![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отступление от нормативно-одобряемых образцов работы
2.1. – возникновение общей идеи работы по-новому, по-своему (примерное представление, как можно успешно выполнять профессиональную задачу иначе, чем это делается обычно); 2.2. – проба и освоение отдельных действий по-новому; 2.3. – постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, т.е. формирование своего индивидуального стиля профессиональной деятельности. Этапы профессионального развития психологов: 1. Восторженно-романтический, когда до серьезных «разочарований» психолог еще не «дорос». Этот этап является своеобразной «базой» и эмоциональным «тылом», которые создают особую «атмосферу» первого знакомства с психологией. 2. Этап самоутверждения, когда появляется желание узнать что-то необычное или овладеть особой методикой. Этот этап является основой будущей профессиональности и чувства собственного профессионального достоинства. 3. Первые разочарования. На этом этапе решается основной вопрос: научится студент-психолог преодолевать «кризисы разочарования» или нет. Важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последующей работе, причем эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, только тогда они станут «личностными». 4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических и практических) с использованием уже известных технологий и методов. Этот этап заканчивается постепенным накоплением отрицательного опыта использования подобных технологий и попытками работать как-то иначе (начало настоящего профессионального творчества и формирование своего индивидуального стиля деятельности). 5. Первые серьезные попытки работать по-новому. Часто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства (у студентов наступает «прозрение», что для успешной творческой работы нужно хорошее знание психологической теории). 6. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, на что студенты при обучении в вузе не всегда обращают должного внимания. 7. Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретико-методологической базы, где органично соединяются теория и практика, науки и искусство. Варианты путей профессионального совершенствования психолога: § Формальные (контроль успеваемости и посещаемости, «забота» о студенте со стороны научного руководителя) и неформальные (обращение студентов за помощью к сокурсникам или преподавателям) пути; § Пути, связанные или не связанные с работой, и пути, связанные или не связанные только с обучением в вузе (оказание студентам практической помощи со стороны коллег по месту работы); § Пути, связанные с узкой специализацией студента, и предполагающие подготовку широко образованного специалиста (проблема специализации в ходе обучения); § Пути, выстраиваемые самостоятельно (собственно саморазвитие) и пути, специально организованные кем-то (самостоятельный поиск путей дальнейшего профессионального и личностного развития); § Пути, выстраиваемые с желанием, с жизненным азартом, и пути, выстраиваемые без желания, как что-то «вынужденное». Основные «вектора» профессионального самосовершенствования психолога: § Постоянное улучшение своей работы. - решение проблем клиентов, - разработка новых методов работы, - формирование в самом себе готовности к решению сложных психологических проблем, т.е. развитие себя как профессионала. § Личностное развитие и саморазвитие . На высших уровнях своего проявления и профессиональная, и жизненная, и личностная линии развития взаимопроникают и дополняют друг друга. Тема 4. «Психологи как профессиональная общность»
|