![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гтїдм 1.
К ИСТОРИИ СЛОЖЕНИЯ. ОПИСАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ СОБРАНИЯ KOPdHOD СПЄ? ИР РАН
еополитическое положение России и особенности российской истории обусловили особое отношение к Священной книге ислама. Архивные материалы свидетельствуют о том, что Коран находился в личных библиотеках таких русских царей как Иван Грозный, Екатерина Великая, Петр I. Судьба публикаций, переводов и редких рукописей Корана также нередко была связана с личными решениями верховных правителей России. Начиная, по крайней мере, с середины XVI в. после взятия Казани армией Ивана Грозного (1552 г.) роль ислама во внутренней и внешней политике России последовательно возрастала. Активное взаимодействие с мусульманскими народами с одной стороны диктовало необходимость сбора достоверной информации об их традициях, религии, государственном устройстве, истории, с другой - приводило к постепенному накоплению таких знаний, важных документов и рукописей. В первой четверти XVIII в. в Петербурге, несколько позже, чем в столицах европейских соперников Российской империи, была осознана необходимость планомерного сбора фундаментальной информации о мусульманском Востоке. Именно тогда при активной государственной поддержке в столице империи стали формироваться коллекции восточных рукописей и документов, которые вскоре приобрели общеевропейское значение. Рукописи Корана, по понятным причинам, были важной составляющей этих коллекций. Петербургская Академия наук была первым государственным учреждением, приступившим к планомерному сбору памятников письменности Востока5. Петровская Кунсткамера, основанная в 1714 г., имела в своих фондах целый ряд мусульманских рукописей, которые унаследовал знаменитый Азиатский музей (ныне - СПб ФИВ РАН), созданный 104 года спустя. За годы активной собирательской деятельности здесь возникла коллекция Коранов, являющаяся одной из крупнейших в России и Европе. История коллекции Коранов повторяет историю сложения мусульманской части рукописного собрания СПб ФИВ РАН в целом. Рукописи Корана были в числе первых поступлений Азиатского музея. В 1820 г. одна из них была подарена Президентом Академии графом С. С. Уваровым (1786-1855), в 1826 г. два ценных пергаментных листа были приобретены у Ф. Кастильони. Эти и ряд других экземпляров были описаны еще первым директором Азиатского Музея X. Д. Френом (1782-1851), составлявшим по латыни инвентарный каталог собрания 6. Часто эти рукописи содержат его карандашные пометы. На протяжении всего XIX в. уникальные и редкие списки и фрагменты Корана активно приобретались у частных лиц в Европе и на Востоке, поступали в фонды в качестве дарений, как составная часть военных контрибуций и т. п. Российские дипломаты и ученые привозили и присылали в музей коранические рукописи из своих поездок на Восток. Так, русский консул Тебризе и крупный востоковед член-корреспондент Академии наук Н. В. Ханыков (1819-1876), путешествовавший по Средней Азии и Хорасану, в 1857-1860 гг. передал Музею 5 См.: Dorn В. Das Asiatische Museum der Kaizerlichen Akademie der Wissenschaften zu 6 Ныне - в Санкт-Петербургском отделении Архива РАН (фонд 778, опись I, дело №! 10).
|