Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Санкт-Петербург 2003 4 страница
1.2.1. Абджад Абдэюад- мнемотехнический способ классификации букв арабского алфавита. Само слово абджад тождественно первой из восьми групп, получающихся вследствие такого рода деления. Известно три традиционных версии происхождения такой организации букв (причем все они касаются только первых шести групп): согласно первой из них звучание слов соответствует именам шести царей древности, по второй именам джиннов, а третья отождествляет их с названиями дней не- дели. Таблица 6
Fahd.Huruf//EI. Weil G., Colin G. S. Abdjad II EI. В соответствии с этим порядком каждой букве присваивается численное значение. Помимо этого, для идентификации того или иного знака алфавита используется сумма всех букв, составляющих название буквы (например, алиф может быть выражен с помощью чисел 1 и 111, т.к. H-Jfc£ +< -J (алиф+лам+йа+фа)= 1+3 0+10+80=111)— ал-джуммал ал-кабйр. Числовые значения четырех дополнительных персидских букв совпадают со значением их арабских прототипов69. Таблица 7
Такой же метод применяется в иврите и греческом. См.: Hulse. Op. cit. -P. 186. 69 См, например рукопись В1991. - С. 126а-128Ь из собрания СПб ФИВ РАН. 20=^=^ і 7=> j *3=£ =5 *2=4*=v
Численные значения букв обычно использовались: - на астролябиях; - при составлении хронограмм; - в пагинации; - в разнообразных процедурах, связанных с гаданием и при изготовлении талисманов. Для постижения внутреннего смысла явления или вещи, скрытого за словесной формой, слова или фразы (зачастую взятые из Корана или другого почитаемого текста) разделялись на буквы, которые играли роль ключа к слову и, претерпевая ряд модификаций, формировали в конечном итоге новые слова, наделенные новыми смыслами, которые должны были открыть тайные значения исходного объекта. Таким же образом осуществлялись и попытки мистической экзегезы Корана. Это был один из путей приближения к Божественному разуму. Особая роль отводилась буквам, составляющим отдельные кора-нические айаты и божественные имена, а также семи буквам, не встречающимся в первой суре. Корана (*-* '^> '0і О 'С 'Є " -1/ са, джйм, ха, зайн, шйн, за, фа). Также существовал и противоположный метод, основанный на комбинировании букв. Например, устанавливалась иерархия внутри различных групп: буквы с числовыми значениями 2 - 20 - 200 (j- i_S- (_j/ ба-каф-ра) играли подчиненную роль относительно группы со значениями 4 - 40 - 400 (1^ - f - V дал-мйм—та) и т. д.. Численное значение каждой буквы по абджаду может быть заменено другим, полученным при сложении букв, составляющих одно из имен Аллаха71, начинающееся на соответствующую букву. В результате объединения традиций иудейского и эллинистического происхождения с суфийскими теориями была создана исключительно сложная и запутанная система. Один из главных авторитетов в «науке о буквах» ал-Бунй писал: «Не следует полагать, что тайна букв может быть постигнута с помощью логических рассуждений, этого можно достичь лишь путем озарения и благодаря Божественному вмешательству» 72. 70 Marquet. Op. cit. - P. 280. 71 Подробнее об именах Аллаха см. 1.3 72 Цит. по: Fahd. Huruf// EI. Гадание с помощью букв всегда занимало привилегированное положение среди других техник гадания. Это объясняется особым отношением мусульман к букве, как важнейшему символу и ключевому инструменту передачи Божественной мудрости. Ведь Коран - «прямая речь» Бога, восходящая к «хранимой скрижали», небесному архетипу всех Писаний. Изображения коранических фрагментов— «картин Слова Божьего» часто играли в мечети ту же функциональную роль, что и росписи христианских храмов, а каллиграфия стала основой художественной культуры ислама. 1.2.2. Джадвал Описание разнообразных манипуляций, производимых над буквами с целью обретения заповедных знаний, не будет полным без упоминания термина джадвал. В магии под этим термином понимаются геометрические фигуры, со вписанными в них знаками, обладающими чудодейственными свойствами. В качестве таких знаков могут выступать буквы, цифры, особые магические формулы, Божественные имена, имена ангелов и демонов, названия небесных тел и дней недели, а также выдержки из Корана (суры «Фатиха» и «Иа' Сйн», т. н. «тронный стих» (2: 256), таинственные буквы, открывающие некоторые суры (фаватих) и др.). При этом учитывались не только качества, изначально присущие самим знакам, но и особые свойства, сформированные различными их комбинациями. Такие фигуры использовались самыми разнообразными способами: бумагу, на которой они написаны, могли сжигать, вдыхая образовавшийся дым, написанное могли смывать водой, которую затем выпивали, или же они наносились на талисман, охранявший владельца. При изготовлении талисманов особенно часто использовали вышеописанную систему абджада. Так, внутри джадвал выделился осо-бый класс фигур - магические квадраты, вафк или будух. Ниже приведен пример квадрата, составленного из букв, расположенных согласно абджаду. Сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагонали должна быть одинакова, в данном случае она равна пятнадцати.
Таблица 8
Жирным шрифтом выделены буквы, формирующие слово будух, их числовые значения соответствуют 2-4-6-8. При всей очевидности искусственного происхождения этого слова, ему приписывались самые разные значения. По одной из версий, Будух - это имя аравийского купца, приобретшего богатство благодаря своей набожности, по другой, это имя ангела или джинна., который следит за доставкой корреспонденции, поэтому с помощью магических квадратов запечатывают ПС письма, надеясь на его помощь. В арабском языке это слово превратилось в женское имя76. См., например: Winkler Н. A. Siegel und Charaktere in der muhammedanischer Zauberei, in Studien zur Geschichte und Kultur der islam//Orients. - VII. - Berlin, 1930; Ahrens W. Studien iiber die " magischen Quadrate" der Araber II Der Islam. - 1917. - VII. - P. 186-250; idem. Die " magischen Quadrate" al-Bum's. ibid. - 1922. - XII. - P. 157-177; Bergstraesser G. Zu den magischen Quadraten. - ibid. - 1923. - XIII. - P. 227-235. 74 Резван. Op. cit. - C. 332. 75 Donaldson. Op. cit. - P. 112. Кроме того буквы его имени пишутся на 76 Graefe Е., McDonald D. В., Plessner М. Djadwal // EI. Будух, как в буквенном, так и в цифровом выражении использовался в качестве действенной магической формулы, написанной на амулетах (чаще всего на кольцах), для самых разнообразных целей: при чрезмерных менструальных кровотечениях (меноррагии), импотенции, 77 *-* болях в желудке, чтобы стать невидимым и т. д. Сура «Иа' Сйн», вписанная в магический квадрат на закате, оберегает от всех болезней, диких зверей, опасностей, исходящих от огня и воды78. Самым большим магическим квадратом считается на сегодняшний день квадрат, состоящий из 10 000 ячеек (100x100), в основу которого положено число 500 050. Б. Доналдсон ссылается на рассказ дарвйшг., который зарабатывал себе на жизнь составлением магических квадратов. На основе будуха. он разработал шестнадцать других типов квадратов, которые и продавал людям, пораженным различными недугами. Пример кольца с магическим квадратом, хранящегося в Британском музее (№ 2298), приведен У. Баджем81. В нем используются числа 1, 8, 9, 18, сумма которых по вертикали, горизонтали и диагонали составляет 36. Были известны и более сложные системы. В численном виде записывались коранические цитаты или имена Божьи. Э. Доте приводит такой квадрат, который ис-пользовался в качестве средства, излечивающего бесплодие. Основой данного квадрата служит численное обозначение букв, составляющих одно из Божественных имен - ал-Мусаввир, которым декларируется формообразующее начало Бога. Их сумма равна 336, такое же число 7 Doutte. Op. cit. -P. 234, 295, 229, 275. 8 Donaldson. Op. cit. - P. 207. 9 Khalili XII. - P. 106. - MSS 755, MSS 734-735. 0 Donaldson. Op. cit. - P. 207. 1 Бадж. Op. cit. - С 239. 2 Doutte. Op. cit.-P. 193-194. получается при сложении чисел всего квадрата по вертикали и горизон- Таблица 9
Особый класс составляют так называемые «латинские квадраты» или вафк маджазй. В таком квадрате каждый столбец и строка содержат одинаковый набор символов (букв, цифр или целых слов), порядок расположения которых не должен повторяться. «Латинские квадраты» часто составлялись из «таинственных букв», встречающихся в начале некоторых сур, имен Божьих, отдельных айатов и т. д. Считалось, что они обладают мощной охранительной силой. В отдельный тип выделяют так называемый «квадрат стиха». Это квадрат со вписанным в него особым образом «тронным» айатош (2: 256). Он встречается на османских и каджарских талисманах84. 1.2.3. Фаватих ас-су вар В начале двадцати девяти сур (2, 3, 7, 10, 11-15, 19, 20, 26-32, 36, 38, 40-46, 50, 68) непосредственно за басмаллой следуют буквы или буквосочетания, смысл которых до сих пор неясен. Это так называемые «таинственные буквы» или фаватих ас-сувар, т. е. буквы, «открывающие суры». Важно отметить, что все суры, которым предшествуют оди- 83 У Доте 5 вместо 15 и 4 вместо 14, что дает значение 336 по обеим 84 Khalili XII. - Р. 107. наковые буквы или их группы, расположены в тексте Корана рядом, независимо от своего размера, т. е. при составлении текста не только учитывалось наличие этих букв, но ему придавалось значение большее, чем основному принципу организации сур по их длине85. Существует множество гипотез их происхождения, однако ни одна из них не в состоянии дать полноценного объяснения их значению. Мусульманская традиция видит в них сокращения, например: «jll» означает «u^jN» (ар-Рахман, Всемилостивый) и др. Кроме того, разумеется, рассматривались и числовые значения этих букв. Было выдвинуто предположение, что эти числа обозначали истинное исходное количество айатов в — 86 т~> *-* cyps. Европейские ученые также пытались разрешить эту загадку. Основным предметом дискуссий является вопрос о том, принадлежат эти буквы откровению или нет. Долгие годы господствовала гипотеза Q-J Нёльдеке о том, что эти буквы соответствуют инициалами обладателей первых записей текста Корана. Затем была выдвинута «каббалистическая» гипотеза88, опиравшаяся на тот факт, что все суры, которым предшествуют загадочные буквы, относятся к позднемекканскому и раннемединскому периодам, когда Мухаммад воспринял некоторые идеи иудаизма. Каббалистическое значение букв заключалось, согласно этой теории, в том, что они содержат аллюзии мистического характера на определенные слова и фразы в суре. Выдвигались и другие гипотезы, в которых буквы рассматривались, главным образом, как сокращения неких ключевых слов и были предприняты попытки реконструкции этих 85WelchA.T.Kur'an//EI. 86 'All Nasuh al-Tahir. Abbreviations in the Holy Qur'an II Islamic Review. - 87 Noldeke Th. Geschichte des Qorans. - Gottingen, 1860. - S. 215. 88 Loth O. Tabari's Korankommentar II ZDMG. - 1881. XXXV. - P. 603. Re-:: -'. бі: б, 'і.::,; ■ ■ '" ■ " / слов. Уэлч отмечает, что среди «таинственных букв» представлены все наличествующие в арабском алфавите консонантные формы (без диакритических точек), причем ни одна не повторяется дважды 90, что, безусловно, не может быть случайным совпадением. Каким бы ни было истинное значение «таинственных букв», они всегда играли важную роль в магии. На основании того факта, что они встречаются в Коране 29 раз (что соответствует числу букв алфавита (считая хамзу), каждая буква соотносилась с определенной сурой, и ей приписывались связь с одним из Божественных имен91. Таблица 10
См., например: Bellamy J. A. The mysterious letters of the Koran: old abbreviations of the basmallah II JAOS. - 1973. XCIII. - P. 267-285. 90 Welch. Op. cit. 91 Две следующие таблицы, составленные на основе трудов Ибн 'Арабй,
Кроме того, букве в каждом из четырнадцати буквосочетаний приписывается особое значение: Таблица 11
Частота употребления в Коране.
93Ал-Казвйнй (600-682/1203-1283) в «Чудесах творения» («'Аджа'иб ал-Махлукат») отождествляет быка и рыбу, на которых держится Земля, с библейскими Левиафаном и Бегемотом, придавая им соответствующие имена. См.: Streck М., Miquel A. Kaf// EI. 1.3. Прекрасные Божественные имена {ал-асма' ал-хусна) «У Аллаха прекрасные имена; зовите Его по ним и оставьте тех, которые раскольничают о Его именах...»94 (7: 179). «...Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного, как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена...» (17: 110). Не существует однозначно кодифицированного их перечня, однако, различия весьма незначительны, например, некоторые списки включают в себя имя Аллах, другие нет, в некоторых имена ал-Вахид и ал-Ахад объединяются в один эпитет и т. д. Наиболее распространенными являются версии ат-Тирмизй (210-825/279-892), ал-Газалй, ал-Йджй (680-756/1281-1355) и ал-Джурджанй (740-816/1339-1413). Далеко не все имена присутствуют в Коране adlitteram. Многие из них являются производными от корней, встречающихся в Коране. Традиционно, все списки начинаются с перечня имен, представленных в 22-24 айатах 59ой суры.
|