Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гллвл 2. Коранические фрлгме11ты почерками кїфя и хиджазп
Таблица 7
Таблица 8
Таблица 9
ГОСУДМ'С'ІТ. " ' БІШЛИОп'^ M.E. Резвлн. Предварительное описание рукописей Корана из собрания СПБ ФИВ РАН
Таблица 10
ГЛЛВЛ 2. КОРЛНИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ ПОЧЕРКАМИ КУФЛ'И ХИДЖЛЗЛ
Таблица И
М.Е. Речвліі. Предварительное описание рукописей Корана из собрания СПБ ФИВ РАН
Анализ сохранившихся фрагментов, как и анализ нашего списка, убедительно показывает существование огромного числа смешанных и переходных вариантов, идет ли речь о почерке, орфографии, нумерации айатов, известных системах разночтений. То ли все эти варианты и системы были искусственными изначально, то ли они возникли позже времени переписки интересующих нас рукописей и отразили иной, более высокий уровень единообразия и регулярности в переписке Коранов. ШРА 3. КОРДПИЧЕСКИЕ WflmEHTM Ю КОЛЛЕКЦИИ A. A. nOrtOPLlODd «Мне всегда казалось, что издание памятников, документов составляет основание исторического изучения...» А. А. Половцов95
данной главе представлено описание коранических фрагментов из коллекции А. А. Половцова, хранящихся в СПб Филиале Институте Востоковедения РАН в художественном фонде под шифром X 158. Этот шифр объединяет несколько папок, в которых по формату рассортированы разрозненные фрагменты арабских и персидских рукописей, образцы каллиграфии и т. п., поступившие в Азиатский музей РАН в 1919 г. из коллекции А. А. Половцова. Подробно эти фрагменты никогда не изучались. Между тем, они, несомненно, представляют значительный научный интерес. Александр Александрович Половцов96 (рис. 21) родился 31 мая 1832 г. По окончании Училища правоведения в 1851 г. он поступил на службу в Сенат. Большое влияние на его положение и дальнейшую карьеру оказала его женитьба в 1861 г. на воспитаннице придворного банкира барона А.Л. Штиглица- Надежде Михайловне Июневой. Она получила миллионное приданное, а после смерти барона Штиглица, стала обладательницей состояния, в 16-17 миллионов рублей. В начале 1883 г. Половцов был назначен государственным секретарем и одновременно получил звание статс-секретаря Его Величества. На этом посту он провел почти десять лет. Он также состоял членом Комитета финансов, привлекался к работе в различных комиссиях, имевших важное государственное значение. Занимая эти посты и будучи членом Государственного Совета, А. А. Половцов был одним из влиятельнейших лиц в Империи. Половцов был разносторонним человеком. Его положение в государственной иерархии позволило ему в 1866 г. выступить с инициативой создания «Русского исторического общества» и привлечь к его деятельности Императора. За период, в который Общество находилось под фактическим руководством Половцова (с 1866 по 1909 гг.), было издано 128 томов «Сборников Русского исторического общества», содержащих различные документы по истории России. Огромная работа была проведена по изданию дипломатических документов, относящихся к истории России, из лондонских, венских, парижских и других заграничных архивов. Большой заслугой А. А. Половцова является издание энциклопедии выдающихся русских деятелей - «Русского биографического словаря» - предпринятое им на свои средства. Наряду с государственной и научно-организационной Половцов занимался и промышленно-финансовой деятельностью. Однако его предприятия в этой сфере были, по-видимому, менее успешными. Огромные средства тратились Половцовым как на поддержание Училища технического рисования, основанного бароном Штиглицем, так и на приобретение различных коллекций для музея при этом училище. Будучи председателем Центрального совета Училища, Половцов много внимания уделял не только финансовым, но и научно-организационным аспектам его деятельности. Коллекция музея Штиглица стала в последние годы жизни Половцова одной из богатейших в Европе, в первую очередь, в части декоративно-прикладного искусства. Музейные коллекции Дневник государственного секретаря А. А. Половцова. Редакция, биографический очерк и комментарии проф. Зайончковского П. А. - Москва, 1966. Основным источником по биографии А. А. Половцова является его дневник (хранится в ЦГАОР, фонд Половцова), часть которого за 1883-1892 гг. была опубликована в виде двухтомника в 1966 г. Отдельные части публиковались в 20-х-нач. 30-х гг. в журнале «Красный архив». М.Е. РЕЗВЛП. Предварительное описание рукописей Корана ИЗ СОБРАНИЯ СПБ ФИВ РАН пополнялись на регулярной основе, закупки произведений искусства производились в России (иногда целыми собраниями) и за ее пределами (главным образом, во Франции). Умер А. А. Половцов в своем имении, невдалеке от г. Луги, 24 сентября 1909 г. Настоящим памятником его жизни являются как тома «Сборников Русского исторического общества», сохранившие свое значение вплоть до сегодняшнего дня, так и коллекции музея Штиглица. Имя Половцова, несомненно, может быть причислено к именам таких знаменитых русских меценатов и коллекционеров как С. М. Третьяков, С. Т. Морозов, Н. П. Лихачев. После Октябрьской революции было принято решение расформировать коллекции музея Штиглица. Основная их часть попала в Эрмитаж, а 31 восточная рукопись и неучтенное количество фрагментов в 1919 г. было передано в Азиатский музей97. Здесь они влились в одну из крупнейших в мире коллекций восточных рукописей и документов, в которую еще в 1895 г. Половцов передал две арабские рукописи: Коран XIV в. (ныне шифр D 31) и стихотворение-апокриф, приписываемое то Абу Бакру, то 'Алй (ныне шифр С 1861). Первый сохранил экслибрис библиотеки Половцова (рис. 22). В 1919 г. академик В. В. Бартольд кратко описал наиболее интересные рукописи, поступившие в Азиатский музей в составе коллекции Половцова98. Другая часть мусульманских коллекций музея Штиглица, переданная в Эрмитаж в середине 20-х гг., послужила началом формирования коллекции персидской живописи и рисунка в Эрмитаже. В числе переданных тогда рукописей был знаменитый иллюстрированный список «Хамса» Низами 1431 г.", 7 отдельных листов с миниатюрами и альбом с 16 миниатюрами и рисунками, известный ныне как «альбом Половцова». Среди них такие хорошо известные произведения, как «Девушка в меховой шапке» и «Юноша с кувшином в руке» знаменитого персидского художника конца XVI-начала XVII в. Риза-йи 'Аб-басй 10°. В инвентарной книге музея Штиглица поступление этих вещей обозначено как «Дар А. А. Половцова, 23 сентября 1918 г.». Речь идет, очевидно, о старшем сыне государственного секретаря, также Александре Александровиче (1867-1944). Он тоже интересовался искусством Востока, о чем свидетельствует его статья в журнале «Старые годы» за 1913 г. «Заметки о мусульманском искусстве (по произведениям его в музее барона Штиглица)» " ". Хотя эти заметки представляют собой самые общие сведения о мусульманском искусстве, они наводят на мысль, что именно А. А. Половцовым-младшим сделаны имеющиеся на всех произведениях этой группы карандашные пометки на французском языке, являющиеся переводами персидских надписей, а иногда очень точными атрибуциями 102. На первом этапе разбора фрагментов, составлявших часть коллекции А. А. Половцова, нам предстояло выделить листы рукописей Корана и попытаться объединить их в значительные по объему фрагменты. Единообразие бумаги, почерка, а главным образом, стиля оформления листов позволило нам установить принадлежность отдельных листов к различным рукописям, которые мы распределили по 8 типам. По итогам этой работы им присвоены новые шифры. Ниже представлено описание общих особенностей каждого типа. Табли- Акимушкин. К истории формирования фонда. - С. 9-27. 98 Бартольд В. В. О некоторых восточных рукописях //Азиатский сборник. - Петроград, 99 Часть поступивших материалов происходило из коллекции П. В. Марковского, приобре 100 Подробно об Эрмитажной части коллекции А. А. Половцова см.: Адамова А. Т. Персид 101 Половцов А. А. Заметки о мусульманском искусстве (по произведениям его в музее 102 Подобные же переводы есть и на персидских образцах каллиграфии, хранящихся в ГЛЛВЛ 3. КОРЛНИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ А. А. ПОЛОВЦОВЛ ija 12 содержит описание отдельных листов. В Таблице 13 представлены образцы графических разделителей айатов. В Таблице 14 представлены разногласия системы нумерации айатов в описываемых рукописях с нумерацией египетского издания Корана, считающегося каноническим в мусульманском мире|03. тип А Листы, составляющие эту группу, представляют собой фрагмент Корана на плотной кремовой бумаге восточного производства. Фрагмент содержит текст 2 суры (со 142 по 245 айаты). 26 листов 27x17, 5 см. Почерк- четкий, уверенный, крупных размеров каллиграфический мухаккак. 7 строк на странице. Текст в сложной многоцветной рамке (внешняя линия исполнена голубым, внутренняя - золотом, обрамленным черным). Верхние поля (от рамки до края листа) полностью сохранившихся листов занимают 5, нижние - 4, 5, правые - 5 и левые 2, 5 см. Интервал между строками составляет 1 см, ширина строки - 1, 5 см. Конец каждого айатг. отмечен 4-частной розеткой, украшенной голубыми точками, расположенными на окружности и красной точкой в центре. Розетка разделена на сегменты с помощью тонкой черной линии, внутреннее пространство заполнено золотом. Внутри каждой из четырех частей продавлена точка. Основной текст написан черными чернилами. Знаки вокализации проставлены красными. Некоторые слова пропущены в процессе переписывания рукописи и вписаны на полях или между строк более мелким почерком. На полях отдельных листов - следы тщательно затертых печатей. Сохранившиеся элементы и редкая форма печати неопровержимо свидетельствует о принадлежности этой рукописи к знаменитой библиотеке Мухаммада Парса104 (рис. 23)т. Начало 2 джуз 'а оформлено богато орнаментированной заставкой (золотой и черный узор на синем фоне), содержащей надпись красными чернилами «цветущим» куфй ^yjlili j^J! Подобное оформление позволяет допустить, что данный фрагмент (включающий почти весь второй джгуз') принадлежал 30-частному Корану. Имеющийся фрагмент составляет приблизительно 2, 5% от всего текста. Соответственно весь Коран, переписанный таким образом, должен был занимать порядка 1000 листов и составлять многотомный Коран106. Сохранились отдельные тетради, сшитые желтыми нитками. Предполагаемая датировка - XV век.
тип В Lt; ой Фрагмент Корана на тонкой бумаге. Содержит текст 4 (152-165; 170-171) и 5™ сур (1-81). 36 листов 29x21, 5 см. Почерк- четкий, уверенный, крупных размеров мухаккак. 5 строк на странице. Верхние поля полностью сохранившихся листов занимают 3, 5, нижние -3, 5, правые- 4 и левые 3 см. Интервал между строками составляет 2 см, ширина строки - 2, 5 см. Конец каждого айатг. отмечен знаком, выполненным красными чернилами. Этими же чернилами выписаны и отдельные надстрочные знаки (например: мадда, ташдйд). На полях другим почерком теми же красными чернилами с помощью слова _^ отмечен каждый десятый айат. Основной текст написан черными чернилами. Начало 5ой суры вводится надписью красными чернилами с черными знаками вокализации: < ^1о ^ j < ±l oj^^ *±1*»-кШ»_*> ■ -" '°7-Красным на полях отмечены джуз'ы. На многих листах (в нижнем 103 > гл>, jj»i5_.^jsui (jtja 104 См.: Халидов А. Б. Рукописи из библиотеки Мухаммада Парса // Петербургское вос 10 С. lb. рукописи В 2167 из коллекции СПб ФИВ РАН с печатью библиотеки Мухаммада Парса. 106 В зависимости от деления на джуз 'ы или хизбы - соответственно 30 или 60-томный. 107 Между тем, согласно всем существующим хронологиям сура считается мединской. М.Е. Резвли. Предварительное описание рукописей Корана из собрания СПБ ФИВ РАН левом углу) встречаются кустоды непрофессиональным почерком другими чернилами. В рукописи проставлены знаки таджвйда. В процессе переписывания рукописи были пропущены и позднее вписаны на полях или между строк более мелким почерком отдельные слова. Имеющийся фрагмент составляет приблизительно 2, 5% от всего текста. Таким образом, первоначально рукопись должна была занимать порядка 1400 листов. Следовательно, это был многотомный Коран. Первая половина XVII века, Индия (?). тип С Фрагмент 12ой суры (79-107) Корана на плотной кремовой бумаге. 8 листов 32x24, 5 см. Почерк- крупный каллиграфический насх. 5 строк на странице. Текст в сложной многоцветной рамке (внешняя линия - фиолетовая, внутренняя - двойная красная). Верхние поля полностью сохранившихся листов занимают 3, 5, нижние- 4, правые - 5 и левые 3 см. Интервал между строками составляет 3 см, ширина строки - 2, 5 см. Представлены 2 системы маркировки концов айатов: сверху 6-частной розеткой, украшенной синими точками, расположенными на окружности и красной точкой в центре, розетка разделена на сегменты с помощью тонкой черной линии внутреннее пространство заполнено золотом. Снизу концы айатов отмечены простым кругом красными чернилами. Основной текст написан черными чернилами. Каждый десятый айат отмечен словом ^с, написанном на полях тем же почерком золотом с черной обводкой. Знаки вокализации и таджвйда обозначаются красными чернилами. Другим почерком на полях красным цветом обозначено деление на джуз 'ы и хизбы. Некоторые слова пропущены в процессе переписывания рукописи и вписаны на полях или между строк более мелким почерком. Данный фрагмент составляет приблизительно 0, 5% текста Корана, переписанного таким образом. Следовательно, можно предположить, что весь текст занимал порядка 1600 листов и составлял многотомный Коран. 30-40-е гг. XVIII века, Средняя Азия. тип D Один лист рукописи Корана 27x19, 5 см, на плотной кремовой бумаге. Содержит 16ую суру (86-89). Почерк - крупный каллиграфический насх. 5 строк на странице. Текст в сложной многоцветной рамке (внешняя и внутренняя линии голубые, между ними золотая, обрамленная черным). Верхние поля полностью сохранившихся листов занимают 3, нижние- 2, 5, правые- 1, 5 и левые 3 см. Интервал между строками составляет 2 см, ширина строки - 2, 5 см. Конец каждого айата отмечен 12-частной розеткой, украшенной голубыми точками, расположенными на окружности и красной точкой в центре. Розетка разделена на сегменты с помощью тонкой черной линии, внутреннее пространство заполнено золотом. Основной текст написан черными чернилами. Вторая половина XVI века, арабские провинции Османской империи (возможно Сирия). тип Е Фрагмент 21ой суры (2-30) Корана на плотной кремовой бумаге. 4 листа 27x19, 5 см. Почерк- крупный каллиграфический насх. 5 строк на странице. Текст в сложной многоцветной рамке (внешняя линия черная, внутренняя - золотая, обрамленная черным). Верхние поля полностью сохранившихся листов занимают 4, нижние - 4, правые - 1, 5 и левые 3, 5 см. Интервал между строками составляет 2 см, ширина строки - 2 см. Конец каждого айата отмечен круглой розеткой, внутреннее пространство которой заполнен золотом, а контур 1 Из наиболее часто встречающихся стоит упомянуть j (знак для полной паузы), і. (знак для абсолютной и очевидной паузы), ^, (знак для свободной паузы), с (знак разрешенной паузы) и др. Подробнее о знаках таждвйда см.: Хисматулин А. А. Суфийская ритуальная практика. -Санкт-Петербург, 1996.-С 17.
|