Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шестой этап работы над сценарием: отбор художественных средств
Исходя из сюжета, отбираются художественные средства. При этом целью автора является отбор самого необходимого материала и определение его объема.
Таблица 9
Определение оптимального объема материала в едином процессе монтажа представляет содержательную (количественную) сторону композиционного момента. Найти оптимальный объем - значит решить какой материал из всего собранного необходимо смонтировать для планируемого воздействия. Из равноценного художественного материала сценарист должен отобрать тот, который лучше «сработает» на аудиторию, учитывая при этом социально-психологические характеристики аудитории и ее эстетические запросы. Эффективное воздействие (тематический эффект), ради которого будет вестись монтаж художественного материала, может быть достигнуто лишь в случае, когда найдены оптимальный объем художественного материала (количество воздействий) и его расположение. Этот же подход остается решающим при определении количества материала, необходимого для достижения цели воздействия. При этом первостепенное значение имеют параметры, характеризующие интеллектуальный уровень аудитории. Здесь сценарист подходит к художественному материалу как социолог. Автору при отборе художественных средств следует учитывать реальные художественные и материальные силы, которыми располагает то или иное культурно-досуговое учреждение. Проблема отбора фактов, умение видеть и понимать характер единичного факта играют большую роль в сценарном творчестве. Взаимосвязь воспитательного воздействия с социально-структурной спецификой аудитории очевидна, тем более, что культурно-досуговые учреждения располагают возможностью дифференцировать зрительскую аудиторию соответственно педагогическим и практическим целям организуемого представления. Сценарист-режиссер, выступая как педагог-художник, моделирует процесс воздействия еще г на подготовительных этапах создания сценария, ставя перед собой конкретные воспитательные цели и задачи, в соответствии с ними- отбирает «художественные заготовки», отражающие потребности конкретной социально-демографической группы зрителей. Нельзя забывать, что театрализованные представления обязательно должны нести зрителю новые факты, новые суждения и проблемы, так как факты, потерявшие новизну, на зрителя не производят впечатления и не действуют на него. Анализ практических трудностей и теоретическое обоснование, данное культурологией идейно-художественным компонентам сценарного творчества, позволяет вычленить основные принципы отбора «фактов жизни» и «фактов искусства». К ним следует отнести: - принцип соответствия выразительных средств цели художественно-педагогического воздействия; - принцип достоверности отобранного фактическою материала; - принцип соответствия отобранного материала социально-структурной специфике аудитории; - принцип максимального расширения многообразных средств воздействия; - принцип художественно-эстетической ценности материалов; - принцип новизны материала; - принцип соответствия отобранного материала сюжету сценария. Используя факты и документы, драматургия театрализованных представлений и праздников осуществляет свои педагогическое назначение. Выполнение требований, предъявляемых к отбору сценарного материала в соответствии с выявленными принципами, повышает педагогическую действенность сценарного мастерства, дает возможность эффективно прогнозировать воспитательное воздействие театрализованных представлений различных видов и жанров. Технологические операции каждого этапа работы над сценарием не дают творческой свободе перейти в произвол. Целевые задачи этапов работы направляют поток творческой энергии студентов и удерживают его в русле поискового коридора.
|