Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Санкт-Петербург 2003 2 страница






См.: Бабаджанов Б., Гуламов С, Зиядов Ш., Камилов М., Каримов Г., Муминов А., Тошев Н., Тошева Ш. Каталог суфийских произведений XVIII-XX вв. из собраний Института Востоковедения им. Абу Райхана ал-Бируни Академии Наук Республики Узбекистан. - Stuttgart, 2002. Труд является прямым продолжением работы над «Кратким каталогом», опубликованным в Берлине в 2000 г.

26 См.: Собрание восточных рукописей Академии Наук Узбекской ССР / Под ред. и при участии Семенова А. А. - Ташкент, 1960. - V. -№№3868-3918.


стали ходить в чью-либо лавку (№ 3871). Здесь же записки (№ 3878) о способах гадания (как узнать, кто победит, а кто будет побежден - «спо­соб Искандара» (Александра Македонского) и о гадании с помощью шестигранной игральной кости, наставление о том, как магическим об­разом узнать час и день рождения человека27, таблицы для загадывания о том, исполнится желание или нет (№ 3911), заклинание против укуса скорпиона (№3872), сочинение о семи ангелах, управляющих семью днями недели (№ 3869), труд об исчислении людей «скрытого мира» (рукопись содержит таблицу и текст заклинания, служащие для вызова так называемых риджал ал-гайб, т. е. «мужей скрытого мира», с их пе­речислением (№ 3876).

Отдельную группу составляют сочинения, посвященные гаданию на песке {'тім ар-рамл) (№№3884-3891), гаданию по бараньей лопатке (№ 3908), описания целительных и магических свойств разного рода минералов, воды, животных, птиц (например, о пользе «главной корани-ческой птицы»- удода) (№3875, см. также: №№3874, 3914-3916), со-чинення, содержащие правила составления талисманов (№ 3913, 3917-3918), трактаты о магических кругах, квадратах, числовых фигурах (№№ 3900-3902, 3909), сонники (№№ 3903-3905), в том числе «Сонник Иусуфа» (№ 3904), главного " коранического истолкователя снов, труды по физиогномике (№№ 3906-3907). Значительная часть сочинений по­священа гаданию по буквам, их числовому значению, соответствиям в мире горнем29 (№№ 3892-389830).

Хотя коранический материал в той или иной степени присутствует в каждом из этих сочинений, для нас наибольший интерес представляют труды, связанные с наукой о гадании, опирающемся на текст Корана.

27 Надо написать имя человека и его матери, расположить буквы в порядке абдэюада, и затем, отделяя по семь букв, определить, сколько будет в остатке. Полученные результаты соответствуют часам и дням недели.

Книга «талисманов Аристотеля», известная как «Книга тайн».

29 Считалось, например, что каждой из двадцати восьми букв арабского
алфавита соответствует ангел.

30 Последнее имеет ссылку на некую «Книгу Адама» («Сифр Адам»).


Здесь можно упомянуть привезенную из Индии копию «Книги о гада­нии» («Фал-нама») (№3879, см. также №3894), приписываемую Джа'фару б. Мухаммаду ас-Садику (80-148/699-765), шестому шиит­скому имаму, традиционно признаваемому важнейшим авторитетом в области эзотерических и оккультных наук. В основе гадательной сис­темы, изложенной в сочинении, лежат толкования ряда айатов из три­дцати сур Корана, которые приводятся в переводе на персидский язык. Сюда же можно добавить анонимный трактат «'Айн мамдуда ва фатх ал-'азйз» («Удлиненное око и Драгоценное открытие») (№3881), по­священный джафру (в данном случае имеется в виду гадание по число­вому значению букв) и скрытому смыслу некоторых частей Корана.

Еще одна «Книга о гадании» (№ 3882), переведенная с арабского неким человеком по имени Хабйб Аллах и составленная, якобы, по ини­циативе самого Харуна ар-Рашйда (149-193/766-809), потребовавшего от лучших ученых написать труд, по которому можно было бы узнать о всем хорошем и дурном, что ожидает человека. По мнению автора для получения ответа на этот вопрос надо произвести определенную мани­пуляцию над точками, нанесенными вверху и внизу проведенной линии, и по числу оставшихся точек следует искать ответ в соответствующей главе, на определенной странице и строке книги, разделенной на 144 главы31.

Особый интерес представляет еще одна «гадательная книга», имеющая, в отличие от упомянутого выше сочинения № 3870, заведомо «мужские корни». Она представляет собой анонимный труд без назва­ния, содержащий, якобы, текст, составленный Абу 'Алй ибн Сйной (370-428/980-1037). В предисловии рассказывается как Ибн Сйна, при­бывший в Кашмир с сестрой, строго предупредил ее, чтобы, она не вы­глядывала на улицу, так как в городе много очень опасных магов (по­пытка отучить гаремных затворниц флиртовать через открытое окно).

31 Собрание восточных рукописей Академии Наук Узбекской ССР. -С. 245-256.


Сестра не послушалась и высунула голову. Немедленно под чарами ме­стного волшебника у девушки появились два настолько больших рога, что она не в состоянии была убрать голову из окна. Ибн Сйна составил план мести всем волшебникам Кашмира, и они были истреблены. По просьбе «кашмирского царя» Ибн Сйна написал книгу, заключающую способ гадания при помощи проведения черт; она состоит из ста четыр­надцати глав (что ассоциируется у мусульманина с соответствующим числом сур Корана).

Как видно, имеющиеся сочинения этого типа отражают круг еже­дневных забот и тревог: здесь любовь и ревность, конкуренция и бо­лезни, страх за завтрашний день и интерес к неизведанному. Авторитет­ность сочинений часто обосновывается ссылкой на мифического «вели­кого автора» (Адам, Йусуф, Искандар, Данийал32, Ибн Сйна, Аристо­тель, Джа'фар ас-Садик).

Магические практики, распространенные в русском Туркестане, не раз привлекали внимание отечественных исследователей и путешест­венников.

Выборка по узбекскому академическому собранию наиболее ре­презентативна, однако подобный набор сочинений, происходящих из Средней Азии, легко обнаружить практически во всех значительных со­браниях мусульманских рукописей на территории бывшего СССР. При­мер тому- Санкт-Петербургское академическое собрание восточных рукописей34. Необходимо также отметить, что огромное влияние

В мусульманской традиции под этим именем соединяются два библейских персонажа- мудрец (Иез. 14: 14, 20; 28: 3) и автор «Книги Пророка Даниила», характер которой определил отношение к Данийалу, как к носителю знания о будущем и эсхатологических таинствах. См., например: Лыкошин. Op. cit.-C. 178.

См. прим. 5. 34 См., например, рукописи В 2246, В 4281, С 1550. См.: Арабские рукописи. -1. - С. 470-476.


среднеазиатских религиозных школ на мусульман Поволжья проявилось и в распространении здесь соответствующих магических практик 5.

Научно-теоретическая значимость работы определяется не только важностью обращения к Священной книге ислама, роль которой в жизни конкретного мусульманина и исламского сообщества в целом трудно переоценить. Прочтение и осмысление существовавших и суще­ствующих там магических практик, приемов и процедур невозможно без понимания общемусульманских концепций в этой сфере, восходящих на всем гигантском пространстве мусульманского мира к одному главному источнику - тексту Корана. Только поняв роль коранических текстов в мусульманской магии в целом, можно попытаться выявить специфику соответствующей собственно среднеазиатской традиции. Такая попытка в этнографии народов Центральной Азии прежде не предпринималась, и мы рассматриваем нашу работу как этап в решении этой интересной за­дачи. Следует отметить, например, что при наличии упомянутых выше важных работ, посвященных среднеазиатским амулетам, их тексты до сих пор систематически не читались и не интерпретировались. Такая за­дача может быть решена лишь при их соотнесении с соответствующими кораническими айатши с учетом всей палитры их магического исполь­зования. Это замечание касается не только амулетов.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее материалов для спецкурсов, предназначенных для сту­дентов восточных, философских и исторических факультетов по темам, связанным с локальными формами бытования ислама. Материалы дис­сертации легли в основу готовящегося раздела «" Искусство постижения сокровенного" в зеркале рукописной книги» коллективной монографии «Живая старина: традиционное мировоззрение в зеркале ментальносте» Отдела Центральной Азии МАЭ РАН (СПб, 2005).

Ibid., рукописи В 857, В 2867, В 2874, В 2988, В 3554, В 3702, D 473.


Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, приложений I и II (Приложение II представлено отдельным томом) и списка использованной литературы.

В первой главе сделана попытка описать и систематизировать ос­новные магические элементы (буквы, цифры, слова, имена собствен­ные), связанные с Кораном, а также выяснить каким именно значением наделялся тот или иной знак в магическом контексте. В этой главе нами рассматриваются такие элементы 'илм ал-джафр, «науки о предсказа­нии будущего» и 'илм ал-хуруф, «науки о буквах», а по существу «прак­тической каббалы», как

- мнемотехническая система классификации букв арабского ал­фавита абджад,

- джадвал- геометрические фигуры, наделенные особым маги­ческим значением,

- «таинственные буквы», предваряющие некоторые суры Ко­рана - фаватих ас-сувар,

а также свойства ал-асма' ал-хусна - прекрасных имен Божьих.

Вторая глава посвящена рапсодомантии (араб. — 'илм ал-кур 'а), т. е. обращению к почитаемому тексту (не обязательно кораническому) с целью узнать будущее. Нами рассматриваются два вида бытования этой практики у мусульманских народов: ucmwcdpa, т. е прибегание к Божьей помощи в затруднительной ситуации в надежде получить ответ через текст Корана и ф 'ал, в узком значении представляющий собой извлече­ние предзнаменований из различных текстов. Кроме того, в этой главе анализируется серия трактатов, т. н. «Фал-нама», содержащих инструк­ции по осуществлению гадания по Корану.

Третья глава посвящена мусульманским талисманам, действен­ность которых определялась элементами, описанными в первой главе, и особенностям их использования.

Отдельным томом представлен каталог фонда рукописей Корана в собрании СПб ФИВ РАН (Приложение II).


К i; -k

Европейскому обыденному сознанию свойственно полагать кол­довство и магию знаковыми составляющими исламской цивилизации. Давно замечено, что «образ соседа» действительно аккумулирует суще­ственные элементы его культуры. Такой образ ислама формировался у европейцев под влиянием значительного научного и технологического превосходства мусульманского мира в средние века, определяющего воздействия мусульманской философии и комплекса естественных наук на средневековую европейскую философию и науку. Этот образ значи­тельно окреп в эпоху Просвещения в связи с ошеломляющим успехом опубликованных Антуаном Галляном (1646-1715) сказок «Тысячи и од­ной ночи», которые вызвали обостренный интерес к восточной экзотике. Начало колониальной эпохи, поход Наполеона в Египет, работы евро­пейских ученых-дескриптивистов в Египте, Персии, Северной Африке, Османской Турции36 укрепили представление о магическом начале, иг­рающем существенную роль в культуре ислама. Тем более, что мусуль­манская цивилизация периода упадка снабжала европейцев огромным материалом, связанным с областью оккультных наук. При этом эволю­ция взглядов европейцев на проблему естественным образом следовала изменениям, происходившим в исламской науке и культуре, верованиях и обычаях.

Коран, собрание текстов, которые были произнесены Мухаммадом между 610 и 632 гг., главным образом, в Мекке и Медине, являющийся самым ранним и наиболее достоверным прозаическим памятником важ­нейшей в истории Аравии эпохи, сохранил нам безусловные доказатель-

ном, например, Лэйн. Op. cit. - С. 198-234; DoutteE. - Op. cit.; Hayes Op. cit.; Westermarck E. Op. cit.; Donaldson. - Op. cit.


ства влияния на до- и раннеисламскую Аравию оккультных наук древ­них цивилизаций Ближнего и Среднего Востока.

Исторические события и процессы VII-VIII вв. обозначили резкие и глубокие перемены в судьбах народов и стран ближневосточного ре­гиона. Благодаря наступательному порыву мусульманских армий завое­вания выплеснулись далеко за границы Передней Азии. На обломках го­сударственных образований поздней античности возникали государства мусульманского средневековья, включившие в свои границы огромные пространства и миллионы людей. Ислам становится идеологией обще­ства, находящегося на ином уровне развития, и должен был отвечать на его потребности и запросы, соответствовать базовой системе взглядов и социальных представлений. Важно, однако, отметить, что столь впечат­ляющий успех ислама как идеологии был бы невозможен без глубинной связи культуры, религиозных и социальных представлений народов Ближнего и Среднего Востока с культурой и историческим опытом ара­витян. Происходивший синтез был основан не только на общих базовых ценностях, но и на целом комплексе частных представлений, в число которых входили представления и о сверхъестественном мире, и о воз­можных путях взаимодействия с ним.

На огромных пространствах от Пиренеев до Памира формирова­лась система религиозных предписаний и социальных установлений, этико-культурных норм и стандартов общения, возникала новая обще­значимая знаковая система, центром которой стал Коран. Сакрализация его языка сыграла важную роль в сложении на покоренных территориях новой социально-коммуникативной системы. При этом текст Корана, отдельные суры, айаты, слова и буквы, являясь частью сакральной сис­темы, приобретают собственную сакральность, и в этом качестве стано­вятся объектом магических действий различного рода.


Среди принявших ислам оказалось много выходцев из неарабской и иноконфессиональной среды. Осевшие на покоренных территориях арабы невероятно быстро освоились с новыми культурными горизон­тами. Началась общая и необычайно интенсивная культурная работа, в том числе переводческая. На арабский с греческого, пехлевийского, си­рийского, других языков были переведены сотни сочинений по естест­венным и точным наукам, философии, алхимии, медицине, науке о звез­дах, музыке. К X в. на арабский язык был переведен целый ряд связан­ных с магией сочинений, возникших в Византии, Персии, Индии. В ходе сложения классической арабо-мусульманской культуры эти знания были органично включены в ее ткань. Возникла новая синкретическая куль­тура, сыгравшая роль своеобразного «моста» между Эллинизмом и ев­ропейским Возрождением. По меткому выражению Франца Роузенталя то была эпоха «торжества знания». С каждым годом пытливые умы за­ставляли мироздание отдавать людям все новые и новые тайны. Мысль становилась необычайно смелой, ее горизонты - бесконечными. Атмо­сфера того времени была в чем-то сродни духу «победы над природой», царившему в Европе в конце XIX - начале XX века. В этом контексте оккультные знания представлялись многим «черным ящиком», законы которого не познаны лишь до поры до времени.

Магия в средневековом сознании выполняла функцию, фактиче­ски идентичную роли науки, - она, как и наука, служила познанию и была призвана помогать человеку управлять различными силами окру­жающей его среды, предсказывая их возможные проявления. Но суще­ствовала и запретная область знания, проникновение в которую челове­ческого разума противоречило Божественным законам, однако обладало для него особой притягательностью. Именно такое, совсем неоднознач­ное, представление о мусульманской магии и ее мощи проникало в средневековую Европу вместе с переводами арабских научных трудов.


Мы можем говорить о мусульманской магии, как о самостоятель­ном явлении, отделяя ее от доисламской, западной и других традиций, благодаря тому факту, что источником силы, к которой она прибегает, является Аллах. Поэтому надписи, придающие действенность талисма­нам, главным образом составлены из коранических цитат, прекрасных Божественных имен, призывов к Аллаху и молитв, утверждающих непо­колебимую веру в Него. К Божественной помощи прибегают в борьбе против враждебных сил - дурного глаза, шайтанов и джиннов, сущест­вование которых подтверждается Кораном. Такой метод находился в со­ответствии с догматом о всемогуществе Аллаха и не вызывал неодобре­ния мусульманских богословов. Однозначно порицалась магия, исполь­зовавшая противоположные, демонические силы.

Однако, нельзя забывать, что собственно мусульманским магиче­ским формулам сопутствовали многочисленные символы доисламского происхождения. Со временем, их исконное значение и происхождение забывалось, однако, они оставались на амулетах с целью усиления их действенности.

Важнейшим стимулом к развитию науки о магических свойствах коранического текста в целом и всех его составляющих стала ожесто­ченная борьба за власть в Халифате, в которой комментарии и толкова­ния к Корану - тафсйры были призваны стать важнейшим идеологиче­ским оружием. Одновременно создавались откровенно суннитские и проалидские комментарии37. Шиитские авторы вменяли в вину своим противникам заведомое искажение (тахрйф) текста Корана и уничто­жение ряда ключевых айатов. С помощью различных методик аллего­рического толкования (та 'вйл) Корана (перестановки огласовок и логи­ческих ударений, особые манипуляции с буквами и т. п.) проалидские

37 Например, тафсйр суннита ал-Маккй (21-100/642-718) и таких проалидских авторов как ал-Дж'уфй (ум. 126-7/746) и ас-Суддй (ум. 127/745).


авторы интерпретировали ряд отрывков в пользу 'Алй и его потомков. Так произошло разделение общины на сторонников буквального пони­мания и толкования коранического текста (ахл аз-захир) и тех, кто искал в Коране «скрытый», «тайный» смысл (ахл ал-батин).

Новый импульс магия слов получила после появления исмаилит-ских толкований к Корану38. Подвергая аллегорическому истолкованию отдельные айаты и понятия (очень часто это термины, обозначающие землю, небо, горы, деревья), исмаилиты использовали коранический текст для доказательства истинности своей эзотерической космогонии и учения о спасении. В сочинениях исмаилитов «оболочка» коранических текстов наполнялись идеями и образами, восходящими к неоплатони­кам. Впервые эти мысли были высказаны в толкованиях, принадлежа­щим авторам из круга «Братьев чистоты» («Ихван ас-сафа'»). Необхо­димо отметить, что в последнем трактате своей энциклопедии «Братья» рассматривают все аспекты магии, которая, по их мнению, обязана своим существованием священным книгам разных народов, трудам ан­тичных философов и астрологии.

Новый этап в развитии мусульманской магии связан с распростра­нением суфизма, включившего оккультные знания в свою «науку» ('илм ат-тасаввуф). Суфийские экзегеты искали обоснование своим далеким от буквального смысла толкованиям в обращении к авторитету шиит­ских имамов и к методикам работы с текстом, разработанным шиит­скими авторами. Сторонники «духовного» та'вила видели четыре

Подробнее об исмаилитском та'вйле см.: Семенов А. А. Взгляд на Коран в восточном исмаилизме//Иран. -1. 1927; Nanji A. Towards aHermeneutic of Qur'anic and Other Narratives in Isma'ili Thought / Islam and the History of Religions: Essays in Methodology / edited by Martin R. С - Berkeley, 1982.

39 Marquet Y. Coran et creation. Traduction et commentaire de deux extraits des Ikhwan al-safa' //Arabica. - 1964. - XI. - P. 279-285; idem. Philosophie des Ikhwan as-safa'. - Algiers, 1975.


смысла каждого айата или буквы. Обычно истолковывали первые два смысла - захир и батин, причем «явный» считался доступным всем му­сульманам (ал- 'амма), а «скрытый» - лишь избранным (ал-хасса). В этом суфийский та 'вйл близок исмаилитскому и шиитскому.

Согласно крупнейшему философу-мистику Ибн ал-'Арабй (560-638/1165-1240), лишь «познавшие» (ал-'арифун, ал-мухаккимун, ахл Аллах) могут постичь глубинные взаимосвязи «внутреннего» и «внешнего» аспектов пророчества. Скрытый смысл постигался суфием в состоянии мистического транса. В его сознании эсхатологические об­разы, легендарные сюжеты или малопонятные слова будили сложную гамму ассоциаций. Магические практики становятся основой суфийской экзегетики.

Позиция различных школ мусульманского богословия по отноше­нию к теоретическим построениям и практическим рекомендациям, свя­занным с коранической магией, в значительной мере формировалась в ходе полемики о святых (аулййа') и чудесах (му'джиза, айа, карама). Например, му'тазилиты, представители первого крупного направления в мусульманской спекулятивной теологии (каламе), рассматривали чудеса как ciixp, однако эта точка зрения не возобладала и постепенно в суннит­ском богословии представление о сихре отделилось от представления о чудесах.

В самом общем смысле термин сщр описывает тот круг понятий, который мы понимаем под магией, включая в себя различные способы гадания, предсказания событий, использование свойств предметов и знаков, лекарственных растений, составление заклинаний, изготовление талисманов, способы взаимодействия с потусторонними силами, а также методы «фальсификации реальности», заставляющие человека верить в

40 См.: KnyshA. Ibn 'Arabi in the Later Islamic Tradition: The Making of a Polemical Image in Medieval Islam. -New York, 1999.


явления, противоречащие объективным данным его собственных орга­нов чувств (например, 'илм ал-хафа'- искусство становиться невиди­мым) и т. д. Т. Фахд выделяет три аспекта, составляющих понятие сихр:

- «белая магия», основанная на подчинении воле Аллаха, в свою очередь, подразделяется им на нйрандж (фокусы, созда­ние иллюзий), рукйа (использование магических формул) и сймийа. (гипнотизм, а также использование тайных свойств букв);

- теургия (использование тайных свойств небесных тел и чи­сел при изготовлении талисманов);

- «черная магия» (т. е. совершение магического акта при по­мощи демонических сил, постижение запретного для человека знания).

В основе разделения магии мусульманскими богословами на «одобряемую» и «порицаемую» лежат принцип «непричинения вреда» и вопрос о происхождении силы, с помощью которой совершается то или иное магическое действие (сила божественного происхождения для «бе­лой магии» и земного или демонического для «черной»).

Именно в этом, последнем значении, сихр упоминается в Коране (23 раза). Сихр представляет собой осколки сокровенного небесного знания, переданного людям двумя ангелами Харутом и Марутом (2: 102) в качестве искушения. Для Мухаммада, которого его противники назы­вали колдуном или «очарованным», чрезвычайно важно было показать исключительность пророческой миссии (чудеса {айат), сотворенные Мусой, Ибрахймом, 'Йсой, неоднократно упоминаются в Коране), про-

41 В американском варианте английского языка сформировалось четкое орфографическое разделение значений термина «магия», восходящее к работам «самого великого чернокнижника нашего века» Алистера Кроули: для обозначения оккультных наук используется написание " magick", а для обозначения действий иллюзионистов и фокусников - традиционное " magic".


тивопоставив ее языческой магии и греховному волшебству (мусуль­манское предание повествует о том, что сам Мухаммад на протяжении сорока дней шестого года хиджры находился во власти чар иу­дея-колдуна). Еще более определенно сщр порицается в хадйсах, где он упоминается «среди семи грехов, заслуживающих смерти» наряду с многобожием, каждому правоверному предписывается убить «всякого колдуна и колдунью», «наказанием для колдуна [служит] обезглавлива­ние мечом» и т. д.

Необходимо еще раз отметить, что вышеизложенное относится к кораническому термину стар, в значении «черной магии» и не охваты­вает всех смыслов этого слова. В мусульманском мире процветали ок­культные науки и разнообразные формы магии, которые не могли быть упразднены авторитетом одних богословов, ибо опирались на авторитет других. Рождались предания, в которых использование магии оправдывалось примером самого Пророка и его ближайшего окружения (как отмечает Фахд42, в многочисленных сочинениях, озаглавленных «ал-Тибб фй-л-Кур'ан» («Лечение по Корану»), представлено множество образцов подобного рода). Более того, постепенно, сам текст Корана все больше вовлекался в круг магических практик, выступая в роли талис­мана или оракула. Среди людей было «больше веры в магическое ис­пользование книги, чем понимания ее смысла». И сегодня, как и пре­жде, для мусульман, незнакомых с арабским языком, особую значимость представляет Коран звучащий. Рецитации священного текста всегда отводилось важное место в корпусе коранических наук, наиболее же­лаемой целью было приближение с помощью особой техники рецитации

Fahd. Sihr II EI. Donaldson. Op. cit. - C. 130.


и организации дыхания к состоянию самого Пророка во время получе­ния откровений.

К XIII веку не только в богословских сочинениях, но и в общест­венном сознании возникло и получило закрепление представление о двух видах магии:

Таблица 1

 

 

 

 

 

  ат-тарйка ал-махмуда (одобряемый путь) ат-тарйка ал-мазмуна (пори­цаемый путь)
Происхождение от Адама и его дочери Анак, к Сулайману и/или древнему индо-иранскому культурному герою Джамшйду от Иблйса к его до­чери (или дочери его сына) Байдахе
от ангелов Харута и Марута
Источник силы Аллах джинны и шайтаны
Исполнители ал-му 'аззимун (заклинатели) ас-сахара (колдуны)
Виды ар-рухани (духовная) низкая (суфлй) дьявольская (шайтанй)
«высокая» ('улей, 'алей) «божественная» (рахманй - свя­занная с Мило­сердным)
         

Маги обеих категорий широко использовали различные ухищре­ния «технического свойства» (оптические, наркотические средства

Хисматулин А. А. Суфийская ритуальная практика. - Санкт-Петербург, 1996.-С. 104-105.

45 Таблица составлена на основе работ Donaldson. Op. cit.; Doutte E. -Op. cit.; Hayes Op. cit.; Westermarck E. Op. cit.


Зо

и т. п), которые получили название ас-сшшййа (от сйма - «знак», «при­знак», «качество»).

Пророк сам не раз сталкивался с «черным» колдовством, о чем свидетельствуют две последние суры Корана, 113а51 и 114м, связанные с охранительной магией и получившие название ая-му 'аввцзатани:


113 сура «Рассвет»

Во имя Аллаха Милостивого, Ми­лосердного!

1. Скажи: «Прибегаю я к Господу рассвета

2. от зла того, что он сотворил,

3. от зла мрака, когда он покрыл,

4. от зла дующих на узлы,

5. от зла завистника, когда он за­видовал!»


114а51 сура «Люди»

Во имя Аллаха Милостивого, Ми­лосердного!

1. Скажи: «Прибегаю к Господу людей,

2. царю людей,

3. Богу людей,

4. от зла наущателя скрывающе­гося,

5. который наущает груди людей,

6. от джиннов и людей!»


Согласно преданию некий иудей по имени Лубаид и его дочери околдовали Мухаммада, завязав одиннадцать узлов на веревке, которую затем спрятали в колодец. В результате Пророк тяжело заболел. Но Ал­лах ниспослал ему эти суры, и Мухаммад смог найти веревку, прочитал над нею одиннадцать строк двух сур и освободился таким образом от колдовства, поскольку с каждой из произнесенных строк на веревке раз­вязывалось по узлу.

Му'тазилиты, как и ханафиты и шафи'иты (т. е. последователи трех из четырех мазхабов, исламских богословско-правовых школ), счи­тали, что «запретная» магия не изменяет сущности вещей. По их мне-


нию, ее суть- воздействие на субъективные ощущения при помощи различного рода специальных методов (т. е. по существу ас-сймиййа). Однако, эта точка зрения не стала господствующей. Ал-Газалй (450-505/1058-1111), как и богословы-традиционалисты, считал заслу­живающей порицания магию вообще, хотя и не подвергал сомнению саму возможность сношений с джиннами и использования их могуще­ства в земных делах46.

С XV в. имеет место все большая вовлеченность суфийских братств в политические процессы. На огромной территории от западной оконечности Магриба до Балкан, и от Персии до современной Индоне­зии братства становятся важнейшими политическими игроками. В Цен­тральной Азии и в Персии ключевую роль стали играть братства, испо­ведовавшие смешанную суфийско-шиитскую доктрину. Торжество су­фийской традиции сделало исламскую магию по-настоящему народной. Именно с этим обстоятельством связан расцвет магических искусств в Персии, Центральной Азии, Магрибе. Откровения и видения, предчув­ствия и прорицания, сновидения и символы, заклинания и заговоры, ма­гия чисел и слов стали важнейшими элементами и доктрины, и образа жизни. Ритуалы, музыка и пение, специальные системы ритмически организованных движений, благовония и наркотические снадобья все более активно использовались для достижения особых состояний созна­ния. Популярность и «народность» суфийских учений привели к воз­можности дополнительной абсорбции языческих элементов. Связь ок­культных знаний с развитием суфизма проявляется также в том, что высшим достижением божественной магии является познание «вели­чайшего из имен» Аллаха (ал-исм а'азам). Знание этого имени давало


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал