболее простых форм инвестирования;
• либо чрезвычайно хорошо знать человека, ко- торый собирается управлять его средствами, используя другие формы.
Но если между инвестором и консультантами су- ществуют обычные деловые или профессиональные отношения, то он должен воспринимать нетрадици- онные инвестиционные советы только в рамках сво-
Источники для получения инвестиционных консультаций ос- тались примерно такими же " разнородными", как и во времена Грэхема. Опрос инвесторов, проведенный в конце 2002 года ас- социацией Security Industry Association, показал, что 17% инве- сторов полагаются, в основном, на совет супруга(ги) или друга; 2 — на специалиста коммерческого банка, 16 — брокера; 10 — финансовую прессу и 24% — на финансового консультанта. Единственное отличие от списка Грэхема состоит в том, что 8% инвесторов полагаются в большинстве случаев на Интер- нет, 3 — на финансовые каналы телевидения. (Более подробная информация — на сайте www.sia.com.)
276 РАЗУМНЫЙ ИНВЕСТОР
их знаний и опыта, которые позволят ему сформиро- вать собственное независимое суждение о рекомен- дациях консультантов. Тогда из категории пассивно- го инвестора он переходит в категорию активного.
Инвестиционные консультанты и трастовые отделы банков
Настоящие профессиональные инвестиционные консультанты, представляющие надежные консульта- ционные фирмы, которые устанавливают довольно значительную годовую плату за свои услуги, довольно скромны в своих обещаниях и претензиях. Они вкла- дывают средства своих клиентов, в основном, в цен- ные бумаги, характеризующиеся нормальным уров- нем процентных выплат и дивидендов. Свой выбор ценных бумаг они основывают на нормальном опыте инвестиционной деятельности. Большая часть средств клиента вкладывается в акции компаний-лидеров и государственные облигации (включая облигации штатов и муниципалитетов). В прочие ценные бумаги обычно инвестируется не более 10% средств инвесто- ра. Рассматриваемые компании обычно не стараются извлечь прибыль из колебаний фондового рынка.
Ведущие консультационные фирмы не претендуют на достижение исключительных результатов. Они гордятся своей осторожностью, консервативностью и компетентностью. Главная цель таких компаний — сохранение основной суммы капитала инвестора на протяжении определенного срока и обеспечение ему консервативного уровня доходности. И еще одно пре- имущество этих компаний заключается в том, что они оказывают своим клиентам дополнительные услуги. Возможно, их главная ценность, с точки зрения кли- ентов, состоит в том, что они защищают их от дорого- стоящих ошибок. К тому же они предлагают макси-
Глава 10. Инвестор и его консультанты 277
мально возможный для пассивного инвестора объем услуг в сфере инвестиционного консультирования.
Все сказанное о компаниях, специализирующихся на предоставлении инвестиционных консультаций, в целом относится также к трастовым и консульта- ционным службам крупных банков*.
Финансовые агентства
Финансовые агентства рассылают стандартные бюллетени (иногда в форме телеграмм) своим подписчикам. Тематика бюллетеней разнообразна: со- стояние и перспективы развития той или иной сферы бизнеса; поведение и прогнозы финансовых рынков; информация и советы по отдельным акциям. В фи- нансовых агентствах существуют и т.н. " справочные отделы", в обязанности которых входит отвечать на вопросы индивидуальных подписчиков. Стоимость таких услуг в среднем намного ниже, чем услуг инве- стиционных консультантов для индивидуальных кли- ентов. Некоторые организации — в особенности Babson и Standard & Poor's — могут выступать и как финансовое агентство, и как инвестиционный кон- сультант. (Кстати, другие компании, например Scudder, Stevens & Clark, осуществляют оба вида дея- тельности, будучи как инвестиционным консультан-
Принципы деятельности консультационных компаний и кон- сультационных служб банков не изменились, но сегодня в число их клиентов входят только инвесторы, располагающие капиталом не менее 1 млн. долл. В некоторых случаях планка поднимается до 5 млн. долл. В настоящее время подобные функции выполняют не- зависимые фирмы, специализирующиеся на финансовом планиро- вании, хотя (по выражению финансового аналитика Роберта Ве- реса) акции взаимных инвестиционных фондов пришли на смену " голубым фишкам" и вместо " качества" инвестиций как стандар- та безопасности стала использоваться диверсификация.
278 РАЗУМНЫЙ ИНВЕСТОР
том, так и инвестиционным управляющим одного или больше инвестиционных фондов.)
Услуги финансовых агентств нацелены совсем на другой сегмент инвесторов, чем услуги инвестицион- но-консалтинговых фирм. Клиенты последних хотят избавиться от необходимости выполнять скучную, но необходимую работу, связанную с принятием реше- ний в области инвестиций, и нанимают для этого спе- циализированные фирмы. Финансовые же агентства предлагают информацию и консультации тем, кто ли- бо сам занимается своим инвестиционным бизнесом, либо оказывает консультационные услуги другим. Многие из этих агентств специализируются на со- ставлении с помощью различных " технических" мето- дов прогнозов движения фондового рынка. Мы не бу- дем рассматривать такие агентства, поскольку счита- ем, что их работа ни в коей мере не касается инвесторов (в том смысле, какой мы вкладываем в это понятие на страницах данной книги).
Некоторые ведущие финансовые агентства, такие как Moody's Investment Service и Standard & Poor's, — известны тем, что собирают обширные статистические данные, служащие основой для всех серьезных иссле- дований финансовых рынков. У этих агентств разно- образная клиентура — от наиболее консервативных инвесторов до самых откровенных спекулянтов. В ко- нечном итоге такого рода агентства испытывают неко- торые трудности, связанные с четким определением методологии формирования рекомендаций.
Услуги подобного типа, издавна предоставляемые агентствами вроде Moody, должны, очевидно, давать нечто ценное для широкого круга инвесторов. Что же это? Такие компании, в основном, ориентируются на интересы типичного активного инвестора-спеку- лянта, а потому их взгляды имеют определенный вес в этой сфере или хотя бы кажутся более надежными.
Глава 10. Инвестор и его консультанты 279
На протяжении многих лет финансовые агентства составляют прогнозы о положении на фондовом рынке, несмотря на то, что никто не воспринимает эту деятельность достаточно серьезно. Как и все в этой сфере, они оказывались иногда правильными, иногда ошибочными. При любой возможности они стремились подстраховать свое мнение, чтобы избе- жать риска абсолютного провала. (Здесь уместно вспомнить метод, используемый дельфийскими ора- кулами, который позволяет предсказателю выгля- деть убедительно независимо от того, как на самом деле будут развиваться события в будущем.) На наш взгляд — возможно, это мнение несколько предвзя- тое, — этот вид их деятельности не имеет реального веса, за исключением того, что он немного раскрывает природу поведения человека на рынках ценных бумаг. Практически каждый, кто занимается операциями с обыкновенными акциями, хотел бы услышать еще чье-либо мнение по поводу того, что ожидает рынок в будущем. Понятно, что раз есть спрос на такие прог- нозы, то должно быть и их предложение.
Что касается анализа и прогнозов положения дел в той или иной сфере бизнеса, то информация фи- нансовых агентств, конечно же, более авторитетна. Она представляет собой важную часть того огромно- го массива экономической информации, который доступен покупателям и продавцам ценных бумаг и использование которого способствует формирова- нию обоснованных цен акций и облигаций.
Сложно оценивать рекомендации таких агентств в отношении конкретных ценных бумаг. Каждая такая рекомендация должна оцениваться отдельно, и окон- чательный вердикт должен основываться только на тщательном и содержательном изучении многолетне- го периода. Но в деятельности таких агентств мы от- метили одну убедительную деталь, которая уменьшает
280 РАЗУМНЫЙ ИНВЕСТОР
пользу всей консультационной деятельности. Речь идет о том, что такие агентства убеждены, что при бла- гоприятном краткосрочном прогнозе для бизнеса компании следует покупать ее акции, а при неблаго- приятном — продавать их независимо от текущей це- ны. Следование такому поверхностному подходу час- то приводит к тому, что финансовые агентства не осуществляют глубоких аналитических исследований, которые они в состоянии делать, в частности, не изу- чают, является ли данная акция переоцененной или недооцененной, с учетом долгосрочных перспектив прибыльной работы компании.
Разумный инвестор не будет в своей деятельности на фондовом рынке опираться исключительно на со- веты финансовых агентств. Как мы уже отмечали, роль последних полезна лишь как источник инфор- мации и возможных вариантов действий инвестора.
Консультации брокерских фирм
Вероятнее всего, наибольший объем информации и консультаций инвесторам предоставляют биржевые брокерские фирмы, которые, будучи членами Нью- йоркской (New York Stock Exchange, NYSE) и других фондовых бирж, выполняют за комиссионное возна- граждение заказы клиентов, связанные с куплей- продажей ценных бумаг. Практически все брокерские фирмы, обслуживающие клиентов, имеют в своей структуре " статистические" или аналитические отде- лы, которые отвечают на запросы и составляют реко- мендации. Клиенты брокерских компаний (именно так предпочитают называть сами брокеры покупате- лей своих услуг) бесплатно получают детальные све- дения о положении дел на фондовом рынке, основан- ные на дорогих аналитических исследованиях.
Глава 10. Инвестор и его консультанты 281
В невинном, на первый взгляд, вопросе, какой же термин использовать — " покупатели" или " клиенты", на самом деле есть один интересный момент. " Покупа- тели" — термин, используемый для характеристики одной из сторон обычной деловой сделки. Если же мы говорим о профессиональной организации, оказы- вающей услуги, то здесь покупатель услуги называет- ся клиентом. Брокерское братство Уолл-стрит руко- водствуется, вероятнее всего, наиболее высокими эти- ческими стандартами по сравнению с любым другим бизнесом, но все же стандартов и репутации настоя- щих профессионалов оно еще не достигло*.
В прошлом брокерские конторы Уолл-стрит про- цветали, в основном, благодаря спекуляции с цен- ными бумагами, однако спекулянты, взятые как от- дельный класс участников фондового рынка, несли убытки. Брокерские фирмы, придерживаясь профес- сиональных стандартов ведения бизнеса, не имели права рекомендовать своим клиентам проводить убыточные спекулятивные операции.
В этих условиях некоторые брокерские фирмы стали воздерживаться от стимулирования спекуля- тивных операций своих клиентов. Такие фирмы ог- раничили себя выполнением получаемых заказов, предоставлением финансовой информации, анали- зом и высказыванием своего мнения относительно инвестиционных качеств тех или иных ценных бу- маг. Таким образом, по крайней мере теоретически,
Вряд ли Уолл-стрит видела более жесткого, критичного и ци- ничного эксперта, чем Грэхем. Возможно, на Уолл-стрит дейст- вительно более высокие этические стандарты, чем в некоторых сферах бизнеса (на ум приходит контрабанда, проституция, лоббирование в Конгрессе и журналистика), но, несмотря на это, в сфере инвестиционной деятельности вращается достаточно лжецов, мошенников и воров, чтобы обеспечить занятость стражей на вратах Ада на последующие десятилетия.
282 РАЗУМНЫЙ ИНВЕСТОР
они не несут никакой ответственности ни за при- быль, ни за убытки своих клиентов-спекулянтов*.
Большинство брокерских контор все же твердо придерживаются старых лозунгов, гласящих, что они занимаются этим бизнесом ради получения комисси- онных, а единственный способ добиться успеха в этой сфере — давать покупателям то, что они хотят. По- скольку наиболее прибыльные покупатели — спеку- лянты, естественно, они хотят получить советы имен- но относительно спекулятивных операций. Поэтому типичная брокерская фирма не только активно участ- вует в дэй-трейдинге, но и анализирует такого рода операции, а также предоставляет соответствующие рекомендации. Брокеры трудятся не покладая рук над тем, чтобы помочь своим потребителям заработать деньги в той сфере, в которой они, даже согласно ма- тематическим законам, в итоге обречены нести убы- tok†. Мы имеем в виду, что спекулятивные операции не могут быть прибыльными в течение длительного времени для большинства клиентов брокерских фирм.
* Тысячи людей, которые приобрели акции в конце 1990-х годов, веря в то, что аналитики Уолл-стрит предоставляют им объ- ективную и ценную информацию, узнали (к сожалению, слиш- ком поздно), насколько был прав Грэхем с этой точки зрения. † Интересно, но жалящая критика, которую Грэхем адресовал всем брокерским фирмам, предоставляющим полный перечень услуг, в конце 1990-х годов применима только по отношению к брокерским конторам, работающим через Интернет и взимаю- щим небольшие комиссионные. Эти фирмы израсходовали мил- лионы долларов на крикливую рекламу, которая подстрекала по- купателей осуществлять торговые операции чаще и в больших объемах. В результате большинство таких покупателей оста- лись с пустыми карманами, и лишь дешевые комиссионные в опе- рациях подобного вида могли при этом служить слабым утеше- нием. Более традиционные брокерские фирмы тем временем на- чали акцентировать внимание на оказании услуг по финансовому планированию и " интегрированному управлению активами".
Глава 10. Инвестор и его консультанты 283
Но если, кроме того, они занимаются и действительно инвестиционными (по своему характеру) операциями, приносящими доход, то последний может покрывать убытки от спекулятивных операций.
Консультации и информацию инвестору предос- тавляют два типа сотрудников брокерских фирм: брокер по работе с клиентом (customer's broker), ко- торого еще называют управляющим клиентским сче- том (account executive), и финансовый аналитик.
Брокеров по работе с клиентами еще называют за- регистрированными представителями (registered repre- sentative). Раньше они носили менее величественный титул — слуга клиента (customer's man). Сегодня это чаще всего человек с хорошим характером и не менее хорошим знанием ценных бумаг, который действует в соответствии с жесткими правилами. Но все же, по- скольку их бизнес — это получение комиссионных, им вряд ли удается избежать мыслей о спекуляции. По- этому покупателю ценных бумаг, который не желает поддаться спекулятивным настроениям, следует быть особо осторожным в своих отношениях с брокером. Он должен четко показать (и на словах, и на деле), что не заинтересован ни в чем, что даже отдаленно напо- минает спекуляцию с ценными бумагами. Если брокер ясно поймет, что перед ним настоящий инвестор, то он будет уважать его точку зрения и сотрудничать с ним должным образом.
Финансовый аналитик, которого раньше чаще все- го называли аналитиком по ценным бумагам, — чело- век сродни автору, который сам на протяжении 50 лет был таковым и научил этому множество других лю- дей. На данном этапе мы будем говорить только о фи- нансовых аналитиках, которые работают в брокерских фирмах. Их функции предельно ясны из названия должности. Финансовый аналитик занимается глубо- кими исследованиями отдельных ценных бумаг, осу-
284 РАЗУМНЫЙ ИНВЕСТОР
ществляет сравнения акций компаний, действующих в рамках одной отрасли, и дает экспертные оценки о безопасности, привлекательности или внутренней стоимости всех типов акций и облигаций.
Для инвестора может показаться удивительным от- сутствие формальных квалификационных требований к работе финансового аналитика. В противовес этому подчеркнем, что брокер должен сдать экзамен, пройти специальные тесты и, согласно правилам, зарегистри- роваться на Нью-йоркской фондовой бирже. Практика показывает, что почти все молодые финансовые анали- тики имеют за плечами прекрасную подготовку в шко- лах бизнеса, а их зрелые коллеги благодаря многолет- нему опыту ни в чем им не уступают. В большинстве случаев брокерские фирмы проверяют квалификацию и компетентность своих аналитиков*.
* Положение дел, в основном, осталось прежним, хотя многие луч- шие специалисты Уолл-стрит сейчас имеют диплом " сертифи- цированного финансового аналитика" (CFA), который выдается Ассоциацией инвестиционного менеджмента и исследований (Association of Investment Management & Research), бывшей Феде- рацией финансовых аналитиков (Financial Analyst Federation) только при наличии опыта работы и после сдачи серии сложных экзаменов. Более 50 тысяч аналитиков во всем мире получили сер- тификат CFA. К сожалению, согласно последнему исследованию профессора Стэнли Блока, большинство финансовых аналитиков с дипломом CFA игнорируют принципы Грэхема. Это проявляется в том, что при расчете значения коэффициента Р/Е для них боль- шее значение имеет потенциал роста акции, а не источники при- были, риски компании и ее дивидендная политика. Многие анали- тики при формировании рейтингов акций исходят из их текущего курса, а не из долгосрочных перспектив компании. Более подробно об этом см. Stanley Block, " A Study of Financial Analysts: Practice And Theory", Financial Analysts Journal, July / August, 1999 и на сайте www.aimrpubs.org. Как любил говорить Грэхем, его собствен- ные книги читали — и игнорировали — больше, чем любые другие книги по вопросам финансов.
Глава 10. Инвестор и его консультанты 285
Клиент брокерской фирмы может либо получать консультации непосредственно у финансового анали- тика, либо контактировать с ним опосредованно — че- рез брокера. В любом случае аналитик может предоста- вить клиенту существенный объем информации и по- мощь. Хочется подчеркнуть, что ценность финансового аналитика для инвестора зависит в основном от пози- ции последнего. Если он задает аналитику правильные вопросы, то у него больше шансов получить правиль- ные— или хотя бы ценные— ответы. Мы уверены в том, что финансовым аналитикам, работающим в брокерских фирмах, очень мешает убежденность в том, что им следует разбираться во всех без исключения вопросах фондового рынка. Если его спрашивают, что он может сказать о той или иной акции, то часто это оз- начает: " Будет ли курс данной акции расти на протяже- нии нескольких следующих месяцев? " В результате многие из них вынуждены проводить анализ, погляды- вая одним глазом на текущие финансовые сводки. Ес- тественно, это сказывается на качестве выводов*.
* В настоящее время финансовый аналитик почти не консуль- тирует обычных инвесторов. Чаще всего только известным институциональным инвесторам разрешается быть допущен- ными к трону его величества финансового аналитика. Индиви- дуальный инвестор может, например, попытаться связаться по телефону с аналитиками, работающими в местном пред- ставительстве брокерской фирмы, главный офис которой на- ходится в Нью-Йорке. На Web-сайтах компаний, акции кото- рых свободно котируются на фондовой бирже и доступны субъектам рынка, в разделе информации для инвесторов ука- зывается список финансовых аналитиков, которые " ведут" их акции. На сайтах www.zacks.сom и www.multex. com пре- доставляется доступ к отчетам финансовых аналитиков по проведенным ими исследованиям — но разумный инвестор должен помнить о том, что большинство аналитиков не ана- лизируют положение дел в компаниях. Вместо этого они пы- таются решить загадку будущей цены акций.
286 РАЗУМНЫЙ ИНВЕСТОР
Рассмотрим некоторые теоретические положения, на которых основывается анализ ценных бумаг и его достижения. Огромное количество финансовых ана- литиков, работающих в брокерских конторах, могут оказать исключительную помощь истинным инвесто- рам, которые хотят удостовериться в том, что за свои деньги они получают действительно " ценные" ценные бумаги. Как и в случае с брокером, финансовому ана- литику с самого начала нужно знать, чего вы хотите. Если он убедится в том, что к нему обратился человек, которые судит об акциях по их истинной стоимости, а не по рыночным котировкам, инвестор сможет по- лучить действительно ценные рекомендации.
Диплом CFA и его значение для финансового аналитика
В 1963 году был сделан важный шаг для укрепле- ния профессиональной репутации и ответственности финансовых аналитиков. Официальный титул сер- тифицированного финансового аналитика сейчас присуждается тем специалистам, кто сдаст необхо- димые экзамены и отвечает другим критериям [1]. Изучаемые ими дисциплины включают анализ цен- ных бумаг и управление их портфелем. Дипломы CFA, подобно дипломам сертифицированного бух- галтера (certified public accountant (СРА)), высоко ценятся и признаются во всем мире. Их присужде- ние, несомненно, служит важным инструментом по- вышения стандартов работы финансовых аналити- ков и ведет, в итоге, к формированию истинного профессионализма в их деятельности*.
* Бенджамин Грэхем первым высказывался за формирование и использование программы СТА, которую он пропагандировал почти за два десятилетия до ее всеобщего признания.
|