МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
ПО АЛЛЕНУ-АБРАМОВОЙ
|
ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА
|
КВАЛИФИЦИРОВАННОГО
| НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОГО
|
1. Цели психологической помощи
|
Ориентирует клиента в его целях, предлагая ему максимально возможное число вариантов поведения; свою задачу видит в расширении возможностей клиента.
| Преследует свои цели, использует клиента для реализации собственных склонностей, демонстрации своей исключительности или решения собственных проблем.
|
2. Отклики и реакции в ситуации профессиональной деятельности
|
Дает разнообразные вербальные и невербальные отклики; избегая оценочных суждений, дает конструктивную обратную связь.
| Демонстрирует типичный, шаблонный стиль общения, дает стереотипные оценки.
|
3. Мировоззрение (концепция) практического психолога
|
Понимает сложность исследования человеческой индивидуальности и воздействия на нее, осознает невозможность многомерного ее описания в рамках одной концепции и поэтому стремится использовать в работе множество концепций.
| Не имеет ясной концепция или имеет одну, содержание и хождение которой не рефлексирует и ясно не осознает.
|
4. Культурная продуктивность практического психолога
|
Способен к выработке множества идей и моделей поведения, как в своей культуре, так и в рамках других культур, что позволяет ему присоединиться к миру клиента, обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного.
| Действует только в рамках собственной культуры, которую он понимает лишь через содержание своей Я-концепции (часто неадекватной).
|
5. Конфиденциальность
|
Четко рефлексирует содержание получаемой психологической информации, умеет хранить профессиональные тайны.
| Нарушает правила конфиденциальности, склонен к распространению конфиденциальной информации
|
6. Ограничения в деятельности практического психолога
|
Реально оценивает свои возможности и границы компетентности, готов к сотрудничеству с представителями смежных профессий и коллегами.
| Работает без ограничений, берется за любую проблему, не желает работать с другими профессионалами, считает все свои действия правильными.
|
7. Межличностное влияние в работе практического психолога
|
Осознает и фиксирует взаимовлияние его и клиента, постоянно рефлексирует свои чувства, мысли, желания; учитывает результаты межличностного влияния.
| Не понимает, не принимает и не учитывает межличностного влияния во взаимодействии с клиентом.
|
8. Человеческое достоинство
|
Уважение достоинства клиента – это аксиома. В частности, обеспечивает адекватность для клиента используемого психологического словаря.
| Может демонстрировать неуважительное или даже оскорбительное отношение к клиенту, придает сверхзначимость своей профессии, занимает позицию «сверху», использует псевдонаучный жаргон, перегружая речь специальной терминологией.
|
9. Обобщенная теория
|
Активно рефлексирует содержание обобщенной теории, постоянно осваивает новые теории и подходы; иногда способен к выработке собственной концепции психологической помощи, открыт для восприятия альтернативных точек зрения.
| Привязан к одному подходу, критично оценивает другие возможные точки зрения, принимает известный ему подход за единственно верный; не усваивает обобщенную теорию как личныйспособ мышления.
|
10. Отношение к обобщенной теории
|
Видит в теории отражение реальности, которое может меняться в зависимости от изменения реальности клиентов, осознает факт существования в любой теории предмета и разных способов его описания.
| Игнорирует способы мышления авторов разных теорий, не выделяет предмета теории и способов его описания, не соотносит свою теорию с другими.
|