Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г71Ш2. РДГКОДОПАНТИЯ 1 страница
СИЛМ АЛ-КУР*А: ИСТИХАРА, Ф'АЛ)
бращение к почитаемому тексту с целью узнать будущее получило в западной науке общее название рапсодомантия, в арабо-мусульманской традиции ему соответствует термин 'илм ал-кур 'а. Среди практик, описываемых этим термином первоочередной интерес для нас представляют истихара (прибегание к Божьей помощи в затруднительной ситуации в надежде получить ответ через текст Корана) и фа 'л (извлечение предзнаменований из различных текстов). 2.1. Истихара Каждая из рукописей Корана имеет свою собственную историю. Рукопись хранит память о руке переписчика, руках многочисленных владельцев, которые оставляли на ее полях свои пометы: вакфные записи, комментарии по таджвйду (рецитации), а также разнообразные символы и даже рисунки 10°. Ветхие экземпляры предавали земле со всем почетом, подобающим Священному тексту101 или же хоронили вместе с почившим владельцем. Однако, на этом жизнь рукописи не всегда заканчивалось- еще в начале прошлого века вдовы, оставшиеся без Например, в рукописи А 976 на с. 01b записаны датированные основные события из жизни семьи владельца. См. Также: RezvanE. Qur'anic manuscripts as birth, death, land and library register II Manuscripta Orientalia. - 2002. VIII/3. - P. 17-26. Сходным образом использовались списки и издания Ветхо- и Новозаветных текстов. 101 Аналогичная практика «похорон икон» зафиксирована в балканских монастырях. В России ветхие иконы сплавляли по реке, после чего иногда случалось обретение святого списка. средств к существованию, нередко выкапывали списки из могилы и продавали их приезжим102. Во время работы по описанию коллекции Коранов СПб Филиала ИВ РАН часто приходилось ограничиваться фиксацией тех или иных, не всегда понятных маргиналий. Среди прочих наше внимание привлекала рукопись небольшого формата (6, 7*11 см) в расписном лаковом переплете (см.: рис. 4), переписанная мельчайшим каллиграфическим почерком на тонкой светлой бумаге восточного производства, на полях которой регулярно повторялись слова: «ч->.р. J-^ч» («очень хорошо») (см.: рис. б); «цн^ ^Л^» («не очень хорошо»); «vj^» («хорошо»); «^» («плохо»); «^ ^^» («не очень плохо»). Впоследствии, благодаря работе Бесс Аллен Доналдсон «The Wild Rue» («Дикая рута»), обнаружилось магическое объяснение этих ■ надписей. В главе, посвященной коранической магии, исследовательница пишет: «Некоторые Кораны специально изготовлены для этой цели (гадания- М. Р.). Их страницы помечены буквами, которые показывают, каким должен быть ответ. На некоторых имеется всего три буквы: «£», сокращение от j^- хороший; «о^», сокращение от j& - плохой или неудачный; и «?», сокращение от 4-^- средний. Другие копии более детализованы: девять букв и их комбинаций обозначают «очень хорошо», «хорошо», «средне», «посредственно», «плохо», «очень плохо». Эти знаки облегчают задачу читателя и освобождают его от ответственности за неблагоприятное истолкование»103. Рукопись А1638 и является именно такой, специально подготовленной для гадания копией Корана. Рукопись была приобретена 24 ноября 1955 года в «Академкниге» за 200 рублей. Она датирована 1262/1846 г., переписана в Иране, пред- Бадж. Op. cit.-С. 65. Donaldson. Op. cit. -P. 131. положительно в Тегеране или в Ширазе104. На внутренней стороне задней крышки переплета над печатью «Академкниги» находится владельческая надпись красными чернилами: Ex Libris. Клинушин. Рукопись содержит почти полный текст Корана (2: 4-94: 8). На странице 312 а имеется колофон: «Завершено [переписывание] Священного Слова Аллаха в субботу 16го числа месяца раби' ал-аввал 1262 года». На странице 312 b (см.: рис. 7) арабо-персидская надпись, содержащая предписание со ссылкой на авторитет амйра. правоверных1(Ъ читать по завершении (переписки, чтения -?)' Корана особую молитву: «О Боже, раскрой с помощью Корана мои глаза, освободи с помощью Корана мой язык, и поистине на нем то, что желает [? ] с помощью Корана мое сердце, и используй с помощью Корана мое тело, и освяти [меня] с помощью Корана. Нет могущества и силы, кроме как у Тебя». Текст переписан черными чернилами, заглавия сур выделены красным, красным же на полях отмечены начала джуз 'ов и хизб (соот- 104 Сведениям по локализации данной рукописи мы обязаны 105 По-видимому, имеется в виду двоюродный брат и зять Мухаммада, 106 Кроме того, хатм-и Кур'ан может означать чтение Корана в память ветственно '/зо и! /6о части Корана). Прочие знаки таджвйда., а также знаки вокализации обозначены теми же чернилами, что и основной текст. Последовательно проставлены кустоды. Текст в неровной тройной рамке, внешняя линия которой исполнена золотом, затем оставлено поле шириной 1, 3 см; непосредственно обрамляют текст синяя и вновь золотая линии. 16 строк на странице, верхнее поле занимает 0, 6 см, нижнее - 0, 8, внешнее - 0, 9; межстрочный интервал равен высоте строки и составляет 0, 2 см. Конец каждого айатз. отмечен красной окружностью. Рукопись дефектная (отсутствуют начало и конец коранического текста, что обычно является свидетельством интенсивного использования), при этом сохранившаяся часть текста (312 листов) дошла до нас в хорошем состоянии Эта рукопись является свидетельством распространения и инстру R предпочтение) вверяет Аллаху выбор между возможными вариантами развития событий. Обращаться к такой практике может как благочестивый, избранный человек, желающий всю свою жизнь подчинить воле Аллаха (хайр), так и простой человек, находящийся в затруднительном положении, сомневающийся в правильности своего решении {мустахйр). Практика гадания по Священному тексту (теомантия), как частный случай рапсодомантии (библиомантии), т. е. гадания по любым тек- 107 Параллелью нашей рукописи может служить датируемый первой 108 Возможна истихара с использованием самых различных инструментов 109 Ср., например, средневековые христианские " Sortes Sanctorum" или стам, получила широкое распространение в исламском мире, о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные ее упоминания в персидской классической поэзии (см.: Приложение Х)по, в пословицах111 и в сказках «Тысячи и одной ночи». От фа 'ли - гадания в более широком смысле слова (например, «Что со мной будет?»), истихару отличает то, что она определят исключительно целесообразность или, напротив, нежелательность совершения того или иного действия (например, «Жениться ли мне на Нурие?»), в то время как фа 'л несет куда более широкие функции. Как правило, к нему прибегают для того, чтобы узнать будущее. Покровителем рапсодомантии шииты считают Джа'фара (убит в 8/629 году в битве при Му'те), двоюродного брата Мухаммада'и. Предполагается, что человек, совершивший истихару, должен сразу же воспринять правильное решение свыше, однако, если этого не краткие комментарии на библейские сюжеты (perfectum opus, gloria magna и т. д.), см.: Harris J. R. The " Sortes Sanctorum" in the St. Germain Codex II American Journal of Philology. - 1888. IX. - P. 58-63. 110 См., например, газали, Хафиза№ 17, 72, 350. 111 «Сначала совет, потом ucmwcdpa» (Аввал истишарэ б'ад истихарэ См., например, триста семьдесят третью ночь: «Когда же настала триста семьдесят третья ночь, она сказала: " Дошло до меня, о счастливый царь, что, когда везирь (так в тексте -М. Р.) рассказал жене о деле своей дочери и спросил ее: 'Каково твое мнение об этом? ' - она сказала: 'Подожди, пока я совершу молитву о совете (т. е. истихару - М. Р.)\ А потом она совершила молитву в два ракята (так в тексте- М. Р.), как установлено для молитвы о совете, и, окончив молитву, сказала своему мужу..."». Книга тысячи и одной ночи/Перевод и комментарии Салье М. А. под редакцией Крачковского И. Ю. - Москва, 1933. -С. 361. 113 Фа'л также возможен с использованием самых различных инструментов гадания (например, по руке или по гороху). Подробнее о фа'лъ см. 2.2. 114Fahd.Kur'a//EI. произошло, допустимые варианты записываются на листах бумаги, и вытягивается жребий. Для получения ответа прибегают также и к онейромантии116: после совершения описанного ритуала вопрошающий ожидает ответа во сне. Особенно важна внутренняя чистота сновидца: сон, ниспосланный Аллахом, не сможет проникнуть в душу, обуреваемую страстями. Согласно ан-Нававй (631-676/1233-1277): «совершающий истщару должен полностью отказаться от внутреннего личного желания и положиться на волю Творца. Именно это и будет испрашива- нием благого у Господа, а не у самого себя». Предпочтительным считается толкование сна уважаемым, благочестивым человеком или л/уллой118. Бытует представление, согласно которому ucmuxdpa. должна совершаться в мечети или в другом почитаемом месте, где человек затем и засыпает. Последнее не одобряется религиозными авторитетами, поскольку тесно связано с языческой традицией '19. Поскольку традиция гадания уходит корнями в самое отдаленное прошлое, то для предотвращения возврата к языческим обычаям исламом (а истщара получила распространение в самых разных частях мусульманского мира) были зафиксированы особые правила совершения обряда. U5Doutte. Op. cit.-P. 413. 116 Онейромантия в исламе находит свое оправдание в тексте Корана, где не раз возникает тема сна, см., например, 8: 43 (сон, ниспосланный Аллахом, помогает одержать победу в битве при Бадре), 12: 43 (толкование сна фараона Иусуфом), 30: 22 (сон, как знамение Аллаха), 37: 101, 105 (сновидец Ибрахйм), 48: 27 (осуществление сна Мухаммада, ниспосланного ему Аллахом) и т. д. ! 17 Цит. по Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству. — Москва, 2001. -С. 196. 118 Так, например, к шайху ас-Санусй (838-895/1435-1490), 119 Fahd. La divination arabe. - P. 363-367. Согласно традиции Пророк говорил, что если человек с должным почтением совершает истгаару, он никогда не изведает утрат и не узнает печали. Истихара, как правило, осуществляется профессиональными исполнителями, однако при их отсутствии - любым грамотным человеком. Самому процессу гадания предшествует определенный ритуал. В собрании Халили хранится трактат по библиомантии «О методе истихары» («Фй тарйк ал-истихарат»), переписанный в XIX в. в Иране ". В тексте трактата в качестве синонима слова истихара используется тафа 'ул. Анонимный автор трактата, ссылаясь на «Книгу по г/стихаре» («Китаб ал-истихара») некоего Ибн Тау'са, приводит следующий метод исполнения ритуала: желающий погадать с помощью Корана должен прочесть «тронный стих» (2: 256), затем десять раз произнести традиционную формулу приветствия Пророку, прочитать молитвы, приведенные в тексте, после чего он должен открыть Коран и найти на правой странице одно из прекрасных имен Аллаха, затем от этого места надо перелистать десять страниц, обратить внимание на десятую строку на левой странице, которая и будет содержать искомую истину. Текст также содержит предписания по времени совершения истихары (авкат ал-истщарат) со ссылкой на авторитет шиитских имамов. Интересно отметить, что помимо вышеописанного трактата рукопись содержит сочинение по рецитации Корана и образцовую магическую таблицу-талисман, содержащую в себе все основные знаки, использующиеся в мусульманской охранительной магии ш. Среди дошедших до нас сочинений, посвященных рапсодомантии, наиболее распространены следующие: Khalili, XII. - Р. 156. - MSS 412. См.: Глава 3. - «Кура'т ал-имам Джа'фар ибн Абй Талиб» («[Описание способов] бросать жребий по имаму Джа'фару ибн Абй Талибу») или «Джа'фарийа», содержащее интерпретацию значений айатов, использующуюся при гадании по Корану; - «Ал-Кур'а ал-Ма'муниййа» («[Описание способов] бросать жребий по ал-Ма'муну»), приписываемое Йа'кубу ибн Исхаку ал-Киндй (ум. 256/870), составлено в форме своеобразного катехизиса; - «Ал-Кур'а ал-Джавхариййа» («[Описание способов] бросать жребий по ал-Джавхару»), отражающее позднюю стадию развития рапсодомантии, включает в себя симво-лико-метафорическое истолкование текста Корана, сопровождаемое разнообразными манипуляциями с буквами и их чис- ленными значениями (см.: 'илм ал-длсафр, 'илм ал-хуруф); - «Кур'ат хуруф ал-му'джам» («[Описание способов] бросать жребий по буквам алфавита») содержит буквы арабского алфавита, расположенные в порядке абджада, гадающий выбирает случайным образом одну из букв и затем читает стихотворный комментарий на нее; - Наиболее развитые и сложные системы представлены в сочинениях, переведенных ал-Бйрунй (362-440/973-1048). Такие сочинения, как правило, приписывались библейскому пророку Даниилу124, Александру Македонскому, Пифагору и др. 122 См. 1.1 и 1.2. 123 «Ал-Кур'а ал-мусарриха би-л-'авакиб» («Кур'а, ясно разъясняющая 124 См. прим. 39. Возвращаясь к практике истихарг. в шиитской среде, приведем (символико-метафорической экзегезы). Эта практика популярна в Иране и сегодня. Так, в этом году в Тегеране вышло в свет «самое полное и подробное» руководство по истщаре, составленное Гуламом Ридой Нав'ай. Это руководство базируется на одной из рукописей, специально созданной в соответствии с традицией истихары. Анализу этой книги следует уделить особое внимание, поскольку она является интереснейшим источником, из которого можно почерпнуть сведения о специфике гадания в сегодняшнем Иране. 125 Donaldson. Op. cit.-P. 131. 126 Руководство по гаданию с помощью Корана / Составитель Гулам Рида 127 Как гласит текст примечания, оригинал этой рукописи неизвестен, сама Сегодня, как и столетия тому назад, практика истихары, является источником многих дискуссий. Допустимо ли гадание как таковое? В чем отличие истихары от запрещенных исламом видов гаданий? Не препятствует ли обращение к истихаре самостоятельному, независимому мышлению? Не способствует ли подобная практика снятию личной ответственности с человека? Со ссылкой на хадйсы, на авторитет имамов Дж'афара ас-Садика и Риды (148-765/203-818), с приведением высказываний Табатаба'й (1888-1969), Кашанй (ум. 1962), имама Хумайнй (1900-1989) доказывается правомерность практики гадания по Священному тексту. В предисловии доктора Ахмада 'Абадй содержится попытка оправдания истихары путем противопоставления двух понятий: тафа'л и татаййур, первое из которых соответствует «дозволенному гаданию», а второе - «запретному». Однако, непоследовательность употребления этих терминов (последующее противопоставление фа'л-истихара) свидетельствует о том, что до сих пор так и не было выработано сколько-нибудь определенного отношения к вопросу. Крайне интересным представляется также обсуждение вопроса о допустимости использования истихары в качестве легитимного доказательства в суде. Основными аргументами в пользу истихары служит то, что в прибега-нии к Божьей помощи в затруднительной ситуации нет ничего предосудительного и это не имеет ничего общего с язычеством, а также то, что благодаря истихары человек получает не доступ к сокровенному знанию, а помощь и поддержку в разрешении своих сомнений. Об актуальности проблемы для сегодняшнего иранского общества свидетельствует также то, что данное издание призвано облегчить службу имамов пятничных мечетей, к которым регулярно обращается множество людей с просьбой совершить для них истихару. Благодаря этой книге люди, не владеющие арабским языком, смогут самостоя- тельно, без посредников, обращаться к Богу в затруднительных ситуациях. В книге также содержатся сведения о: - разновидностях истихары (при этом, Коран указывается лишь как один из возможных инструментов гадания); - наилучшем времени и месте ее осуществления (в субботу -от восхода до заката солнца; в воскресенье — от рассвета до полудня, затем от предзакатного времени до заката; в понедельник - от рассвета до восхода солнца, затем от полудня до заката; во вторник- от рассвета до полудня, затем от предзакатного времени до «мрака ночи»; в среду, четверг и пятницу - от рассвета до «мрака ночи»); - религиозно-этических требованиях к приступающему к истихарг (человек должен примириться с Богом, быть искренним, со всей серьезностью отнестись к предстоящему процессу, необходимо точно сформулировать свой вопрос, дело, относительно которого испрашивается совет, не должно противоречить шарй 'ату, запрещается производить действие, противоположное результату гадания и т. д.). Здесь же приводится молитвенное правило имама Хасана 'Аскарй (232-260/845-872), предваряющее процесс гадания: сначала читается «ал-Фатиха» 1-3 раза, затем 97а* сура «Кадр» читается десять раз, а после этого три раза произносится специальная молитва. Каждая страница руководства разделена на три составляющих: в верхней айат или его часть, в центральной - его перевод на персидский язык, внизу краткий комментарий (см.: Таблица 13) и в скобках результат гадания («^^ ч^», «хорошо»; «^ ч^ ^ ^ иЬ>, «хорошо, если будет на то воля Аллаха»; «-^j^ Ь \J с±А ч^», «хорошо, но при [определенных] условиях»; «lPj^ '■ *? ■ W ^ ^ ч^», «хорошо, но выборочно»; «tiiJ ji& y^jS ^jft»5 «лучше от этого отказаться»; «< _гй>, «запрет»; «^> Ь (iiiA^iS L) lSja (jiaUJtju; ль. jA tCiu! i-iji. jLloij Ja& (jjl»? «это дело очень хорошее, но по завершении его тебя ждет смерть или мученическая кончина» (си.: рис. 8) и т. д.). В суннитском исламе практика гадания по Корану и «Сахйху» ал-Бухарй (194-256/810-870), зафиксированная уже в VII-IX вв., неоднократно порицалась и вызывала дискуссии, отраженные в мусульманском предании (см.: Приложение X). Принятый сегодня способ заключается в отправлении определенного ритуала, который состоит из двух рак 'атов и последовательного чтения сур («ал-Фатиха», 109а" «ал-Кафирун» и во втором рак 'ато, 112ая «ал-Ихлас»). Эта практика подтверждается ссылкой на хадйс, передаваемый со слов современника Пророка и одного из авторитетных передатчиков суннитской версии мусульманского предания, Джабира ибн 'Абдаллаха: «Посланник Всевышнего учил нас постоянно и во всех делах совершать истихару. Он, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: " Если кто-то из вас озабочен проблемой, то пусть совершит два рак 'ата и затем обратится к Всевышнему: ІІА (jl |J*J t" n^ (jl л$\\\. (-JjjiJI л^С lllil j Леї V J j*i*J J J^ V J J-^Sj (^ iJ " J^ J iJ " J^ (SJ^ ^^ J СГ" ^ J < jAP cH J J^ (...) J^VI Яііе. j ^Ux j, ^10 ^J^ j-VI lift J fl*J i^jS (jl j.4js J < iljb ^'n^ij aJ (jl£ '*'J^ Jj-ЧІІ J J^SI j 4< LJC j^^jL^al j islc 4І^«а1І '(^J-al О суннитской версии истихары см. книгу гшам-хатйба. московской мемориальной мечети на Поклонной горе, выпускника ал-Азхара «О Аллах, вот я прошу у Тебя блага на основе всезнания Твоего. Прошу проявления силы Твоей на основе всемогущества Твоего. Прошу проявления великой милости Твоей. Всесилен Ты, но бессилен я. Всезнающ Ты, но несведущ я. Ведомо Тебе все сокровенное! О Господи! Если Ты знаешь, что это дело (...) является благом для меня, для моего благочестия, бытия дольнего и горнего, то сделай его возможным для меня и даруй мне в последующем благословение в нем. Если же Ты знаешь, что в этом деле зло для меня, для моего благочестия, бытия дольнего и горнего, тогда удали это дело от меня и удали меня от него. И дай мне благо там, где оно есть, затем сделай меня довольным им». Эта же практика зафиксирована Г. Саблуковым и Н. Лыкошиным для Средней Азии. Лыкошин приводит правила совершения ритуала: после омовения и двух или четырех рак'атов читается «ал-Фатиха», «тронный стих» (2: 256) и вышеупомянутая молитва десять раз, после этого наугад открывается Коран и, в зависимости от того, знаком ли вопрошающий с арабским языком или нет, либо самостоятельно, либо с помощью грамотного человека, толкуется значение увиденного первым айато.. Кроме того, он цитирует некий сборник мусульманских молитв и рассказов: «...Если кто принимается за какое-либо дело, например, отправляется в путь или останавливается на месте; принимается за торг, посев, покупку; вступает Аляутдинова Ш. Путь к вере и совершенству. - Москва, 2001. - С. 195-197, которая также доступна на сайте www.umma.ru. 129 Саблуков Г. Сведения о Коране, законоположительной книге 130 Лыкошин. Op. cit. — Р. 165-166. в брак или хочет развода с женой, или принимается за другое какое-либо дело, и захочет узнать, хорошо ли оно или худо, полезно ли в сем и будущем мире, то он может употребить молитву истщара...». Многочисленные примеры обращения к Богу с помощью истщары мы находим в так называемой «Автобиографии» Тимура, в приписываемом ему «Уложении», а также у Гиййас ад-Дйна 'Алй Йаздй в «Дневнике похода Тимура в Индию» («Рузнама-йи газават-и Хиндустан»)131 (см. Приложение X). В современном исламе истщара играет заметную роль. Об этом свидетельствует количество сайтов, на которых обсуждаются вопросы (как правило, матримониального характера) J", связанные с этой практикой, или даже предлагается совершить «виртуальную» истщару 3. Как мы видели, рукопись Корана, датированная 1846 г., и книга, изданная в Тегеране в 2002 г., - части одного культурного кода, одной традиции, продолжающей жить в современном исламе, несмотря на ожесточенные споры в отношении ее. Гиййасаддин Али. Дневник похода Тимура в Индию / Перевод Семенова А. А. - Москва, 1958; Автобиография Тимура//Тамерлан: Эпоха. Личность. Деяния / Составитель Рахманвалиева Р. - Москва, 1992; Уложение Тимура // ibid. 132 См., например, https://www.albalagh.net/qa/istikharah marriage.shtml, на 133 Так, например, некий айаталла Шафи'и из Кума предлагает Таблица 13
|