Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замысел и драматургические функции сценического пространства






Любое театрализованное представление или праздник требует своего сценического пространства. Сегодняшние социокультурные центры мало пригодны для постановок, имеющих цель вовлечь зрителей - участников в активное действие. Выход актеров-исполнителей в зрительный зал, или их работа между зрительными рядами - все это лишь элементы, зачастую ставшие штампами режиссуры. Невыразительность, несовершенство и статичность сцеп часто исключают идею массового общения. Досуговые учреждения сегодня зачастую выполняют функции кинотеатра. Сценарно-режиссерская практика показывает, что учреждения культуры, центры досуга с традиционным сценическим пространством вынуждают зрителя сдерживать свои реакции и действия, хотя они являются не менее эстетическим фактором, чем искусство актеров-исполнителей и режиссеров.

Сцена по отношению к зрительному залу является более активной. Пространство сцены организовано более свободно. Зрительный зал упорядочен рядами. У зрителей только одна точка зрения - она определена на все представление его местом в зале. То есть пространство в культурно-досуговых учреждениях не объект, а субъект видения.

Пространство всегда являлось одним из действенных факторов сценического искусства, который учитывался как драматургами, так и режиссерами.

Очень убедительно использовалось пространство театрализованного представления в дипломной работе заочного отделения выпускного курса Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Все эпизоды цельного по замыслу представления были решены в своем пространстве: один эпизод полностью происходил на улице в освещении фар автомобилей, другой - в фойе университета, в третьем эпизоде зрители, находящиеся в помещении, из окон второго этажа наблюдали за увлекательной борьбой, происходящей на улице. Пространство в данном случае выполняло драматургические функции, так как являлось активным компонентом действия, которое изменяло не только ситуацию актеров-исполнителей, но и ситуацию зрителей-участников. При создании сценария театрализованного представления студенты искали способы реализации своего замысла не только через сценарно-режиссерский ход, но и через организацию пространства.

Благодаря сценическому пространству, рассчитанному на всевозможные виды контактов с участниками, появляется возможность изменить не только правила актерской игры, но и ситуацию зрителя в зале. Это помогает, во-первых, усилить идейно-нравственное и воспитательное воздействие театрализованных представлений; во-вторых, более эффективно реализовать творческие возможности участников представлений; в-третьих, сам принцип массового общения позволит учреждениям досуга более эффективно выполнять свою задачу.

Именно такая организация пространства и среды потребует от режиссеров выявления их творческой индивидуальности. Заметим, что потребность в таком пространство продиктована не только требованиями драматургии, но и требованиями самой жизни, новыми формами и методами воспитания.

В театре и досуговых учреждениях общение может реализовываться на разных уровнях и в разных формах. И все же, если в театре общение - фактор содержательный, то в театрализованных представлениях - и содержательный, и формообразующий.

В известном смысле реализация замысла той или иной формы есть нахождение драматургом особого для неё пространства. Это не только сценическая площадка, но и вся эмоциональная среда, воздействующая на участников.

Каждый режиссер, работающий сегодня в любом современном центре досуга, дворце культуры, мечтает об особом пространстве. И его мечта вполне оправдана, ибо как сценарист и режиссер он должен мыслить пространством как динамическим элементом драматургии.

Как известно, Дома культуры и различные центры досуга состоят из строго определенных по назначению функциональных зон: репетиционные залы, фойе, лестницы, сцена (здесь же показ кинофильмов) и т.п. Каждая из зон связана с другими лишь в силу простейшего соседствования, где какое-либо качественное взаимодействие исключено и взаимопроникновение зон трактуется как процесс негативный. К качественным преобразованиям каждая зона не приспособлена. Возможно лишь наращивание их общего числа и соответственно размеров зон. Каждая зона рассчитана на постоянное функционирование, что неизбежно ведет к нерациональному использованию пространства. Пространство и среду Нового центра досуги нельзя представить, если рассматривать их статически. Это скорее всего похоже на детскую игру «Конструктор», которая становится воодушевленным предметом в процессе действия. Само пространство, организованное каждый раз по-новому, должно приучить режиссеров мыслить категориями действия масс.

Сценические площадки могут принимать различные формы: всевозможные виды открытой сцены, арена, фойе и т. д.., вплоть до использования лестниц и балконов. Тем не менее во Дворцах культуры сохраняются по-прежнему два пространства: одно для актеров, другое - для зрителей. Даже, когда актеры сходят со сцены и спускаются в зрительный зал, они все равно остаются «пришельцами» из другого пространства, а присутствие их в зале носит временный характер. Реальное пространство остается не функционирующим, хотя должно быть «единицей действия», «единицей информации».

При ориентации сценаристов-режиссеров на такое сценическое пространство необходимо, чтобы в их поле зрения были уже не отдельные предметы, а все многообразие предметного мира и даже деятельные отношения, осуществляемые с помощью этих предметов.

Современные технические новшества оказывают большое влияние не только на сценические площадки. Техника принесла с собой в искусство и новые, невиданные формы, ритмы, темпы. Все это существенным образом сказывается и на сценарной культуре, предусматривающей включение в драматургическую ткань произведения действий, одновременно разыгрывающихся на нескольких площадках с параллельной работой нескольких экранов, лазеров и т.д.

Сценическое пространство в театрализованных представлениях должно быт организовано так, чтобы каждый зритель в зависимости от цели сценария, мог стать участником действия и иметь свободный выбор места в организованном пространстве; чтобы в нем были подготовлены участки пространства, откуда зрители могли сразу, непосредственно войти в действие; где могло бы идти одновременно несколько сценических действий, где зрители могли бы быть в роли наблюдателей сценического действия (изолированность), и открытые участки пространства для общения всех участников.

Естественно, что такое пространство не может быть спроектировано заранее. Пространство все время должно меняться, как бы строиться в соответствии с целями и задачами, замыслом представления, сценарно-режиссерским ходом. Поэтому к пространству следует относиться как к чередованию всевозможных форм, которые оно может принимать. Главное - чтобы пространство являлось активным участником действия. Как только сложился замысел и целом, рожденный ассоциативным методом исследования документального материала, и органически связанный с ним сценарно-режиссерский ход, найдено пространственно-временное и пластическое решение театрализованного представления, можно приступать к разработке замысли каждого блока.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал