Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замысел сценария - это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно- пластической разрешенности.






Замысел в деятельности драматурга часто складывается как решение. Его успешная разработка зависит от верно найденных сценических заданий, которые преследуют цель - реализовать замысел.

После разработки смыслового каркаса, в котором смоделирована и спрогнозирована деятельность массовой аудитории в реализации конкретной событийности, можно говорить о системном качестве, ибо именно в смысловом каркасе уже заложена педагогическая ценность сценария. Поэтому, исходя из совокупности сценических заданий (каркаса сценария), разрабатывается общий замысел сценария, при этом совокупность сценических заданий является ракурсом сценариста, его позиций.

 

Таблица 4

Содержание операции Цель анализа Объект анализа Позиция (ракурс)
Четвертый этап: 1. Разработка замысла сценария в целом Нахождение жанра (формы сценария), сценарно- режиссёрского хода, исходной ситуации сценария «факты жизни» и «факты искусства». Рынок культурно- досуговых потребностей Совокупность сценических заданий    

 

Авторское отношение к совокупности сценических заданий диктует выбор определенной формы: театрализованный митинг, театрализованный концерт-перекличка, представление-аукцион, зонг-митинг, концерт-реквием и т. д.

При усвоении студентами данного этапа работы необходимо помнить, что сначала разрабатывается замысел сценария в целом, затем замысел каждого блока, потом эпизодов и т.д.

Описывая всеобщие свойства сознания, психология всегда говорит об ассоциациях, которые играют большую роль в мышлении и особенно в художественном творчестве. На способности к ассоциациям основаны сравнения, эпитеты, аллегории, символика, а также художественные обобщения, возможность узнавать типическое в воображаемом.

Долгое время действие ассоциаций ограничивали созданием связей между идеями или представлениями. Современные исследователи показали, что оно намного богаче. Видный советский психолог Б. Ананев пришел к выводу, что богатство ассоциаций и способности психики могут связывать в единой цепи и простые психические образования (ощущения и элементарные эмоции), и самые сложные, выражающие абстрактные понятия, суждения, умозаключения и т. п.

Нас, в данном случае, интересуют ассоциации не только с точки зрения изучения механизма, который позволяет создать художественный эффект в процессе восприятия, но и с точки зрения овладения сценарными навыками ассоциативного исследования, помогающего выйти на разработку замысла сценария. Именно в этом разрезе мы попытаемся ответить на следующие вопросы: «Как складываются ассоциации в процессе работы над сценарием?», «Какие существуют типы ассоциаций, и какие из них существенно необходимы в сценарном творчестве»?

Ассоциации можно рассматривать как субъективное отражение связей объективного мира. Поэтому формирование ассоциаций зависит прежде всего от внешних обстоятельств, практически значимых для человека. Так, в процессе социальной практики в психике множества людей образуются сходные ассоциации, которые и составляю! общественные ассоциативные фонды. По характеру отражаемых связей различают внешние и внутренние ассоциации. Первые отражают внешние связи явлений, вторые - смысловые связи. И первые, и вторые, в свою очередь, различаются по смежности, сходству и контрасту.

Ассоциации, отражающие «внешние связи» (по смежности «серп - месяц»), играют важную роль в познавательных процессах, но тем не менее в сценарном творчестве их роль несущественна. Здесь требуется уже более высокий уровень психики. В соответствии с этим различают предметные, эмоциональные и предметно-эмоциональные ассоциации знакового типа.

Если восприятие художественного предмета вызывает у адресата его собственное переживание, мы имеем дело с эмоциональной ассоциацией. Если оно вызывает представление о каком-либо предмете - предметной, а если объединяются эмоции воспринимающего и его представления о предмете, то это предметно-эмоциональные ассоциации. В самом общем виде ассоциативная способность состоит в том, что психика обладает возможностью связывать различные продукты в устойчивых цепях и, возбуждая одно ее звено, вызывать все остальные.

Ассоциативный ход познания, скрытый от контроля мысли, утрата промежуточных звеньев не только опираются на интуицию, но и находят поддержку в формах знаний, добытых человеком. Например, когда льет дождь, мы говорим: «Природа плачет». Так сливаются высокое обобщение и чувственная конкретность. Вспомним слова А.С. Пушкина: «Роняет лес багряный свой убор». Что возникает у нас в сознании? Целая серия ассоциаций: яркая, солнечная осень, праздничная и т.п., а ведь ни слова об этом у Пушкина не сказано. И все потому, что память человека когда-то закрепила образ - «упавший лист», а Пушкин создал эталон узнавания, который связан с восприятием знакового слоя пушкинских строчек - его выразительно-смысловых, элементов. - Восприятие же знакового слоя охватывает эти строчки целиком, каждая из которых выполняет роль своеобразного знака: убор - листья.

Н.И. Кондаков определяет понятие «ассоциация» как связь между элементами мыслительного процесса, в результате которой возникает новая мысль (104). Исследуя факт, используемый, скажем, в театрализованном представлении, первую очередь мы исследуем его ассоциативно.

Говоря об ассоциативной природе замысла А. Гончаров в своих «Режиссерских тетрадях» говорит, что замысел возникает в сознании ассоциативно. Суриков увидел во время охоты черную ворону на белом снегу - и родился замысел «Боярыни Морозовой». Так и в сознании драматургического замысла - прежде всего надо увидеть «ворону».

Диапазон ассоциативных связей, которые образуются от исходного понятия, чрезвычайно широк. Разнообразна и обширна эмоционально-образная сфера ассоциаций. Чем богаче и шире у автора его ассоциативная сфера, чем он одарённые, тем более он предрасположен к творчеству, тем легче находить ему образное решение. Но прежде чем приступать к ассоциативному исследованию материала необходимо логически его осмыслить: вскрыть причины и следствия данного факта, историю вопроса. Такой анализ материала необходим для того, чтобы подготовить работу ассоциативного мышления, разбудить его, дать ему пищу. Затем необходимо выделить в информации наиболее важные для нас по смыслу слова, и от этих слов выстраивать цепочки ассоциативных связей. За какое из ассоциативных звеньев «зацепится» фантазия в дальнейшем поиске образного решения, замысла - это и будет почвой для дальнейшей творческой работы мысли.

Сценарист, овладевший ассоциативным методом до автоматизма, уже не думает о видеоряде того или иною слова, а делает это непроизвольно. Его мысль ищет поддержки в аналогиях, которые выполняют роль замещающего образа (изображения), ассоциативно исследуемого, недоступного непосредственному восприятию объекта. В результате такого исследования он находит слово-определитель, слово-указатель.

Ассоциативное исследование предполагает употребление последовательно возникших ассоциаций в соответствии с задачами, целями и сценическими заданиями сценария, «Включателем» ассоциативного механизма является целостное восприятие факта. При ассоциативном исследовании зачастую появляется возможность «случайного» открытия, нарушения стандартов и общепринятых норм.

Расширению ассоциативного поля способствует и искусство, которое дает необходимый запас образов и представлений. Таким образом, ассоциативное исследование н творческой лаборатории сценариста играет вспомогательную, инструментальную роль для образования понятий, образов, выразительных средств и т.д. Сценарист выстраивает целые ряды ассоциаций, но в конце концов пригодными для использования в сценарной работе оказываются одна-две. В любом случае воображение, фантазия являются важнейшим и необходимым аспектом художественного познания на стадии замысла сценария. Известный режиссёр Г. Козинцев говорил, что рабочий сценарий - это не путеводитель, по которому можно легко отыскать все закоулки, это скорее всего багаж, который берут с собой: «чемодан ассоциаций». Вспомним как в работе над сценарием «Ехал поезд...» студенты нашли главное слово-определитель «вокзал», помогающий им в результате ассоциативного исследования выйти на точный замысел.

Смысл ассоциативного исследования заключается в том, что он выполняет функцию катализатора художественного процесса. Очевидно, такая способность к ассоциативному мышлению и дает возможность режиссерам находить решения и осуществлять замыслы своих постановок. Методика ассоциативного исследования сценарного материала, которая при условии соблюдения последовательной технологии становится творческим видом мышления, являет, своеобразной «формулой» творческого открытия нового. Именно способность к ассоциативному мышлению и отличает творческое мышление от нетворческого (ремесленного).

«Суть первого типа, - пишет П. Симонов, - заключается в том, что связь между первыми следами событий возникает как прямое и непосредственное отражение объективно существующей связи между этими событиями. Условные рефлексы подобного типа, по-видимому, лежат в основе приобретения ремесленных навыков различной степени сложности. Иная последовательность явлений наблюдается в процессе творчества. Здесь мы вынуждены допустить существование специального механизма «психических мутаций», объединяющих первые следы внешних событий до того, как выяснится объективная правомерность подобного ассоциирования. Эти ассоциации вторично сопоставляются с реальной действительностью... будучи подвержены, отобраны действительностью, именно они обуславливают возможность принципиально новых творческих открытий и находок» (выделено мною - ОМ.) (177, 149). Развитие воображения является предпосылкой самостоятельного проблемно - творческого отношения к действительности. В противоположность формальному интеллекту, действия которого подчиняются строго отработанной формальной схеме, диалектическое мышление внутренне диалогично и развивается как индивидуальная вариация всеобщих форм культуры. Ибо мышление всегда начинается с диалога и протекает как внутреннее общение.

Ассоциативное мышление, ассоциативный «багаж» у каждого человека свой, личный, он зависит от особенностей его индивидуальности, жизненного опыта, знаний, эрудиции, гражданской позиции, политических взглядов, эстетических устремлений, вкуса, национальных и возрастных особенностей.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал