Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация предметов ведения и сфер деятельности ЕС. Внутренняя и внешняя компетенции ЕС, ассоциация с заморскими странами
Характерные признаки компетенции ЕС Компетенция – это общеправовая категория, которая включает 2 составляющие: 1. Предмет ведения – круг вопросов, в отношении которых ЕС может принимать норм акты и иные решения 2. Полномочия ЕС – совокупность прав и обязанностей союза в лице его институтов и органов, при осуществлении определенных действий в рамках предметоведения Характерные черты компетенции ЕС 1. Является властной, проявляется в том, что ЕС имеет право принимать норм акты и обязательные решения, которые носят императивный характер 2. Общей тенденцией развития компетенции ЕС является расширение предметов ведения и углубление полномочий 3. Производный характер компетенции – государства-члены наделили ЕС компетенцией 4. Компетенция ЕС не однородна по структуре, т.е. вирируется в зависимости от предмета ведения Самый большой объем компетенции у ЕС в сфере наднационального сотрудничества 2. Соотношение компетенции ЕС и государств-членов Виды компетенции: 1. Исключительная – вопросы, кот полностью изъяты из ведения государств –членов · Установление пошлин общего таможенного тарифа и другие вопросы таможенного союза в рамках ЕС · Установление правил конкуренции, необходимых для функционирования единого внутреннего рынка ЕС · Денежная политика в отношении государств-членов перешедших на евро · Установление квот на рыболовство и другие вопросы сохранения морских биоресурсов в рамках политик по вопросам рыболовства как особого направления общей сельхоз. политики ЕС · Общая торговая политика, включая установление антидемпинговых пошлин и других защитных мер в отношении продукции из 3 стран. К исключительной компетенции ЕС также отнесено заключение международных соглашений по вопросам, вытекающим из реализации его внутриполитической компетенции 2. Совместная (смешанная) – государства вправе самостоятельно принимать акты, однако только лишь в случае, если ЕС не воспользовался своей компетенцией или прекратил ее осуществление, при этом в случае противоречия национального норм акта и акта ЕС, преимущество будет иметь акт ЕС Сферы: · Экономическое, территориальное сплочение · Внутренний рынок · Сельское хозяйство · Защита потребителей · Транспорт · Энергия · Пространство свободы, безопасности правосудия 3. Компетенция, осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов – роль ЕС сводится к поддержке, в том числе финансовой и координации мероприятий, проводимых государствами-членами (рекомендации, программы, обсуждение общих проблем). Государства-члены ЕС сохраняют все полноту законодательной власти. Сферы · Здравоохранение · Повышение культуры · Культура · Туризм · Образование · Гражданская оборона · Координация административного сотрудничества при реализации права ЕС 3. Классификация предметов ведения и сфер деятельности До вступления в силу Лиссабонского договора такая классификация базировалась на структуре 3 опор. Сейчас в основу классификации положен географический критерий. Виды классификаций 1. внутренняя – общественные отношения, которые складываются в пределах ЕС (внутренний рынок, образование) 2. внешние – отношения ЕС в целом с государствами, не входящими в его состав, а также с международными организациями 3. отношения с заморскими странами и территориями (как правило с бывшими колониальными владениями и территориями государств-членов) 4. Принципы, определяющие соотношение компетенции: · Законность – деятельность ЕС должна осуществляться в рамках целей и полномочий, зафиксированных в учредительных документах, институты ЕС не вправе самостоятельно определять компетенцию. В рамках принципа законности был выработан принцип подразумеваемых полномочий – предоставленные полномочия подразумеваемых наличие других полномочий, которые разумно необходимы для реализации 1ых · Принцип субсидиарности – этот принцип не распостраняется на исключительную компетенцию ЕС · Пропорциональности – распространяет свое действие на государства-члены ЕС, когда последние применяют разрешенные правом ЕС ограничения (ограничили свободу передвижения по соображениям общественного порядка). Подобные ограничения должны быть соразмерны цели, которая ставится · Принцип наделения компетенцией – в силу того, что государства-члены предоставили компетенцию ЕС в своей деятельности, союз не должен выходить за рамки предоставленной компетенции. Компетенция, не закрепленная за ЕС в учредительных документах, сохраняется за государствами-членами. Контроль за соблюдением этих принципов осуществляет преимущественно Е парламент Группы полномочий ЕС · Законодательные – издание НПА институтами ЕС, законодательными полномочиями наделены Е совет и Е парламент, в сфере экономического и валютного сотрудничества Е центрбанк. Е комиссия принимает акты только на основании делегированных полномочий, однако Е комиссии принадлежит законодательная инициатива · Исполнительно-распорядительные – реализуются посредствам принятия индивидуальных решений. Основной орган, который принимает такие решения – Е комиссия в состав которой входят отдельные агентства, комитеты: по безопасности продуктов, экономической безопасности. · Юрисдикционные полномочия – реализуются путем принятия решений судом ЕС, трибуналом 1 инстанции и палатами. · Контрольные полномочия – полномочия по осуществлению проверки исполнения норм права. Основной институт, на котором лежат контрольные задачи – счетная палата (контроль за исполнением бюджета). Амбутсман следит за соблюдением законности в деятельности институтов. · Внешнеполитические – основные функции осуществляет Е комиссия, формирует представительства в 3их странах, проводит переговоры по вопросам заключения международных соглашений. · Полномочия по принятию рекомендательных и поощрительных мер – существуют специализированные фонды, в том числе социальные и фонды регионального развития. 6. Компетенция ЕС С принятием Лиссабонского договора ЕС стал субъектом на международной арене т.е. сам союз вправе заключать от своего имени международные соглашения. Основные черты · Основной правовой акт, которым оформляются мероприятия по ОВПБ - решения. Институты, ответственные за реализацию ОВПБ - Е совет, совет европы · Учрежден пост верховного представителя по иностранным делам и политики безопасности · Учреждена Е служба внешнеполитической деятельности, создано Е оборонное агентство.
|