Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Санкт-Петербург 2003 2 страница
См.: Бабаджанов Б., Гуламов С, Зиядов Ш., Камилов М., Каримов Г., Муминов А., Тошев Н., Тошева Ш. Каталог суфийских произведений XVIII-XX вв. из собраний Института Востоковедения им. Абу Райхана ал-Бируни Академии Наук Республики Узбекистан. - Stuttgart, 2002. Труд является прямым продолжением работы над «Кратким каталогом», опубликованным в Берлине в 2000 г. 26 См.: Собрание восточных рукописей Академии Наук Узбекской ССР / Под ред. и при участии Семенова А. А. - Ташкент, 1960. - V. -№№3868-3918. стали ходить в чью-либо лавку (№ 3871). Здесь же записки (№ 3878) о способах гадания (как узнать, кто победит, а кто будет побежден - «способ Искандара» (Александра Македонского) и о гадании с помощью шестигранной игральной кости, наставление о том, как магическим образом узнать час и день рождения человека27, таблицы для загадывания о том, исполнится желание или нет (№ 3911), заклинание против укуса скорпиона (№3872), сочинение о семи ангелах, управляющих семью днями недели (№ 3869), труд об исчислении людей «скрытого мира» (рукопись содержит таблицу и текст заклинания, служащие для вызова так называемых риджал ал-гайб, т. е. «мужей скрытого мира», с их перечислением (№ 3876). Отдельную группу составляют сочинения, посвященные гаданию на песке {'тім ар-рамл) (№№3884-3891), гаданию по бараньей лопатке (№ 3908), описания целительных и магических свойств разного рода минералов, воды, животных, птиц (например, о пользе «главной корани-ческой птицы»- удода) (№3875, см. также: №№3874, 3914-3916), со-чинення, содержащие правила составления талисманов (№ 3913, 3917-3918), трактаты о магических кругах, квадратах, числовых фигурах (№№ 3900-3902, 3909), сонники (№№ 3903-3905), в том числе «Сонник Иусуфа» (№ 3904), главного " коранического истолкователя снов, труды по физиогномике (№№ 3906-3907). Значительная часть сочинений посвящена гаданию по буквам, их числовому значению, соответствиям в мире горнем29 (№№ 3892-389830). Хотя коранический материал в той или иной степени присутствует в каждом из этих сочинений, для нас наибольший интерес представляют труды, связанные с наукой о гадании, опирающемся на текст Корана. 27 Надо написать имя человека и его матери, расположить буквы в порядке абдэюада, и затем, отделяя по семь букв, определить, сколько будет в остатке. Полученные результаты соответствуют часам и дням недели. Книга «талисманов Аристотеля», известная как «Книга тайн». 29 Считалось, например, что каждой из двадцати восьми букв арабского 30 Последнее имеет ссылку на некую «Книгу Адама» («Сифр Адам»). Здесь можно упомянуть привезенную из Индии копию «Книги о гадании» («Фал-нама») (№3879, см. также №3894), приписываемую Джа'фару б. Мухаммаду ас-Садику (80-148/699-765), шестому шиитскому имаму, традиционно признаваемому важнейшим авторитетом в области эзотерических и оккультных наук. В основе гадательной системы, изложенной в сочинении, лежат толкования ряда айатов из тридцати сур Корана, которые приводятся в переводе на персидский язык. Сюда же можно добавить анонимный трактат «'Айн мамдуда ва фатх ал-'азйз» («Удлиненное око и Драгоценное открытие») (№3881), посвященный джафру (в данном случае имеется в виду гадание по числовому значению букв) и скрытому смыслу некоторых частей Корана. Еще одна «Книга о гадании» (№ 3882), переведенная с арабского неким человеком по имени Хабйб Аллах и составленная, якобы, по инициативе самого Харуна ар-Рашйда (149-193/766-809), потребовавшего от лучших ученых написать труд, по которому можно было бы узнать о всем хорошем и дурном, что ожидает человека. По мнению автора для получения ответа на этот вопрос надо произвести определенную манипуляцию над точками, нанесенными вверху и внизу проведенной линии, и по числу оставшихся точек следует искать ответ в соответствующей главе, на определенной странице и строке книги, разделенной на 144 главы31. Особый интерес представляет еще одна «гадательная книга», имеющая, в отличие от упомянутого выше сочинения № 3870, заведомо «мужские корни». Она представляет собой анонимный труд без названия, содержащий, якобы, текст, составленный Абу 'Алй ибн Сйной (370-428/980-1037). В предисловии рассказывается как Ибн Сйна, прибывший в Кашмир с сестрой, строго предупредил ее, чтобы, она не выглядывала на улицу, так как в городе много очень опасных магов (попытка отучить гаремных затворниц флиртовать через открытое окно). 31 Собрание восточных рукописей Академии Наук Узбекской ССР. -С. 245-256. Сестра не послушалась и высунула голову. Немедленно под чарами местного волшебника у девушки появились два настолько больших рога, что она не в состоянии была убрать голову из окна. Ибн Сйна составил план мести всем волшебникам Кашмира, и они были истреблены. По просьбе «кашмирского царя» Ибн Сйна написал книгу, заключающую способ гадания при помощи проведения черт; она состоит из ста четырнадцати глав (что ассоциируется у мусульманина с соответствующим числом сур Корана). Как видно, имеющиеся сочинения этого типа отражают круг ежедневных забот и тревог: здесь любовь и ревность, конкуренция и болезни, страх за завтрашний день и интерес к неизведанному. Авторитетность сочинений часто обосновывается ссылкой на мифического «великого автора» (Адам, Йусуф, Искандар, Данийал32, Ибн Сйна, Аристотель, Джа'фар ас-Садик). Магические практики, распространенные в русском Туркестане, не раз привлекали внимание отечественных исследователей и путешественников. Выборка по узбекскому академическому собранию наиболее репрезентативна, однако подобный набор сочинений, происходящих из Средней Азии, легко обнаружить практически во всех значительных собраниях мусульманских рукописей на территории бывшего СССР. Пример тому- Санкт-Петербургское академическое собрание восточных рукописей34. Необходимо также отметить, что огромное влияние В мусульманской традиции под этим именем соединяются два библейских персонажа- мудрец (Иез. 14: 14, 20; 28: 3) и автор «Книги Пророка Даниила», характер которой определил отношение к Данийалу, как к носителю знания о будущем и эсхатологических таинствах. См., например: Лыкошин. Op. cit.-C. 178. См. прим. 5. 34 См., например, рукописи В 2246, В 4281, С 1550. См.: Арабские рукописи. -1. - С. 470-476. среднеазиатских религиозных школ на мусульман Поволжья проявилось и в распространении здесь соответствующих магических практик 5. Научно-теоретическая значимость работы определяется не только важностью обращения к Священной книге ислама, роль которой в жизни конкретного мусульманина и исламского сообщества в целом трудно переоценить. Прочтение и осмысление существовавших и существующих там магических практик, приемов и процедур невозможно без понимания общемусульманских концепций в этой сфере, восходящих на всем гигантском пространстве мусульманского мира к одному главному источнику - тексту Корана. Только поняв роль коранических текстов в мусульманской магии в целом, можно попытаться выявить специфику соответствующей собственно среднеазиатской традиции. Такая попытка в этнографии народов Центральной Азии прежде не предпринималась, и мы рассматриваем нашу работу как этап в решении этой интересной задачи. Следует отметить, например, что при наличии упомянутых выше важных работ, посвященных среднеазиатским амулетам, их тексты до сих пор систематически не читались и не интерпретировались. Такая задача может быть решена лишь при их соотнесении с соответствующими кораническими айатши с учетом всей палитры их магического использования. Это замечание касается не только амулетов. Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее материалов для спецкурсов, предназначенных для студентов восточных, философских и исторических факультетов по темам, связанным с локальными формами бытования ислама. Материалы диссертации легли в основу готовящегося раздела «" Искусство постижения сокровенного" в зеркале рукописной книги» коллективной монографии «Живая старина: традиционное мировоззрение в зеркале ментальносте» Отдела Центральной Азии МАЭ РАН (СПб, 2005). Ibid., рукописи В 857, В 2867, В 2874, В 2988, В 3554, В 3702, D 473. Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, приложений I и II (Приложение II представлено отдельным томом) и списка использованной литературы. В первой главе сделана попытка описать и систематизировать основные магические элементы (буквы, цифры, слова, имена собственные), связанные с Кораном, а также выяснить каким именно значением наделялся тот или иной знак в магическом контексте. В этой главе нами рассматриваются такие элементы 'илм ал-джафр, «науки о предсказании будущего» и 'илм ал-хуруф, «науки о буквах», а по существу «практической каббалы», как - мнемотехническая система классификации букв арабского алфавита абджад, - джадвал- геометрические фигуры, наделенные особым магическим значением, - «таинственные буквы», предваряющие некоторые суры Корана - фаватих ас-сувар, а также свойства ал-асма' ал-хусна - прекрасных имен Божьих. Вторая глава посвящена рапсодомантии (араб. — 'илм ал-кур 'а), т. е. обращению к почитаемому тексту (не обязательно кораническому) с целью узнать будущее. Нами рассматриваются два вида бытования этой практики у мусульманских народов: ucmwcdpa, т. е прибегание к Божьей помощи в затруднительной ситуации в надежде получить ответ через текст Корана и ф 'ал, в узком значении представляющий собой извлечение предзнаменований из различных текстов. Кроме того, в этой главе анализируется серия трактатов, т. н. «Фал-нама», содержащих инструкции по осуществлению гадания по Корану. Третья глава посвящена мусульманским талисманам, действенность которых определялась элементами, описанными в первой главе, и особенностям их использования. Отдельным томом представлен каталог фонда рукописей Корана в собрании СПб ФИВ РАН (Приложение II). К i; -k Европейскому обыденному сознанию свойственно полагать колдовство и магию знаковыми составляющими исламской цивилизации. Давно замечено, что «образ соседа» действительно аккумулирует существенные элементы его культуры. Такой образ ислама формировался у европейцев под влиянием значительного научного и технологического превосходства мусульманского мира в средние века, определяющего воздействия мусульманской философии и комплекса естественных наук на средневековую европейскую философию и науку. Этот образ значительно окреп в эпоху Просвещения в связи с ошеломляющим успехом опубликованных Антуаном Галляном (1646-1715) сказок «Тысячи и одной ночи», которые вызвали обостренный интерес к восточной экзотике. Начало колониальной эпохи, поход Наполеона в Египет, работы европейских ученых-дескриптивистов в Египте, Персии, Северной Африке, Османской Турции36 укрепили представление о магическом начале, играющем существенную роль в культуре ислама. Тем более, что мусульманская цивилизация периода упадка снабжала европейцев огромным материалом, связанным с областью оккультных наук. При этом эволюция взглядов европейцев на проблему естественным образом следовала изменениям, происходившим в исламской науке и культуре, верованиях и обычаях. Коран, собрание текстов, которые были произнесены Мухаммадом между 610 и 632 гг., главным образом, в Мекке и Медине, являющийся самым ранним и наиболее достоверным прозаическим памятником важнейшей в истории Аравии эпохи, сохранил нам безусловные доказатель- ном, например, Лэйн. Op. cit. - С. 198-234; DoutteE. - Op. cit.; Hayes Op. cit.; Westermarck E. Op. cit.; Donaldson. - Op. cit. ства влияния на до- и раннеисламскую Аравию оккультных наук древних цивилизаций Ближнего и Среднего Востока. Исторические события и процессы VII-VIII вв. обозначили резкие и глубокие перемены в судьбах народов и стран ближневосточного региона. Благодаря наступательному порыву мусульманских армий завоевания выплеснулись далеко за границы Передней Азии. На обломках государственных образований поздней античности возникали государства мусульманского средневековья, включившие в свои границы огромные пространства и миллионы людей. Ислам становится идеологией общества, находящегося на ином уровне развития, и должен был отвечать на его потребности и запросы, соответствовать базовой системе взглядов и социальных представлений. Важно, однако, отметить, что столь впечатляющий успех ислама как идеологии был бы невозможен без глубинной связи культуры, религиозных и социальных представлений народов Ближнего и Среднего Востока с культурой и историческим опытом аравитян. Происходивший синтез был основан не только на общих базовых ценностях, но и на целом комплексе частных представлений, в число которых входили представления и о сверхъестественном мире, и о возможных путях взаимодействия с ним. На огромных пространствах от Пиренеев до Памира формировалась система религиозных предписаний и социальных установлений, этико-культурных норм и стандартов общения, возникала новая общезначимая знаковая система, центром которой стал Коран. Сакрализация его языка сыграла важную роль в сложении на покоренных территориях новой социально-коммуникативной системы. При этом текст Корана, отдельные суры, айаты, слова и буквы, являясь частью сакральной системы, приобретают собственную сакральность, и в этом качестве становятся объектом магических действий различного рода. Среди принявших ислам оказалось много выходцев из неарабской и иноконфессиональной среды. Осевшие на покоренных территориях арабы невероятно быстро освоились с новыми культурными горизонтами. Началась общая и необычайно интенсивная культурная работа, в том числе переводческая. На арабский с греческого, пехлевийского, сирийского, других языков были переведены сотни сочинений по естественным и точным наукам, философии, алхимии, медицине, науке о звездах, музыке. К X в. на арабский язык был переведен целый ряд связанных с магией сочинений, возникших в Византии, Персии, Индии. В ходе сложения классической арабо-мусульманской культуры эти знания были органично включены в ее ткань. Возникла новая синкретическая культура, сыгравшая роль своеобразного «моста» между Эллинизмом и европейским Возрождением. По меткому выражению Франца Роузенталя то была эпоха «торжества знания». С каждым годом пытливые умы заставляли мироздание отдавать людям все новые и новые тайны. Мысль становилась необычайно смелой, ее горизонты - бесконечными. Атмосфера того времени была в чем-то сродни духу «победы над природой», царившему в Европе в конце XIX - начале XX века. В этом контексте оккультные знания представлялись многим «черным ящиком», законы которого не познаны лишь до поры до времени. Магия в средневековом сознании выполняла функцию, фактически идентичную роли науки, - она, как и наука, служила познанию и была призвана помогать человеку управлять различными силами окружающей его среды, предсказывая их возможные проявления. Но существовала и запретная область знания, проникновение в которую человеческого разума противоречило Божественным законам, однако обладало для него особой притягательностью. Именно такое, совсем неоднозначное, представление о мусульманской магии и ее мощи проникало в средневековую Европу вместе с переводами арабских научных трудов. Мы можем говорить о мусульманской магии, как о самостоятельном явлении, отделяя ее от доисламской, западной и других традиций, благодаря тому факту, что источником силы, к которой она прибегает, является Аллах. Поэтому надписи, придающие действенность талисманам, главным образом составлены из коранических цитат, прекрасных Божественных имен, призывов к Аллаху и молитв, утверждающих непоколебимую веру в Него. К Божественной помощи прибегают в борьбе против враждебных сил - дурного глаза, шайтанов и джиннов, существование которых подтверждается Кораном. Такой метод находился в соответствии с догматом о всемогуществе Аллаха и не вызывал неодобрения мусульманских богословов. Однозначно порицалась магия, использовавшая противоположные, демонические силы. Однако, нельзя забывать, что собственно мусульманским магическим формулам сопутствовали многочисленные символы доисламского происхождения. Со временем, их исконное значение и происхождение забывалось, однако, они оставались на амулетах с целью усиления их действенности. Важнейшим стимулом к развитию науки о магических свойствах коранического текста в целом и всех его составляющих стала ожесточенная борьба за власть в Халифате, в которой комментарии и толкования к Корану - тафсйры были призваны стать важнейшим идеологическим оружием. Одновременно создавались откровенно суннитские и проалидские комментарии37. Шиитские авторы вменяли в вину своим противникам заведомое искажение (тахрйф) текста Корана и уничтожение ряда ключевых айатов. С помощью различных методик аллегорического толкования (та 'вйл) Корана (перестановки огласовок и логических ударений, особые манипуляции с буквами и т. п.) проалидские 37 Например, тафсйр суннита ал-Маккй (21-100/642-718) и таких проалидских авторов как ал-Дж'уфй (ум. 126-7/746) и ас-Суддй (ум. 127/745). авторы интерпретировали ряд отрывков в пользу 'Алй и его потомков. Так произошло разделение общины на сторонников буквального понимания и толкования коранического текста (ахл аз-захир) и тех, кто искал в Коране «скрытый», «тайный» смысл (ахл ал-батин). Новый импульс магия слов получила после появления исмаилит-ских толкований к Корану38. Подвергая аллегорическому истолкованию отдельные айаты и понятия (очень часто это термины, обозначающие землю, небо, горы, деревья), исмаилиты использовали коранический текст для доказательства истинности своей эзотерической космогонии и учения о спасении. В сочинениях исмаилитов «оболочка» коранических текстов наполнялись идеями и образами, восходящими к неоплатоникам. Впервые эти мысли были высказаны в толкованиях, принадлежащим авторам из круга «Братьев чистоты» («Ихван ас-сафа'»). Необходимо отметить, что в последнем трактате своей энциклопедии «Братья» рассматривают все аспекты магии, которая, по их мнению, обязана своим существованием священным книгам разных народов, трудам античных философов и астрологии. Новый этап в развитии мусульманской магии связан с распространением суфизма, включившего оккультные знания в свою «науку» ('илм ат-тасаввуф). Суфийские экзегеты искали обоснование своим далеким от буквального смысла толкованиям в обращении к авторитету шиитских имамов и к методикам работы с текстом, разработанным шиитскими авторами. Сторонники «духовного» та'вила видели четыре Подробнее об исмаилитском та'вйле см.: Семенов А. А. Взгляд на Коран в восточном исмаилизме//Иран. -1. 1927; Nanji A. Towards aHermeneutic of Qur'anic and Other Narratives in Isma'ili Thought / Islam and the History of Religions: Essays in Methodology / edited by Martin R. С - Berkeley, 1982. 39 Marquet Y. Coran et creation. Traduction et commentaire de deux extraits des Ikhwan al-safa' //Arabica. - 1964. - XI. - P. 279-285; idem. Philosophie des Ikhwan as-safa'. - Algiers, 1975. смысла каждого айата или буквы. Обычно истолковывали первые два смысла - захир и батин, причем «явный» считался доступным всем мусульманам (ал- 'амма), а «скрытый» - лишь избранным (ал-хасса). В этом суфийский та 'вйл близок исмаилитскому и шиитскому. Согласно крупнейшему философу-мистику Ибн ал-'Арабй (560-638/1165-1240), лишь «познавшие» (ал-'арифун, ал-мухаккимун, ахл Аллах) могут постичь глубинные взаимосвязи «внутреннего» и «внешнего» аспектов пророчества. Скрытый смысл постигался суфием в состоянии мистического транса. В его сознании эсхатологические образы, легендарные сюжеты или малопонятные слова будили сложную гамму ассоциаций. Магические практики становятся основой суфийской экзегетики. Позиция различных школ мусульманского богословия по отношению к теоретическим построениям и практическим рекомендациям, связанным с коранической магией, в значительной мере формировалась в ходе полемики о святых (аулййа') и чудесах (му'джиза, айа, карама). Например, му'тазилиты, представители первого крупного направления в мусульманской спекулятивной теологии (каламе), рассматривали чудеса как ciixp, однако эта точка зрения не возобладала и постепенно в суннитском богословии представление о сихре отделилось от представления о чудесах. В самом общем смысле термин сщр описывает тот круг понятий, который мы понимаем под магией, включая в себя различные способы гадания, предсказания событий, использование свойств предметов и знаков, лекарственных растений, составление заклинаний, изготовление талисманов, способы взаимодействия с потусторонними силами, а также методы «фальсификации реальности», заставляющие человека верить в 40 См.: KnyshA. Ibn 'Arabi in the Later Islamic Tradition: The Making of a Polemical Image in Medieval Islam. -New York, 1999. явления, противоречащие объективным данным его собственных органов чувств (например, 'илм ал-хафа'- искусство становиться невидимым) и т. д. Т. Фахд выделяет три аспекта, составляющих понятие сихр: - «белая магия», основанная на подчинении воле Аллаха, в свою очередь, подразделяется им на нйрандж (фокусы, создание иллюзий), рукйа (использование магических формул) и сймийа. (гипнотизм, а также использование тайных свойств букв); - теургия (использование тайных свойств небесных тел и чисел при изготовлении талисманов); - «черная магия» (т. е. совершение магического акта при помощи демонических сил, постижение запретного для человека знания). В основе разделения магии мусульманскими богословами на «одобряемую» и «порицаемую» лежат принцип «непричинения вреда» и вопрос о происхождении силы, с помощью которой совершается то или иное магическое действие (сила божественного происхождения для «белой магии» и земного или демонического для «черной»). Именно в этом, последнем значении, сихр упоминается в Коране (23 раза). Сихр представляет собой осколки сокровенного небесного знания, переданного людям двумя ангелами Харутом и Марутом (2: 102) в качестве искушения. Для Мухаммада, которого его противники называли колдуном или «очарованным», чрезвычайно важно было показать исключительность пророческой миссии (чудеса {айат), сотворенные Мусой, Ибрахймом, 'Йсой, неоднократно упоминаются в Коране), про- 41 В американском варианте английского языка сформировалось четкое орфографическое разделение значений термина «магия», восходящее к работам «самого великого чернокнижника нашего века» Алистера Кроули: для обозначения оккультных наук используется написание " magick", а для обозначения действий иллюзионистов и фокусников - традиционное " magic". тивопоставив ее языческой магии и греховному волшебству (мусульманское предание повествует о том, что сам Мухаммад на протяжении сорока дней шестого года хиджры находился во власти чар иудея-колдуна). Еще более определенно сщр порицается в хадйсах, где он упоминается «среди семи грехов, заслуживающих смерти» наряду с многобожием, каждому правоверному предписывается убить «всякого колдуна и колдунью», «наказанием для колдуна [служит] обезглавливание мечом» и т. д. Необходимо еще раз отметить, что вышеизложенное относится к кораническому термину стар, в значении «черной магии» и не охватывает всех смыслов этого слова. В мусульманском мире процветали оккультные науки и разнообразные формы магии, которые не могли быть упразднены авторитетом одних богословов, ибо опирались на авторитет других. Рождались предания, в которых использование магии оправдывалось примером самого Пророка и его ближайшего окружения (как отмечает Фахд42, в многочисленных сочинениях, озаглавленных «ал-Тибб фй-л-Кур'ан» («Лечение по Корану»), представлено множество образцов подобного рода). Более того, постепенно, сам текст Корана все больше вовлекался в круг магических практик, выступая в роли талисмана или оракула. Среди людей было «больше веры в магическое использование книги, чем понимания ее смысла». И сегодня, как и прежде, для мусульман, незнакомых с арабским языком, особую значимость представляет Коран звучащий. Рецитации священного текста всегда отводилось важное место в корпусе коранических наук, наиболее желаемой целью было приближение с помощью особой техники рецитации Fahd. Sihr II EI. Donaldson. Op. cit. - C. 130. и организации дыхания к состоянию самого Пророка во время получения откровений. К XIII веку не только в богословских сочинениях, но и в общественном сознании возникло и получило закрепление представление о двух видах магии: Таблица 1
Маги обеих категорий широко использовали различные ухищрения «технического свойства» (оптические, наркотические средства Хисматулин А. А. Суфийская ритуальная практика. - Санкт-Петербург, 1996.-С. 104-105. 45 Таблица составлена на основе работ Donaldson. Op. cit.; Doutte E. -Op. cit.; Hayes Op. cit.; Westermarck E. Op. cit. Зо и т. п), которые получили название ас-сшшййа (от сйма - «знак», «признак», «качество»). Пророк сам не раз сталкивался с «черным» колдовством, о чем свидетельствуют две последние суры Корана, 113а51 и 114м, связанные с охранительной магией и получившие название ая-му 'аввцзатани: 113 сура «Рассвет» Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 1. Скажи: «Прибегаю я к Господу рассвета 2. от зла того, что он сотворил, 3. от зла мрака, когда он покрыл, 4. от зла дующих на узлы, 5. от зла завистника, когда он завидовал!» 114а51 сура «Люди» Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 1. Скажи: «Прибегаю к Господу людей, 2. царю людей, 3. Богу людей, 4. от зла наущателя скрывающегося, 5. который наущает груди людей, 6. от джиннов и людей!» Согласно преданию некий иудей по имени Лубаид и его дочери околдовали Мухаммада, завязав одиннадцать узлов на веревке, которую затем спрятали в колодец. В результате Пророк тяжело заболел. Но Аллах ниспослал ему эти суры, и Мухаммад смог найти веревку, прочитал над нею одиннадцать строк двух сур и освободился таким образом от колдовства, поскольку с каждой из произнесенных строк на веревке развязывалось по узлу. Му'тазилиты, как и ханафиты и шафи'иты (т. е. последователи трех из четырех мазхабов, исламских богословско-правовых школ), считали, что «запретная» магия не изменяет сущности вещей. По их мне- нию, ее суть- воздействие на субъективные ощущения при помощи различного рода специальных методов (т. е. по существу ас-сймиййа). Однако, эта точка зрения не стала господствующей. Ал-Газалй (450-505/1058-1111), как и богословы-традиционалисты, считал заслуживающей порицания магию вообще, хотя и не подвергал сомнению саму возможность сношений с джиннами и использования их могущества в земных делах46. С XV в. имеет место все большая вовлеченность суфийских братств в политические процессы. На огромной территории от западной оконечности Магриба до Балкан, и от Персии до современной Индонезии братства становятся важнейшими политическими игроками. В Центральной Азии и в Персии ключевую роль стали играть братства, исповедовавшие смешанную суфийско-шиитскую доктрину. Торжество суфийской традиции сделало исламскую магию по-настоящему народной. Именно с этим обстоятельством связан расцвет магических искусств в Персии, Центральной Азии, Магрибе. Откровения и видения, предчувствия и прорицания, сновидения и символы, заклинания и заговоры, магия чисел и слов стали важнейшими элементами и доктрины, и образа жизни. Ритуалы, музыка и пение, специальные системы ритмически организованных движений, благовония и наркотические снадобья все более активно использовались для достижения особых состояний сознания. Популярность и «народность» суфийских учений привели к возможности дополнительной абсорбции языческих элементов. Связь оккультных знаний с развитием суфизма проявляется также в том, что высшим достижением божественной магии является познание «величайшего из имен» Аллаха (ал-исм а'азам). Знание этого имени давало
|