![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы самоопределения
Теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга (процесс профессионального самоопределения имеет три стадии: стадию фантазии, гипотетическую и реалистическую): 1. Стадия фантазии (первые 11 лет жизни) характеризуется возникновением и чередованием желаний в дальнейшем заниматься той или иной профессиональной деятельностью. При этом такие фантазии возникают независимо от реальных потребностей, способностей, возможностей и скорее являются попытками идентифицироваться с окружающими людьми. 2. Гипотетическая стадия (от 11 до 17 лет) включает в себя четыре периода: § период интереса (11 – 12 лет) – в это время дети делают выбор в соответствии со своими интересами и склонностями; § период способностей (13 – 14 лет) – подросток начинает проявлять большую изобретательность внимания к требованиям (в том числе образовательным и квалификационным), социальному статусу и уровню материальной оплаты в различных профессиях и соотносить это со своими способностями; § период оценки (15-16 лет) – в это время происходит сопоставление своих способностей, интересов, ценностей с требованиями конкретных профессий, появляется возможность более критично и реалистично относиться к результатам такого сравнения; § переходный период (около 17 лет) – он совпадает с моментом окончания школы и необходимостью перехода от гипотетического к реалистическому выбору профессии. 3. Реалистическая стадия (от 17 и старше) – также неоднородна, включает в себя три периода: § период исследования (17-18 лет) – здесь активность, связанная с профессиональным выбором, возрастает. Это объясняется в первую очередь социальной необходимостью поступления на работу или в конкретное профессиональное заведение; § период кристаллизации (19 – 21 год), во время которого сужается диапазон выбора и определяется направление будущей деятельности (специализации); § период специализации (от 22 лет и далее), когда общий профессиональный выбор уточняется выбором конкретной узкой специализации. Основные типы самоопределения: § Профессиональное самоопределение, его основные признаки: - большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.д.); - для профессионального самоопределения требуются благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.д.). § Жизненное самоопределение, его основные признаки: - глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; - зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; - зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных факторов», определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы. § Личностное самоопределение, его основные признаки: - невозможность формализации полноценного развития личности (не один документ не может указывать на то, что его «обладатель является … личностью). - для полноценного личностного самоопределения лучше подходят сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но и часто способствуют развитию таких качеств. Уровни реализации имеющихся возможностей (по профессиональному и жизненному типу самоопределения): 1. Агрессивное неприятие деятельности по данному типу, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей (постоянное «выяснение отношений», склоки с коллегами и т.д.); 2. Молчаливое избегание деятельности по данному типу (не выполнение профессиональных обязанностей, банальная лень и т.д.); 3. Реализация стереотипных способов деятельности (работа «по инструкции», банальные способы проведения досуга и т.д.); 4. Стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности (фактическое начало настоящего творчества), но в рамках традиционных способов жизнедеятельности (формирование индивидуального стиля деятельности, выполнение сложных задач, поиск новых возможностей для решения жизненных проблем и т.д.). 5. Стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом (кардинальное изменение характера труда, образа жизни и т.д.). «Индивидуальный стиль деятельности следует понимать … как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат» (В.С. Мерлин). Индивидуальные стили профессиональной деятельности (по А.К. Марковой): 1. Стиль, формируемый с учетом требований к деятельности, - работник приспосабливается к профессии, он, как правило, результативен. 2. Стиль, сформированный исходя из удобства человека, - деятельность приспосабливается к требованиям специалиста, следовательно, он может быть и не результативен. 3. Компромиссный стиль выбирается в соответствии со склонностью специалиста, при этом нет противоречия с требованиями деятельности. Эффективность профессиональной деятельности высокая, нет психологического перенапряжения самого специалиста. 4. Универсальный стиль включает способы и тактики, не отвечающие психофизиологическим способностям человека, следовательно, он требует от него психических затрат, но при этом вызывает его удовлетворенность. 5. Компенсаторный стиль означает наличие способностей к замещению, достраиванию недостающих качеств с учетом требований деятельности. 6. Маскирующий стиль позволяет скрывать недостатки специалиста без возможной компенсации. 7. Предопределяющий стиль заключается в выходе специалиста за рамки своих известных возможностей, с определением у себя новых ресурсов. 8. Корректирующий стиль, гарантируется тем, что специалист перестраивает свои природные особенности с учетом пожизненно сложившихся у него способов деятельности и поведения. 9. Творческий стиль – при этом стиле специалист выходит за пределы требований профессии, обогащая ее, опережая при этом своих коллег. 10. Избыточный стиль – работник добровольно тратит больше своих сил и возможностей, чем это требует профессиональная деятельность и социум. Этапы формирования индивидуального стиля деятельности: 1. – освоение профессиональной деятельности по уже отработанным схемам и процедурам (важно научиться работать так, «как положено») 1.1. – общая ориентировка в данной деятельности, когда начинающий работник уже знает или представляет, как надо работать, но саму работу в целом выполнять еще не может; 1.2. – освоение отдельных действий и операций, а также отработка отдельных процедур, приемов и методов работы; 1.3. освоение деятельности в целом, по нормативно-одобряемому образцу.
|