Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рекомендации по использованию
Чтобы вылечить головную боль или лихорадку.
Чтобы прогнать джинна, вошедшего в тело при чихании.
Для охраны путешественника, вынужденного заночевать в незащищенном месте.
Для исполнения всех
" 229
желании
Прочитать 7 раз в присутствии больного, дуть на него после каждого раза.
Съесть бумагу, на которой написан айат.
Нарисовать вокруг себя круг и произнести айат.
Читать на протяжении 40 дней, загибая пальцы в местах пауз, начиная с мизинца правой руки, заканчивая большим пальцем левой руки. Затем произнести троекратное приветствие Мухаммаду и членам его семьи, после чего можно приступать к десятикратному прочтению первой суры, разгибая пальцы в обратном порядке. Затем, направив вверх все пальцы, подуть на них и высказать все свои потребности и желания.
229+сура\.
Сура
| Айат
| Назначение
| Рекомендации по использованию
|
| 256-260
| От всех уловок сатаны.
|
|
Чтобы Аллах послал 1000 ангелов, которые будут защищать читавшего эти айаты и молиться за него.
|
| 2
| 256-260
| Чтобы защититься от штормов.
|
|
Чтобы оградить себя от назойливых нищих.
|
|
Чтобы вызвать чью-либо смерть.
| Прочитать 29 раз.
|
| Чтобы защитить одежду от моли.
| Написать на глиняной сосуде и положить с одеждой.
|
| Чтобы защитить домочадцев от всех уловок сатаны.
| Действует в течение 3 ночей.
|
| вся
| Для облегчения родов.
| Бумагу, на которой мускусом или шафраном написана сура, либо съедают, либо носят на себе.
|
Чтобы удержаться на мосту Сират.
|
|
Читающий ее приравнивается к 1000 шахйдов.
|
|
Сура
| Айат
| Назначение
| Рекомендации по использованию
|
| 1-2
| Для защиты от джинноъ.
|
|
| Чтобы найти спрятан-
| Написать на бумаге и привязать
|
| 9230
| ное сокровище.
| на шею белому петуху с двой-
|
|
| ным гребешком - он и укажет
|
|
|
| место.
|
|
| Чтобы устранить со-
| Прочесть над блюдом с сахаром,
|
|
| мнения, умственную
| подуть на сахар и растопить его
|
|
| рассеянность, очи-
| в росе, собранной с листьев де-
|
| 15-17
| стить сознание.
| ревьев. Принимать 4 дня по половине чайной ложки вместе с инжиром, ограничить этим свой рацион.
|
| Для защиты от джиннов.
|
|
122-124
| Чтобы уничтожить собственность врага.
| Написать на старом сосуде или на куске лошадиной кожи, под-
|
|
|
| бросить в дом врага.
|
| Чтобы избавиться от
| Чита
|
|
| тягостной ситуации.
| ть 40 раз на протяжении 40 дней.
|
Чтобы уничтожить
| Читать 29 раз на протяжении
|
|
| врагов.
| 29 дней.
|
Чтобы обрести физи-
| Читать 19 раз в течении 19 дней.
|
|
| ческую силу.
|
|
Чтобы обрести богат-
| Читать 10 раз в течении 10 дней.
|
|
| ство стадами скота.
|
| +сура 95.
Сура
| Айат
| Назначение
| Рекомендации по использованию
|
|
| Чтобы гарантировать здоровье всех членов семьи.
| Читать 5 раз в течении 5 дней.
|
| вся
| Читающий ее приравнивается к шахйду.
|
|
| 14-15
| Чтобы во сне открылось точное местоположение сокровища.
| Написать на куске оленьей или волчьей шкуры, смыть водой, побрызгать ею в предполагаемом месте нахождения сокровищ.
|
87-89
| Чтобы выбрать себе подходящую жену.
| Написать на клочке одежды молодой замужней женщины и носить с собой.
|
| вся
| Чтобы избежать жажды и голода Судного Дня.
| Читается 41 раз.
|
Чтобы защитить ценные вещи.
| Положить вместе с ценностями.
|
| Чтобы девушка вышла замуж за конкретного человека.
| Написать на одежде молодой женщины, вместе с именем юноши и его матери.
|
30-33
| Чтобы уничтожить противника.
| Сделать гипсовую маску противника на закате в четверг, написать на одной стороне айат, а
|
Сура
| Айат
| Назначение
| Рекомендации по использованию
|
|
|
| на другой его имя и воткнуть кинжал в это изображение2 '.
|
109-112
| Чтобы стать авторитетом в науке, о существовании которой человек даже и не подозревал раньше.
| Написать на черном камне, когда первый день месяца выпадает на пятницу.
|
| вся
| Чтобы 1000 ангелов заступились перед Аллахом.
| Читать каждый день и ночь.
|
Чтобы защитить животное от болезней и вреда.
| Обвязать вокруг шеи животного.
|
Чтобы исцелиться от всех болезней.
| Читать 7 раз утром и дуть на свое тело после каждого прочтения.
|
Против врага.
| Собрать горсть земли на перекрестке, прочесть над ней суру семь раз, подуть на нее и бросить в направлении предполагаемого нахождения врага.
|
1-4
| Чтобы змеи, мыши и другие вредные жи-
| Написать на отражающей поверхности, смыть дождевой во-
| Еще один пример использования текста Корана в черной магии приведен у У. Баджа (Op. cit. - С. 376-377). Чтобы убить человека, необходимо нарисовать его силуэт на бумаге и написать его имя, затем приколоть лист вверх ногами к стене и зачитать определенные айаты, после чего проткнуть грудь нарисованной фигурки раскаленной докрасна иглой.
Сура
| Лйат
| Назначение
| Рекомендации по использованию
|
|
| вотные покинули дом.
| дой и полить ею углы дома.
|
| Чтобы не испытывать жажды во время путешествия.
| Написать на бумаге или на стеклянном блюде, смыть написанное родниковой водой и налить ее в сосуд, через три дня смешать ее с розовым маслом и молоком рыжей козы, затем кипятить до тех пор, пока жидкость не станет густой и черной, употреблять каждое утро.
|
| 59-63
| Чтобы узнать, как именно следует выполнять то или иное дело.
| Написать на льняной одежде и поместить под подушку.
|
Чтобы увидеть во сне человека, который научит удивительным вещам.
| Привязать на руку перед сном.
|
96-99
| Чтобы девушке, не вышедшей в срок замуж, сделали предложение.
| Привязать к ноге.
|
101-102
| Чтобы дом покинули вредные животные.
| Написать на осколке утвари, нарисовать на нем нежелательное животное.
|
| вся
| Чтобы не испытывать страха в Судный День.
| Читать каждый месяц.
|
Сура
| Лйат
| Назначение
| Рекомендации по использованию
|
|
| Чтобы Бог опустил завесу между человеком и дьяволом и лично Адам доставил человека в Рай.
| Читать каждую пятницу.
|
1-2232
| Чтобы избавиться от змей и скорпионов.
| Написать на белом камне и поместить его в дырку в стене.
|
|
| Чтобы враг как можно дольше находился в тюрьме.
| Написать на коже рыжего козленка вместе с аиатои имя врага и его матери и зарыть в землю.
|
'52
| Для защиты от сатаны и его бесов.
|
|
| вся
| Чтобы сам Мухаммад избавил от всех страданий Судного Дня, вселил силу и выступил спасителем души.
|
|
Для достижения общего благополучия.
| Прочитать 10 раз после утренней молитвы, затем подуть на ладони и натереть ими все тело.
|
| вся
| Для защиты от дйвоъ.
|
|
Для достижения победы в войне, обретения славы и признания.
| Переписать 21 раз.
| 232+14: 1.
Сура
| Айат
| Назначение
| Рекомендации по использованию
|
|
| Для облегчения родов.
| Айат, написанный на кожуре сладкой тыквы, привязывается к руке роженицы.
|
| Для защиты от сглаза.
|
|
|
|
| і 233
| Чтобы избавиться от змей и скорпионов.
| Написать на белом камне и поместить его в дырку в стене.
|
| 1-2
| Чтобы обезвредить врага.
| Написать на оленьей коже спустя два часа после рассвета в четверг, поместить под камень, вставленный в кольцо или выгравировать на самом камне.
|
|
| Для исполнения желаний.
| Читать 70 раз.
|
Чтобы приблизить дату паломничества в Мекку.
| Читать 1000 раз.
|
| вся
| Чтобы оградить себя от всех болезней и диких зверей.
| Носить с собой.
|
Против выкидыша.
|
|
Чтобы сад приносил хороший урожай.
| Повесить в саду.
|
Чтобы защитить себя 1 от пули.
| Написать на муслиновой рубашке.
| 233+7: 1-2.
Сура
| Айат
| Назначение
| Рекомендации по использованию
|
|
| Чтобы окружить себя защитой магических сил и оградить себя от любой опасности.
| Написать на большом куске ткани, из которого потом вырезать середину, затем проползти сквозь отверстие.
|
Чтобы уменьшить боль в момент смерти, снять страх и облегчить процесс извлечения души234.
|
|
| вся
| Для облегчения перенесения тягот Судного Дня235.
|
|
В момент смены года.
|
|
Чтобы нанести вред врагу, не повредив себе.
| Читая суру, на каждом слове мубйн («ясный») завязывать по узелку на веревке, которую затем закопать.
|
Чтобы завоевать чью-то любовь
|
Чтобы защититься от любых болезней, диких зверей, воды и огня.
| Вписать в «латинский квадрат» на заходе солнца.
| Полагали, что за каждую букву этой суры, произнесенную человеком, к нему в момент смерти спустятся 10 ангелов.
235 Считается, что тот, кто ее читает, не будет испытывать жажды, сура будет его заступником перед Богом, и он сам сможет выступить ходатаем за других.
Сура
| Айат
| Назначение
| Рекомендации по использованию
|
|
| Чтобы облегчить страдания умирающего236.
|
|
Если шайх, потерявший сознание во время зикра, не приходит в себя под пение религиозных стихов237.
|
|
|
| Чтобы обрести физическую силу, улучшить память и способности к обучению.
| Написать на бумаге, привязать к голубому шнурку и похоронить в старой могиле.
|
| Чтобы не уставать, путешествуя пешком.
| Привязать к ноге.
|
| Чтобы не пострадать от наводнения.
|
|
58238
| Чтобы год был удачным.
| Подготовить заранее и в момент смены года бросить в воду.
|
Чтобы избежать дурных событий, предве-щенных в день новолуния.
|
|
Для защиты от скорпионов, змей и других
| Вписать в «латинский квадрат» на закате.
| lib +сура 37.
237 Басилов В. Н. О происхождении туркмен-ата (простонародные формы среднеазиатского суфизма)//Домусульманские верования. - С. 158. Возможно, имеется в виду иносказательное значение т. е., если уж он не встал и под пение религиозных стихов, то по нему можно читать «Йа' Сйн, т. е. он умер.
238+37: 77-130, 80: 73 и 97: 5.
Сура
| Айат
| Назначение
| Рекомендации по использованию
|
|
| опасных животных.
|
|
65-66
| Для защиты от злословия и клеветы.
| Написать на оленьей коже шафраном или розовой водой.
|
Для лечения пневмонии.
| Написать на бумаге и привязать к больному месту.
|
Для лечения дизентерии.
| Выпить воду, которой был смыт текст айатов.
|
71-73
| Чтобы справиться с неуправляемой лошадью.
| Прочесть на ухо лошади.
|
| 71-73
| Чтобы выдать девушку замуж за конкретного человека.
| Прочесть в присутствии девушки и молодого человека, которого родители девушки хотят ей в мужья.
|
| Чтобы срослась сломанная кость.
| После прочтения айата. подуть на кость.
|
78-83
| При зубной боли.
| Повесить на ухо со стороны больного зуба.
|
| вся
| При лечении оспы.
| Завязать 7 узлов на веревке, которой не касался зуб, скрученной девочкой младше 9 лет. Затем, читая суру, развязывать по одному узлу, когда встречается буква каф.
|
| вся
| Чтобы избавиться от страха перед Эйвами и от всякого зла, которое
| Читать 7 раз.
|
Сура
| Айат
| Назначение
| Рекомендации по использованию
|
|
| они могут сотворить.
|
|
Чтобы освободиться из тюрьмы.
|
|
Чтобы обеспечить сохранность банковского
вклада.
|
|
Чтобы усилить собственную веру.
|
|
|
| Для защиты от джиннов.
|
|
| вся
| Для лечения глазных заболеваний.
| Читать 7 раз ранним утром в воскресенье, после каждого раза бросать одно зерно риса в сосуд с водой.
|
| вся
| Чтобы Аллах удалил страх из сердца покойного во время испытания последнего Накйром.
| Читать 10 раз.
| 109, 112-114
| вся
| Для защиты от джиннов.
|
|
Для защиты от бед, эпидемий и враждебных действий любого
рода.
| После прочтения сур дважды подуть в направлении каждой из сторон света, один раз в небо и один раз в землю. Затем подуть вокруг себя, чтобы образовать
| 239 +2: 256.
Сура
| Айат
| Назначение
| Рекомендации по использованию
|
|
|
| невидимую крепость, защищающую от всякого зла.
|
|
| От различных болезней.
| Чтение сочетать с употреблением квасцов с солью.
|
|
| Для защиты от сглаза.
| Вырезать на агатовой пластинке.
| Таблица 21
Значение
| Использование
| Чтобы избежать сглаза.
| Носится на шее в золотой коробочке особенно часто красивыми девушками на выданье.
| Чтобы оградить себя от всякого зла.
| Лить воду на переплет Корана, собирая каждую каплю в сосуд.
| Чтобы избежать сглаза только что родившей женщины и младенца.
| Отдельные страницы или текст целиком кладутся под подушку или медленно переворачиваются над головой роженицы240.
| Для защиты от джиннов.
| Носится на теле.
| Для облегчения страданий покойного.
| Читается три дня после смерти на могиле усопшего.
| Чтобы вызвать дождь.
|
| В день появления молодой луны.
| Смотреть на Коран.
| Талисман общего действия, самый эффективный.
| Носится в железной коробочке.
| С той же целью использовались и свитки Пятикнижия у иудеев. См.: Bishoff Е. Die Elemente der Kabbalah. - Leipzig, 1920. - III. - P. 123.
Значение
| Использование
| В шаманской практике таджиков средней части долины Зеравшана.
| Используется весь текст или хафтййак (сборник извлечений из Корана). Книгой помахивали в такт стихам призывания х.
| Таблица 22
Значение
| Использование
| Для защиты дерева от сглаза.
| Привязывается к ветке.
| Чтобы определить наличие или отсутствие негативного магического воздействия.
| Для женщин: после прочтения айата сравнить длину руки и головного покрывала242.
| Чтобы защитить ребенка, случайно навредившего маленькому джинну от мести матери джинна..
| Надевается на ребенка.
| Чтобы вызвать джинна, читать те айаты, которые были предписаны человеку заклинателем джиннов.
| Читать на протяжении 40 дней.
| Чтобы в умершем распознали мусульманина.
| Необходимо иметь при себе хотя бы один айат.
| Для обеспечения хорошего урожая.
| Читается во время посадки молодого деревца.
| Для защиты путешественника в пути.
| Во время прощания с кем-либо, отбывающим в путешествие, после прочтения айата, дуют над его го-
| Муродов О. Шаманский обрядовый фольклор таджиков средней части долины Зеравшана // Домусульманские верования. - С. 96.
242 Полагали, что если длина совпадает, то опасения не оправданы, а если нет, то, несомненно, некие злые чары были приведены в действие, причем, если рука длиннее ткани, то враг - женщина, а если короче, то мужчина.
Значение
| Использование
|
| ловой.
| Для исцеления животного, укушенного змеей или скорпионом 43.
| Заклинатель дарымши читает отрывок из Корана.
| Таблица 23
Значение
| Использование
| Чтобы колодцем, который перестал давать воду из-за зависти соседа, вновь можно было пользоваться.
| Бросить в колодец.
| Для защиты от сглаза.
| Молитва, написанная на кожуре яйца, кладется под матрас новорожденного.
|
Молитва, написанная на расческе 40-дневного младенца, опускается в воду 40 раз.
| Для лечения диареи.
| Выпить воду, в которую помещена табличка с молитвой.
| Для тех, чей хамзад2 немусульманин.
| Первую молитву зашивают в зеленую тряпочку и привязывают к правой руке; вторую хоронят на кладбище, а третью сжигают в ночь на воскресенье.
| Для защиты от джиннов.
| Носится в серебряных коробочках разнообразной формы.
| Аргынбаев X. Народные обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством//Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. - Москва, 1975. - С. 203.
244 Хамзад- cb/сшш-близнец, имеющийся, как полагали, у каждого человека. Хамзад может быть как мусульманином, так и неверным.
Значение
| Использование
| Чтобы сохранить любовь и верность мужа.
| Написать молитву на шкуре оленя.
| Чтобы «связать небеса», т. е. остановить дождь.
| Написать молитву на внутренней стороне старой печной трубы и бросить в колодец.
| От головной, зубной и ушной боли.
| Написать молитву на скорлупе яйца.
| Как мы видим, магические свойства коранических текстов проявляются независимо от материала, на котором они были написаны или предназначения предмета, на который они нанесены. Тот или иной материал или предмет - всего лишь одна из сред бытования этого текста, тотальность которого в мусульманском мире поистине уникальна. Ни один из религиозных текстов других цивилизаций не используется столь широко и разнообразно. Выше мы писали о том, что мусульманские талисманы можно рассматривать как фрагменты гигантской мозаики, на протяжении веков фиксировавшей фобии человека и болезни общества. Прекрасный японский писатель Харуки Мураками не так давно написал: «...Разве мир вокруг нас не отражается в нашем сознании так же, как наше сознание отражается в мире? И разве здесь нельзя применить метафору двух зеркал, развернутых друг к другу и образующих две бесконечности?»245. Коран живет и бесконечно разворачивается в своих толкованиях. Он «смотрится» в зеркало талисманов так же, как человек вычитывает из его текста прошлое, стремясь изменять с его помощью будущее.
Мураками X. Страна чудес без тормозов и Конец света. - Москва, 2003. -С. 10.
ЖЛЮЧЕПИЕ
так, в мусульманском мире текст Корана являлся своеобразным двусторонним зеркалом, вглядываясь в которое и человек, и общество пытались на протяжении веков разглядеть себя - бесконечность космоса человеческого сознания и бесконечность тварного мира. Кора-ническая магия - один из аспектов многовекового процесса постижения человеком мира и самого себя. Это - попытка прорваться сквозь ограниченность человеческих возможностей, попытка вмешаться в бесконечную и непредсказуемую игру вероятностей. Одновременно, тексты и объекты, связанные с коранической магией, являются для внимательного исследователя интереснейшим источником, позволяющим заглянуть в душу человека, жившего много веков назад, понять его чаяния и страхи, заботы и надежды.
В каждой из глав нашего исследования мы отталкивались от конкретной рукописи, рассматривая ее в совокупности всех ее элементов как особый тип историко-этнографического источника, и старались поместить ее в широкий историко-культурный контекст. Выбранные нами рукописи принадлежат к так называемому «обиходному типу». Это отнюдь не парадные списки, предназначенные для сильных мира сего, исполненные выдающимися каллиграфами и украшенные прекрасными миниатюристами. Это- часть ежедневного быта «среднего человека». Нетрудно заметить, что две из трех выбранных нами рукописей попали в коллекцию СПб ФИВ РАН в советское время из Поволжья, а одна случайно приобретена в букинистическом магазине. До революции в собрание «Азиатского музея» обычно попадали чем-либо примечательные, часто - так называемые лицевые списки (исключение - Ванская коллекция, собранная на полях сражений Первой мировой войны, частью - по-
купки В. А. Иванова на рынках Бухары). «Обиходные рукописи» в то время не привлекали особого внимания исследователей. И сейчас они остаются в тени своих более примечательных соперниц.
После создания национальных исследовательских центров и хранилищ рукописей в республиках Средней Азии списки, созданные в Ма-вераннахре, стали концентрироваться в них. При этом и здесь внимание, в первую очередь, обращалось на древние, редкие или богато украшенные списки. Рукописи, составлявшие часть быта населения, сначала не воспринимались как нечто примечательное, а позднее стали активно уничтожаться населением из страха репрессий. Именно этим обстоятельством объясняется сравнительная редкость «обиходных рукописей» в научных собраниях.
Своим исследованием мы попытались, в частности, показать, что:
- Поздние «обиходные» коранические рукописи являются особым типом историко-этнографического источника и нуждаются в самостоятельном изучении.
- Рукопись Корана А 1638 из собрания СПб ФИВ РАН является особым типом коранического списка, неразрывно связанным с миром магии и прорицаний. Мы убеждены, что число таких списков в библиотечных и музейных собраниях достаточно велико, они лишь не получили пока адекватного описания.
- Без учета особенностей использования коранических текстов в магических целях невозможно адекватно описать культурно-исторический феномен Корана.
- История развития коранической магии является частью истории мусульманской экзегетики и коррелирует с основными этапами ее развития. Методики работы с текстом, используе-
мые в коранической магии в значительной мере совпадают с методиками, введенными в оборот сторонниками метода сим-волико-аллегорического истолкования Корана.
- Кораническая магия была и остается важной частью религиозного сознания мусульман. Несмотря на многочисленные попытки ряда средневековых и современных богословов объявить основанные на Священном тексте гадательные практики вне закона, они широко применялись и применяются поныне, в качестве дозволенных получают истолкование в авторитетных богословских трудах.
- Источники свидетельствуют, что на протяжении веков для представителей дар ал-ислам существенным элементом восприятия мира являлась попытка распознать его разнообразные проявления в виде его отражений в Божественных символах и именах. Тайный смысл букв и знаков, их чудесное взаимодействие внутри Священного текста и между собой составляли важный смысловой код, в элементах которого мыслился мир. Такой взгляд на бытие и способ его восприятия следует считать существенным элементом мировоззрения мусульман, живших в разные века и принадлежавших к разным народам. Этот элемент, привнесенный исламом и неразрывно связанный с его Священной книгой можно легко обнаружить и в современном мусульманском мире.
- Существование и широкое распространение разнообразных видов магии является наряду, например, со сложной судьбой фигуративного искусства свидетельством неоднозначности доктринальной парадигмы ислама в целом: с одной стороны, отношение представителей различных направлений ислама к
этим темам в разные века, в различных регионах варьировалось и варьируется от снисходительной толерантности до жесткого запрета, а с другой, как изображения человека и живых существ, так и магия активно практикуются в мусульманском мире.
- Возникшие системы мусульманской магии являются результатом синтеза самых разнообразных традиций (эллинистических, иудейских, берберских, индийских, древнетюркских и т. п.). Влияние соответствующих внешних традиций на население доисламской Аравии фиксируется самим текстом Корана. В дальнейшем интенсивность и масштаб влияний возрастали параллельно с включением в состав мусульманского мира новых земель и народов.
- Мусульманские гадательные практики подтверждают вывод о снижении степени сакральности коранического текста в период XV-XVIII вв. Особенно это характерно для неарабоязыч-ных мусульман, в сознании которых понимание Корана как Священного писания уступает место представлению о Коране как об объекте, наделенном мощной магической силой. Даже в тех случаях, когда те или иные магические функции выполняются непосредственно кораническим текстом, он рассматривается как один из источников информации. В качестве примера можно привести фактическое тождество «слова Аллаха» и «слова поэта» (обращение Корану и диванам поэтов), которое можно наблюдать в гадательных практиках.
- Хотя из работы в работу кочует положение об «обособленном положении» мусульманского мира Средней Азии, отрезанного от Ближнего Востока шиитским Ираном и степями, населенными кочевниками, анализ наших источников убедительно
свидетельствует о высоком уровне взаимовлияния мусульманских народов Средней Азии и народов Индии, Ближнего Востока, западных областей мусульманского мира. - Магические свойства коранических текстов проявляются независимо от материала, на котором они были написаны или предназначения предмета, на который они нанесены. Тот или иной материал или предмет - всего лишь одна из сред бытования этого текста, тотальность которого в мусульманском мире поистине уникальна. Ни один из других религиозных текстов других цивилизаций не используется столь широко и разнообразно.
|