Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип прямого действия права Европейского Союза. Общая характеристика
Данный принцип означает непосредственное действие и обязательную применимость норм права ЕС на всей территории ЕС и относительно всех субъектов европейского права. Нормы права ЕС обязательны во всей своей полноте для всех государствчленов, институтов ЕС, физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств – членов ЕС. Принцип прямого действия обязывает государства-членынепосредственно применять нормы права ЕС независимо от того, каково отношение национальных властных структур к регулированию на уровне ЕС данных правоотношений. Принцип прямого действия предполагает, что нормы права ЕС наделяют непосредственно напрямую правами и налагают обязанности на частных физических и юридических лиц. Каждый, кто полагает, что его права и интересы нарушены в результате неприменения или недолжного применения нормы права ЕС, может обращаться зазащитой вкомпетентные национальные судебные органы. Принцип прямого действия права ЕС, как и принцип верховенства, внаиболее полной последовательной форме установлен решениями Европейского суда. Данный принцип является главным отличием права ЕС от международного права, нормы которого регулируют, прежде всего, отношения государств и международных организаций. Регламенты, принимаемые институтами ЕС, являются актами прямого действия: с момента утверждения Советом (комиссией, Советом совместно с Европарламентом) и вступления в силу любого регламента ЕС, содержащиеся в нём положения становятся непосредственно действующим правом на всей территории Европейского Союза, обязательными как для государств-членов, так и для индивидуумов. Что касается статей договора о ЕС, то для прямого действия права необходимо, чтобы содержащиеся в них правила были изложены ясно, в императивной форме и не были дополнительно обусловлены результатами будущей деятельности государсть-членов и институтов. Если же статья имеет характер общего принципа или декларации, устанавливает цели и программу деятельности институтов и государств ЕС, без точного и безусловного указания на конкретные права и обязанности, возникающие в этой связи у государства, граждан и юридических лиц, то обладать прямым действием она не будет. Так, статья Договора о ЕС, устанавливающие цели ЕС и отдельных общих политик (напр. ст2, 117, посвященные целям социальной политики), не являются непосредственно действующими правилами, т.е. не предоставляют гражданам/юридическим лицам определённых субъективных прав и не накладывает на них обязанностей. Напротив, ст.12, запрещающая государствам-членам увеличивать или вводить новые ограничения во взаимной торговле, является непосредственно действующей, так как «содержит ясный и безусловный запрет, являющийся не позитивной, а негативной обязанностью [органов государств-членов]. Более того, данную обязанность не сопровождают оговорки, ставящие её выполнение в зависимость от принятия в рамках национального права определённых позитивных законодательных мер. Сама природа данного запрета идеально соответствует его способности порождать определённые последствия непосредственно в правовых отношениях государств-членов их субьектов [индивидуумов]». Аналогичные условия о «ясном и безусловном» формулировании прав и обязанностей государств и индивидуумов для придания им силы непосредственного действующего источника права действует и в отношении директив ЕС.
|