![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные этические проблемы профессиональной деятельности и принципы работы психолога. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Основные этические проблемы в профессиональной деятельности психолога: 1. Проблема власти над сознанием клиента (психолог входит в доверие к клиенту, принимая за него важнейшие жизненные решения); 2. Проблема самокрасования психолога на работе (перед клиентами и даже перед коллегами); 3. «Соблазн» следования «методическим модам» (психолог приобретает и осваивает новомодные методики, которые не всегда являются апробированными и действительно лучшими); 4. Проблема платности психологических услуг, проблема «денег-подарков» (брать или не брать деньги с клиента, какие психологические услуги могут или должны быть платными); 5. Проблема близких отношений психолога с клиентом (корректное построение отношений с детьми и подростками, недопущение неформальных отношений); 6. «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье – «синдром эмоционального сгорания» (психогигиена труда); 7. Проблема «интересного» и «скучного» клиента (психолог обязан пересилить себе первоначальную неприязнь к клиенту и попробовать организовать с ним диалог); 8. Проблема «раннего прозрения клиента» (психолог не должен и не обязан поддерживать клиента, имеющего негативные намерения); 9. Проблема «позднего прозрения» клиента (не следует говорить в глаза всем подряд только то, что думаешь – это неэтично и непрофессионально, для каждого человека должна быть своя правда); 10. «Прозрение» самого психолога (если психолог почувствовал, что кризис разочарования в своей профессии не преодолим, то лучше признаться в этом и сменить профессию); 11. Неверие в возможности клиента самому разрешить свою психологическую проблему («оправдание» недопустимого превращения клиента в «пассивный объект» своих воздействий); 12. Работа без должной теоретической и методической подготовки (психолог берется за решение сложных проблем, не имея для этого ни опыта, ни квалификации); 13. Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи (оценить истинный эффект помощи бывает затруднительно, так как помощь в решении сложных психологических проблем часто предполагает отсроченный эффект); 14. Отсутствие в стране на данный момент ее развития идеалов личностного и профессионального самоопределения (отсутствие ответа на вопрос – кто может выступать образцом для подражания, что затрудняет психологам оказывать полноценную помощь самоопределяющимся клиентам); 15. Проблема «сапожника без сапог» (у многих психологов имеется немало собственных психологических проблем, что наталкивает на вопрос – имеют ли они право помогать другим людям, сами не разобравшись до конца со своими проблемами); 16. Проблема неизбежности профессиональных «секретов» психолога-практика от клиента, от администрации и даже от своих коллег (не следует рассказывать обовсех нюансах своей работы клиентам, администрации и коллегам-психологам).
Основные этические принципы работы психолога: 1. Не навреди! 2. Не оценивай (не навешивай ярлыков)! 3. Принимай человека таким, каков он есть. 4. Соблюдай профессиональную тайну (принцип конфиденциальности). 5. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. 6. Не выясняй отношений с коллегами по работе в присутствии клиентов и учащихся. 7. Принцип профессиональной компетентности (не перекладывай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам используй методики, которыми в должной степени владеешь). 8. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом. 9. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки. 10.Не выставляй свои знания на показ (стремись помогать клиенту, сначала самому формулировать те или иные положения и выводы). 11.Не дезинформируй клиента. 12.Соблюдай принцип добровольности участия клиента в психологических процедурах. 13.Уважай себя как человека и как специалиста!
|