Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г71Ш2. РДГКОДОПАНТИЯ 4 страница
правильном порядке. После этого остается определить первое слово байта, и найти его в диване. Поля этого списка сохранили комментарии могольских правите Создавались также и теоретические сочинения, объяснявшие процесс гадания, например, Хаджжй Халифа упоминает две такие работы: Кафавй Маула Хусайна (ум. после 980/1572), написанное на турецком языке и сопровожденное многочисленными забавными историями, и Мухаммада ал-Харавй144. Для этих же целей использовались и «Фа'л-нама» - специально составленные книги, к которым, наряду с диванами поэтов, прибегали, чтобы узнать будущее. Часто авторство этих книг приписывается «Надирова история» («Тарих-и Надйрй») сообщает о том, что именно с диваном Хафиза консультировался Надйр-шах (1147-1160/1736-1747) перед походом на Фарс и Багдад и позднее. См. Ibid. -Р. 232, 235-236. 142 В династии Сафавйдов было два шаха с таким именем Тахмасп I 143 Browne Е. G. A History of Persian Literature under Tatar Dominion. - 144 Flugel G. Lexicon bibliographicum et encyclopaedicum a Mustafa ben Джа'фару ас-Садику. Как правило, тексты содержат описание ритуальных действий, которые необходимо произвести перед тем, как приступать к гаданию. Многие гадательные книги представлены в виде таблиц, содержащих буквы, цифры, слова или знаки, которым придается определенное значение. Иногда гадание производится с помощью выбрасывания костей. В коллекции СПБ ФИВ РАН содержится серия таких «гадательных книг» «Фа'л-нама», включенных в сборники рукописей, содержащих самые разнообразные тексты. Нас будут интересовать разделы, описывающие частный случай «извлечения предзнаменований» из текста, а именно способы гадания по Корану- два арабских (А 528, А 1426 и*) и девять персидских трактатов (В 349, В361146, В 844, В 1957, В 2062, В 2211, В 4474147, С 462 ш, С 1555 149). Большинство из них описывает в целом схожую практику гадания по буквам Корана. Ритуал, предваряющий само гадание, скрупулезно регламентирован. Этот ритуал варьируется от рукописи к рукописи, однако, в целом сводится к следующему - желающий погадать с помощью Корана должен: 1. Совершить омовение 15°; 2. Повернуться лицом в сторону киблы; 3. Прочитать первую суру «ал-Фатиха» от одного до трех раз; 4. Прочитать 112ую суру «ал-Ихлас»; 5. Прочитать айат ал-Курсй (2: 256); 145 Имеет, предположительно дагестанское происхождение. 146 Датирована 1205/1790 г. 147 Датирована 1263/1846 г. 148 Датирована 1257/1841 г. 149 В рукописи С 1555 содержится описание гадания с помощью 150 Необходимо отметить, что это требование является не специфическим 6. Повторить «О Боже, благослови Мухаммада и его род!» один, три или десять раз; 7. Сосредоточиться на фиксации намерения (ниййа) приступить к гаданию; 8. Взять в руки полный текст Корана; 9. Открыть рукопись (здесь приводятся два варианта: рукопись либо открывается наугад, либо в зависимости от времени суток - утром надо обращаться к началу, в полдень к середине, а вечером к концу текста); 10. Отсчитать семь листов ь; 11.На седьмой странице (правой стороне листа) отсчитать седьмую строку сверху; 12. На этой строке отсчитать седьмую букву справа152. После описания ритуала в текстах приводятся краткие, как правило, стихотворные, разъяснения о значении каждой буквы. Одна из рассматриваемых нами рукописей (В 844, см.: Таблица 16) представляет особый интерес. Эта рукопись, в отличие от вышеупомянутых, является не частью сборника, а отдельным списком сочинения под названием «Большая гадательная книга» {^jji 4-«UHi ^Щ. В ее тексте представлен совершенно иной способ гадания, который заключается в том, чтобы с помощью игральной кости, на которой написаны четыре буквы арабского алфавита (■ > < £ 'Ч-1«'/ алйф, ба, джйм, дал), определить трехбуквенное сочетание, представляющее собой ключ к результату гадания. Ритуал, предшествующий гаданию, сходен с описанным выше. С каждой комбинацией букв, которой присвоено имя коранического Текст рукописи В 844 содержит альтернативную версию- необходимо сосчитать, сколько раз употребляется слово «Аллах» на странице, открытой наугад, затем перелистать соответствующее количество листов, отсчитать такое же количество строк и букв на строке. 152 См. сводную Таблицу X. персонажа153 или созвездия, ассоциируется один или несколько айатов. Теоретически, таких трехсимвольных комбинаций (с учетом возможности повторения символов) может быть 64 (43). Однако, в нашем тексте представлено 65 разделов, причем некоторые сочетания повторяются дважды, а два отсутствуют вообще. Было бы естественно объяснить это ошибкой переписчика, принимая во внимание исключительную его небрежность в отношении коранического текста. Однако благодаря любезному содействию проф. С. Г. Кляшторного нам удалось найти неожиданную параллель мусульманскому тексту, содержащую сходные ошибки. Речь идет о древнетюркской книге прорицаний irq bitig. Точно так же, как и мусульманская гадательная книга, она состоит из 65 разделов, причем некоторые сочетания символов (в данном случае, кружков) повторяются дважды, а некоторые опущены. При этом, высказывается интересное предположение о том, что, возможно, 'irq bitig представляет собой не руководство по гаданию, в котором даются интерпретации всем возможным комбинациям символов, а запись конкретного гадательного «сеанса». Все это помещает ее в иной культурно-исторический контекст, и заставляет поставить вопрос о взаимовлиянии религиозно-культурных традиций, уточнение которого потребует дальнейшей серьезной работы с нашими источниками. 153 Ср.: Кур 'am ал-анбийа. - гадание по именам пророков. 154 См.: Arlotto A. Old Turkic Oracle Book//Monumenta Serica. - 1970-1971. Таблица 16
Три ошибочных повтора, см. номера 33, 52, 58, 61-63, выделены жирным шрифтом. Отсутствуют две комбинации «є1 ■ >» и «є 4і ч-*». 156 В коранических цитатах переписчиком допущено значительное количество грамматических ошибок, а также пропуски целых слов или замены их другими, сходными по звучанию, что значительно затруднило процесс их определения.
Таблица 17
«Фа 'л Пророка». «Фа'л 'Алй». 1 £. I
«Фа 'л 'Али, признаваемый всеми 'улама' Бухары». 160 По знаменитому проповеднику ишйху Хасану ал-Басрй (21-642/110-728). 161 «Фа 'л Джа'фара ас-Садика». 162 По Хасану ал-Басрй, ишйху Абу ал-Хайру, гшолтм Джа'фару ас-Садику и Натику (последним термином (здесь
Итак, рукопись Корана А 1638 из собрания СПб ФИВ РАН является особой «гадательной копией», что ускользнуло от внимания исследователей петербургской коллекции. Более того, просмотр каталогов основных европейских и мировых коллекций выявил лишь одно развернутое упоминание о таком списке. Между тем, речь идет об особом типе коранической рукописи, неразрывно связанном с миром магии и прорицаний. Мы убеждены, что число таких списков в библиотечных и музейных собраниях достаточно велико, они лишь не получили пока адекватного описания. Легко заметить, что понять и истолковать значение этого типа коранической рукописи можно лишь поместив ее в соответствующий этнографический контекст. Сопоставление рукописи А 1638 и тегеранского издания 2002 г., посвященного ucmuxapQ, выявляет преемственность основных элементов соответствующей традиции, показывает ее востребованность в современном мусульманском обществе (вплоть до обсуждения механизма ее использования в судебной (!) практике). При этом приводимые нами примеры, а также Приложения 1-3 показывают большой разброс мнений относительно допустимости практики, связанной с истщарой, что является еще одним проявлением неоднозначности доктринальной парадигмы ислама в целом. Существование многовековой традиции истщары и «Фал-нама», зафиксированной разными источниками, сохранение этой традиции сегодня (см. книжные публикации и сайты в Интернете) свидетельствует о важности соответствующих практик и для отдельного мусульманина, и для мусульманского сообщества в целом. Эти практики - часть исламского наследия. На протяжении веков они являлись важной составляющей само- См. прим. 107. Здесь, однако, распознавание его функций было облегчено развернутыми текстами, данными в приложении к рукописи. следия. На протяжении веков они являлись важной составляющей самосознания миллионов мусульман живших и живущих и на Востоке, и на Западе исламского мира. В этой связи можно вновь и вновь говорить о неправомерности попыток сторонников нео-ваххаабитской идеологии навязать мусульманам лишь собственное представление о правомерности или неправомерности тех или иных практик, часто освященных многовековой традицией. На протяжении многих столетий ислам жил и развивался благодаря исключительной способности абсорбировать существенные элементы самосознания и традиций самых разных народов. В этом проявляется и гибкость, и потенциал исламской доктрины. «Абсорбирующая способность» ислама представляется существенно более высокой, чем аналогичные механизмы заложенные в христианстве, и, тем более, в иудаизме. ГТіАМ 3. ТТИЮТДНМ СТАМИМА)
узеи и рукописные собрания мира хранят многие сотни образцов мусульманских талисманов, несущих на себе коранические тексты, нанесенные на самые разные материалы и предметы: бумагу или кожу, ткань или драгоценные металлы, посуду и стены домов и т. д. Это могли быть небольшие фрагменты отдельных айатов или полный текст Коран, переписанный особым чрезвычайно мелким почерком, столь крошечный, что он мог уместиться под гнездом перстня или на навер-шии боевого знамени1б5. Один из коранических амулетов хранится в собрании СПб ФИВ РАН под шифром А 1258 (см.: рис. 10). Это узкая бумажная полоса (7x98 см), сшитая их трех листов (соответственно 7> < 39, 7x39 и 7Х20 см). Текст, переписанный некаллиграфическим насхом выцветшими, возможно, первоначально красными чернилами, содержит 36ую суру «Иа' Сйн». Сура эта - одна из наиболее популярных в корани-ческой магии (см.: Таблица 20). Амулет был приобретен Археографической экспедицией Института востоковедения АН СССР, работавшей в Поволжье в 1934 и 1936 гг. и сохранившей для науки более полутора тысяч только арабских рукописей (это был период массовой гибели арабографических списков, иметь которые в условиях сталинских «чисток» было опасно для жизни людей их хранящих). Талисманы с текстом суры «Иа' Сйн» были В коллекции петербургского Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) представлен такой восьмиугольный Коран-амулет № 4493 а-б (см.: Резван. Op. tit. - С. 334), а также среднеазиатские амулсты-/? грл*ары (см. ниже) №№ 1485-22, 3359-2, 6176-1 (см.: рис. 11). распространены и в Средней Азии. В целом, образцы такого рода можно рассматривать как фрагменты гигантской мозаики, на протяжении веков фиксировавшей с одной стороны боязни и надежды, страхи и боль отдельного человека, а с другой- особенности той или иной исторической эпохи. Эти образцы- часть многовековой традиции, составившей одну из характерных черт мусульманской цивилизации. Самым общим термином для обозначения талисмана является арабское тамйма. Как полагают, первоначально этим словом обозначались необычного вида камушки, которые вешались на шею детям, чтобы оградить их от сглаза, злой судьбы или болезней. Исламом такая практика была запрещена, поскольку полагали, что сила, действующая в этих талисманах, не была силой Аллаха. Позднее слово тамйма стало ассоциироваться с амулетами вообще. Нанесенные на такой амулет имена Аллаха или коранические айаты, делали его использование допустимым и одобряемым169. В основном, на таких амулетах писались формулы типа «к Аллаху я прибегаю» (2: 67) и разнообразные их вариации. Тилсам (от греч. «тєА^оца» - «священный
|