Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительный анализ зрительских реакций во время просмотра контрольных и экспериментальных театрализованных представлений
В исследовании использовались два основных метода выявления степени зрительского интереса и видов зрительских реакций к театрализованным представлениям: а) фиксация внешне выраженных зрительских реакций на протяжении сценической реализации театрализованных представлений; б) серия вопросов (устных и письменных), выясняющих отношение зрителей к отдельным компонентам каждого представления. Запись зрительских реакций во время проведения контрольных и экспериментальных проектов отражалась на специальных диаграммах. Были выбраны различные критерии оценок. Все виды зрительских реакций разделены на положительные и отрицательные для выявления понижения содержательного паритета. Метод фиксации зрительских реакций мы считали операционно-вспомогательным, дополнительным в комплексе других средств анализа, так как внешняя картина эмоционального «поведения» зрительного зала во время проведения театрализованных представлений может служить достаточным основанием для характеристики содержания зрительских переживаний. Наиболее распространенным методом изучения зрителя является анализ его внешних реакций во время просмотра различных сценических постановок. Распределение зрительского интереса и внимания на протяжении всего театрализованного представления не может быть равномерным в силу определенных психофизиологических факторов. Психологи выделяют так называемые зоны повышенного или сниженного зрительского внимания. На наш взгляд, подход к такому явлению как внимание зрителя, только с психофизиологической точки зрения является односторонним, так как не следует забывать и о средствах воздействия, организованных в сценарии, которые в силу определенных причин «создают» эти зоны. Акт художественно-педагогического воздействия на зрителя, как известно, непрерывен, что должно представлять и непрерывность восприятия. То есть, структурно, процесс восприятия может быть представлен как некоторая последовательность качественно различных, но нерасчленяемых этапов - психических действий. Что же происходит, если процесс восприятия становится прерывным? Это означает, что процесс художественно-педагогического воздействия в вышеназванных зонах не достигает своей цели, таким образом, содержание временного сценического отрезка, который представляет определенный художественно-педагогический заряд, - не доходит до своего адресата, что отрицательно сказывается на степени усвоения зрителями авторской сверхзадачи. Стало быть, при неправильной организации (монтаже) средств воздействия происходит «понижение содержательного паритета», которое в определённых случаях приводит к дискредитации содержания. Самый низкий уровень эмоциональной реакции зрительного зала (разговоры, ослабленное внимание, шум и т.д.) был зафиксирован нами в контрольных проектах, причем количество отрицательных видов реакций зрительного зала увеличивалось в контрольных группах после посещения экспериментальных представлений. Наблюдения за внешне выраженной реакцией зрителей выявили следующее: 1) контрольные театрализованные представления и анализ их восприятия зрителями позволили зафиксировать понижение содержательного паритета; 2) на протяжении контрольных проектов интенсивность зрительских реакций была менее выраженной, чем в экспериментальных; 3) виды зрительских реакций (положительные) в экспериментальных театрализованных представлениях в большинстве случаев совпадали с реакциями, которые мы планировали еще на стадии разработки сценических заданий единицам сценической информации.; 4) предполагаемые нами зрительские реакции в экспериментальных театрализованных представлениях в большинстве случаев приходились на главные эпизоды, несущие основную художественно-педагогическую нагрузку. Фиксация и анализ зрительских реакций, а также степени внимания, привязка массовой реакции к конкретным эпизодам и отдельным компонентам театрализованных представлений - сложная операция, которая потребовала различных методов и элементов социально-психологического анализа. Чтобы иметь возможность соотнести виды зрительских реакций со сценическими заданиями блоков и эпизодов, мы к социально-художественным факторам зрительского интереса отнесли содержательную основу театрализованных представлений, которая заключается в проблематике, достоверности фактического материала, художествен но-эстетической ценности материала, многообразии средств и т.д. Будет логичным предположить, что различия в интересе к театрализованным представлениям связаны с множеством факторов: а) напряженность внимания и интереса к театрализованным представлениям поддерживается различными элементами его документально-художественной структуры; б) глубиной проблематики; в) многообразием выразительных средств воздействия; г) степенью художественной организации «фактов жизни» и «фактов искусства». Следует сказать, что выводы о содержании и характере общей эмоциональной реакции на театрализованных представлениях основывались не на вербальной (словесной) оценке наблюдателей за зрительным залом, а на полученных данных единой диаграммы после соответствующей обработки диаграмм всех наблюдателей. После каждого театрализованного представления (12 всего) мы имели 144 диаграммы, которые после обработки были сведены в 12, Фиксация зрительских реакций осуществлялась группой наблюдателей, в состав которой вошли 12 студентов 3-го курса Кемеровского государственного, тогда еще, института культуры. Нами решалась задача - дать практические навыки и умения замечать и фиксировать зрительские реакции на специальных «графиках». С этой целью, в ряде предварительных бесед, группа наблюдателей была основательно ознакомлена с контрольным и экспериментальным сценариями, после чего ей предоставлялась практическая возможность фиксировать реакции зрителей (пробных), которыми являлись студенты КПУ, приглашенные на генеральные репетиции наших проектов. То есть, в естественной ситуации группой наблюдателей отрабатывались навыки фиксации внешне выраженного эмоционального поведения зрительного зала. Чтобы охватить наблюдением весь зрительный зал, нами была произведена выборка четных и нечетных зрительских рядов, таким образом, каждый наблюдатель имел возможность фиксировать зрительские реакции и наблюдать только за своим участком (определенный ряд кресел). Нам было важно установить общую картину эмоционального поведения зрительного зала во время просмотра контрольных и экспериментальных проектов. Социологическое обследование аудитории позволяет с определенной уверенностью говорить о представительности полученных данных и проследить ведущие тенденции зрительского восприятия на контрольных и экспериментальных театрализованных представлениях. Для наглядности и подтверждения полученных результатов, приведем диаграммы контрольного и экспериментального проектов. Полученные данные, заключенные в диаграммах (см. тлицы 1 и 2), требуют соответствующей расшифровки содержательной основы внешневыраженных реакций зрительного зала. С этой целью следует соотнести виды зрительских реакций с сценическими заданиями эпизодов сценариев, так как зрительские реакции детерминируются художественно-педагогическим содержанием каждого эпи-^да и его сверхзадачей, определяемой в сценарии как сценическое задание. Исходя из полученных диаграмм, отражающих неоднородное эмоциональное поведение зрительного зала на контрольных и экспериментальных театрализованных представлениях, сделали определенные выводы: зрительские реакции в достаточной мере соответствовали экспертным оценкам сценариев, что по-видимому означает приближение к истинной оценке достоинств экспериментального проекта, так как зрительские реакции являются своего рода определенной оценкой театрализованных представлений.
Таблица 1
Таблица 2
Выявленные нами зрительские реакции в экспериментальных театрализованных представлениях отражают и известной мере структуру зрительского интереса к проекту в целом, а также дают представление о некоторых его общих характеристиках. К ним следует отнести: а) наличие резко выраженных «пиков» подъема зрительского внимания; б) непрерывность интереса на протяжении всего театрализованного представления (за исключением одной точки); в) концентрация зрительского интереса вокруг узловых (содержательных) эпизодов. Уровни зрительского интереса, зафиксированные нами по всем эпизодам, почти полностью совпадали с запланированными и смоделированными реакциями на стадии подготовки сценария. Из всего сказанного безусловно следует одно: когда цельность восприятия нарушена (понижение содержательного паритета), когда впечатление от различных эпизодов театрализованных представлений не является цельным общий уровень положительной оценки снижается. В то время как степень интереса по «нарастающей» линии характеризует позитивность общей оценки. Выявленные в ходе исследования условия создании педагогически дееспособного сценария имеют большое практическое значение. Внедрение в практику положений, получивших доказательность, позволит значительно повысить качество сценариев, эффективность художественно педагогического воздействия. Следует заметить, что наша первоначальная установка на «факты жизни» как «основной» воздействующий элемент первоначально себя не оправдала. Оказалось, что! «факты искусства» произвели на зрителей большее впечатление как в контрольных, так и в экспериментальных проектах. Определив, что художественный материал произвел на зрителей большее впечатление, чем документальный, для нас не менее важно было знать - содержание какого материала более прочно осталось в памяти зрителей. Учитывая эти обстоятельства, мы решили проверить нашу гипотезу методом панельного среза. Через определенный срок (1 1 месяцев) на предприятии, в цехах которого формировались зрительские группы, нами была проведена анкета, выясняющая степень запоминания зрителями не только театрализованных представлений в целом, но и документально-художественных структур. Полученные данные наглядно подтвердили нашу гипотезу. Сравнительный анализ запомнившихся зрителям театрализованных представший, как и следовало ожидать, подтвердил наши предложения. Зависимость очевидна: основная масса зрителей, метивших и положительно оценивших экспериментальные проекты после их просмотра, вновь отдала предпочтение экспериментальным представлениям после проведения кеты методом панельного среза. Наше предположение о лучшем запоминании документального материала подтвердилась. Об этом свидетельствуют цифры. 1. Содержание документального материала - 68, 9%. 2. Содержание художественного материала - 31, 1%. Из анализа закономерностей запоминаемого материала следует один «парадоксальный» вывод. Дело в том, что педагогикой и психологией зарегистрирован факт, что лучше всего запоминается тот материал, который был воспринят в состоянии эмоционального переживания. Как было сказано нами выше, на зрителей контрольных и экспериментальных групп произвел большое впечатление художественный материал, он был воспринят в состоянии эмоционального переживания, и, следовательно, должен бы запомниться. Тем не менее запомнился документальный материал, содержание которого в большей мере соотносилось с их личным жизненным опытом. На наш взгляд, запоминание художественного материала явилось следствием того, что художественный материал создавал только эмоциональную основу для психологического воздействия на зрителей. Таким образом, при одновременном воздействии документальным и художественном материалом, каждое средство «работало» только на своем временном этапе, то есть, художественный материал является как бы «пробивной» силой для внедрения в знание зрителей основного художественно-педагогическо-заряда.
|