Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по использованию







 



Чтобы вылечить го­ловную боль или ли­хорадку.

Чтобы прогнать джинна, вошедшего в тело при чихании.

Для охраны путешест­венника, вынужден­ного заночевать в не­защищенном месте.

Для исполнения всех

" 229

желании


Прочитать 7 раз в присутствии больного, дуть на него после ка­ждого раза.

Съесть бумагу, на которой напи­сан айат.

Нарисовать вокруг себя круг и произнести айат.

Читать на протяжении 40 дней, загибая пальцы в местах пауз, начиная с мизинца правой руки, заканчивая большим пальцем левой руки. Затем произнести троекратное приветствие Мухаммаду и членам его семьи, после чего можно приступать к десятикратному прочтению пер­вой суры, разгибая пальцы в об­ратном порядке. Затем, направив вверх все пальцы, подуть на них и высказать все свои потребно­сти и желания.


229+сура\.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сура Айат Назначение Рекомендации по использованию
  256-260 От всех уловок са­таны.  
Чтобы Аллах послал 1000 ангелов, которые будут защищать чи­тавшего эти айаты и молиться за него.  
2 256-260 Чтобы защититься от штормов.  
Чтобы оградить себя от назойливых нищих.  
Чтобы вызвать чью-либо смерть. Прочитать 29 раз.
  Чтобы защитить оде­жду от моли. Написать на глиняной сосуде и положить с одеждой.
  Чтобы защитить до­мочадцев от всех уло­вок сатаны. Действует в течение 3 ночей.
  вся Для облегчения родов. Бумагу, на которой мускусом или шафраном написана сура, либо съедают, либо носят на себе.
Чтобы удержаться на мосту Сират.  
Читающий ее прирав­нивается к 1000 шахйдов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сура Айат Назначение Рекомендации по использованию
  1-2 Для защиты от джинноъ.  
  Чтобы найти спрятан- Написать на бумаге и привязать
  9230 ное сокровище. на шею белому петуху с двой-
    ным гребешком - он и укажет
      место.
    Чтобы устранить со- Прочесть над блюдом с сахаром,
    мнения, умственную подуть на сахар и растопить его
    рассеянность, очи- в росе, собранной с листьев де-
  15-17 стить сознание. ревьев. Принимать 4 дня по по­ловине чайной ложки вместе с инжиром, ограничить этим свой рацион.
  Для защиты от джиннов.  
122-124 Чтобы уничтожить собственность врага. Написать на старом сосуде или на куске лошадиной кожи, под-
      бросить в дом врага.
  Чтобы избавиться от Чита
    тягостной ситуации. ть 40 раз на протяжении 40 дней.
Чтобы уничтожить Читать 29 раз на протяжении
    врагов. 29 дней.
Чтобы обрести физи- Читать 19 раз в течении 19 дней.
    ческую силу.  
Чтобы обрести богат- Читать 10 раз в течении 10 дней.
    ство стадами скота.  

+сура 95.


 

 

 

 

 

 

Сура Айат Назначение Рекомендации по использованию
    Чтобы гарантировать здоровье всех членов семьи. Читать 5 раз в течении 5 дней.
  вся Читающий ее прирав­нивается к шахйду.  
  14-15 Чтобы во сне откры­лось точное местопо­ложение сокровища. Написать на куске оленьей или волчьей шкуры, смыть водой, побрызгать ею в предполагае­мом месте нахождения сокро­вищ.
87-89 Чтобы выбрать себе подходящую жену. Написать на клочке одежды мо­лодой замужней женщины и но­сить с собой.
  вся Чтобы избежать жа­жды и голода Судного Дня. Читается 41 раз.
Чтобы защитить цен­ные вещи. Положить вместе с ценностями.
  Чтобы девушка вышла замуж за конкретного человека. Написать на одежде молодой женщины, вместе с именем юноши и его матери.
30-33 Чтобы уничтожить противника. Сделать гипсовую маску про­тивника на закате в четверг, на­писать на одной стороне айат, а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сура Айат Назначение Рекомендации по использованию
      на другой его имя и воткнуть кинжал в это изображение2 '.
109-112 Чтобы стать авторите­том в науке, о сущест­вовании которой чело­век даже и не подозре­вал раньше. Написать на черном камне, когда первый день месяца выпадает на пятницу.
  вся Чтобы 1000 ангелов заступились перед Аллахом. Читать каждый день и ночь.
Чтобы защитить жи­вотное от болезней и вреда. Обвязать вокруг шеи животного.
Чтобы исцелиться от всех болезней. Читать 7 раз утром и дуть на свое тело после каждого прочте­ния.
Против врага. Собрать горсть земли на пере­крестке, прочесть над ней суру семь раз, подуть на нее и бро­сить в направлении предпола­гаемого нахождения врага.
1-4 Чтобы змеи, мыши и другие вредные жи- Написать на отражающей по­верхности, смыть дождевой во-

Еще один пример использования текста Корана в черной магии приве­ден у У. Баджа (Op. cit. - С. 376-377). Чтобы убить человека, необходимо нарисо­вать его силуэт на бумаге и написать его имя, затем приколоть лист вверх ногами к стене и зачитать определенные айаты, после чего проткнуть грудь нарисован­ной фигурки раскаленной докрасна иглой.


 

 

 

 

 

 

Сура Лйат Назначение Рекомендации по использованию
    вотные покинули дом. дой и полить ею углы дома.
  Чтобы не испытывать жажды во время пу­тешествия. Написать на бумаге или на стек­лянном блюде, смыть написан­ное родниковой водой и налить ее в сосуд, через три дня сме­шать ее с розовым маслом и мо­локом рыжей козы, затем кипя­тить до тех пор, пока жидкость не станет густой и черной, упот­реблять каждое утро.
  59-63 Чтобы узнать, как именно следует вы­полнять то или иное дело. Написать на льняной одежде и поместить под подушку.
Чтобы увидеть во сне человека, который научит удивительным вещам. Привязать на руку перед сном.
96-99 Чтобы девушке, не вышедшей в срок за­муж, сделали предло­жение. Привязать к ноге.
101-102 Чтобы дом покинули вредные животные. Написать на осколке утвари, на­рисовать на нем нежелательное животное.
  вся Чтобы не испытывать страха в Судный День. Читать каждый месяц.

 

 

 

 

 

 

 

Сура Лйат Назначение Рекомендации по использованию
    Чтобы Бог опустил за­весу между человеком и дьяволом и лично Адам доставил чело­века в Рай. Читать каждую пятницу.
1-2232 Чтобы избавиться от змей и скорпионов. Написать на белом камне и по­местить его в дырку в стене.
    Чтобы враг как можно дольше находился в тюрьме. Написать на коже рыжего коз­ленка вместе с аиатои имя врага и его матери и зарыть в землю.
'52 Для защиты от сатаны и его бесов.  
  вся Чтобы сам Мухаммад избавил от всех стра­даний Судного Дня, вселил силу и высту­пил спасителем души.  
Для достижения об­щего благополучия. Прочитать 10 раз после утренней молитвы, затем подуть на ладони и натереть ими все тело.
  вся Для защиты от дйвоъ.  
Для достижения по­беды в войне, обрете­ния славы и призна­ния. Переписать 21 раз.

232+14: 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сура Айат Назначение Рекомендации по использованию
    Для облегчения родов. Айат, написанный на кожуре сладкой тыквы, привязывается к руке роженицы.
  Для защиты от сглаза.  
   
  і 233 Чтобы избавиться от змей и скорпионов. Написать на белом камне и по­местить его в дырку в стене.
  1-2 Чтобы обезвредить врага. Написать на оленьей коже спустя два часа после рассвета в четверг, поместить под камень, вставленный в кольцо или вы­гравировать на самом камне.
    Для исполнения жела­ний. Читать 70 раз.
Чтобы приблизить дату паломничества в Мекку. Читать 1000 раз.
  вся Чтобы оградить себя от всех болезней и ди­ких зверей. Носить с собой.
Против выкидыша.  
Чтобы сад приносил хороший урожай. Повесить в саду.
Чтобы защитить себя 1 от пули. Написать на муслиновой ру­башке.

233+7: 1-2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сура Айат Назначение Рекомендации по использованию
    Чтобы окружить себя защитой магических сил и оградить себя от любой опасности. Написать на большом куске ткани, из которого потом выре­зать середину, затем проползти сквозь отверстие.
Чтобы уменьшить боль в момент смерти, снять страх и облег­чить процесс извлече­ния души234.  
  вся Для облегчения пере­несения тягот Судного Дня235.  
В момент смены года.  
Чтобы нанести вред врагу, не повредив себе. Читая суру, на каждом слове мубйн («ясный») завязывать по узелку на веревке, которую затем закопать.
Чтобы завоевать чью-то любовь
Чтобы защититься от любых болезней, ди­ких зверей, воды и огня. Вписать в «латинский квадрат» на заходе солнца.

Полагали, что за каждую букву этой суры, произнесенную человеком, к нему в момент смерти спустятся 10 ангелов.

235 Считается, что тот, кто ее читает, не будет испытывать жажды, сура будет его заступником перед Богом, и он сам сможет выступить ходатаем за других.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сура Айат Назначение Рекомендации по использованию
    Чтобы облегчить стра­дания умирающего236.  
Если шайх, потеряв­ший сознание во время зикра, не приходит в себя под пение рели­гиозных стихов237.  
    Чтобы обрести физи­ческую силу, улуч­шить память и спо­собности к обучению. Написать на бумаге, привязать к голубому шнурку и похоронить в старой могиле.
  Чтобы не уставать, пу­тешествуя пешком. Привязать к ноге.
  Чтобы не пострадать от наводнения.  
58238 Чтобы год был удач­ным. Подготовить заранее и в момент смены года бросить в воду.
Чтобы избежать дур­ных событий, предве-щенных в день ново­луния.  
Для защиты от скор­пионов, змей и других Вписать в «латинский квадрат» на закате.

lib +сура 37.

237 Басилов В. Н. О происхождении туркмен-ата (простонародные формы среднеазиатского суфизма)//Домусульманские верования. - С. 158. Возможно, имеется в виду иносказательное значение т. е., если уж он не встал и под пение религиозных стихов, то по нему можно читать «Йа' Сйн, т. е. он умер.

238+37: 77-130, 80: 73 и 97: 5.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сура Айат Назначение Рекомендации по использованию
    опасных животных.  
65-66 Для защиты от злосло­вия и клеветы. Написать на оленьей коже шаф­раном или розовой водой.
Для лечения пневмо­нии. Написать на бумаге и привязать к больному месту.
Для лечения дизенте­рии. Выпить воду, которой был смыт текст айатов.
71-73 Чтобы справиться с неуправляемой лоша­дью. Прочесть на ухо лошади.
  71-73 Чтобы выдать де­вушку замуж за кон­кретного человека. Прочесть в присутствии де­вушки и молодого человека, ко­торого родители девушки хотят ей в мужья.
  Чтобы срослась сло­манная кость. После прочтения айата. подуть на кость.
78-83 При зубной боли. Повесить на ухо со стороны больного зуба.
  вся При лечении оспы. Завязать 7 узлов на веревке, ко­торой не касался зуб, скручен­ной девочкой младше 9 лет. За­тем, читая суру, развязывать по одному узлу, когда встречается буква каф.
  вся Чтобы избавиться от страха перед Эйвами и от всякого зла, которое Читать 7 раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сура Айат Назначение Рекомендации по использованию
    они могут сотворить.  
Чтобы освободиться из тюрьмы.  
Чтобы обеспечить со­хранность банковского вклада.  
Чтобы усилить собст­венную веру.  
    Для защиты от джиннов.  
  вся Для лечения глазных заболеваний. Читать 7 раз ранним утром в воскресенье, после каждого раза бросать одно зерно риса в сосуд с водой.
  вся Чтобы Аллах удалил страх из сердца по­койного во время ис­пытания последнего Накйром. Читать 10 раз.
109, 112-114 вся Для защиты от джиннов.  
Для защиты от бед, эпидемий и враждеб­ных действий любого рода. После прочтения сур дважды по­дуть в направлении каждой из сторон света, один раз в небо и один раз в землю. Затем подуть вокруг себя, чтобы образовать

239 +2: 256.


 

Сура Айат Назначение Рекомендации по использованию
      невидимую крепость, защи­щающую от всякого зла.
    От различных болез­ней. Чтение сочетать с употребле­нием квасцов с солью.
    Для защиты от сглаза. Вырезать на агатовой пластинке.

Таблица 21

 

Значение Использование
Чтобы избежать сглаза. Носится на шее в золотой коробочке осо­бенно часто красивыми девушками на вы­данье.
Чтобы оградить себя от всякого зла. Лить воду на переплет Корана, собирая ка­ждую каплю в сосуд.
Чтобы избежать сглаза только что родившей женщины и младенца. Отдельные страницы или текст целиком кладутся под подушку или медленно пере­ворачиваются над головой роженицы240.
Для защиты от джиннов. Носится на теле.
Для облегчения страданий покойного. Читается три дня после смерти на могиле усопшего.
Чтобы вызвать дождь.  
В день появления молодой луны. Смотреть на Коран.
Талисман общего действия, самый эффективный. Носится в железной коробочке.

С той же целью использовались и свитки Пятикнижия у иудеев. См.: Bishoff Е. Die Elemente der Kabbalah. - Leipzig, 1920. - III. - P. 123.


 

Значение Использование
В шаманской практике таджиков средней части долины Зеравшана. Используется весь текст или хафтййак (сборник извлечений из Корана). Книгой помахивали в такт стихам призывания х.

Таблица 22

 

Значение Использование
Для защиты дерева от сглаза. Привязывается к ветке.
Чтобы определить наличие или отсутствие негативного магиче­ского воздействия. Для женщин: после прочтения айата сравнить длину руки и го­ловного покрывала242.
Чтобы защитить ребенка, слу­чайно навредившего маленькому джинну от мести матери джинна.. Надевается на ребенка.
Чтобы вызвать джинна, читать те айаты, которые были предписаны человеку заклинателем джиннов. Читать на протяжении 40 дней.
Чтобы в умершем распознали му­сульманина. Необходимо иметь при себе хотя бы один айат.
Для обеспечения хорошего уро­жая. Читается во время посадки моло­дого деревца.
Для защиты путешественника в пути. Во время прощания с кем-либо, от­бывающим в путешествие, после прочтения айата, дуют над его го-

Муродов О. Шаманский обрядовый фольклор таджиков средней части долины Зеравшана // Домусульманские верования. - С. 96.

242 Полагали, что если длина совпадает, то опасения не оправданы, а если нет, то, несомненно, некие злые чары были приведены в действие, причем, если рука длиннее ткани, то враг - женщина, а если короче, то мужчина.


 

Значение Использование
  ловой.
Для исцеления животного, уку­шенного змеей или скорпионом 43. Заклинатель дарымши читает отры­вок из Корана.

Таблица 23

 

 

Значение Использование
Чтобы колодцем, который перестал давать воду из-за зависти соседа, вновь можно было пользоваться. Бросить в колодец.
Для защиты от сглаза. Молитва, написанная на кожуре яйца, кладется под матрас новорожденного.
Молитва, написанная на расческе 40-дневного младенца, опускается в воду 40 раз.
Для лечения диареи. Выпить воду, в которую помещена таб­личка с молитвой.
Для тех, чей хамзад2 нему­сульманин. Первую молитву зашивают в зеленую тряпочку и привязывают к правой руке; вторую хоронят на кладбище, а третью сжигают в ночь на воскресенье.
Для защиты от джиннов. Носится в серебряных коробочках разнообразной формы.

Аргынбаев X. Народные обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством//Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. - Москва, 1975. - С. 203.

244 Хамзад- cb/сшш-близнец, имеющийся, как полагали, у каждого человека. Хамзад может быть как мусульманином, так и неверным.


 

Значение Использование
Чтобы сохранить любовь и верность мужа. Написать молитву на шкуре оленя.
Чтобы «связать небеса», т. е. остановить дождь. Написать молитву на внутренней стороне старой печной трубы и бросить в колодец.
От головной, зубной и ушной боли. Написать молитву на скорлупе яйца.

Как мы видим, магические свойства коранических текстов прояв­ляются независимо от материала, на котором они были написаны или предназначения предмета, на который они нанесены. Тот или иной ма­териал или предмет - всего лишь одна из сред бытования этого текста, тотальность которого в мусульманском мире поистине уникальна. Ни один из религиозных текстов других цивилизаций не используется столь широко и разнообразно. Выше мы писали о том, что мусульманские та­лисманы можно рассматривать как фрагменты гигантской мозаики, на протяжении веков фиксировавшей фобии человека и болезни общества. Прекрасный японский писатель Харуки Мураками не так давно написал: «...Разве мир вокруг нас не отражается в нашем сознании так же, как наше сознание отражается в мире? И разве здесь нельзя применить ме­тафору двух зеркал, развернутых друг к другу и образующих две беско­нечности?»245. Коран живет и бесконечно разворачивается в своих толкованиях. Он «смотрится» в зеркало талисманов так же, как человек вычитывает из его текста прошлое, стремясь изменять с его помощью будущее.

Мураками X. Страна чудес без тормозов и Конец света. - Москва, 2003. -С. 10.


ЖЛЮЧЕПИЕ

И

так, в мусульманском мире текст Корана являлся своеобразным двусторонним зеркалом, вглядываясь в которое и человек, и об­щество пытались на протяжении веков разглядеть себя - бесконечность космоса человеческого сознания и бесконечность тварного мира. Кора-ническая магия - один из аспектов многовекового процесса постижения человеком мира и самого себя. Это - попытка прорваться сквозь ограни­ченность человеческих возможностей, попытка вмешаться в бесконеч­ную и непредсказуемую игру вероятностей. Одновременно, тексты и объекты, связанные с коранической магией, являются для вниматель­ного исследователя интереснейшим источником, позволяющим загля­нуть в душу человека, жившего много веков назад, понять его чаяния и страхи, заботы и надежды.

В каждой из глав нашего исследования мы отталкивались от кон­кретной рукописи, рассматривая ее в совокупности всех ее элементов как особый тип историко-этнографического источника, и старались по­местить ее в широкий историко-культурный контекст. Выбранные нами рукописи принадлежат к так называемому «обиходному типу». Это от­нюдь не парадные списки, предназначенные для сильных мира сего, ис­полненные выдающимися каллиграфами и украшенные прекрасными миниатюристами. Это- часть ежедневного быта «среднего человека». Нетрудно заметить, что две из трех выбранных нами рукописей попали в коллекцию СПб ФИВ РАН в советское время из Поволжья, а одна слу­чайно приобретена в букинистическом магазине. До революции в собра­ние «Азиатского музея» обычно попадали чем-либо примечательные, часто - так называемые лицевые списки (исключение - Ванская коллек­ция, собранная на полях сражений Первой мировой войны, частью - по-


купки В. А. Иванова на рынках Бухары). «Обиходные рукописи» в то время не привлекали особого внимания исследователей. И сейчас они остаются в тени своих более примечательных соперниц.

После создания национальных исследовательских центров и хра­нилищ рукописей в республиках Средней Азии списки, созданные в Ма-вераннахре, стали концентрироваться в них. При этом и здесь внимание, в первую очередь, обращалось на древние, редкие или богато украшен­ные списки. Рукописи, составлявшие часть быта населения, сначала не воспринимались как нечто примечательное, а позднее стали активно уничтожаться населением из страха репрессий. Именно этим обстоя­тельством объясняется сравнительная редкость «обиходных рукописей» в научных собраниях.

Своим исследованием мы попытались, в частности, показать, что:

- Поздние «обиходные» коранические рукописи являются особым типом историко-этнографического источника и нужда­ются в самостоятельном изучении.

- Рукопись Корана А 1638 из собрания СПб ФИВ РАН является особым типом коранического списка, неразрывно связанным с миром магии и прорицаний. Мы убеждены, что число таких списков в библиотечных и музейных собраниях достаточно велико, они лишь не получили пока адекватного описания.

- Без учета особенностей использования коранических тек­стов в магических целях невозможно адекватно описать куль­турно-исторический феномен Корана.

- История развития коранической магии является частью истории мусульманской экзегетики и коррелирует с основными этапами ее развития. Методики работы с текстом, используе-


мые в коранической магии в значительной мере совпадают с методиками, введенными в оборот сторонниками метода сим-волико-аллегорического истолкования Корана.

- Кораническая магия была и остается важной частью религиозного сознания мусульман. Несмотря на многочислен­ные попытки ряда средневековых и современных богословов объявить основанные на Священном тексте гадательные прак­тики вне закона, они широко применялись и применяются по­ныне, в качестве дозволенных получают истолкование в авто­ритетных богословских трудах.

- Источники свидетельствуют, что на протяжении веков для представителей дар ал-ислам существенным элементом восприятия мира являлась попытка распознать его разнообразные проявления в виде его отражений в Божественных символах и именах. Тайный смысл букв и знаков, их чудесное взаимодействие внутри Священного текста и между собой составляли важный смысловой код, в элементах которого мыслился мир. Такой взгляд на бытие и способ его восприятия следует считать существенным элементом мировоззрения мусульман, живших в разные века и принадлежавших к разным народам. Этот элемент, привнесенный исламом и неразрывно связанный с его Священной книгой можно легко обнаружить и в современном мусульманском мире.

- Существование и широкое распространение разнообразных видов магии является наряду, например, со сложной судьбой фигуративного искусства свидетельством неоднозначности доктринальной парадигмы ислама в целом: с одной стороны, отношение представителей различных направлений ислама к


этим темам в разные века, в различных регионах варьировалось и варьируется от снисходительной толерантности до жесткого запрета, а с другой, как изображения человека и живых су­ществ, так и магия активно практикуются в мусульманском мире.

- Возникшие системы мусульманской магии являются результатом синтеза самых разнообразных традиций (эллини­стических, иудейских, берберских, индийских, древнетюркских и т. п.). Влияние соответствующих внешних традиций на насе­ление доисламской Аравии фиксируется самим текстом Корана. В дальнейшем интенсивность и масштаб влияний возрастали параллельно с включением в состав мусульманского мира но­вых земель и народов.

- Мусульманские гадательные практики подтверждают вывод о снижении степени сакральности коранического текста в пе­риод XV-XVIII вв. Особенно это характерно для неарабоязыч-ных мусульман, в сознании которых понимание Корана как Священного писания уступает место представлению о Коране как об объекте, наделенном мощной магической силой. Даже в тех случаях, когда те или иные магические функции выполня­ются непосредственно кораническим текстом, он рассматрива­ется как один из источников информации. В качестве примера можно привести фактическое тождество «слова Аллаха» и «слова поэта» (обращение Корану и диванам поэтов), которое можно наблюдать в гадательных практиках.

- Хотя из работы в работу кочует положение об «обособлен­ном положении» мусульманского мира Средней Азии, отрезан­ного от Ближнего Востока шиитским Ираном и степями, насе­ленными кочевниками, анализ наших источников убедительно


свидетельствует о высоком уровне взаимовлияния мусульманских народов Средней Азии и народов Индии, Ближнего Востока, западных областей мусульманского мира. - Магические свойства коранических текстов проявляются независимо от материала, на котором они были написаны или предназначения предмета, на который они нанесены. Тот или иной материал или предмет - всего лишь одна из сред бытова­ния этого текста, тотальность которого в мусульманском мире поистине уникальна. Ни один из других религиозных текстов других цивилизаций не используется столь широко и разнооб­разно.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал