Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Санкт-Петербург 2003 3 страница
Fahd. Op. cit. власть воскресить и убить, перенестись куда угодно, совершить любое другое чудо. Несмотря на активное неодобрение ряда видных суннитских теологов, различного рода магические действия и оккультные знания составили одну из важнейших сторон культуры всех слоев мусульманского общества. Суфийская экстатическая практика, гадания на Коране с использованием текстов отдельных сур и айатов, талисманы, среди которых особое место занимают крошечные Кораны, специально переписанные отдельные суры и айаты были и являются характерной чертой мусульманского быта. Без учета этих особенностей невозможно ни представить себе, ни описать феномен Корана. Средневековые мусульманские авторы уделяли большое внимание вопросам особых свойств Корана - хавасс ал-Кур 'ан 47. Наука об этих свойствах является своеобразным соединением рапсодомантии (т. е. гадания по различным текстам, особенно священным) и иатромантии (гадания с целью узнать способы исцеления недуга, сроки выздоровления или смерти больного), сопутствующей медицинской диагностике, поскольку в основном рассматриваются целительные свойства отдельных айатов и сур Корана. Одним из наиболее значительных сочинений, содержащих многочисленные сведения о магическом использовании священного текста и способах достижения с его помощью сокровенного знания, является «Китаб манафи' ал-Кур'ан» («Книга о пользах Корана»), написанная Абу 'Абд Аллахом ат-Тамймй в конце 1Ув.х./Хв.н.э48. Е. А. Резваном было подробно проанализировано одно из сочинений этого круга, источником которого, согласно традиции, является произведение Джа'фара ас-Садика, переведенное на персидский язык 'Абдаллахом б. Мухаммадом б. Хусайном в 926/1520 г., см.: Резван. Op. cit. - С. 343-350. 48 Одна их дошедших до нас рукописей находится в библиотеке Стамбульского Государственного Университета (А 2243). Существование и широкое распространение разнообразных видов магии является наряду, например, со сложной судьбой фигуративного искусства свидетельством неоднозначности доктринальнои парадигмы ислама в целом: с одной стороны, отношение представителей различных направлений ислама к этим темам в разные века, в различных регионах варьировалось и варьируется от снисходительной толерантности до жесткого запрета, а с другой, как изображения человека и живых существ, так и магия активно практикуются в мусульманском мире. ГТИМІОНОГШОПАПТИЯ СИЛМ АЛ-ДЖАФР, 'ИЛМ АЛ-ХУРУФ)
од термином ономатомантия в западной науке понимаются способы постижения тайного смысла букв, слов или имен, в качестве элементов, составляющих текст. В арабо-мусульманской традиции изучение этих способов было предметом 'илм ал-джафр, «науки о предсказании будущего» и ее раздела 'илм ал-хуруф «науки о буквах». В собрании восточных рукописей и документов СПб ФИВ РАН представлена интересная серия списков, связанных с теорией и практической реализацией группы взаимосвязанных аспектов «науки о сокровенном» ('илм ал-гайб). Речь идет о постижении тайного смысла букв, слов или имен, гадании по именам людей и названиям предметов. В европейской науке эти магические практики получили название ономатомантия. В мире ислама этому соответствует комплекс «наук»: 'илм ал-джафр и 'илм ал-хуруф. Особое значение и популярность приобрели здесь и «тайные знания», связанные с именами Аллаха (ал-асма' ал-хусна). Среди упомянутых рукописей, входящих в состав петербургской академической коллекции, наше внимание привлекли сборные рукописи А 1263 (Иран, переписана не позднее 1253/1838 г.) (см.: рис. 1), В 464 (1273/1856-1857 г.) (см.: рис. 2) и В 3773, часть которых составляют разрозненные коранические фрагменты, а часть посвящена интересующим нас аспектам 'илм ал-гайб. Рукописи А 1263 и В 3773 поступили в собрание в результате работы Археографической экспедиции Академии наук СССР по Татарской АССР, осуществленной в 1934-1936 годах. Рукопись В 3773, по-видимому, представляет собой конспекты лекций и/или, возможно, тексты домашних заданий, выполнявшихся шагирдши (учениками Мадраса) и содержит еще целый ряд текстов, связанных с учебной программой (в том числе и на русском языке), которая включала и Коран (си.: рис. 3) и, по-видимому, начала «тайных наук» (см.: рис. 4). Эта рукопись, написанная старательным, но неуверенным ученическим пасхой, чрезвычайно любопытна, поскольку позволяет заглянуть во внутренний мир российского мусульманина той поры. Исключительный интерес представляет возможность проследить связь тех знаний, которые получали ученики поволжских медресе в XIX в. с соответствующей исламской традицией, которой к тому моменту насчитывалось не менее тысячи лет. 1.1. 'Илм ал-джафр В шиитской среде распространено убеждение, что члены семейства Пророка (ахл ал-байт) и их прямые потомки (а 'имма, ед. ч. - имам), унаследовавшие власть, предопределенную Божественным установлением, обладают сокровенным знанием о написанном на скрижалях судьбы, что им одинаково явственны события минувшего и грядущего. Считается, что эта способность была передана 'Алй самим Мухаммадом49. Поэтому неудивительно, что именно в шиитской среде получили наибольшее распространение самые разнообразные техники гадания и предсказания будущего. Со временем термин джафр, который первоначально ассоциировался с сакральным знанием, передаваемым через 'Алй имамам, стал обозначать гадание с целью узнать будущее. Этой цели могли служить как астрологические предсказания, так и предсказания, основанные на методах своего рода «практической каббалы» ('илм ал-хуруф), которые подробно будут рассмотрены ниже. Fahd.Djafr//EI. Для нас особенно важным представляется тот факт, что джафр, оперировавший методами мистического истолкования Корана, часто противопоставлялся шиитами традиционной суннитской экзегезе. Способность к интерпретации тайных смыслов Священного текста, которой был наделен 'Али, составляла особую гордость шиитов и значительно поднимала в их глазах авторитет разнообразных техник джафра50. 'Али приписывается составление «Китаб ал-джафр» («Книги о джафре»), содержавшей разъяснения скрытых смыслов Корана. Неизвестно, существовала ли в действительности подобная книга, на сегодняшний день мы не располагаем ее текстом, однако в шиитской литературе присутствуют многочисленные ссылки на нее. Считается, что 'Алй передал свои знания о внутренней сущности Корана и о событиях грядущего Джа'фару ас-Садику. В шиитской среде авторитетом именно этого человека освящаются разнообразные оккультные практики и мистические традиции. Н. Лыкошин приводит перевод шиитского сочинения, посвященного 'іілм ал-джафр, представляющего собой главу из книги «Начало наук» («Матла' ал-'улум»)51. В ней рассказывается о способах составления книги «Всеобъемлющий джафр» («Джафр-и джамй'»), состоящей из 28 тетрадей по 28 страниц, на каждой из которых написана таблица, состоящая из 784 ячеек (28*28). Ячейки заполнялись буквами арабского алфавита в соответствии с особой системой в порядке абджадг. (см. 1.2.1). Книга, состоящая из 784 страниц, должна была быть составлена за 1001 день, на протяжении которых следовало придерживаться определенных правил: находиться в уединении, не допускать к себе женщин, не слышать лая собак и рева ослов, все необходимые предметы (бумага, пища, чернила, одежда и т. д.) должны были быть приобретены на деньги, нажитые честным путем и т. д. Существует множество спосо- 50 Ibid. 51 Лыкошин. Op. cit. - С. 197-212. бов истолкования значения букв в книге, в основе которых лежат система абджада и разнообразные арифметические манипуляции с цифровым обозначением букв. Результат составления этой книги «заключается в том, что она приводит к познанию и, если переписчик этой книги в точности испол нит все необходимые требования, то все необходимое и тайное в мире станет для него ясно и душа его просветится светом хакиката и ма рифата». «Если книга будет переписана до конца при соблюдении всех указанных выше условий, то польза от нее будет заметна для всего города, для всего материка, где она была написана. Нахождение этой книги в каком-либо доме обеспечит всем живущим в этом доме избавление от скоропостижной смерти и других несчастий и бедствий. Жители дома будут постоянно находиться под покровительством Бога и, силою этой книги, не будут испытывать какого-либо несчастья, а все будут постоянно счастливы и довольны. Никто злой или сердитый, не причинит им зла и обиды, силою этой книги все живущие в доме освободятся от всех своих недостатков»53. Неудивительно, что такие заманчивые перспективы привлекали людей. Лыкошин рассказывает историю пожилого жителя Ташкента, сошедшего с ума и покончившего с собой в попытках составить подобную книгу. Хакщат (истина) или ма 'рифат (мистическое познание) - различные названия последнего элемента суфийской триады этапов мистического Пути. 53 Ibid. - С. 202-203. 1.2. 'Илм ал-хуруф «Наука о буквах» представляет собой один из разделов джафра. Она основана на использовании тайных свойств букв арабского алфавита, а также имен Аллаха {ал-асма' ал-хусна) и ангелов, образованных этими буквами. «Арабская каббала» пользуется тремя основными методами: - гематрией (хисаб ал-джуммал), т. е. способами оперирования числами, представленными буквами54; - применением особых свойств, исконно присущих буквам ('илм ал-хаеасс); - и астрологическим методом (киранат), который заключается в использовании особой связи между буквами и небесными телами при изготовлении талисманов. Кроме того, буквы алфавита в магическом значении могут обозначаться термином сймийа', который в более широком смысле обозначает «знак, символ, помету». Ибн Халдун (732-784/1332-1382) определял этим словом «науку о секретных возможностях букв»53, ограничивая тем самым использование термина, которое изначально распространялось на всю науку по изготовлению талисманов. Именно в таком узком значении сймийа' понималась отдельными суфийскими школами, которые декларировали свою возможность контролировать объекты материального мира с помощью знания тайных свойств букв, составляющих их названия. Ибн 'Арабй, ал-Бунй (ум. 622/1225), чей авторитет в области оккультных наук являлся в исламском мире непререкаемым, а также их последователи придерживались мнения о том, что буквы являются ключом к изначальным секретам творения и энтелехии (активное начало, 54 Эта система очень близка к традиционной иудейской каббале, см.: Бадж. 55 Rosenthal Fr. Mukaddima. - New York, 1958. - Vol. III.- P. 170. претворяющее возможность в действительность) Божественных имен (см. 1.3). Энтелехия исходит от духа небесных сфер, и тайные силы, присущие буквам, активно действуют в самих именах56. В этом месте средневековая мусульманская мысль наиболее близко подходит к каббале, которая также учит, что наука о буквах тождественна науке о сути вещей, и что с помощью букв был осуществлен акт творения, а человек подобно Богу в состоянии контролировать сферу материальных объектов, используя буквы57. Каждая буква арабского алфавита наделена богатым символическим значением. Она может ассоциироваться с небесным телом, зодиакальным знаком, цветом, днем недели, определенной фазой луны. Эта система представлена в сочинениях Ибн 'Арабй, классифицировавшего всю Вселенную с помощью букв, и может быть отображена в виде сводной таблицы. Буквы в ней расположены в особом порядке, который позволяет совместить знаки зодиака с лунными фазами и планетарным циклом. Это значительно более изощренная система, чем родственная ей иудейская из «Книги Творения» («Сёфер Иёцйра»). 5b Fahd. STmiya' II EI. 57 Ginsburg С. D. The Kabbalah. - London, 1865. 58 Burckhardt T. Mystical Astrology According to Ibn'Arabi. — Gloucetershire, Таблица 2
Кроме того, буквы алфавита имеют особое значение в суфийской традиции и в связанной с ней классической поэзии, где каждая из них устойчиво ассоциируется с тем или иным образом. В персидском языке буквам приписывается ряд специфических магических значений, отличных от распространенных в суннитской среде. Таблица 3 представляет гамму ассоциаций и образов, связанных с каждой буквой. Таблица 3
В основу таблицы легли следующие работы: Hulse. Op. cit.; BakhtiarL. Sufi: Expressions of the Mystic Quest. -New York, 1976; Burckhart. Op. cit., а также рукопись В 839 из собрания СПБ ФИВ РАН.
Вместе с последней буквой Корана - с (сйн), образует персидское слово о*1 (бас) - достаточный, полный.
Как в имени Джибойла - ангела, являвшегося посредником между Аллахом и пророками. Как двойной лам в слове Аллах. 63 V = J+I = 2 = 1 = 0; J- вагина; I - фаллос.
Двадцать восемь букв арабского алфавита распределяются по четырем разделам по семь букв, каждый из которых соответствует одному из четырех основных элементов (см.: Таблица 4)м. Необходимо учитывать, что в основе всех классификаций лежат две разные системы - «западная» (имевшая распространение в Магрибе и в Мавританской Испании) и «восточная». Таблица 4
Ha основе этой классификации искусственно формируются «слова», содержащие буквы каждого из элементов: Таблица 5
64 См: Лыкошин. Op. cit. - С. 207. Такое же разделение существует и в 65 Жирным шрифтом отмечены расхождения в западной и восточной При изготовлении талисманов учитывалась связь буквы с определенной стихией. Так, использование «букв воды» было наиболее эффективно против негативных воздействий стихи огня, например, для излечения лихорадки и т. д66.
|